Прозрачность бюджета
Подборка наиболее важных документов по запросу Прозрачность бюджета (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Машиночитаемое право в сфере публичных финансов: перспективы и риски
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Кроме того, при общем подходе, состоящем в открытости (прозрачности) бюджета как одном из принципов бюджетной системы, допускается "закрытость" определенной части финансовой деятельности, в составе федерального бюджета предусмотрены секретные статьи, что создает определенные препятствия для автоматизации бюджетной деятельности, для реализации машиночтения и машиноисполнения.
(Омелехина Н.В.)
("Финансовое право", 2025, N 4)Кроме того, при общем подходе, состоящем в открытости (прозрачности) бюджета как одном из принципов бюджетной системы, допускается "закрытость" определенной части финансовой деятельности, в составе федерального бюджета предусмотрены секретные статьи, что создает определенные препятствия для автоматизации бюджетной деятельности, для реализации машиночтения и машиноисполнения.
Статья: Направления воздействия цифровизации на договорное регулирование бюджетных отношений
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Следует подчеркнуть, что применение цифровых технологий при составлении и подписании данных соглашений (договоров) направлено не только на упрощение данной процедуры для сторон и обеспечение подлинности подписей уполномоченных лиц путем применения криптографических технологий при изготовлении усиленных квалифицированных электронных подписей. Использование данных технологий напрямую оказывает влияние на реализацию принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, что также было закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 30 июня 2015 г. N 658 <10>. Отмечая значение внедренных в систему государственного управления публичными финансами информационных систем в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации, Н.А. Поветкина и Е.В. Хазова подчеркивали, что прозрачность бюджетов позволяет реализовать право общества на доступную информацию об исполнении бюджета, а также способствует усилению и стабилизации механизма общественного контроля за целевым расходованием средств бюджета и является действенным инструментом борьбы с коррупцией <11>.
(Кононов А.М.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Следует подчеркнуть, что применение цифровых технологий при составлении и подписании данных соглашений (договоров) направлено не только на упрощение данной процедуры для сторон и обеспечение подлинности подписей уполномоченных лиц путем применения криптографических технологий при изготовлении усиленных квалифицированных электронных подписей. Использование данных технологий напрямую оказывает влияние на реализацию принципа прозрачности (открытости) бюджетной системы Российской Федерации, что также было закреплено в Постановлении Правительства Российской Федерации (далее - Правительство РФ) от 30 июня 2015 г. N 658 <10>. Отмечая значение внедренных в систему государственного управления публичными финансами информационных систем в обеспечении прозрачности бюджетной системы Российской Федерации, Н.А. Поветкина и Е.В. Хазова подчеркивали, что прозрачность бюджетов позволяет реализовать право общества на доступную информацию об исполнении бюджета, а также способствует усилению и стабилизации механизма общественного контроля за целевым расходованием средств бюджета и является действенным инструментом борьбы с коррупцией <11>.
Нормативные акты
"Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов"
(разработаны Минфином России)Повышение фискальной прозрачности, открытость бюджета и инициативное бюджетирование
(разработаны Минфином России)Повышение фискальной прозрачности, открытость бюджета и инициативное бюджетирование
Распоряжение Правительства РФ от 24.10.2023 N 2958-р
(ред. от 15.10.2025)
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года>обеспечение открытости (прозрачности) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях воспитания гражданской ответственности и укрепления доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
(ред. от 15.10.2025)
<Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года>обеспечение открытости (прозрачности) бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления контроля за эффективным использованием бюджетных средств в целях воспитания гражданской ответственности и укрепления доверия граждан к органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Статья: Автоматизация - это не проект. Это культура
(Лапина К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 16)На каждом этапе задействуются такие роли: инициаторы, аналитики, архитекторы, владельцы продуктов, разработчики и пользователи. Это дает контроль, управляемость и прозрачность, чтобы не превращать автоматизацию в черную дыру бюджета.
(Лапина К.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 16)На каждом этапе задействуются такие роли: инициаторы, аналитики, архитекторы, владельцы продуктов, разработчики и пользователи. Это дает контроль, управляемость и прозрачность, чтобы не превращать автоматизацию в черную дыру бюджета.
"Цифровизация публичного финансового контроля: монография"
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующая система, о которой необходимо сказать, это онлайн-ККТ, введенная Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, использование которой позволяет в режиме онлайн передавать информацию о расчетах в налоговые органы, получая на постоянной основе сведения о суммах налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, что привело к снижению количества проверок в отношении налогоплательщиков и, соответственно, уменьшению нагрузки на налоговые органы и дало им возможность сфокусировать свое внимание действительно на проблемных, недобросовестных компаниях. Система онлайн-касс позволила агрегировать большие данные и делать предикативную аналитику, в результате чего достигается прозрачность расчета подлежащего уплате в бюджет налога на добавленную стоимость в рознице и возможность отменить налоговую отчетность <2>.
(Антропцева И.О.)
("Статут", 2024)Следующая система, о которой необходимо сказать, это онлайн-ККТ, введенная Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1>, использование которой позволяет в режиме онлайн передавать информацию о расчетах в налоговые органы, получая на постоянной основе сведения о суммах налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет, что привело к снижению количества проверок в отношении налогоплательщиков и, соответственно, уменьшению нагрузки на налоговые органы и дало им возможность сфокусировать свое внимание действительно на проблемных, недобросовестных компаниях. Система онлайн-касс позволила агрегировать большие данные и делать предикативную аналитику, в результате чего достигается прозрачность расчета подлежащего уплате в бюджет налога на добавленную стоимость в рознице и возможность отменить налоговую отчетность <2>.
Статья: Налогообложение Китая как инструмент национальной фискально-бюджетной политики
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)В настоящее время определено, что максимально возможный объем налоговых поступлений прямо влияет на национальную безопасность каждой страны мира [10]. Несмотря на традиции преемственности, лежащие в основе культуры Китая, компартия страны реализует планы очередной амбициозной пятилетки, что предполагает инновации в налоговой и бюджетной системах. В рамках эффективизации фискально-бюджетной системы Китая решается проблема четкого закрепления собственных доходов за местными бюджетами всех уровней, унификации и прозрачности методологии расчета межбюджетных трансфертов, и вместе с этим разграничения функционала центрального и местных бюджетов по исполнению бюджетных обязательств. Здесь нельзя не упомянуть, что Китай использует специфический метод расчета основного показателя налоговой политики - бюджетного дефицита, который включает только показатели центрального бюджета.
(Жильцова Ю.В., Васильева А.Е.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2023, N 1)В настоящее время определено, что максимально возможный объем налоговых поступлений прямо влияет на национальную безопасность каждой страны мира [10]. Несмотря на традиции преемственности, лежащие в основе культуры Китая, компартия страны реализует планы очередной амбициозной пятилетки, что предполагает инновации в налоговой и бюджетной системах. В рамках эффективизации фискально-бюджетной системы Китая решается проблема четкого закрепления собственных доходов за местными бюджетами всех уровней, унификации и прозрачности методологии расчета межбюджетных трансфертов, и вместе с этим разграничения функционала центрального и местных бюджетов по исполнению бюджетных обязательств. Здесь нельзя не упомянуть, что Китай использует специфический метод расчета основного показателя налоговой политики - бюджетного дефицита, который включает только показатели центрального бюджета.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В-третьих, это обусловливает различие в статусе информационных систем. Соответственно, в первом случае основой функционирования информационных систем будут выступать принципы так называемых закрытых информационных систем. Во втором случае - открытых, что повышает эффективность реализации принципа открытости (прозрачности) финансовой деятельности публично-правовых образований, открытости (прозрачности) бюджетов.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)В-третьих, это обусловливает различие в статусе информационных систем. Соответственно, в первом случае основой функционирования информационных систем будут выступать принципы так называемых закрытых информационных систем. Во втором случае - открытых, что повышает эффективность реализации принципа открытости (прозрачности) финансовой деятельности публично-правовых образований, открытости (прозрачности) бюджетов.
Статья: Инициативное бюджетирование как новая категория бюджетного права
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Вместе с этим важно подчеркнуть, что инициативный проект не охватывает собой все практики инициативного бюджетирования, поскольку имеет конкретную форму реализации инициатив - определенный проект со своими характеристиками. Однако в рамках бюджетирования граждане могут заявляться к участию и в ином формате (в рамках реализации принципа открытости (прозрачности) бюджета).
(Рыбакова С.В.)
("Финансовое право", 2022, N 5)Вместе с этим важно подчеркнуть, что инициативный проект не охватывает собой все практики инициативного бюджетирования, поскольку имеет конкретную форму реализации инициатив - определенный проект со своими характеристиками. Однако в рамках бюджетирования граждане могут заявляться к участию и в ином формате (в рамках реализации принципа открытости (прозрачности) бюджета).
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип участия граждан в бюджетном процессе законодатель совсем недавно включил в перечень принципов бюджетной системы РФ, однако не разъясняет его. По нашему мнению, он тесно связан с принципом прозрачности бюджета и выражается в публичных слушаниях проекта закона о бюджете на текущий год и плановый период, а также отчета об исполнении бюджета.
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)Принцип участия граждан в бюджетном процессе законодатель совсем недавно включил в перечень принципов бюджетной системы РФ, однако не разъясняет его. По нашему мнению, он тесно связан с принципом прозрачности бюджета и выражается в публичных слушаниях проекта закона о бюджете на текущий год и плановый период, а также отчета об исполнении бюджета.
Статья: Информационные системы - цифровой инструментарий осуществления бюджетного мониторинга при управлении публичными финансами
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Ключевой задачей создания информационных технологий является соблюдение и совершенствование достижения прозрачности бюджета, что является одним из направлений бюджетной политики с учетом международных требований и стандартов.
(Петрова И.В.)
("Финансовое право", 2022, N 7)Ключевой задачей создания информационных технологий является соблюдение и совершенствование достижения прозрачности бюджета, что является одним из направлений бюджетной политики с учетом международных требований и стандартов.