Публичное исполнение музыкальных произведений
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичное исполнение музыкальных произведений (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о защите интеллектуальных прав: Правообладатель (ОКУП, Исключительный лицензиат) хочет взыскать компенсацию за нарушение исключительного права на произведение
(КонсультантПлюс, 2025)1. Публичное исполнение музыкального произведения - в частности, совокупностью следующих документов:
(КонсультантПлюс, 2025)1. Публичное исполнение музыкального произведения - в частности, совокупностью следующих документов:
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры о защите интеллектуальных прав: ОКУП хочет взыскать вознаграждение за публичное исполнение, сообщение в эфир или по кабелю музыки (в том числе из аудиовизуального произведения), фонограммы, опубликованной в коммерческих целях
(КонсультантПлюс, 2025)видеозаписью фиксации факта публичного исполнения музыкальных произведений в помещении Организации >>>
(КонсультантПлюс, 2025)видеозаписью фиксации факта публичного исполнения музыкальных произведений в помещении Организации >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Защита прав композиторов при публичном исполнении музыкального произведения
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7
(Куропацкая Е.Г.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 7
"Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая. Постатейный комментарий"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
(ред. от 23.07.2025)Статья 1277. Свободное публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Организация по управлению правами на коллективной основе обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав, указав, что в помещении салона красоты, принадлежащего ответчику, было осуществлено бездоговорное публичное исполнение музыкального произведения, в связи с чем просила взыскать с ответчика компенсацию за нарушение исключительного права на публичное исполнение произведений, расходы на оплату государственной пошлины, расходы на проведение экспертизы записи исполненных произведений.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)Организация по управлению правами на коллективной основе обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю о взыскании денежной компенсации за нарушение авторских прав, указав, что в помещении салона красоты, принадлежащего ответчику, было осуществлено бездоговорное публичное исполнение музыкального произведения, в связи с чем просила взыскать с ответчика компенсацию за нарушение исключительного права на публичное исполнение произведений, расходы на оплату государственной пошлины, расходы на проведение экспертизы записи исполненных произведений.
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Что может быть указано в расшифровке видеозаписи, представляемой в суд
(КонсультантПлюс, 2025)"...Акт расшифровки записи музыкальных произведений от 18.05.2023 является простым письменным доказательством по делу и основан на представленной копии видеозаписи. Данный документ является допустимым доказательством по делу. В представленной в материалы дела видеозаписи зафиксировано публичное исполнение спорных музыкальных произведений. Указанные музыкальные произведения были установлены специалистом в результате расшифровки записи актом расшифровки. Источник звука публичного исполнения музыкальных произведений в помещении магазина зафиксирован проводимой записью. Видеозапись фиксации факта публичного исполнения музыкальных произведений непрерывна. Согласно выводам специалиста, изложенным в акте, подтвержден факт исполнения музыкальных произведений и исполнителей, поименованных в исковом заявлении..."
Что может быть указано в расшифровке видеозаписи, представляемой в суд
(КонсультантПлюс, 2025)"...Акт расшифровки записи музыкальных произведений от 18.05.2023 является простым письменным доказательством по делу и основан на представленной копии видеозаписи. Данный документ является допустимым доказательством по делу. В представленной в материалы дела видеозаписи зафиксировано публичное исполнение спорных музыкальных произведений. Указанные музыкальные произведения были установлены специалистом в результате расшифровки записи актом расшифровки. Источник звука публичного исполнения музыкальных произведений в помещении магазина зафиксирован проводимой записью. Видеозапись фиксации факта публичного исполнения музыкальных произведений непрерывна. Согласно выводам специалиста, изложенным в акте, подтвержден факт исполнения музыкальных произведений и исполнителей, поименованных в исковом заявлении..."
Статья: Свободное использование музыкальных произведений в праве России и Германии
(Волкова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Допускается использование произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ, п. 1 § 45 ЗАП ФРГ): для осуществления судопроизводства, в процессе арбитража. В германском законе это правомочие предоставлено также государственным органам. В отличие от российского закона, в германском указано, что при аналогичных условиях могут также осуществляться распространение, публичное представление, публичное исполнение произведений (п. 3 § 45 ЗАП ФРГ). Парадоксально, что возможность осуществления таких правомочий не закреплена в российском праве - формально публичное исполнение музыкального произведения в процессе судебного разбирательства не подпадает под действие ст. 1278 ГК, что делает недопустимым прослушивание произведения, которое может быть, например, предметом рассмотрения, и ставит под вопрос исследование доказательств.
(Волкова А.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)Допускается использование произведения для целей правоприменения (ст. 1278 ГК РФ, п. 1 § 45 ЗАП ФРГ): для осуществления судопроизводства, в процессе арбитража. В германском законе это правомочие предоставлено также государственным органам. В отличие от российского закона, в германском указано, что при аналогичных условиях могут также осуществляться распространение, публичное представление, публичное исполнение произведений (п. 3 § 45 ЗАП ФРГ). Парадоксально, что возможность осуществления таких правомочий не закреплена в российском праве - формально публичное исполнение музыкального произведения в процессе судебного разбирательства не подпадает под действие ст. 1278 ГК, что делает недопустимым прослушивание произведения, которое может быть, например, предметом рассмотрения, и ставит под вопрос исследование доказательств.
Статья: Коллективное управление авторскими и смежными правами: современное состояние и перспективы
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)В судебной практике есть известные примеры, когда лицензионный договор между РАО и пользователем был признан незаключенным в связи с тем, что не содержал указания на конкретные произведения, в отношении которых предоставляется право использования, т.е. не содержал одно из существенных в силу закона условий лицензионного договора (подп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ) <20>. Например, такое решение было вынесено Арбитражным судом г. Москвы по иску организатора концертов групп Muse и We Are Scientists. Истец сначала заключил с РАО лицензионный договор на публичное исполнение музыкальных произведений и частично исполнил предусмотренные договором обязательства, а затем обратился в суд с требованием о признании данного договора незаключенным в связи с несогласованием сторонами условия о предмете договора - конкретных объектах авторских прав, право использования которых предоставило ему РАО. Решение суда первой инстанции о признании данного договора незаключенным было оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций. Однако Президиум ВАС РФ при пересмотре дела в порядке надзора отменил постановления нижестоящих судов и признал лицензионный договор заключенным, несмотря на отсутствие в нем условия о конкретных музыкальных произведениях <21>.
(Иванов Н.В.)
("Закон", 2024, N 2)В судебной практике есть известные примеры, когда лицензионный договор между РАО и пользователем был признан незаключенным в связи с тем, что не содержал указания на конкретные произведения, в отношении которых предоставляется право использования, т.е. не содержал одно из существенных в силу закона условий лицензионного договора (подп. 1 п. 6 ст. 1235 ГК РФ) <20>. Например, такое решение было вынесено Арбитражным судом г. Москвы по иску организатора концертов групп Muse и We Are Scientists. Истец сначала заключил с РАО лицензионный договор на публичное исполнение музыкальных произведений и частично исполнил предусмотренные договором обязательства, а затем обратился в суд с требованием о признании данного договора незаключенным в связи с несогласованием сторонами условия о предмете договора - конкретных объектах авторских прав, право использования которых предоставило ему РАО. Решение суда первой инстанции о признании данного договора незаключенным было оставлено в силе судами апелляционной и кассационной инстанций. Однако Президиум ВАС РФ при пересмотре дела в порядке надзора отменил постановления нижестоящих судов и признал лицензионный договор заключенным, несмотря на отсутствие в нем условия о конкретных музыкальных произведениях <21>.
Статья: Правовая охрана части произведения
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Как и в первом случае, фактически фрагмент произведения может использоваться самостоятельно (публичное исполнение части музыкального произведения на концерте, размещение на товаре части рисунка или фотографии) либо включаться в состав другого произведения (включение отрывка музыкального произведения в состав аудиовизуального).
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 1)Как и в первом случае, фактически фрагмент произведения может использоваться самостоятельно (публичное исполнение части музыкального произведения на концерте, размещение на товаре части рисунка или фотографии) либо включаться в состав другого произведения (включение отрывка музыкального произведения в состав аудиовизуального).
Путеводитель по судебной практике: Агентирование.
Правомерно ли поставить выплату вознаграждения по агентскому договору в зависимость от поступления денежных средств от третьих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из вынесенных по делу судебных актов, между ООО "РАО" (принципалом) и АНО "СМЦ" (агентом) заключен агентский договор от 01.09.2008 N 57-08 (далее - агентский договор), по которому принципал поручил агенту на возмездной основе от имени и за счет принципала осуществлять на территории города Новосибирска и Новосибирской области юридические и иные действия по управлению правами на коллективной основе при использовании произведений способами, установленными подпунктами 6 - 8 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса, а также при сборе авторского вознаграждения на основании пункта 3 статьи 1263 Гражданского кодекса при публичном исполнении музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении: выявление юридических и физических лиц, использующих либо намеревающихся использовать произведения; проведение переговоров с целью заключения лицензионных договоров и договоров о выплате авторского вознаграждения с пользователями; осуществление контроля над выполнением пользователями условий заключенных договоров; выявление фактов бездоговорного использования произведений; ведение судебных дел по ликвидации дебиторской задолженности, бездоговорному использованию.
Правомерно ли поставить выплату вознаграждения по агентскому договору в зависимость от поступления денежных средств от третьих лиц
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как следует из вынесенных по делу судебных актов, между ООО "РАО" (принципалом) и АНО "СМЦ" (агентом) заключен агентский договор от 01.09.2008 N 57-08 (далее - агентский договор), по которому принципал поручил агенту на возмездной основе от имени и за счет принципала осуществлять на территории города Новосибирска и Новосибирской области юридические и иные действия по управлению правами на коллективной основе при использовании произведений способами, установленными подпунктами 6 - 8 пункта 2 статьи 1270 Гражданского кодекса, а также при сборе авторского вознаграждения на основании пункта 3 статьи 1263 Гражданского кодекса при публичном исполнении музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении: выявление юридических и физических лиц, использующих либо намеревающихся использовать произведения; проведение переговоров с целью заключения лицензионных договоров и договоров о выплате авторского вознаграждения с пользователями; осуществление контроля над выполнением пользователями условий заключенных договоров; выявление фактов бездоговорного использования произведений; ведение судебных дел по ликвидации дебиторской задолженности, бездоговорному использованию.
Статья: Особенности использования произведений о Великой Отечественной войне
(Ситдикова Р.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Здесь следует отметить, что в соответствии с нормами ст. 1277 ГК РФ в настоящее время без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения разрешается публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. На практике часто возникает вопрос: что считать официальной церемонией? В Гражданском кодексе прямого ответа на этот вопрос нет, судебная практика исходит из того, что официальной является церемония, которая инициирована от имени государства, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, например инаугурация, прием руководителя другого государства, возложение венков к мемориальным комплексам, церемония открытия общественно значимого объекта <8>. Нетрудно заметить, что с введением названных поправок понятие официальной церемонии, с одной стороны, расширяется: теперь инициатором официальных церемоний могут выступать Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, общественные объединения и другие организации. В статье 5.2 Закона N 80 дается конкретный перечень органов, по инициативе которых проводятся мероприятия, относящиеся к официальным. С другой стороны, строго определена тематика официальных мероприятий - они должны быть посвящены Дню Победы, Дню защитника Отечества, дням воинской славы или памятным датам, связанным с событиями Великой Отечественной войны.
(Ситдикова Р.И.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 3)Здесь следует отметить, что в соответствии с нормами ст. 1277 ГК РФ в настоящее время без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения разрешается публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии. На практике часто возникает вопрос: что считать официальной церемонией? В Гражданском кодексе прямого ответа на этот вопрос нет, судебная практика исходит из того, что официальной является церемония, которая инициирована от имени государства, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, например инаугурация, прием руководителя другого государства, возложение венков к мемориальным комплексам, церемония открытия общественно значимого объекта <8>. Нетрудно заметить, что с введением названных поправок понятие официальной церемонии, с одной стороны, расширяется: теперь инициатором официальных церемоний могут выступать Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, общественные объединения и другие организации. В статье 5.2 Закона N 80 дается конкретный перечень органов, по инициативе которых проводятся мероприятия, относящиеся к официальным. С другой стороны, строго определена тематика официальных мероприятий - они должны быть посвящены Дню Победы, Дню защитника Отечества, дням воинской славы или памятным датам, связанным с событиями Великой Отечественной войны.
Путеводитель по судебной практике: Электронные доказательства в арбитражном процессе.
Нужно ли согласие на проведение видеозаписи, чтобы суд принял ее в качестве надлежащего доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, истцу не требовалось получать разрешение у ответчика или у какого-либо иного лица для фиксации факта незаконного публичного исполнения музыкальных произведений..."
Нужно ли согласие на проведение видеозаписи, чтобы суд принял ее в качестве надлежащего доказательства
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, истцу не требовалось получать разрешение у ответчика или у какого-либо иного лица для фиксации факта незаконного публичного исполнения музыкальных произведений..."
Статья: Ответственность за совместное нарушение исключительного права
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В контексте вопроса об объективной стороне совместного нарушения исключительного права весьма любопытной представляется позиция высшей судебной инстанции по вопросу квалификации нарушения исключительного права при бездоговорном публичном исполнении музыкальных произведений в живом исполнении. В частности, согласно п. 57 Постановления N 10 правообладатель музыкального произведения вправе пресечь использование произведений конкретным исполнителем - запретить его использование в своей артистической, в том числе концертной, деятельности. В то же время из п. 93 Постановления N 10 следует, что правообладатель не вправе взыскать с артиста-исполнителя убытки или компенсацию по факту состоявшегося бездоговорного публичного исполнения его произведения. Соответствующее требование может быть предъявлено к организатору или соорганизаторам мероприятия, в ходе которого состоялось публичное исполнение.
(Иванов Н.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 3)В контексте вопроса об объективной стороне совместного нарушения исключительного права весьма любопытной представляется позиция высшей судебной инстанции по вопросу квалификации нарушения исключительного права при бездоговорном публичном исполнении музыкальных произведений в живом исполнении. В частности, согласно п. 57 Постановления N 10 правообладатель музыкального произведения вправе пресечь использование произведений конкретным исполнителем - запретить его использование в своей артистической, в том числе концертной, деятельности. В то же время из п. 93 Постановления N 10 следует, что правообладатель не вправе взыскать с артиста-исполнителя убытки или компенсацию по факту состоявшегося бездоговорного публичного исполнения его произведения. Соответствующее требование может быть предъявлено к организатору или соорганизаторам мероприятия, в ходе которого состоялось публичное исполнение.
Статья: К вопросу об управлении исключительным правом организациями по коллективному управлению правами
(Кудряшов В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2021, N 3)Действительно, представим себе ситуацию, в которой организатор публичного спортивного мероприятия обращается к РАО с целью предоставления возможностей публичного исполнения музыкального произведения путем воспроизведения с помощью технических средств. В данном контексте РАО, по сути, предоставляет возможность такого использования от имени правообладателя без его согласия, принимая на себя часть правомочий, составляющих часть исключительного права. Тем не менее теоретически правообладатель может являться болельщиком другого спортивного клуба, как следствие - он может быть не заинтересован в таком использовании.
(Кудряшов В.В.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2021, N 3)Действительно, представим себе ситуацию, в которой организатор публичного спортивного мероприятия обращается к РАО с целью предоставления возможностей публичного исполнения музыкального произведения путем воспроизведения с помощью технических средств. В данном контексте РАО, по сути, предоставляет возможность такого использования от имени правообладателя без его согласия, принимая на себя часть правомочий, составляющих часть исключительного права. Тем не менее теоретически правообладатель может являться болельщиком другого спортивного клуба, как следствие - он может быть не заинтересован в таком использовании.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места (п. 2 ст. 1276 ГК РФ). Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ). Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ). Организация эфирного вещания вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер (ст. 1279 ГК РФ).
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Допускается свободное использование путем воспроизведения и распространения изготовленных экземпляров, сообщения в эфир или по кабелю, доведения до всеобщего сведения в форме изображений произведений архитектуры, градостроительства и произведений садово-паркового искусства, расположенных в месте, открытом для свободного посещения, или видных из этого места (п. 2 ст. 1276 ГК РФ). Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения публичное исполнение правомерно обнародованного музыкального произведения во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправданном характером такой церемонии (ст. 1277 ГК РФ). Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизведение произведения для осуществления производства по делу об административном правонарушении, для производства дознания, предварительного следствия или осуществления судопроизводства в объеме, оправданном этой целью (ст. 1278 ГК РФ). Организация эфирного вещания вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты дополнительного вознаграждения делать запись в целях краткосрочного пользования того произведения, в отношении которого эта организация получила право на сообщение в эфир, при условии, что такая запись делается организацией эфирного вещания с помощью ее собственного оборудования и для собственных передач. При этом организация обязана уничтожить такую запись в течение шести месяцев со дня ее изготовления, если более продолжительный срок не согласован с правообладателем или не установлен законом. Такая запись может быть сохранена без согласия правообладателя в государственных или муниципальных архивах, если она носит исключительно документальный характер (ст. 1279 ГК РФ).