Прожиточный минимум в Тюменской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум в Тюменской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 08.05.2024 N 08АП-2447/2024 по делу N А70-16773/2020
Требование: Об отмене определения об отказе в разрешении разногласий.
Решение: Определение оставлено без изменения.Учитывая данные, полученные из ОСФР по Тюменской области, Берлов А.П. не передал в конкурсную массу денежные средства, полученные сверх прожиточного минимума за период с 05.12.2021 по 01.09.2023 в общей сумме 491 770 руб. 37 коп.
Требование: Об отмене определения об отказе в разрешении разногласий.
Решение: Определение оставлено без изменения.Учитывая данные, полученные из ОСФР по Тюменской области, Берлов А.П. не передал в конкурсную массу денежные средства, полученные сверх прожиточного минимума за период с 05.12.2021 по 01.09.2023 в общей сумме 491 770 руб. 37 коп.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2023 N 89-КГ23-4-К7 (УИД 72RS0014-01-2021-009846-12)
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: 1) О признании права пользования помещением.
Требования наймодателя: 2) О признании утратившим право пользования помещением.
Обстоятельства: 1) Наниматели указали, что проживают в жилом помещении, несут бремя расходов на его содержание, иного жилья не имеют; 2) Наймодатель указал, что наниматели в трудовых отношениях не состоят, проживают без законных оснований.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не проведена проверка на наличие статуса малоимущей семьи нанимателей в соответствии с критериями, установленными законодательством, а также отсутствуют сведения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.Частью 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 г. N 137 предусмотрено, что органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по независящим от них причинам ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области.
Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.
Требования нанимателя: 1) О признании права пользования помещением.
Требования наймодателя: 2) О признании утратившим право пользования помещением.
Обстоятельства: 1) Наниматели указали, что проживают в жилом помещении, несут бремя расходов на его содержание, иного жилья не имеют; 2) Наймодатель указал, что наниматели в трудовых отношениях не состоят, проживают без законных оснований.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судом не проведена проверка на наличие статуса малоимущей семьи нанимателей в соответствии с критериями, установленными законодательством, а также отсутствуют сведения об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.Частью 3 статьи 8.1 Закона Тюменской области от 7 октября 1999 г. N 137 предусмотрено, что органы местного самоуправления признают граждан малоимущими, если доходы граждан по независящим от них причинам ниже размера дохода, установленного органами местного самоуправления, при этом совокупная стоимость имущества, находящегося в собственности гражданина и членов его семьи и подлежащего налогообложению, ниже стоимости имущества, установленной органами местного самоуправления. Установленный органами местного самоуправления размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, не может быть выше величины прожиточного минимума, установленного по Тюменской области.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Кому и как выплачивается компенсация за приобретение школьной формы?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, на территории Тюменской области согласно п. 3 Положения о предоставлении ежегодной выплаты на обеспечение детей из многодетных семей, обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения, утв. Постановлением правительства Тюменской области от 29.07.2024 N 495-п, размер выплаты на приобретение школьной формы составляет 17 201 руб. (в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12.06.2024 N 789), а в Приморском крае согласно п. 1.3 Порядка предоставления социальной выплаты многодетным семьям для обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий и спортивной формой детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, утв. Постановлением правительства Приморского края от 25.05.2022 N 344-пп, размер такой выплаты составляет 5 000 руб.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Например, на территории Тюменской области согласно п. 3 Положения о предоставлении ежегодной выплаты на обеспечение детей из многодетных семей, обучающихся по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, одеждой для посещения учебных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения, утв. Постановлением правительства Тюменской области от 29.07.2024 N 495-п, размер выплаты на приобретение школьной формы составляет 17 201 руб. (в размере величины прожиточного минимума для детей, установленной в Тюменской области в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 12.06.2024 N 789), а в Приморском крае согласно п. 1.3 Порядка предоставления социальной выплаты многодетным семьям для обеспечения школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий и спортивной формой детей, обучающихся в общеобразовательных организациях, утв. Постановлением правительства Приморского края от 25.05.2022 N 344-пп, размер такой выплаты составляет 5 000 руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Литвиненко Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Следует отметить, что законы, регулирующие правовую основу определения прожиточного минимума, приняты почти во всех субъектах Российской Федерации, хотя полнота и детализация регулирования вопроса различаются: в законах одних субъектов Федерации оно представлено в развернутом виде, в других - в схематичной форме. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации установление величины прожиточного минимума возложено на высший орган исполнительной власти субъекта РФ. Кроме этого, отдельные субъекты Российской Федерации предусмотрели и сроки установления величины прожиточного минимума, чего не сделано до настоящего времени на федеральном уровне. Например, Законом Иркутской области от 9 октября 2008 г. N 83-ОЗ "О порядке установления величины прожиточного минимума в Иркутской области" предусматривается, что величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Так, Постановлением Правительства Иркутской области от 30 июля 2015 г. N 369-пп "Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за 2 квартал 2015 года" установлен этот показатель за 2-й квартал 2015 г. В законах Тюменской области и Новосибирской области определен аналогичный срок установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Литвиненко Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Следует отметить, что законы, регулирующие правовую основу определения прожиточного минимума, приняты почти во всех субъектах Российской Федерации, хотя полнота и детализация регулирования вопроса различаются: в законах одних субъектов Федерации оно представлено в развернутом виде, в других - в схематичной форме. Однако в большинстве субъектов Российской Федерации установление величины прожиточного минимума возложено на высший орган исполнительной власти субъекта РФ. Кроме этого, отдельные субъекты Российской Федерации предусмотрели и сроки установления величины прожиточного минимума, чего не сделано до настоящего времени на федеральном уровне. Например, Законом Иркутской области от 9 октября 2008 г. N 83-ОЗ "О порядке установления величины прожиточного минимума в Иркутской области" предусматривается, что величина прожиточного минимума устанавливается ежеквартально не позднее 30 числа месяца, следующего за истекшим кварталом. Так, Постановлением Правительства Иркутской области от 30 июля 2015 г. N 369-пп "Об установлении величины прожиточного минимума по Иркутской области за 2 квартал 2015 года" установлен этот показатель за 2-й квартал 2015 г. В законах Тюменской области и Новосибирской области определен аналогичный срок установления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения.
Нормативные акты
Статья: Практика установления тарифов за оказание услуг правового и технического характера при совершении нотариальных действий частными нотариусами. Актуальные вопросы
(Бурова А.С.)
("Нотариус", 2013, N 1)Если сюда еще прибавить данные по уровню платежеспособности населения (средняя зарплата) и уровню потребительских цен (прожиточный минимум) в субъектах РФ, то в Ямало-Ненецком автономном округе мы получим: 75 485 руб. и 10 952 руб., в Тюменской области: 47 316 руб. и 6861 руб., в г. Москве: 43 586 руб. и 10 677 руб., в Санкт-Петербурге: 30 347 руб. и 7178 руб., в Архангельской области: 26 660 руб. и 8376 руб., в Московской области: 25 970 руб. и 8001 руб., в Томской области: 25 351 руб. и 6973 руб., в Республике Карелия: 23 237 руб. и 7854 руб., в Республике Ингушетия: 17 924 руб. и 5216 руб., в Алтайском крае: 16 926 руб. и 6157 руб. <10>.
(Бурова А.С.)
("Нотариус", 2013, N 1)Если сюда еще прибавить данные по уровню платежеспособности населения (средняя зарплата) и уровню потребительских цен (прожиточный минимум) в субъектах РФ, то в Ямало-Ненецком автономном округе мы получим: 75 485 руб. и 10 952 руб., в Тюменской области: 47 316 руб. и 6861 руб., в г. Москве: 43 586 руб. и 10 677 руб., в Санкт-Петербурге: 30 347 руб. и 7178 руб., в Архангельской области: 26 660 руб. и 8376 руб., в Московской области: 25 970 руб. и 8001 руб., в Томской области: 25 351 руб. и 6973 руб., в Республике Карелия: 23 237 руб. и 7854 руб., в Республике Ингушетия: 17 924 руб. и 5216 руб., в Алтайском крае: 16 926 руб. и 6157 руб. <10>.
Статья: Налог на доходы физических лиц в формировании доходов регионального бюджета
(Бадмаев С.Х.)
("Налоговая политика и практика", 2008, N 5)Так, МРОТ выше федерального уровня установлен: в Рязанской (2530 руб.), Иркутской (3000 руб.), Тюменской (3000 руб.), Свердловской (2900 руб.) областях, в Республике Хакасия (2500 руб.), Республике Татарстан (3000 руб.), Чувашской Республике (3295 руб.).
(Бадмаев С.Х.)
("Налоговая политика и практика", 2008, N 5)Так, МРОТ выше федерального уровня установлен: в Рязанской (2530 руб.), Иркутской (3000 руб.), Тюменской (3000 руб.), Свердловской (2900 руб.) областях, в Республике Хакасия (2500 руб.), Республике Татарстан (3000 руб.), Чувашской Республике (3295 руб.).
Статья: О системах оплаты труда работников учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов
(Куликов А.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 4)Перед каждым руководителем учреждения поставлена задача принять меры по приведению месячной заработной платы работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, к размеру не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тюменской области.
(Куликов А.)
("Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2008, N 4)Перед каждым руководителем учреждения поставлена задача принять меры по приведению месячной заработной платы работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, к размеру не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в Тюменской области.
"Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия"
(Бондарь Н.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2011)<1> См., например, Определения Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. N 37-О "По жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями абз. 3 ст. 143 и п. 2 ст. 145 НК РФ" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1913; от 18 декабря 2002 г. N 368-О; от 5 ноября 2003 г. N 403-О "По запросу правительства Москвы о проверке конституционности п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 3 ст. 11 и п. 7 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" // ВКС РФ. 2004. N 1; от 22 января 2004 г. N 12-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан В.Н. Авдюшкина, Н.В. Андреевой и Н.Д. Чесалиной на нарушение их конституционных прав положениями ст. 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и ст. 1 Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" // Архив Конституционного Суда РФ. 2004; от 8 июня 2004 г. N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Тюменской области о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" // Архив Конституционного Суда РФ. 2004.
(Бондарь Н.С.)
("Норма", "Инфра-М", 2011)<1> См., например, Определения Конституционного Суда РФ от 7 февраля 2002 г. N 37-О "По жалобе гражданина С.В. Кривихина на нарушение его конституционных прав положениями абз. 3 ст. 143 и п. 2 ст. 145 НК РФ" // СЗ РФ. 2002. N 20. Ст. 1913; от 18 декабря 2002 г. N 368-О; от 5 ноября 2003 г. N 403-О "По запросу правительства Москвы о проверке конституционности п. п. 2 и 3 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", п. 3 ст. 11 и п. 7 ст. 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" // ВКС РФ. 2004. N 1; от 22 января 2004 г. N 12-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан В.Н. Авдюшкина, Н.В. Андреевой и Н.Д. Чесалиной на нарушение их конституционных прав положениями ст. 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и ст. 1 Федерального закона "О потребительской корзине в целом по Российской Федерации" // Архив Конституционного Суда РФ. 2004; от 8 июня 2004 г. N 224-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Арбитражного суда Тюменской области о проверке конституционности ч. 1 ст. 2 и ч. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на операции с ценными бумагами" // Архив Конституционного Суда РФ. 2004.
Статья: Дополнительные выплаты по оплате труда, не входящие в минимальную величину заработной платы
(Беляев А.Н.)
("Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных", 2019, N 3)на предприятиях и в организациях внебюджетной сферы - в размере не ниже 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения области за IV квартал предшествующего года (в настоящее время - 12 350 руб.); на микропредприятиях и малых предприятиях в течение первых трех лет работы - в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения области за IV квартал предшествующего года
(Беляев А.Н.)
("Бухгалтерский учет и налоги в государственных и муниципальных учреждениях: автономных, бюджетных, казенных", 2019, N 3)на предприятиях и в организациях внебюджетной сферы - в размере не ниже 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения области за IV квартал предшествующего года (в настоящее время - 12 350 руб.); на микропредприятиях и малых предприятиях в течение первых трех лет работы - в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения области за IV квартал предшествующего года
"Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ"
(постатейный)
(Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Барышев С.А., Вахрушева Ю.Н., Долотина Р.Р., Елизарова Н.В., Закиров Р.Ю., Захарова Н.А., Иванишин П.З., Морозов С.Ю., Михалева Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- ФЗ от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
(постатейный)
(Баринов Н.А., Бевзюк Е.А., Беляев М.А., Бирюкова Т.А., Барышев С.А., Вахрушева Ю.Н., Долотина Р.Р., Елизарова Н.В., Закиров Р.Ю., Захарова Н.А., Иванишин П.З., Морозов С.Ю., Михалева Т.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2014)- ФЗ от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации".
Статья: Гарантии и компенсации работникам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
(Пересыпкина Е.И.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 4)С 01.01.2018 размер заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки не должен быть менее 9 489 руб. (Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"). С 1 мая МРОТ увеличится на 43% и составит 11 163 руб. (действующий в настоящее время прожиточный минимум). "Северные" надбавки надо будет начислять сверх этой суммы.
(Пересыпкина Е.И.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2018, N 4)С 01.01.2018 размер заработной платы без учета районного коэффициента и процентной надбавки не должен быть менее 9 489 руб. (Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения"). С 1 мая МРОТ увеличится на 43% и составит 11 163 руб. (действующий в настоящее время прожиточный минимум). "Северные" надбавки надо будет начислять сверх этой суммы.
Статья: О некоторых элементах конституционно-правового механизма реализации права граждан РФ на социальное обеспечение
(Байматов П.Н.)
("Российский юридический журнал", 2014, N 6)Важно, что по Закону органы власти субъектов РФ наделены полномочием расширять перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и оснований ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения бесплатной юридической помощи будет стимулировать развитие субсидируемой помощи. Гражданин, чей доход незначительно превышает прожиточный минимум, может получить право на возмещение части расходов, понесенных им в связи с обращением к адвокату <1>.
(Байматов П.Н.)
("Российский юридический журнал", 2014, N 6)Важно, что по Закону органы власти субъектов РФ наделены полномочием расширять перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи, и оснований ее оказания, а также принимать решения о предоставлении в экстренных случаях помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Право субъектов РФ устанавливать дополнительные гарантии получения бесплатной юридической помощи будет стимулировать развитие субсидируемой помощи. Гражданин, чей доход незначительно превышает прожиточный минимум, может получить право на возмещение части расходов, понесенных им в связи с обращением к адвокату <1>.
Статья: Правовое регулирование минимальной заработной платы как гарантия реализации работниками права на жизнь
(Кашлакова А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2011, N 4)Учитывая те обстоятельства, что Россия - страна со значительными масштабами, имеющая федеративное устройство и разный уровень жизни в своих регионах, установление федерального минимального размера оплаты труда может быть признано оправданным с точки зрения охвата всех работников, - но не реальной гарантии, отражающей принципы социального государства. Так, в силу резкого различия в уровне экономического развития регионов часть из них находятся практически на одном уровне с европейскими странами (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Татарстан). Другие, наоборот, снизились до уровня беднейших африканских стран (Тыва или Ингушетия) <12>.
(Кашлакова А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2011, N 4)Учитывая те обстоятельства, что Россия - страна со значительными масштабами, имеющая федеративное устройство и разный уровень жизни в своих регионах, установление федерального минимального размера оплаты труда может быть признано оправданным с точки зрения охвата всех работников, - но не реальной гарантии, отражающей принципы социального государства. Так, в силу резкого различия в уровне экономического развития регионов часть из них находятся практически на одном уровне с европейскими странами (Москва, Санкт-Петербург, Тюменская область, Татарстан). Другие, наоборот, снизились до уровня беднейших африканских стран (Тыва или Ингушетия) <12>.