Публичное имущество
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичное имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 445 ГК РФ "Заключение договора в обязательном порядке"4.1.5. Арендатор публичного имущества вправе требовать понуждения арендодателя к заключению договора на новый срок, если договор с другим лицом не заключен, но арендодатель отказал арендатору при отсутствии оснований, указанных в Законе о конкуренции (позиция ВАС РФ) >>>
Перечень позиций высших судов к ст. 621 ГК РФ "Преимущественное право арендатора на заключение договора аренды на новый срок"2.1.3. Арендатор публичного имущества, которому арендодатель не предлагал заключить договор на условиях, предложенных победителем торгов, вправе требовать перевода прав и обязанностей по заключенному на торгах договору, даже если он в них не участвовал (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как внести публичное имущество в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что учесть при внесении публичного имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества
(КонсультантПлюс, 2025)1. Что учесть при внесении публичного имущества в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного общества
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2001 N 178-ФЗ
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
(ред. от 07.07.2025)
"О приватизации государственного и муниципального имущества"Статья 23. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)§ 3. Права на хозяйствование с имуществом
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)§ 3. Права на хозяйствование с имуществом
Статья: Влияние публичной достоверности на виндикацию имущества
(Мурзин Д.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 5)ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ НА ВИНДИКАЦИЮ ИМУЩЕСТВА
(Мурзин Д.В.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2021, N 5)ВЛИЯНИЕ ПУБЛИЧНОЙ ДОСТОВЕРНОСТИ НА ВИНДИКАЦИЮ ИМУЩЕСТВА
Готовое решение: Как выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности
(КонсультантПлюс, 2025)Субъект малого и среднего предпринимательства может выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности в порядке, установленном земельным законодательством или законодательством о приватизации. Действие Закона N 159-ФЗ, предусматривающего особый порядок отчуждения подобным субъектам арендуемого ими публичного имущества, на выкуп земли не распространяется (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134).
(КонсультантПлюс, 2025)Субъект малого и среднего предпринимательства может выкупить арендованный земельный участок из публичной собственности в порядке, установленном земельным законодательством или законодательством о приватизации. Действие Закона N 159-ФЗ, предусматривающего особый порядок отчуждения подобным субъектам арендуемого ими публичного имущества, на выкуп земли не распространяется (п. 1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 05.11.2009 N 134).
Статья: Теоретические подходы к обоснованию порядка перехода выморочного имущества к публичным образованиям
(Белькова Е.Г., Полетаева Е.Л.)
("Наследственное право", 2025, N 1)Понятие выморочного имущества давно известно как российскому гражданскому праву, так и гражданскому праву зарубежных государств. Выморочное имущество переходит в собственность публичных образований. Вместе с тем порядок перехода имущества, в отношении которого отсутствуют наследники, публичным образованиям до настоящего времени вызывает научные дискуссии, а в законодательстве разных государств получили закрепление различные подходы к порядку перехода выморочного имущества к государству и иным публичным образованиям. В законодательстве одних государств выморочное имущество рассматривают как бесхозяйное, и, следовательно, оно переходит к публичному образованию в порядке оккупации, законодательством других установлен порядок наследования выморочного имущества публичными образованиями. Исследования показывают, что выморочное имущество имеет существенные отличия от имущества бесхозяйного. Переход выморочного имущества к государству и иным публичным образованиям в порядке наследования по закону происходит по особым правилам, отличным от наследования по закону иными субъектами или наследования государством по завещанию. Государство и иные публичные образования не вправе отказаться от принятия наследства, переход к ним выморочного имущества не может характеризоваться как универсальное наследственное правопреемство, не следует принципу единства наследственной массы и равенства долей наследников одной очереди. В отличие от других наследников, публичным образованиям для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, и, соответственно, не может применяться установленный законом срок для принятия наследства. Невозможность регулирования перехода к публичным образованиям выморочного имущества нормами права, устанавливающими общий порядок наследования по закону физическими лицами, требует принятия законодательства о выморочном имуществе, учитывающем особенности его перехода в собственность публичных образований.
(Белькова Е.Г., Полетаева Е.Л.)
("Наследственное право", 2025, N 1)Понятие выморочного имущества давно известно как российскому гражданскому праву, так и гражданскому праву зарубежных государств. Выморочное имущество переходит в собственность публичных образований. Вместе с тем порядок перехода имущества, в отношении которого отсутствуют наследники, публичным образованиям до настоящего времени вызывает научные дискуссии, а в законодательстве разных государств получили закрепление различные подходы к порядку перехода выморочного имущества к государству и иным публичным образованиям. В законодательстве одних государств выморочное имущество рассматривают как бесхозяйное, и, следовательно, оно переходит к публичному образованию в порядке оккупации, законодательством других установлен порядок наследования выморочного имущества публичными образованиями. Исследования показывают, что выморочное имущество имеет существенные отличия от имущества бесхозяйного. Переход выморочного имущества к государству и иным публичным образованиям в порядке наследования по закону происходит по особым правилам, отличным от наследования по закону иными субъектами или наследования государством по завещанию. Государство и иные публичные образования не вправе отказаться от принятия наследства, переход к ним выморочного имущества не может характеризоваться как универсальное наследственное правопреемство, не следует принципу единства наследственной массы и равенства долей наследников одной очереди. В отличие от других наследников, публичным образованиям для приобретения выморочного имущества принятие наследства не требуется, и, соответственно, не может применяться установленный законом срок для принятия наследства. Невозможность регулирования перехода к публичным образованиям выморочного имущества нормами права, устанавливающими общий порядок наследования по закону физическими лицами, требует принятия законодательства о выморочном имуществе, учитывающем особенности его перехода в собственность публичных образований.
Статья: Утрата права собственности на выморочное имущество вследствие бездействия публично-правовых образований
(Чеговадзе Л.А.)
("Наследственное право", 2021, N 3)На основе анализа гражданского законодательства и материалов судебной практики автор статьи делает вывод, что недостатки законодательства о переходе выморочного имущества в публичную собственность приводят к бездействию публично-правовых образований, которое квалифицируется судами как особый способ прекращения права публичной собственности.
(Чеговадзе Л.А.)
("Наследственное право", 2021, N 3)На основе анализа гражданского законодательства и материалов судебной практики автор статьи делает вывод, что недостатки законодательства о переходе выморочного имущества в публичную собственность приводят к бездействию публично-правовых образований, которое квалифицируется судами как особый способ прекращения права публичной собственности.
Статья: Истребование от добросовестного приобретателя имущества, приобретенного на публичных торгах
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Действующее законодательство закрепляет условия защиты добросовестного приобретателя. В последнее время перечень случаев, когда вещь не может быть истребована от добросовестного приобретателя, значительно расширился. Так, одним из случаев защиты добросовестного приобретателя является невозможность истребования имущества, приобретенного на организованных торгах. Указанное ограничение виндикации связано с необходимостью обеспечения стабильности гражданского оборота и повышения доверия к организованным торгам. Одновременно законодатель учитывает условия, в которых реализуется имущество на организованных торгах: такие торги проводятся публично, в установленном законом порядке. Вместе с тем законодатель обошел вниманием вопрос приобретения на публичных торгах вещи, которая не принадлежит должнику. Добросовестный приобретатель вещи на публичных торгах должен быть защищен от истребования у него вещи собственником, поскольку отчуждение вещи на публичных торгах осуществляется уполномоченным законом субъектом при содействии государства в лице Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, а у участников торгов нет оснований сомневаться в правомерности отчуждения вещи на таких торгах. Фактически приобретение вещи на торгах представляет собой публичное бесконфликтное присвоение вещи, когда обстоятельства такого присвоения не вызывают сомнений в правомерности приобретения вещи. Во всяком случае, в данном вопросе может быть применена аргументация, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 июня 2017 г. N 16-П, где сказано о необходимости ограничения права публично-правового образования истребовать от гражданина жилое помещение. Иное означало бы, что, с одной стороны, государство организует принудительное исполнение судебных актов и реализацию имущества на публичных торгах, а с другой - истребует реализуемое на этих торгах имущество. Защита добросовестного приобретателя вещи на публичных торгах видится необходимым дополнением института защиты добросовестного приобретателя.
(Мальбин Д.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 1)Действующее законодательство закрепляет условия защиты добросовестного приобретателя. В последнее время перечень случаев, когда вещь не может быть истребована от добросовестного приобретателя, значительно расширился. Так, одним из случаев защиты добросовестного приобретателя является невозможность истребования имущества, приобретенного на организованных торгах. Указанное ограничение виндикации связано с необходимостью обеспечения стабильности гражданского оборота и повышения доверия к организованным торгам. Одновременно законодатель учитывает условия, в которых реализуется имущество на организованных торгах: такие торги проводятся публично, в установленном законом порядке. Вместе с тем законодатель обошел вниманием вопрос приобретения на публичных торгах вещи, которая не принадлежит должнику. Добросовестный приобретатель вещи на публичных торгах должен быть защищен от истребования у него вещи собственником, поскольку отчуждение вещи на публичных торгах осуществляется уполномоченным законом субъектом при содействии государства в лице Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации, а у участников торгов нет оснований сомневаться в правомерности отчуждения вещи на таких торгах. Фактически приобретение вещи на торгах представляет собой публичное бесконфликтное присвоение вещи, когда обстоятельства такого присвоения не вызывают сомнений в правомерности приобретения вещи. Во всяком случае, в данном вопросе может быть применена аргументация, изложенная в Постановлении Конституционного Суда РФ от 22 июня 2017 г. N 16-П, где сказано о необходимости ограничения права публично-правового образования истребовать от гражданина жилое помещение. Иное означало бы, что, с одной стороны, государство организует принудительное исполнение судебных актов и реализацию имущества на публичных торгах, а с другой - истребует реализуемое на этих торгах имущество. Защита добросовестного приобретателя вещи на публичных торгах видится необходимым дополнением института защиты добросовестного приобретателя.
Статья: Принудительный выкуп недвижимого имущества в публичных интересах
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)1. Основания принудительного выкупа недвижимого имущества
(Огибалова А.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2025, N 1)1. Основания принудительного выкупа недвижимого имущества
Готовое решение: Как налоговому агенту принять к вычету НДС
(КонсультантПлюс, 2025)арендует имущество у органов публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)арендует имущество у органов публичной власти федеральной территории "Сириус" (п. 3 ст. 161 НК РФ);