Психолого-педагогическая комиссия
Подборка наиболее важных документов по запросу Психолого-педагогическая комиссия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 65 "Осуществление родительских прав" СК РФ"Разрешая спор, судебные инстанции, руководствуясь положениями Конвенции о правах ребенка, статей 65, 57, 21, 23, 22, 61, 63 Семейного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, данными в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 мая 2998 года N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей", с учетом представленных в отношении сторон характеризующих материалов, актов обследования материально-бытовых условий от 7 июля 2022 года, заключения судебной психолого-педагогической экспертизы о 17 октября 2022 года, заключения врачебной психиатрической комиссии N 993 от 16 сентября 2022 года, нравственных и иных личных качеств родителей, отношений, существующих между каждым из родителей и детьми, мнения родителей, того обстоятельства, что несовершеннолетние дети на протяжении длительного времени проживают с отцом, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие бесспорных доказательств, свидетельствующих об отрицательном воздействии отца И.И. своим поведением на воспитание детей, наличии каких-либо противоправных действий с его стороны в отношении детей, направленных на жестокое обращение с ними, пренебрежительное, грубое обращение, осуществление родительских прав в противоречии с интересами детей, и, напротив, наличие доказательств об отрицательном влиянии индивидуальных психологических особенностей матери на психическое состояние и психическое развитие детей, что следует, в частности, из постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела от 07 июля 2022 г. и определения об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 26 июня 2022 г., в соответствии с которыми П.В. в отношении И.А. проявляла агрессию, обоснованно пришли к выводу, что для всех трех несовершеннолетних детей, для оправдания их интересов, сохранению их здоровья и жизни, будет верным определить их место жительства с отцом И.И. по месту его фактического проживания, что не является препятствием П.В. на реализацию своих прав на общение с детьми."
Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 31.05.2023 N 88а-9525/2023 (УИД 78OS0000-01-2021-000972-91)
Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 07.06.2022, которым отказано в признании недействующим постановления правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2014 N 322 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Олеко Дундича, Купчинской ул., М. Балканской ул., во Фрунзенском районе".Ссылки административных истцов на то, что в ГБДОУ детском саду N 113 компенсирующего вида реализуется образовательная программа, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития), и что такое учреждение согласно пункту 10 ранее действовавшего Порядка комплектования государственных образовательных учреждений Санкт - Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20 ноября 2008 года N 1633-р, должно комплектоваться на основании заключений медико-психолого-педагогических комиссий, не свидетельствуют о наличии оснований для исключения этого детского сада из расчета требуемых мест в ДОУ, поскольку таких исключений при расчете нормативной потребности в ДОУ ТСН 31-324-2002 не содержит.
Об оставлении без изменения решения Санкт-Петербургского городского суда от 07.06.2022, которым отказано в признании недействующим постановления правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2014 N 322 "Об утверждении проекта планировки с проектом межевания территории, ограниченной ул. Олеко Дундича, Купчинской ул., М. Балканской ул., во Фрунзенском районе".Ссылки административных истцов на то, что в ГБДОУ детском саду N 113 компенсирующего вида реализуется образовательная программа, адаптированная для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи, с задержкой психического развития), и что такое учреждение согласно пункту 10 ранее действовавшего Порядка комплектования государственных образовательных учреждений Санкт - Петербурга, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, утвержденного распоряжением Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 20 ноября 2008 года N 1633-р, должно комплектоваться на основании заключений медико-психолого-педагогических комиссий, не свидетельствуют о наличии оснований для исключения этого детского сада из расчета требуемых мест в ДОУ, поскольку таких исключений при расчете нормативной потребности в ДОУ ТСН 31-324-2002 не содержит.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что помимо центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, действующих в пределах субъекта РФ либо одного или нескольких муниципальных образований, ведомственными нормативными правовыми актами предусмотрено создание таких комиссий и в специальных учебно-воспитательных учреждениях. В этом случае комиссии создаются в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, подготовки по результатам обследования индивидуальных программ развития и реабилитации обучающихся, а также осуществления мониторинга эффективности психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, динамики их развития и реабилитации. Комиссия учреждения рассматривает динамику реабилитационного процесса каждые шесть месяцев.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Следует отметить, что помимо центральных и территориальных психолого-медико-педагогических комиссий, действующих в пределах субъекта РФ либо одного или нескольких муниципальных образований, ведомственными нормативными правовыми актами предусмотрено создание таких комиссий и в специальных учебно-воспитательных учреждениях. В этом случае комиссии создаются в целях проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся, подготовки по результатам обследования индивидуальных программ развития и реабилитации обучающихся, а также осуществления мониторинга эффективности психолого-педагогической, социальной помощи обучающимся, динамики их развития и реабилитации. Комиссия учреждения рассматривает динамику реабилитационного процесса каждые шесть месяцев.
Вопрос: Предоставление услуг ассистента (помощника) и тьюторское сопровождение обучения лиц с ОВЗ и инвалидов.
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2023)В случае отсутствия в заключении психолого-медико-педагогической комиссии таких рекомендаций психолого-педагогическим консилиумом образовательной организации может быть принято решение о предоставлении услуг по тьюторскому сопровождению и (или) сопровождению ассистента (помощника) по оказанию технической помощи, в том числе относительно периода предоставления услуг тьютора и (или) ассистента (помощника):
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на I квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточнено, что при центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического или психического развития или отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уточнено, что при центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического или психического развития или отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"5. При центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи создаются психолого-медико-педагогические комиссии в целях своевременного выявления детей, имеющих особенности физического и (или) психического развития и (или) отклонения в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по его результатам рекомендаций по организации обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Статья: Актуальные направления прокурорского надзора за соблюдением прав несовершеннолетних (на примере Новосибирской области)
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Прокуроры реагировали на нарушения, связанные с ненадлежащим психолого-педагогическим сопровождением несовершеннолетних, попавших по результатам социально-психологического тестирования в группу риска. По предложению прокуратуры области с 2024 года на территории региона функционирует созданный на базе государственного учреждения Центр информационной и психологической безопасности молодежи, одна из задач которого - мониторинг соцсетей и выявление вредоносного и деструктивного контента.
(Дымолазов В.С.)
("Ex jure", 2025, N 2)Прокуроры реагировали на нарушения, связанные с ненадлежащим психолого-педагогическим сопровождением несовершеннолетних, попавших по результатам социально-психологического тестирования в группу риска. По предложению прокуратуры области с 2024 года на территории региона функционирует созданный на базе государственного учреждения Центр информационной и психологической безопасности молодежи, одна из задач которого - мониторинг соцсетей и выявление вредоносного и деструктивного контента.
Статья: О медстаже персонала домов ребенка для досрочного назначения пенсии
(Сергеева И.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В соответствии с Типовым положением дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством РФ. При этом дети с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, дефектами умственного и физического развития с рождения до четырехлетнего возраста включительно (до достижения четырехлетнего возраста - по решению медико-психолого-педагогической комиссии) содержатся в специализированных группах дома ребенка.
(Сергеева И.)
("Учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 6)В соответствии с Типовым положением дом ребенка является самостоятельной медицинской организацией, созданной для круглосуточного содержания, воспитания, оказания медицинской и социальной помощи, комплексной медико-психологической и педагогической реабилитации, защиты прав и законных интересов детей с рождения до четырехлетнего возраста включительно, оставшихся без попечения родителей, а также детей, имеющих родителей (законных представителей) и временно помещенных в дом ребенка в соответствии с законодательством РФ. При этом дети с органическими поражениями центральной нервной системы с нарушением психики, дефектами умственного и физического развития с рождения до четырехлетнего возраста включительно (до достижения четырехлетнего возраста - по решению медико-психолого-педагогической комиссии) содержатся в специализированных группах дома ребенка.
Вопрос: Для ребенка-инвалида в школе требуется ассистент - человек, оказывающий физическое сопровождение. Каким образом данная должность может быть введена в школе?
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)Решение о введении в штатное расписание ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) или с учетом рекомендаций ППК (психолого-педагогического консилиума).
("Официальный сайт Минпросвещения России", 2021)Решение о введении в штатное расписание ассистента (помощника) по оказанию технической помощи принимается руководителем образовательной организации на основании рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) или с учетом рекомендаций ППК (психолого-педагогического консилиума).
"Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает базовый перечень должностей работников центров, которые оказывают психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, - это те же должности, что были перечислены выше: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. При необходимости могут привлекаться и иные специалисты.
(постатейный)
(Барабанова С.В., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Агибалова Е.Н., Баранов И.В., Воронцов А.Л., Менкенов А.В., Ротко С.В., Селезнева А.Х., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Зенков М.Ю., Елаев А.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)5. Часть 6 комментируемой статьи устанавливает базовый перечень должностей работников центров, которые оказывают психолого-педагогическую, медицинскую и социальную помощь, - это те же должности, что были перечислены выше: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-дефектолог. При необходимости могут привлекаться и иные специалисты.
Статья: Заглаживание причиненного вреда как условие освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим или назначением судебного штрафа
(Винокуров В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Рассмотрим возможность освобождения от уголовной ответственности с назначением штрафа при совершении преступлений против интересов службы в органах государственной власти. Так, по делу А., которому было назначено наказание в виде штрафа на сумму 10 тыс. руб. за покушение на дачу сотруднику полиции взятки в размере 3 тыс. руб., Верховный Суд РФ указал следующее. А. причинил нематериальный вред интересам государственной службы, нарушив нормальную деятельность органов по охране общественного порядка и пресечению правонарушений. Поэтому внесение им для компенсации причиненного вреда 10 тыс. руб. в благотворительный фонд "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей" нельзя признать соразмерной компенсацией.
(Винокуров В.Н.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 5)Рассмотрим возможность освобождения от уголовной ответственности с назначением штрафа при совершении преступлений против интересов службы в органах государственной власти. Так, по делу А., которому было назначено наказание в виде штрафа на сумму 10 тыс. руб. за покушение на дачу сотруднику полиции взятки в размере 3 тыс. руб., Верховный Суд РФ указал следующее. А. причинил нематериальный вред интересам государственной службы, нарушив нормальную деятельность органов по охране общественного порядка и пресечению правонарушений. Поэтому внесение им для компенсации причиненного вреда 10 тыс. руб. в благотворительный фонд "Центр психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей" нельзя признать соразмерной компенсацией.