Публично-правовой спор
Подборка наиболее важных документов по запросу Публично-правовой спор (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 222 ГК РФ "Самовольная постройка"1.5.1. В споре между публично-правовыми образованиями о сносе самовольной постройки - социально значимого объекта из-за формального нарушения публичного порядка строительства нужно учитывать публичный интерес в создании такого объекта (позиция ВС РФ) >>>
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 174 "Решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия" АПК РФ"В ряде случаев невозможность присуждения судебной неустойки по конкретному виду спора может быть вызвана обстоятельствами, имеющими конституционное значение. Так, указывая в Определении от 12 октября 2023 года N 2704-О на неприменимость судебной неустойки, предусмотренной частью 4 статьи 174 АПК Российской Федерации, для обеспечения исполнения судебных актов по спорам, непосредственно связанным с проверкой законности и обоснованности осуществления органами публичной власти своих полномочий, Конституционный Суд Российской Федерации исходил прежде всего из того, что применение данной неустойки по спорам, подпадающим под действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, исключено, а следовательно, применение ее в аналогичных спорах, рассматриваемых в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, ставило бы и истцов, и ответчиков в таких спорах в неравное положение исключительно из-за вида судопроизводства, в котором рассматривается соответствующий публично-правовой спор, притом что эти споры сходны по своей природе. Что же касается трудовых споров, рассматриваемых в соответствии с Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, то такая ситуация (рассмотрение сходных споров в разных видах судопроизводства в сочетании с отсутствием в одном из них инструмента судебной неустойки) не возникает."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Исковое производство по публично-правовым спорам в арбитражном процессе: оставить нельзя, изъять
(Кузнецов Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 5)"Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 5
(Кузнецов Д.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 5)"Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 5
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 N 21
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"29. В соответствии с частью 3 статьи 4 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публично-правового спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка. В силу пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования споров данной категории. Такой порядок установлен, в частности, пунктом 2 статьи 138 НК РФ, частью 15 статьи 11 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
"О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации"29. В соответствии с частью 3 статьи 4 КАС РФ, если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публично-правового спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка. В силу пункта 1 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если административным истцом не соблюден установленный федеральным законом обязательный досудебный порядок урегулирования споров данной категории. Такой порядок установлен, в частности, пунктом 2 статьи 138 НК РФ, частью 15 статьи 11 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации", частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности".
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Кроме того, предъявленное к исполнению решение вынесено по публично-правовому спору, поскольку предполагает взыскание таможенных платежей, налогов, пеней в бюджет иностранного государства. Таким образом, указанное иностранное судебное решение не направлено на защиту частного интереса, обеспечение которого является целью международного правового сотрудничества государств в рамках международного гражданского процесса и реализуется через заключение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым (хозяйственным) делам. Из предмета таких соглашений исключены публично-правовые (налоговые, таможенные, иные административные дела), которые, в силу своей природы, направлены, прежде всего, на защиту интересов государства и обеспечение государственной власти соответствующей страны.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017)Кроме того, предъявленное к исполнению решение вынесено по публично-правовому спору, поскольку предполагает взыскание таможенных платежей, налогов, пеней в бюджет иностранного государства. Таким образом, указанное иностранное судебное решение не направлено на защиту частного интереса, обеспечение которого является целью международного правового сотрудничества государств в рамках международного гражданского процесса и реализуется через заключение договоров о правовой помощи по гражданским, семейным, торговым (хозяйственным) делам. Из предмета таких соглашений исключены публично-правовые (налоговые, таможенные, иные административные дела), которые, в силу своей природы, направлены, прежде всего, на защиту интересов государства и обеспечение государственной власти соответствующей страны.
Статья: К вопросу об альтернативных формах прекращения публичного спора
(Кощеева Е.С., Петрунева А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)3. Идея примирения в публично-правовых спорах
(Кощеева Е.С., Петрунева А.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2021, N 12)3. Идея примирения в публично-правовых спорах
Статья: Арбитрабельность налоговых споров в Кыргызстане: использование альтернативного правосудия в публичных правоотношениях
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Опираясь на данные доктринальные разработки, на примере довольно уникальной инициативы по учреждению в Кыргызстане налогового арбитража сделаем попытку осмыслить пределы приватизации функции осуществления правосудия и институциональные ограничения для передачи функции разрешения публично-правовых споров частным организациям. Одновременно остановимся на анализе барьеров, рисков и преимуществ передачи налоговых споров в арбитраж для основных акторов: государства, третейских судов и налогоплательщиков.
(Аленкина Н.Б.)
("Сравнительное конституционное обозрение", 2025, N 2)Опираясь на данные доктринальные разработки, на примере довольно уникальной инициативы по учреждению в Кыргызстане налогового арбитража сделаем попытку осмыслить пределы приватизации функции осуществления правосудия и институциональные ограничения для передачи функции разрешения публично-правовых споров частным организациям. Одновременно остановимся на анализе барьеров, рисков и преимуществ передачи налоговых споров в арбитраж для основных акторов: государства, третейских судов и налогоплательщиков.
Статья: Онлайн-медиация как одна из альтернативных форм урегулирования публично-правового спора
(Арзуманова Л.Л.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)"Право и цифровая экономика", 2021, N 4
(Арзуманова Л.Л.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 4)"Право и цифровая экономика", 2021, N 4
Статья: Система общих принципов административного права: методологическая "оптика"
(Должиков А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Помимо правовой культуры и юридической традиции в конкретной юрисдикции восприятие общих принципов административного права зависит от методологической "оптики" отдельных исследователей. Это утверждение является общепринятым в социологии. "Методология любой научной дисциплины... представляет собой... определенную оптику - взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая в принципе поддастся рациональному познанию" <3>. В административном праве, да и в российской юриспруденции такой подход встречается редко. Причем следует рассуждать не только о субъективизме ученых. Подобные выводы применимы к пониманию принципов административными судьями и участниками разбирательств в публично-правовых спорах. В силу абстрактности любой общий принцип обладает на практике открытым для толкования содержанием. Следовательно, построение их системы также обусловлено базовыми методологическими подходами практикующих юристов к административному праву.
(Должиков А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 6)Помимо правовой культуры и юридической традиции в конкретной юрисдикции восприятие общих принципов административного права зависит от методологической "оптики" отдельных исследователей. Это утверждение является общепринятым в социологии. "Методология любой научной дисциплины... представляет собой... определенную оптику - взгляд на мир, как разумно устроенную систему, которая в принципе поддастся рациональному познанию" <3>. В административном праве, да и в российской юриспруденции такой подход встречается редко. Причем следует рассуждать не только о субъективизме ученых. Подобные выводы применимы к пониманию принципов административными судьями и участниками разбирательств в публично-правовых спорах. В силу абстрактности любой общий принцип обладает на практике открытым для толкования содержанием. Следовательно, построение их системы также обусловлено базовыми методологическими подходами практикующих юристов к административному праву.
Статья: Понятие нежилого помещения: публично-правовой аспект
(Вербицкая Ю.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Еще И.А. Дроздов определял помещение как пространство, ограниченное трехмерным контуром, который образует объект недвижимости и имеет вход. При этом обязательно должны быть крыша, стены, пол и вход, иначе при отсутствии последнего помещение невозможно отличить от ниши <18>. Цивилистическую теорию поддержал один из арбитражных кассационных судов в абсолютно публично-правовом споре о соблюдении требований пожарной безопасности. При проверке здания гостиницы обществу было предписано оборудовать автоматической пожарной сигнализацией нишу для электрошкафа на лестничной клетке, поскольку ниша была отнесена к отдельным помещениям. Суд пришел к выводу, что данная конструкция не отвечает критериям помещения в первую очередь потому, что не имеет входа и не является конструктивной частью здания <19>.
(Вербицкая Ю.О.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 4)Еще И.А. Дроздов определял помещение как пространство, ограниченное трехмерным контуром, который образует объект недвижимости и имеет вход. При этом обязательно должны быть крыша, стены, пол и вход, иначе при отсутствии последнего помещение невозможно отличить от ниши <18>. Цивилистическую теорию поддержал один из арбитражных кассационных судов в абсолютно публично-правовом споре о соблюдении требований пожарной безопасности. При проверке здания гостиницы обществу было предписано оборудовать автоматической пожарной сигнализацией нишу для электрошкафа на лестничной клетке, поскольку ниша была отнесена к отдельным помещениям. Суд пришел к выводу, что данная конструкция не отвечает критериям помещения в первую очередь потому, что не имеет входа и не является конструктивной частью здания <19>.
Статья: Судебная защита личных прав в административном судопроизводстве: сравнительно-правовые аспекты (опыт стран постсоветского пространства)
(Бурашникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Несмотря на то что КАС РФ предусмотрена единая исковая процессуальная форма для всех категорий дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, представляется, что исходя из процессуальных особенностей судопроизводства, обусловленных характером публичного правоотношения и способом защиты нарушенного права либо охраняемого законом интереса, все административные дела, рассматриваемые российскими судами в порядке административного судопроизводства, можно разделить на две основные категории - дела о судебной защите прав граждан (организаций) и дела о судебном контроле за соблюдением их прав. Такое разделение отражено и в положениях Кодекса <5>. К первой категории отнесены дела, по которым судом осуществляется собственно исковая защита нарушенного либо оспоренного права. Этим делам свойственно наличие публично-правового спора между участниками публичных правоотношений, и производство по ним инициируется в суде лицами, полагающими свои права нарушенными (гл. 22, 23, 24, 25, 26 КАС РФ). Вторая категория административных дел характеризуется тем, что судебная защита по ним осуществляется судом в форме обязательного судебного контроля за соблюдением прав граждан и организаций при реализации публичными органами отдельных властных полномочий. Применительно к личным правам в порядке судебного контроля судом проверяется законность, необходимость и соразмерность применения государственными органами и иными органами и организациями, наделенными по отношению к гражданину властными полномочиями, определенных мер публичного принуждения, связанных с вмешательством в личные права граждан.
(Бурашникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 3)Несмотря на то что КАС РФ предусмотрена единая исковая процессуальная форма для всех категорий дел, рассматриваемых в порядке административного судопроизводства, представляется, что исходя из процессуальных особенностей судопроизводства, обусловленных характером публичного правоотношения и способом защиты нарушенного права либо охраняемого законом интереса, все административные дела, рассматриваемые российскими судами в порядке административного судопроизводства, можно разделить на две основные категории - дела о судебной защите прав граждан (организаций) и дела о судебном контроле за соблюдением их прав. Такое разделение отражено и в положениях Кодекса <5>. К первой категории отнесены дела, по которым судом осуществляется собственно исковая защита нарушенного либо оспоренного права. Этим делам свойственно наличие публично-правового спора между участниками публичных правоотношений, и производство по ним инициируется в суде лицами, полагающими свои права нарушенными (гл. 22, 23, 24, 25, 26 КАС РФ). Вторая категория административных дел характеризуется тем, что судебная защита по ним осуществляется судом в форме обязательного судебного контроля за соблюдением прав граждан и организаций при реализации публичными органами отдельных властных полномочий. Применительно к личным правам в порядке судебного контроля судом проверяется законность, необходимость и соразмерность применения государственными органами и иными органами и организациями, наделенными по отношению к гражданину властными полномочиями, определенных мер публичного принуждения, связанных с вмешательством в личные права граждан.
Статья: Развитие взглядов К.С. Юдельсона на предмет и метод гражданского процессуального права
(Плотников Д.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)2) эволюция взглядов К.С. Юдельсона на предмет гражданского процессуального права свидетельствует не только о разработке понятия предмета отрасли, но и о формулировании критерия определения его содержания. Важно обратить внимание на то, что указанным исследователем фактически сформулирован признак содержания предмета отрасли права - однородность общественных отношений. Именно указанная характеристика предмета отрасли обосновывалась К.С. Юдельсоном в изданных им учебных и научных изданиях на протяжении 50 - 80-х годов XX в. Используя однородность как признак предмета отрасли, он обоснованно приводил аргументы спорности включения иных общественных отношений в предмет отрасли гражданского процессуального права. Обращение внимания на поиск однородности в формулировании предмета отрасли имеет первостепенное значение для современной доктрины гражданского процессуального права. К сожалению, в XXI в. в теории гражданского процессуального права наблюдается дифференциация взглядов на предмет отрасли гражданского процессуального права. И сейчас дискуссии сводятся не только к спору о широком и узком подходах к предмету отрасли, но и к обоснованности включения в содержание отрасли гражданского процессуального права публично-правовых споров, несудебных форм защиты гражданских прав, нотариальной и третейской форм разрешения споров. Это обстоятельство неизбежно влияет на качество нормативного материала, приводящее на практике к проблемам четкого разграничения между нормами ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Отсутствие четкого понимания законодателем содержания учебных дисциплин в рамках подготовки юридических кадров приводит к уходу от унификации учебного материала в сторону академической свободы каждого учебного заведения. Указанные обстоятельства позволяют поднять проблему необходимости формулирования системообразующих характеристик предмета отрасли права. И, по нашему мнению, в качестве одной из таких характеристик, о которой писал К.С. Юдельсон, является раскрытие предмета отрасли через определение границ однородности общественных отношений. Использование современными исследователями однородности при раскрытии вопроса о предмете гражданского процессуального права позволило бы привести к попытке формулирования непротиворечивого понимания предмета отрасли;
(Плотников Д.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 4)2) эволюция взглядов К.С. Юдельсона на предмет гражданского процессуального права свидетельствует не только о разработке понятия предмета отрасли, но и о формулировании критерия определения его содержания. Важно обратить внимание на то, что указанным исследователем фактически сформулирован признак содержания предмета отрасли права - однородность общественных отношений. Именно указанная характеристика предмета отрасли обосновывалась К.С. Юдельсоном в изданных им учебных и научных изданиях на протяжении 50 - 80-х годов XX в. Используя однородность как признак предмета отрасли, он обоснованно приводил аргументы спорности включения иных общественных отношений в предмет отрасли гражданского процессуального права. Обращение внимания на поиск однородности в формулировании предмета отрасли имеет первостепенное значение для современной доктрины гражданского процессуального права. К сожалению, в XXI в. в теории гражданского процессуального права наблюдается дифференциация взглядов на предмет отрасли гражданского процессуального права. И сейчас дискуссии сводятся не только к спору о широком и узком подходах к предмету отрасли, но и к обоснованности включения в содержание отрасли гражданского процессуального права публично-правовых споров, несудебных форм защиты гражданских прав, нотариальной и третейской форм разрешения споров. Это обстоятельство неизбежно влияет на качество нормативного материала, приводящее на практике к проблемам четкого разграничения между нормами ГПК РФ, АПК РФ и КАС РФ. Отсутствие четкого понимания законодателем содержания учебных дисциплин в рамках подготовки юридических кадров приводит к уходу от унификации учебного материала в сторону академической свободы каждого учебного заведения. Указанные обстоятельства позволяют поднять проблему необходимости формулирования системообразующих характеристик предмета отрасли права. И, по нашему мнению, в качестве одной из таких характеристик, о которой писал К.С. Юдельсон, является раскрытие предмета отрасли через определение границ однородности общественных отношений. Использование современными исследователями однородности при раскрытии вопроса о предмете гражданского процессуального права позволило бы привести к попытке формулирования непротиворечивого понимания предмета отрасли;
Статья: Задачи административного судопроизводства: предназначение и правовое содержание
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)В КАС РФ фактически установлены три вида примирительных процедур, которые могут использоваться при урегулировании публичных споров: переговоры, медиация и судебное примирение (ст. 137.3). Примирение с использованием переговоров или медиации происходит без участия суда. По некоторым категориям административных дел, например об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, медиация как способ примирения не допускается. В соответствии со статьей 137.6 КАС РФ публично-правовой спор между сторонами может быть урегулирован путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя. Определяющими требованиями к судебному примирителю, которым является судья в отставке, считаются его (а) независимость, (б) беспристрастность, (в) добросовестность. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определены в КАС РФ, законодательстве о статусе судей в Российской Федерации, Регламенте проведения судебного примирения <20>. Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения.
(Старилов Ю.Н.)
("Российская юстиция", 2025, N 6)В КАС РФ фактически установлены три вида примирительных процедур, которые могут использоваться при урегулировании публичных споров: переговоры, медиация и судебное примирение (ст. 137.3). Примирение с использованием переговоров или медиации происходит без участия суда. По некоторым категориям административных дел, например об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, медиация как способ примирения не допускается. В соответствии со статьей 137.6 КАС РФ публично-правовой спор между сторонами может быть урегулирован путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя. Определяющими требованиями к судебному примирителю, которым является судья в отставке, считаются его (а) независимость, (б) беспристрастность, (в) добросовестность. Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определены в КАС РФ, законодательстве о статусе судей в Российской Федерации, Регламенте проведения судебного примирения <20>. Судебное примирение может быть проведено по ходатайству сторон (стороны) либо по устному или письменному предложению суда при наличии согласия сторон. Основанием для проведения судебного примирения является определение суда о проведении судебного примирения.
Статья: Lex facit arbitrum? Философско-юридические заметки об арбитраже
(Скворцов О.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<3> Вопрос о формулировании арбитрами правил третейских разбирательств был апробирован практикой рассмотрения публично-правовых споров еще в начале XX в. Профессор Санкт-Петербургского университета Ф. Мартенс, будучи одним из самых известных в мире арбитров, описывает спор между Венесуэльскими Соединенными Штатами и Англией, особенностью которого было то, что этот спор разбирался "на основании составленного его председателем и одобренного всеми членами трибунала регламента или устава судопроизводства. До тех пор международные третейские суды не имели никаких правил судопроизводства" (Международный третейский суд: сб. / сост. И. Ефремов. СПб., 1909. С. 15 (автор - Ф. Мартенс)). В то же время и до сих пор lex arbitri подвергается сомнению применительно к межгосударственному и инвестиционному арбитражу. Объясняется это с позиций международного публичного права, обычные нормы которого ограничивают дискрецию арбитров (см.: Van Haersolte-van Hof J.J., Koppe E.V. International arbitration and the lex arbitri // Arbitration International. 2015. Vol. 31. Iss. 1. P. 28).
(Скворцов О.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<3> Вопрос о формулировании арбитрами правил третейских разбирательств был апробирован практикой рассмотрения публично-правовых споров еще в начале XX в. Профессор Санкт-Петербургского университета Ф. Мартенс, будучи одним из самых известных в мире арбитров, описывает спор между Венесуэльскими Соединенными Штатами и Англией, особенностью которого было то, что этот спор разбирался "на основании составленного его председателем и одобренного всеми членами трибунала регламента или устава судопроизводства. До тех пор международные третейские суды не имели никаких правил судопроизводства" (Международный третейский суд: сб. / сост. И. Ефремов. СПб., 1909. С. 15 (автор - Ф. Мартенс)). В то же время и до сих пор lex arbitri подвергается сомнению применительно к межгосударственному и инвестиционному арбитражу. Объясняется это с позиций международного публичного права, обычные нормы которого ограничивают дискрецию арбитров (см.: Van Haersolte-van Hof J.J., Koppe E.V. International arbitration and the lex arbitri // Arbitration International. 2015. Vol. 31. Iss. 1. P. 28).
Статья: Положительные проявления современной конкуренции юрисдикций: вопросы теории и практики
(Мамедалиева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Общественно-политические перемены последних лет коренным образом изменили представления о месте и роли государства и национальных органов правосудия в рассмотрении и разрешении международных споров. Существенные преобразования происходят как в масштабных публично-правовых спорах, в которые вовлечены целые государства или их органы, так и в менее значимых в глобальном смысле, но не менее значимых для конкретных субъектов коммерческого оборота частноправовых спорах.
(Мамедалиева А.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 3)Общественно-политические перемены последних лет коренным образом изменили представления о месте и роли государства и национальных органов правосудия в рассмотрении и разрешении международных споров. Существенные преобразования происходят как в масштабных публично-правовых спорах, в которые вовлечены целые государства или их органы, так и в менее значимых в глобальном смысле, но не менее значимых для конкретных субъектов коммерческого оборота частноправовых спорах.