Прямые выплаты фсс что делать работодателю
Подборка наиболее важных документов по запросу Прямые выплаты фсс что делать работодателю (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 22 "Порядок назначения и выплаты страхового обеспечения" Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы страхователя обоснованными, регион участвует в реализации "пилотного" проекта ФСС РФ "Прямые выплаты", в связи с чем выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком производятся не работодателем, а страховщиком. Факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений не вызывают, выплату пособия за счет средств страхователя Фонд не опровергает.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая доводы страхователя обоснованными, регион участвует в реализации "пилотного" проекта ФСС РФ "Прямые выплаты", в связи с чем выплата работникам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком производятся не работодателем, а страховщиком. Факты наступления страховых случаев в виде временной нетрудоспособности, удостоверенные спорными листками нетрудоспособности, сомнений не вызывают, выплату пособия за счет средств страхователя Фонд не опровергает.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Революционные новшества, или Как будут платить соцпособия в 2023 году (комментарий к Закону от 14.07.2022 N 237-ФЗ)
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 1)В 2022 г. в рамках прямых выплат ФСС в направляемом работодателю запросе сведений для назначения пособия мог указать предзаполненные данные о стаже и заработке работника. Ведь ФСС получал такую информацию из налоговой и ПФР в рамках межведомственного взаимодействия. Однако последнее слово все же оставалось за работодателем. При необходимости он мог исправить данные о заработке в соответствии с теми сведениями, которыми обладал.
(Калинченко Е.О.)
("Главная книга", 2023, N 1)В 2022 г. в рамках прямых выплат ФСС в направляемом работодателю запросе сведений для назначения пособия мог указать предзаполненные данные о стаже и заработке работника. Ведь ФСС получал такую информацию из налоговой и ПФР в рамках межведомственного взаимодействия. Однако последнее слово все же оставалось за работодателем. При необходимости он мог исправить данные о заработке в соответствии с теми сведениями, которыми обладал.
Статья: Проблемы защиты трудовых прав беременных женщин и лиц с семейными обязанностями: анализ судебной практики
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)Однако в ТК РФ не закреплено, насколько именно должна быть снижена продолжительность ежедневной или еженедельной работы для того, чтобы работник мог сочетать исполнение трудовых обязанностей с заботой о ребенке и при этом получать пособие по уходу за ним. Из-за указанной правовой неопределенности возникла серьезная практическая проблема: ФСС считает неправомерным выплату пособия по уходу за ребенком, если рабочий день сократили на один час или менее. В такой ситуации до повсеместного распространения прямых выплат ФСС не принимал к зачету расходы работодателя на выплату пособия, сейчас Фонд требует от работодателя возместить выплаченные в качестве пособия средства.
(Лютаревич-Гефтер Ю.А.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 1)Однако в ТК РФ не закреплено, насколько именно должна быть снижена продолжительность ежедневной или еженедельной работы для того, чтобы работник мог сочетать исполнение трудовых обязанностей с заботой о ребенке и при этом получать пособие по уходу за ним. Из-за указанной правовой неопределенности возникла серьезная практическая проблема: ФСС считает неправомерным выплату пособия по уходу за ребенком, если рабочий день сократили на один час или менее. В такой ситуации до повсеместного распространения прямых выплат ФСС не принимал к зачету расходы работодателя на выплату пособия, сейчас Фонд требует от работодателя возместить выплаченные в качестве пособия средства.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 15.07.2009 N 13-П
"По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода"Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием работников, причинение вреда здоровью которых возможно при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым обеспечение лица, работающего по трудовому договору, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем в виде страховых выплат - единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу, а также в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая (статья 8); единовременная страховая выплата осуществляется в размере, определяемом в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 11); размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (статья 12).
"По делу о проверке конституционности части четвертой статьи 29 Закона Российской Федерации "О милиции" и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с запросами Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода и Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода"Отношения, связанные с обязательным социальным страхованием работников, причинение вреда здоровью которых возможно при исполнении ими обязанностей по трудовому договору, регулируются Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с которым обеспечение лица, работающего по трудовому договору, по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется работодателем в виде страховых выплат - единовременной страховой выплаты и ежемесячных страховых выплат застрахованному лицу, а также в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая (статья 8); единовременная страховая выплата осуществляется в размере, определяемом в соответствии со степенью утраты застрахованным профессиональной трудоспособности исходя из максимальной суммы, установленной федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год (статья 11); размер ежемесячной страховой выплаты определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности (статья 12).
Распоряжение Правительства РФ от 20.02.2021 N 431-р
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года>реализуется поступательный переход на прямые выплаты (без отвлечения средств работодателей) Фондом социального страхования Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
(ред. от 21.10.2024)
<Об утверждении Концепции цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года>реализуется поступательный переход на прямые выплаты (без отвлечения средств работодателей) Фондом социального страхования Российской Федерации страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Корреспонденция счетов: Как отразить в учете организации расходы на оплату визы и обязательной медицинской страховки для получения визы командированному за границу работнику, если командировка не состоялась?..
(Консультация эксперта, 2025)При этом ни гл. 34 НК РФ, ни Федеральный закон N 125-ФЗ не упоминают такого расхода, как оплата обязательной медицинской страховки, и прямо не предусматривают, что данный возмещаемый работодателем работнику расход не подлежит обложению страховыми взносами.
(Консультация эксперта, 2025)При этом ни гл. 34 НК РФ, ни Федеральный закон N 125-ФЗ не упоминают такого расхода, как оплата обязательной медицинской страховки, и прямо не предусматривают, что данный возмещаемый работодателем работнику расход не подлежит обложению страховыми взносами.
Последние изменения: Бухгалтерский учет и налогообложение оплаты больничного листа
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, уточнены права и обязанности работодателей, ФСС РФ и застрахованных лиц, а также определен порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Например, закреплен такой порядок прямых выплат: почти все страховое обеспечение по больничным листам работники должны получать непосредственно от ФСС РФ, а не от работодателя. Организация оплачивает только первые три дня больничного по болезни или бытовой травме.
(КонсультантПлюс, 2025)В частности, уточнены права и обязанности работодателей, ФСС РФ и застрахованных лиц, а также определен порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности. Например, закреплен такой порядок прямых выплат: почти все страховое обеспечение по больничным листам работники должны получать непосредственно от ФСС РФ, а не от работодателя. Организация оплачивает только первые три дня больничного по болезни или бытовой травме.
Статья: Комментарий к Постановлению Арбитражного суда Уральского округа от 06.06.2025 по делу N А47-15020/2022 <Когда СФР не вправе отказывать работодателю в возмещении расходов>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)С 2022 года пособия работникам выплачивает напрямую Социальный фонд (на тот момент - ФСС) минуя работодателя. Обмен информацией между Фондом и работодателем осуществляется посредством системы социального электронного документооборота (СЭДО). До 2022 года работодатель сам выплачивал пособия по бумажному больничному, а затем возмещал расходы из Фонда. В связи с этим было много судебных споров о возмещении расходов. Сейчас, после перехода на систему "Прямые выплаты", споров стало меньше, но суды принимают решения по прошлым периодам.
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 15)С 2022 года пособия работникам выплачивает напрямую Социальный фонд (на тот момент - ФСС) минуя работодателя. Обмен информацией между Фондом и работодателем осуществляется посредством системы социального электронного документооборота (СЭДО). До 2022 года работодатель сам выплачивал пособия по бумажному больничному, а затем возмещал расходы из Фонда. В связи с этим было много судебных споров о возмещении расходов. Сейчас, после перехода на систему "Прямые выплаты", споров стало меньше, но суды принимают решения по прошлым периодам.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 - 2022 годах"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)С 2021 года все регионы переведены на прямые выплаты большинства социальных пособий из ФСС. Соответственно, нормативно-правовые акты, регулирующие порядок возмещения из ФСС расходов работодателей на выплату социальных пособий, должны быть упразднены.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)С 2021 года все регионы переведены на прямые выплаты большинства социальных пособий из ФСС. Соответственно, нормативно-правовые акты, регулирующие порядок возмещения из ФСС расходов работодателей на выплату социальных пособий, должны быть упразднены.
Статья: За работу с больничными отвечает работодатель, а не работник
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 27)Как разъяснялось в информации ФСС России, с 1 января 2022 г. основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является электронный листок нетрудоспособности, в связи с чем работодателям необходимо обеспечить их прием и оплату, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных. Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале "Госуслуги", получают информационные сообщения о своих электронных листках нетрудоспособности, а также могут узнать всю необходимую информацию об этих листках и их оплате в личном кабинете получателя услуг. В информации также было обращено внимание на новый сервис электронного взаимодействия с ФСС России для работодателей - "Социальный электронный документооборот", с помощью которого возможно осуществление взаимодействия с ФСС России в электронном виде как для получения информации об электронных листках нетрудоспособности, так и в работе в рамках проекта "Прямые выплаты". Следовательно, ответственность за организацию работы с электронными листками нетрудоспособности возложена на работодателей и не могла быть расценена как злоупотребление правом со стороны работника за несообщение работодателю о предоставлении ему электронного листка нетрудоспособности.
(Русаков И.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 27)Как разъяснялось в информации ФСС России, с 1 января 2022 г. основанием для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности является электронный листок нетрудоспособности, в связи с чем работодателям необходимо обеспечить их прием и оплату, а также информировать своих сотрудников по вопросам получения электронных больничных. Работники, имеющие подтвержденную учетную запись на портале "Госуслуги", получают информационные сообщения о своих электронных листках нетрудоспособности, а также могут узнать всю необходимую информацию об этих листках и их оплате в личном кабинете получателя услуг. В информации также было обращено внимание на новый сервис электронного взаимодействия с ФСС России для работодателей - "Социальный электронный документооборот", с помощью которого возможно осуществление взаимодействия с ФСС России в электронном виде как для получения информации об электронных листках нетрудоспособности, так и в работе в рамках проекта "Прямые выплаты". Следовательно, ответственность за организацию работы с электронными листками нетрудоспособности возложена на работодателей и не могла быть расценена как злоупотребление правом со стороны работника за несообщение работодателю о предоставлении ему электронного листка нетрудоспособности.
Статья: "Замаскированное налогообложение" или нет - к вопросу о создании Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и сути его деятельности
(Михайлова А.С.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Действующее в сфере социального страхования законодательство предусмотрело наличие трех самостоятельных субъектов, вступающих в страховые правоотношения, а именно: страхователей (спецификой является то, что в этом качестве в первую очередь выступают работодатели), застрахованных лиц (то есть субъектов, на которых действуют страховые социальные риски, в жизни которых может произойти соответствующий страховой случай, на основании которого они могут приобрести право на соответствующую страховую выплату по социальному страхованию), а также страховщиков <7>. Были созданы Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ, которые изначально, в силу прямого указания закона, были образованы в качестве самостоятельных юридических лиц, а именно государственных финансово-кредитных учреждений <8>. В настоящий период вместо двух из этих фондов образован один - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Статья 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ в п. 8, предусматривает, что данный государственный внебюджетный фонд является юридическим лицом, а в п. 1 Закон определяет его как тип государственного учреждения. Уже на основании этого можно с уверенностью говорить о том, что к данным субъектам права должны применяться нормы гражданского законодательства, в том числе касающиеся правосубъектности юридических лиц в целом, а также учреждений в частности, но с учетом особенностей, предусмотренных специальными нормативно-правовыми актами. Гражданское законодательство содержит нормы, предполагающие саму возможность создания как частных учреждений (при создании их гражданином или юридическим лицом), так и муниципальных, а также государственных. В связи с этим стоит обратить внимание на ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), согласно которой учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, при этом учреждение отвечает по своим обязательствам, и лишь в случае недостаточности средств или имущества субсидиарную ответственность несет собственник. Данные нормы подкреплены и ст. 123.22, согласно п. 8 которой предусмотрена возможность законодательного закрепления особенностей правового положения учреждений отдельных типов. Что касается создаваемого Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, то Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ предусматривает, что данное юридическое лицо создается Российской Федерацией (п. 2 ст. 1, ст. 2); собственником его имущества является Российская Федерация, а само учреждение наделяется правом оперативного управления (ст. 9); средства "бюджета" Фонда пенсионного и социального страхования также являются собственностью Российской Федерации, при этом не входят в состав государственных бюджетов (ст. 10); а сама Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда, возложенным на него законодательством (ст. 2, п. 15). Более того, ФЗ от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ четко предусматривает применение к данному типу учреждения не только ГК РФ, но и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 2, п. 17). Полагаем, что следует обратить внимание и на ст. 938 ГК РФ, которая предусматривает, что по общему правилу страховщиками могут быть юридические лица, при этом не указывается организационно-правовая форма, общие требования ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (ред. от 01.04.2022) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <9> этому вторят. Типичным для коммерческого страхования является создание страховщиков как коммерческих юридических лиц, однако они могут быть созданы и в некоммерческой форме, когда закон и целесообразность тому способствуют, типичным примером являются общества взаимного страхования; тем более некоммерческая форма может применяться государством для создания субъекта таких значимых для общества отношений, как обязательное социальное страхование.
(Михайлова А.С.)
("Налоги" (журнал), 2023, N 1)Действующее в сфере социального страхования законодательство предусмотрело наличие трех самостоятельных субъектов, вступающих в страховые правоотношения, а именно: страхователей (спецификой является то, что в этом качестве в первую очередь выступают работодатели), застрахованных лиц (то есть субъектов, на которых действуют страховые социальные риски, в жизни которых может произойти соответствующий страховой случай, на основании которого они могут приобрести право на соответствующую страховую выплату по социальному страхованию), а также страховщиков <7>. Были созданы Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования и Пенсионный фонд РФ, которые изначально, в силу прямого указания закона, были образованы в качестве самостоятельных юридических лиц, а именно государственных финансово-кредитных учреждений <8>. В настоящий период вместо двух из этих фондов образован один - Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Статья 2 Федерального закона от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ в п. 8, предусматривает, что данный государственный внебюджетный фонд является юридическим лицом, а в п. 1 Закон определяет его как тип государственного учреждения. Уже на основании этого можно с уверенностью говорить о том, что к данным субъектам права должны применяться нормы гражданского законодательства, в том числе касающиеся правосубъектности юридических лиц в целом, а также учреждений в частности, но с учетом особенностей, предусмотренных специальными нормативно-правовыми актами. Гражданское законодательство содержит нормы, предполагающие саму возможность создания как частных учреждений (при создании их гражданином или юридическим лицом), так и муниципальных, а также государственных. В связи с этим стоит обратить внимание на ст. 123.21 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), согласно которой учредитель является собственником имущества созданного им учреждения, при этом учреждение отвечает по своим обязательствам, и лишь в случае недостаточности средств или имущества субсидиарную ответственность несет собственник. Данные нормы подкреплены и ст. 123.22, согласно п. 8 которой предусмотрена возможность законодательного закрепления особенностей правового положения учреждений отдельных типов. Что касается создаваемого Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, то Федеральный закон от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ предусматривает, что данное юридическое лицо создается Российской Федерацией (п. 2 ст. 1, ст. 2); собственником его имущества является Российская Федерация, а само учреждение наделяется правом оперативного управления (ст. 9); средства "бюджета" Фонда пенсионного и социального страхования также являются собственностью Российской Федерации, при этом не входят в состав государственных бюджетов (ст. 10); а сама Российская Федерация несет субсидиарную ответственность по обязательствам фонда, возложенным на него законодательством (ст. 2, п. 15). Более того, ФЗ от 14 июля 2022 г. N 236-ФЗ четко предусматривает применение к данному типу учреждения не только ГК РФ, но и Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ст. 2, п. 17). Полагаем, что следует обратить внимание и на ст. 938 ГК РФ, которая предусматривает, что по общему правилу страховщиками могут быть юридические лица, при этом не указывается организационно-правовая форма, общие требования ст. 6 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 (ред. от 01.04.2022) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <9> этому вторят. Типичным для коммерческого страхования является создание страховщиков как коммерческих юридических лиц, однако они могут быть созданы и в некоммерческой форме, когда закон и целесообразность тому способствуют, типичным примером являются общества взаимного страхования; тем более некоммерческая форма может применяться государством для создания субъекта таких значимых для общества отношений, как обязательное социальное страхование.
Вопрос: Как работодателю заполнить электронный больничный лист?
(Консультация эксперта, 2025)Кроме этого, с помощью сервиса "Социальный электронный документооборот" (СЭДО) можно осуществлять взаимодействие с СФР в электронном виде как для получения информации об электронном листе нетрудоспособности, так и в работе в рамках проекта "Прямые выплаты" (Информация ФСС РФ).
(Консультация эксперта, 2025)Кроме этого, с помощью сервиса "Социальный электронный документооборот" (СЭДО) можно осуществлять взаимодействие с СФР в электронном виде как для получения информации об электронном листе нетрудоспособности, так и в работе в рамках проекта "Прямые выплаты" (Информация ФСС РФ).
Статья: Женщина выходит на работу во время отпуска по уходу за ребенком: вопросы практики
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)После перехода на систему прямых выплат пособие по уходу за ребенком назначает и выплачивает не работодатель, а непосредственно Фонд (ранее это был ФСС РФ, с 2023 г. - СФР). И если он сочтет неполное рабочее время недостаточно неполным и прекратит выплату пособия, то спорить с Фондом работница тоже, по всей вероятности, будет напрямую. Прецеденты уже были.
(Зимина С.Ю.)
("Кадровик-практик", 2023, N 2)После перехода на систему прямых выплат пособие по уходу за ребенком назначает и выплачивает не работодатель, а непосредственно Фонд (ранее это был ФСС РФ, с 2023 г. - СФР). И если он сочтет неполное рабочее время недостаточно неполным и прекратит выплату пособия, то спорить с Фондом работница тоже, по всей вероятности, будет напрямую. Прецеденты уже были.
Статья: Об удержании алиментов на детей по исполнительному листу
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Основанием для удержания алиментов с застрахованных граждан при прямых выплатах пособия по временной нетрудоспособности является постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пособие, направленное в адрес территориального органа ФСС как одного из источников дохода должника.
(Петренко Д.)
("Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 2)Основанием для удержания алиментов с застрахованных граждан при прямых выплатах пособия по временной нетрудоспособности является постановление судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на пособие, направленное в адрес территориального органа ФСС как одного из источников дохода должника.