Публичная фигура
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичная фигура (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 152.1 "Охрана изображения гражданина" ГК РФ"Судом первой и апелляционной инстанций дано правильное толкование положений статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях от 12 февраля 2019 г. N 274-О и N 275-О, согласно которой допускается обнародование и использование изображения гражданина без его согласия, когда имеет место публичный интерес, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым. Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения гражданина является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли. При этом запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, не распространяется лишь на случаи, когда это необходимо для защиты общественных интересов, а к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 152.1 "Охрана изображения гражданина" ГК РФ"Доводы кассатора о том, что для обнародование изображения истца не требовалось ее согласие, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который отклонил указанные доводы, придя к выводу об отсутствии доказательств наличия обстоятельств, предусмотренных подп. 1 - 3 п. 1 ст. 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, отметив, что в рамках рассматриваемого дела не установлен публичный интерес в обнародовании изображения истца, поскольку ее нельзя считать публичной фигурой в том смысле, который придает ему закон. В материалах дела отсутствуют доказательства тому, что обнародование и использование изображения истца было осуществлено в связи с общественной дискуссией или интересом, вызванного именно к личности М. как общественно значимой фигуре."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовое регулирование права гражданина на изображение
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу пп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу пп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25).
Статья: Спор о защите персональных данных (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)По смыслу положений п. 1 ст. 152.1 и п. 1 ст. 152.2 ГК РФ допускается обнародование и использование изображения гражданина без его согласия, когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым. Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения гражданина является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли. При этом запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, не распространяется лишь на случаи, когда это необходимо для защиты общественных интересов, а к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде (п. 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 25.04.2019).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)По смыслу положений п. 1 ст. 152.1 и п. 1 ст. 152.2 ГК РФ допускается обнародование и использование изображения гражданина без его согласия, когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым. Вместе с тем согласие необходимо, если единственной целью обнародования и использования изображения гражданина является удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни либо извлечение прибыли. При этом запрет на распространение в средствах массовой информации сведений о личной жизни граждан, если от них самих или от их законных представителей не было получено на то согласие, не распространяется лишь на случаи, когда это необходимо для защиты общественных интересов, а к общественным интересам следует относить не любой интерес, проявляемый аудиторией, а, например, потребность общества в обнаружении и раскрытии угрозы демократическому правовому государству и гражданскому обществу, общественной безопасности, окружающей среде (п. 17 Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2019 года, утв. Решением Конституционного Суда РФ от 25.04.2019).
Нормативные акты
"Обобщение практики и правовых позиций международных договорных и внедоговорных органов, действующих в сфере защиты прав и свобод человека, по вопросам защиты права лица на жизнь"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Европейский Суд не критиковал то или иное решение об уголовном преследовании, вытекавшее из расследования, которое в других отношениях не противоречило статье 2 Конвенции. В действительности Европейский Суд выражал уважение к Договаривающимся Государствам как в организации своей системы органов прокуратуры, так и в принятии решения об уголовном преследовании отдельных лиц. В ... [постановлении по делу "Колевы против Болгарии" Европейский Суд ясно дал понять, что: "... не следует забывать о том, что системы уголовного преследования различных государств и разные процессуальные нормы уголовного расследования могут быть совместимы с положениями Конвенции, которая не предусматривает какую-либо конкретную модель в этом отношении. Независимость и беспристрастность в делах, в которых фигурируют высокопоставленные прокуроры или другие официальные лица, могут быть обеспечены различными способами, такими как расследование и уголовное преследование, осуществляемые отдельным органом, стоящим вне системы уголовного преследования, специальные гарантии самостоятельного принятия решений, несмотря на иерархическую зависимость, общественный контроль, судебный контроль или иные меры. В задачу Европейского Суда не входит определение, какая система наилучшим образом отвечает требованиям Конвенции. Однако избранная государством - членом Совета Европы система должна гарантировать в законодательстве и на практике независимость и объективность расследования при всех обстоятельствах и независимо от того, что в деле замешана публичная фигура" (пункт 259 постановления Большой Палаты от 30 марта 2016 года по делу "Армани да Сильва (Armani Da Silva) против Соединенного Королевства") <36>.
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)Европейский Суд не критиковал то или иное решение об уголовном преследовании, вытекавшее из расследования, которое в других отношениях не противоречило статье 2 Конвенции. В действительности Европейский Суд выражал уважение к Договаривающимся Государствам как в организации своей системы органов прокуратуры, так и в принятии решения об уголовном преследовании отдельных лиц. В ... [постановлении по делу "Колевы против Болгарии" Европейский Суд ясно дал понять, что: "... не следует забывать о том, что системы уголовного преследования различных государств и разные процессуальные нормы уголовного расследования могут быть совместимы с положениями Конвенции, которая не предусматривает какую-либо конкретную модель в этом отношении. Независимость и беспристрастность в делах, в которых фигурируют высокопоставленные прокуроры или другие официальные лица, могут быть обеспечены различными способами, такими как расследование и уголовное преследование, осуществляемые отдельным органом, стоящим вне системы уголовного преследования, специальные гарантии самостоятельного принятия решений, несмотря на иерархическую зависимость, общественный контроль, судебный контроль или иные меры. В задачу Европейского Суда не входит определение, какая система наилучшим образом отвечает требованиям Конвенции. Однако избранная государством - членом Совета Европы система должна гарантировать в законодательстве и на практике независимость и объективность расследования при всех обстоятельствах и независимо от того, что в деле замешана публичная фигура" (пункт 259 постановления Большой Палаты от 30 марта 2016 года по делу "Армани да Сильва (Armani Da Silva) против Соединенного Королевства") <36>.
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 7 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Европейский Суд также отметил: "заявитель не являлся ни публичной фигурой, ни лицом, которое ранее пользовалось вниманием общественности. Однако вопрос о том, является ли лицо, чьи интересы были нарушены в результате освещения в средствах массовой информации, публичной фигурой, представляет собой лишь один из элементов, которые следует принимать во внимание... Стороны не оспаривали методы, при помощи которых была получена информация. Информация была предоставлена государственным органом, и стороны не оспаривали законность этих действий. Что касается формы рассматриваемой статьи, то Суд отме[тил], что использованный в ней язык не был ни оскорбительным, ни провокационным. Кроме того, заявитель не являлся центральной фигурой в статье; предмет статьи скорее касался других лиц, которые были недавно задержаны. Поэтому Суд не [смог] установить, что раскрытие личности истца было равносильно "судебному разбирательству в СМИ". Нельзя также сбрасывать со счетов тот факт, что оспариваемая статья имела некоторые последствия для его "личной жизни". Поскольку суть иска, касающегося покушения на его репутацию или честь, была основана на утверждениях о новом (то есть недавно выявленном) преступном поведении, можно признать, что тот факт, что заявитель отбывал срок тюремного заключения, имел некоторое отношение к этому вопросу, хоть и небольшое" (пункт 116 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Европейский Суд также отметил: "заявитель не являлся ни публичной фигурой, ни лицом, которое ранее пользовалось вниманием общественности. Однако вопрос о том, является ли лицо, чьи интересы были нарушены в результате освещения в средствах массовой информации, публичной фигурой, представляет собой лишь один из элементов, которые следует принимать во внимание... Стороны не оспаривали методы, при помощи которых была получена информация. Информация была предоставлена государственным органом, и стороны не оспаривали законность этих действий. Что касается формы рассматриваемой статьи, то Суд отме[тил], что использованный в ней язык не был ни оскорбительным, ни провокационным. Кроме того, заявитель не являлся центральной фигурой в статье; предмет статьи скорее касался других лиц, которые были недавно задержаны. Поэтому Суд не [смог] установить, что раскрытие личности истца было равносильно "судебному разбирательству в СМИ". Нельзя также сбрасывать со счетов тот факт, что оспариваемая статья имела некоторые последствия для его "личной жизни". Поскольку суть иска, касающегося покушения на его репутацию или честь, была основана на утверждениях о новом (то есть недавно выявленном) преступном поведении, можно признать, что тот факт, что заявитель отбывал срок тюремного заключения, имел некоторое отношение к этому вопросу, хоть и небольшое" (пункт 116 постановления).
Статья: Исследование природы личных прав с позиции учения о субъективном частном праве
(Кормич П.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)<137> Ibidem. Также настоящий Закон позволил упрочить сложившуюся судебную практику, согласно которой фотографии "публичных фигур" могли быть сделаны и опубликованы без их согласия, за исключением случаев, когда имело место вторжение в интимную сферу этих лиц.
(Кормич П.А.)
("Вестник гражданского права", 2025, NN 3, 4)<137> Ibidem. Также настоящий Закон позволил упрочить сложившуюся судебную практику, согласно которой фотографии "публичных фигур" могли быть сделаны и опубликованы без их согласия, за исключением случаев, когда имело место вторжение в интимную сферу этих лиц.
Статья: Гражданско-правовая защита от диффамации органов и лиц, выступающих от имени и в интересах государства, в США
(Тельнов А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Наиболее значимой условной ("квалифицированной") привилегией является возможность, в силу Первой поправки к Конституции США, избежать ответственности за диффамацию, совершенную в отношении "публичных фигур" - public figures (к таким лицам как раз относятся органы и лица, выступающие от имени и в интересах государства, наделенные властными полномочиями, а также общественные деятели - лица, принимающие участие в решении социально значимых вопросов) <20>.
(Тельнов А.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Наиболее значимой условной ("квалифицированной") привилегией является возможность, в силу Первой поправки к Конституции США, избежать ответственности за диффамацию, совершенную в отношении "публичных фигур" - public figures (к таким лицам как раз относятся органы и лица, выступающие от имени и в интересах государства, наделенные властными полномочиями, а также общественные деятели - лица, принимающие участие в решении социально значимых вопросов) <20>.
Статья: Защита права на изображение гражданина при использовании фото- и видеоматериалов в СМИ
(Калугина А.Е.)
("Цивилист", 2025, N 3)- статус изображенного лица (публичная фигура или частное лицо);
(Калугина А.Е.)
("Цивилист", 2025, N 3)- статус изображенного лица (публичная фигура или частное лицо);
Статья: Расширенное понимание ответственности за нарушение неприкосновенности нематериальных благ
(Монастырский Ю.Э.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)В отечественном гражданском праве особая роль принадлежит такой фундаментальной цивилистической категории, как личные неимущественные права. Ее развитие, регулирование хорошо демонстрируют, что некоторые характеристики правовых явлений могут изменяться или ослабевать. Еще недавно в длинной формуле, описывающей данное понятие, акцент ставился на неимущественности (нематериальности <1>), невозможности использования в обороте личных прав. Однако появляется все больше доводов в пользу пересмотра такого утверждения, потому что данные права без их отчуждения вовлекаются в оборот: например, получает широкое распространение использование имени и изображения человека, публичных фигур в коммерческих мероприятиях, музейных выставках, на разных презентациях, фестивалях и т.д. <2>. Следует вспомнить, что термин "неимущественное право" среди цивилистов XIX в. вообще имел еще более широкие смысловые значения отсутствия стоимостных приращений при его реализации, например в договоре услуг и проч.
(Монастырский Ю.Э.)
("Журнал российского права", 2025, N 6)В отечественном гражданском праве особая роль принадлежит такой фундаментальной цивилистической категории, как личные неимущественные права. Ее развитие, регулирование хорошо демонстрируют, что некоторые характеристики правовых явлений могут изменяться или ослабевать. Еще недавно в длинной формуле, описывающей данное понятие, акцент ставился на неимущественности (нематериальности <1>), невозможности использования в обороте личных прав. Однако появляется все больше доводов в пользу пересмотра такого утверждения, потому что данные права без их отчуждения вовлекаются в оборот: например, получает широкое распространение использование имени и изображения человека, публичных фигур в коммерческих мероприятиях, музейных выставках, на разных презентациях, фестивалях и т.д. <2>. Следует вспомнить, что термин "неимущественное право" среди цивилистов XIX в. вообще имел еще более широкие смысловые значения отсутствия стоимостных приращений при его реализации, например в договоре услуг и проч.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)Еще одной особенностью является закрепление отдельными законами штатов фигуры публичного управляющего (государственного администратора), назначаемого судом в целях обеспечения сохранности имущества <1>. Публичный управляющий призывается к осуществлению своих функций тогда, когда наследники неизвестны, отсутствует завещание (или его невозможно незамедлительно найти), а имущество требует принятия мер к охране и (или) управлению в силу риска его утраты или гибели (ст. 7600). Отдельно закон обозначает следующий случай привлечения публичного управляющего к исполнению своих задач: "Если человек умирает в больнице... или интернате и учреждении по уходу без известных ближайших родственников, лицо, ответственное за больницу или учреждение, должно немедленно уведомить об этом факте государственного администратора округа, в котором находится больница или учреждение. Если уведомление, требуемое настоящим разделом, не предоставлено, больница или учреждение несут ответственность за любые расходы на погребение, понесенные за счет наследства или взятые на себя округом... и любые убытки, причиненные имуществу или бенефициарам, вызванные потерей... расточительством или незаконным присвоением имущества умершего" <2>.
("Проспект", 2025)Еще одной особенностью является закрепление отдельными законами штатов фигуры публичного управляющего (государственного администратора), назначаемого судом в целях обеспечения сохранности имущества <1>. Публичный управляющий призывается к осуществлению своих функций тогда, когда наследники неизвестны, отсутствует завещание (или его невозможно незамедлительно найти), а имущество требует принятия мер к охране и (или) управлению в силу риска его утраты или гибели (ст. 7600). Отдельно закон обозначает следующий случай привлечения публичного управляющего к исполнению своих задач: "Если человек умирает в больнице... или интернате и учреждении по уходу без известных ближайших родственников, лицо, ответственное за больницу или учреждение, должно немедленно уведомить об этом факте государственного администратора округа, в котором находится больница или учреждение. Если уведомление, требуемое настоящим разделом, не предоставлено, больница или учреждение несут ответственность за любые расходы на погребение, понесенные за счет наследства или взятые на себя округом... и любые убытки, причиненные имуществу или бенефициарам, вызванные потерей... расточительством или незаконным присвоением имущества умершего" <2>.
Статья: Характерные особенности использования терминов "права" и "интересы" в Гражданских кодексах Российской Федерации и Китайской Народной Республики: сравнительно-правовой анализ
(Малинова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Особый интерес в толковании понятия "публичный интерес" вызывает разъяснение Пленумом Верховного Суда РФ положений двух статей ГК РФ: ст. 152.1 "Охрана изображения гражданина" (введена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) и ст. 152.2 "Охрана частной жизни гражданина" (введена Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ). Согласно этому разъяснению публичный интерес имеет место, в частности, тогда, когда гражданин - публичная фигура (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым. Но если единственной целью обнародования и использования изображения лица выступает удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни <30> либо извлечение прибыли, необходимо согласие этого лица <31>. По сути, содержание этого разъяснения высшей судебной инстанции состоит в том, что общественно значимый интерес признается публичным, а обывательский интерес публичным быть не может. Таким образом, это разъяснение лишний раз подтверждает, что никакого смысла менять словосочетание "общественный интерес" на "публичный интерес" не было и нет.
(Малинова А.Г.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Особый интерес в толковании понятия "публичный интерес" вызывает разъяснение Пленумом Верховного Суда РФ положений двух статей ГК РФ: ст. 152.1 "Охрана изображения гражданина" (введена Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 231-ФЗ) и ст. 152.2 "Охрана частной жизни гражданина" (введена Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 142-ФЗ). Согласно этому разъяснению публичный интерес имеет место, в частности, тогда, когда гражданин - публичная фигура (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым. Но если единственной целью обнародования и использования изображения лица выступает удовлетворение обывательского интереса к его частной жизни <30> либо извлечение прибыли, необходимо согласие этого лица <31>. По сути, содержание этого разъяснения высшей судебной инстанции состоит в том, что общественно значимый интерес признается публичным, а обывательский интерес публичным быть не может. Таким образом, это разъяснение лишний раз подтверждает, что никакого смысла менять словосочетание "общественный интерес" на "публичный интерес" не было и нет.
Статья: Публично-правовая и частноправовая природа семейного правоотношения
(Кокова Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неприкосновенность частной жизни, а также личная и семейная тайна относятся к числу нематериальных благ. При этом в результате совершенствования гражданского законодательства в части правового регулирования нематериальных благ в ГК РФ появилась новая специальная статья 152.2 "Охрана частной жизни гражданина" <14>. В указанной статье ГК РФ в качестве общего правила предусмотрен запрет на сбор, хранение, распространение и использование сведений о частной жизни лица, в том числе о его личной и семейной жизни. Примечательно, что исключения из этого общего правила и допустимость сбора, хранения, распространения и использования сведений о частной жизни лица связаны с публичными интересами. Пленум Верховного Суда РФ дал следующие разъяснения: "Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым" <15>. Добавим, что личная и семейная жизнь, несмотря на многочисленные подходы к их трактовке, воспринимаются как сфера частных интересов лица, охраняемая государством. На примере этих правовых категорий достаточно ярко прослеживается доминанта частного интереса.
(Кокова Д.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)В соответствии с пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) неприкосновенность частной жизни, а также личная и семейная тайна относятся к числу нематериальных благ. При этом в результате совершенствования гражданского законодательства в части правового регулирования нематериальных благ в ГК РФ появилась новая специальная статья 152.2 "Охрана частной жизни гражданина" <14>. В указанной статье ГК РФ в качестве общего правила предусмотрен запрет на сбор, хранение, распространение и использование сведений о частной жизни лица, в том числе о его личной и семейной жизни. Примечательно, что исключения из этого общего правила и допустимость сбора, хранения, распространения и использования сведений о частной жизни лица связаны с публичными интересами. Пленум Верховного Суда РФ дал следующие разъяснения: "Без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым" <15>. Добавим, что личная и семейная жизнь, несмотря на многочисленные подходы к их трактовке, воспринимаются как сфера частных интересов лица, охраняемая государством. На примере этих правовых категорий достаточно ярко прослеживается доминанта частного интереса.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- обеспечение права на частную жизнь публичных фигур в условиях цифровизации <383>;
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)- обеспечение права на частную жизнь публичных фигур в условиях цифровизации <383>;
Статья: Спор о защите чести, достоинства и деловой репутации (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Осуществление истцом обязанностей председателя садоводческого некоммерческого товарищества, учитывая также, что он не наделен при этом какими-либо должностными полномочиями в отношении ответчика, ведущего индивидуальное хозяйство в рамках данной организации, не является достаточным основанием для вывода о признании его "публичной фигурой" (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.09.2020 N 5-КГ20-75-К2, 2-5753/2018).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Осуществление истцом обязанностей председателя садоводческого некоммерческого товарищества, учитывая также, что он не наделен при этом какими-либо должностными полномочиями в отношении ответчика, ведущего индивидуальное хозяйство в рамках данной организации, не является достаточным основанием для вывода о признании его "публичной фигурой" (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 29.09.2020 N 5-КГ20-75-К2, 2-5753/2018).
Статья: Фото- и видеосъемка в общественных местах (правила, ограничения и запреты)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу пп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что без согласия гражданина обнародование и использование его изображения допустимо в силу пп. 1 п. 1 ст. 152.1 ГК РФ, то есть когда имеет место публичный интерес, в частности, если такой гражданин является публичной фигурой (занимает государственную или муниципальную должность, играет существенную роль в общественной жизни в сфере политики, экономики, искусства, спорта или любой иной области), а обнародование и использование изображения осуществляется в связи с политической или общественной дискуссией или интерес к данному лицу является общественно значимым (п. 44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").