Пруденциальное регулирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Пруденциальное регулирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Государственное регулирование: понятие, формы и сферы осуществления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- основными формами государственного регулирования банковской деятельности являются: нормативное регулирование; лицензирование банковской деятельности; утверждение обязательных экономических нормативов (пруденциальное регулирование) и резервных требований Банка России; утверждение правил внутреннего контроля в кредитных организациях, а также правил осуществления деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и др. (Банковское право: учебник для бакалавров / Д.Г. Алексеева, А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова и др.; отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 608 с.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- основными формами государственного регулирования банковской деятельности являются: нормативное регулирование; лицензирование банковской деятельности; утверждение обязательных экономических нормативов (пруденциальное регулирование) и резервных требований Банка России; утверждение правил внутреннего контроля в кредитных организациях, а также правил осуществления деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и др. (Банковское право: учебник для бакалавров / Д.Г. Алексеева, А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова и др.; отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 608 с.).
Информация: Вопросы кредитных организаций, связанные с заблокированными активами
("Официальный сайт Банка России", 2025)НЗА по своей экономической сути являются убытками КО, которые в силу введенного Банком России послабления признаются в целях пруденциального регулирования не единовременно, а в течение длительного периода времени, по 2032 год, по схеме льготного формирования резервов на возможные потери. При этом схема льготного резервирования принципами МСФО (IFRS) 9 не предусмотрена, то есть оценочные резервы под ожидаемые кредитные убытки формируются в том числе по начисленным, но не полученным процентным доходам по НЗА, в размере 100%.
("Официальный сайт Банка России", 2025)НЗА по своей экономической сути являются убытками КО, которые в силу введенного Банком России послабления признаются в целях пруденциального регулирования не единовременно, а в течение длительного периода времени, по 2032 год, по схеме льготного формирования резервов на возможные потери. При этом схема льготного резервирования принципами МСФО (IFRS) 9 не предусмотрена, то есть оценочные резервы под ожидаемые кредитные убытки формируются в том числе по начисленным, но не полученным процентным доходам по НЗА, в размере 100%.
Нормативные акты
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)О пруденциальном регулировании <62> лизинговой деятельности
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)О пруденциальном регулировании <62> лизинговой деятельности
"Обобщение правовых позиций и практики Суда Евразийского экономического союза"
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)о пруденциальном регулировании <52> лизинговой деятельности
(утв. Управлением систематизации законодательства и анализа судебной практики Верховного Суда РФ)о пруденциальном регулировании <52> лизинговой деятельности
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Пруденциальное банковское регулирование должно в первую очередь обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков и при этом не препятствовать развитию бизнеса кредитных организаций (в том числе созданию на их базе экосистем и предложению современных технологичных продуктов).
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)Ответ: Пруденциальное банковское регулирование должно в первую очередь обеспечивать защиту интересов кредиторов и вкладчиков и при этом не препятствовать развитию бизнеса кредитных организаций (в том числе созданию на их базе экосистем и предложению современных технологичных продуктов).
Статья: Регуляторная эквилибристика
(Садчиков А.)
("Банковское обозрение", 2023, N 1)Действующие нормы пруденциального регулирования избыточно консервативны и оказывают сдерживающее действие на финансирование кредитными организациями экономики.
(Садчиков А.)
("Банковское обозрение", 2023, N 1)Действующие нормы пруденциального регулирования избыточно консервативны и оказывают сдерживающее действие на финансирование кредитными организациями экономики.
Статья: Искусственный интеллект, финансовые услуги, потребитель: правовые средства противодействия манипулированию
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Надо сказать, что вовлечение поднадзорных финансовых организаций в процесс пруденциального и иного регулирования их деятельности не является чем-то принципиально новым: начиная с Базеля II был допущен подход, при котором к риск-ориентированному надзору были допущены и кредитные институты на основе своих внутренних систем оценки рисков. Базель II допустил это по отношению к пруденциальному регулированию, а что касается регулирования непруденциального, в том числе следования этическим стандартам бизнеса, то по своей природе следование этическим правилам еще в большей степени предполагает именно саморегулирование, поскольку если добровольное следование этическим стандартам не является нормой жизни, то тогда вообще бессмысленно говорить о какой-либо этике, по своей природе этика не может существовать будучи только навязанной извне.
(Вишневский А.А.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Надо сказать, что вовлечение поднадзорных финансовых организаций в процесс пруденциального и иного регулирования их деятельности не является чем-то принципиально новым: начиная с Базеля II был допущен подход, при котором к риск-ориентированному надзору были допущены и кредитные институты на основе своих внутренних систем оценки рисков. Базель II допустил это по отношению к пруденциальному регулированию, а что касается регулирования непруденциального, в том числе следования этическим стандартам бизнеса, то по своей природе следование этическим правилам еще в большей степени предполагает именно саморегулирование, поскольку если добровольное следование этическим стандартам не является нормой жизни, то тогда вообще бессмысленно говорить о какой-либо этике, по своей природе этика не может существовать будучи только навязанной извне.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что для внедрения технологий SupTech и RegTech требуется на уровне Банка России принятие стандартов, которые будут предъявлять требования к данным к отчетности, стандартизации данных. Кроме того, нормы пруденциального регулирования для обеспечения надзора должны быть переведены в машиночитаемый режим.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Представляется, что для внедрения технологий SupTech и RegTech требуется на уровне Банка России принятие стандартов, которые будут предъявлять требования к данным к отчетности, стандартизации данных. Кроме того, нормы пруденциального регулирования для обеспечения надзора должны быть переведены в машиночитаемый режим.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В литературе отмечается, что снижение банковских рисков кредитной организации осуществляется за счет государственного управления банковскими рисками (пруденциального регулирования). Пруденциальный банковский надзор представляет собой правовую процедуру, в ходе которой орган надзора осуществляет входящие в его компетенцию право на выявление возможных составов правонарушений в деятельности кредитной организации и обязанность привлечения к ответственности за совершенное правонарушение. Пруденциальный банковский надзор состоит из информационной стадии и стадии рассмотрения и разрешения дела о правонарушении. Осуществление пруденциального банковского надзора может обеспечиваться мерами процессуального принуждения <1>.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)В литературе отмечается, что снижение банковских рисков кредитной организации осуществляется за счет государственного управления банковскими рисками (пруденциального регулирования). Пруденциальный банковский надзор представляет собой правовую процедуру, в ходе которой орган надзора осуществляет входящие в его компетенцию право на выявление возможных составов правонарушений в деятельности кредитной организации и обязанность привлечения к ответственности за совершенное правонарушение. Пруденциальный банковский надзор состоит из информационной стадии и стадии рассмотрения и разрешения дела о правонарушении. Осуществление пруденциального банковского надзора может обеспечиваться мерами процессуального принуждения <1>.
Статья: Роль управления рисками и страхования в обеспечении устойчивости экономики
(Котлобовский И.Б., Алешина А.Ю.)
("Финансы", 2023, N 8)Заместитель директора Департамента корпоративных отношений Банка России В.Ю. Степаненко посвятила свое выступление повестке Банка России в области устойчивого развития, подчеркнув, что инициативы по данной проблематике были направлены не только на интеграцию в международное сообщество, но в первую очередь на повышение качества жизни населения и эффективности российской экономики в долгосрочной перспективе. В частности, было отмечено, что Банк России считает вопросы устойчивого развития одними из приоритетных и будет способствовать интеграции ESG-рисков <1> в регулирование российского финансового сектора без ущерба для декарбонизации промышленности и смягчению последствий трансграничного углеродного регулирования. Основная роль Банка России в сфере устойчивого развития заключается в создании условий для его финансирования за счет инвестиционных инструментов, развития инфраструктуры, корпоративного управления и интеграции ESG-рисков в пруденциальное регулирование и надзор. При этом Банк России придерживается мягкого регулирования, не вводя жестких требований и ограничений для компаний.
(Котлобовский И.Б., Алешина А.Ю.)
("Финансы", 2023, N 8)Заместитель директора Департамента корпоративных отношений Банка России В.Ю. Степаненко посвятила свое выступление повестке Банка России в области устойчивого развития, подчеркнув, что инициативы по данной проблематике были направлены не только на интеграцию в международное сообщество, но в первую очередь на повышение качества жизни населения и эффективности российской экономики в долгосрочной перспективе. В частности, было отмечено, что Банк России считает вопросы устойчивого развития одними из приоритетных и будет способствовать интеграции ESG-рисков <1> в регулирование российского финансового сектора без ущерба для декарбонизации промышленности и смягчению последствий трансграничного углеродного регулирования. Основная роль Банка России в сфере устойчивого развития заключается в создании условий для его финансирования за счет инвестиционных инструментов, развития инфраструктуры, корпоративного управления и интеграции ESG-рисков в пруденциальное регулирование и надзор. При этом Банк России придерживается мягкого регулирования, не вводя жестких требований и ограничений для компаний.
Статья: Банковские экосистемы: перспективы правового регулирования
(Яковлева П.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)Ключевые слова: банковская экосистема, банк, цифровая экосистема, Банк России, пруденциальное регулирование, иммобилизованные активы, риск-чувствительный лимит.
(Яковлева П.А.)
("Право и бизнес", 2025, N 1)Ключевые слова: банковская экосистема, банк, цифровая экосистема, Банк России, пруденциальное регулирование, иммобилизованные активы, риск-чувствительный лимит.
Статья: Международно-правовая политика КНР на современном этапе
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<71> Op. cit. P. 8. Автор, однако, упрекает Китай в том, что он нашел "лазейки" в праве ВТО и, в частности, прибег к широкой трактовке термина "пруденциальное регулирование". Об участии КНР в ВТО см. также: Parry M., Jochheim U. Op. cit. P. 2 - 4.
(Толстых В.Л.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<71> Op. cit. P. 8. Автор, однако, упрекает Китай в том, что он нашел "лазейки" в праве ВТО и, в частности, прибег к широкой трактовке термина "пруденциальное регулирование". Об участии КНР в ВТО см. также: Parry M., Jochheim U. Op. cit. P. 2 - 4.