Прожиточный минимум тОмск
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум тОмск (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.12.2024 N 88-КГ24-11-К8 (УИД 70RS0006-01-2023-000482-92)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О перерасчете размера среднедушевого дохода семьи; 2) О назначении ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
Обстоятельства: В доход семьи включен доход супруга за период до регистрации брака и суммы уплаченных алиментов на содержание несовершеннолетних детей от предыдущего брака.
Решение: Дело в части перерасчета размера среднедушевого дохода семьи направлено на новое рассмотрение, так как нормы права о понятии и видах дохода семьи, определяемого в целях получения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, применены судами неверно.Решением ОПФР по Томской области от 21 ноября 2022 г. Ряшенцевой Т.А. отказано в назначении (предоставлении) меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты. В комментариях к решению ОПФР по Томской области указано, что размер прожиточного минимума на душу населения, установленный по месту жительства заявителя, - 3 767 руб., среднедушевой доход семьи - 20 667,23 руб.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О перерасчете размера среднедушевого дохода семьи; 2) О назначении ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности.
Обстоятельства: В доход семьи включен доход супруга за период до регистрации брака и суммы уплаченных алиментов на содержание несовершеннолетних детей от предыдущего брака.
Решение: Дело в части перерасчета размера среднедушевого дохода семьи направлено на новое рассмотрение, так как нормы права о понятии и видах дохода семьи, определяемого в целях получения ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка, применены судами неверно.Решением ОПФР по Томской области от 21 ноября 2022 г. Ряшенцевой Т.А. отказано в назначении (предоставлении) меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия женщине, вставшей на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности, в связи с превышением размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации на дату обращения за назначением ежемесячной денежной выплаты. В комментариях к решению ОПФР по Томской области указано, что размер прожиточного минимума на душу населения, установленный по месту жительства заявителя, - 3 767 руб., среднедушевой доход семьи - 20 667,23 руб.
Определение Верховного Суда РФ от 23.03.2021 N 304-ЭС21-1855 по делу N А67-2926/2020
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании денежных средств по договору о предоставлении гранта.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку грантополучателем при подаче заявки предоставлена недостоверная информация, в том числе о среднемесячной заработной плате работников, нарушены условия договора и имеются основания для взыскания средств гранта.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Установлено, что согласно представленной предпринимателем справке о среднемесячной заработной плате работников средняя заработная плата работников в 1 квартале 2015 года составляла 9 000 руб., в 2, 3, 4 кварталах 2015 года и в 2016 году - 12 000 руб. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что фактический размер заработной платы в расчете на одного работника в 3-4 квартале 2016 года составлял 6 000 руб., что ниже установленной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Томской области.
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о взыскании денежных средств по договору о предоставлении гранта.
Обжалуемый результат спора: Требование удовлетворено, поскольку грантополучателем при подаче заявки предоставлена недостоверная информация, в том числе о среднемесячной заработной плате работников, нарушены условия договора и имеются основания для взыскания средств гранта.
Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ отказано.Установлено, что согласно представленной предпринимателем справке о среднемесячной заработной плате работников средняя заработная плата работников в 1 квартале 2015 года составляла 9 000 руб., в 2, 3, 4 кварталах 2015 года и в 2016 году - 12 000 руб. Вместе с тем, в ходе проведенной проверки установлено, что фактический размер заработной платы в расчете на одного работника в 3-4 квартале 2016 года составлял 6 000 руб., что ниже установленной величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в Томской области.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Действие принципа справедливости и законности в административном судопроизводстве
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2021, N 6)Указанным Постановлением Правительства РФ было предусмотрено проведение на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей эксперимента, в рамках которого было создано 10 государственных юридических бюро, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам, чей среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации (далее - субъект РФ).
(Августина И.Д.)
("Российский судья", 2021, N 6)Указанным Постановлением Правительства РФ было предусмотрено проведение на территории Республики Карелия, Чеченской Республики, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областей эксперимента, в рамках которого было создано 10 государственных юридических бюро, оказывающих бесплатную юридическую помощь гражданам, чей среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации (далее - субъект РФ).
Статья: Иждивение через призму межотраслевых правовых связей: универсальный подход или учет отраслевой специфики?
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<4> См., например: Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. N 8. С. 112 - 127; Блинков О.Е., Борисова Е.Н. Понятие, сущность и основания иждивения (наследственно-правовой аспект) // Наследственное право. 2008. N 4. С. 18 - 27; Дьяконова М.О., Шелютто М.Л. Защита прожиточного минимума должника-гражданина и его иждивенцев // Комментарий судебной практики / Отв. ред. К.Б. Ярошенко. Вып. 28. М., 2023; Шилохвост О.Ю. Наследование по закону в российском гражданском праве. М., 2006.
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)<4> См., например: Азарова Е.Г. Пенсионное обеспечение детей, потерявших кормильца: особенности правового регулирования // Журнал российского права. 2017. N 8. С. 112 - 127; Блинков О.Е., Борисова Е.Н. Понятие, сущность и основания иждивения (наследственно-правовой аспект) // Наследственное право. 2008. N 4. С. 18 - 27; Дьяконова М.О., Шелютто М.Л. Защита прожиточного минимума должника-гражданина и его иждивенцев // Комментарий судебной практики / Отв. ред. К.Б. Ярошенко. Вып. 28. М., 2023; Шилохвост О.Ю. Наследование по закону в российском гражданском праве. М., 2006.
Нормативные акты
Статья: Трансформация налога на имущество физических лиц в России: предпосылки и направления
(Голодова Ж.Г., Голодова Ю.С.)
("Финансы", 2010, N 3)Однако для определенной категории граждан необходимо предусмотреть более существенные меры поддержки в виде налоговых льгот. Поскольку в соответствии с законодательством каждому муниципальному органу предоставлено право введения дополнительных льгот, то в этом аспекте инициативы местных органов власти различаются. Есть регионы (и таких большинство), в которых перечень льгот исчерпывается общефедеральным списком - гг. Барнаул, Йошкар-Ола, Смоленск. В некоторых муниципалитетах - гг. Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске и других - от налогообложения освобождаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В отдельных регионах - гг. Астрахани, Новосибирске, Уфе и других - данная льгота предоставлена родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также родителям, имеющим детей-инвалидов (гг. Петропавловск-Камчатский, Уфа и др.). Освобождение от уплаты налога может также распространяться на почетных граждан города (гг. Астрахань, Калининград и др.), инвалидов III группы (г. Петропавловск-Камчатский). Лишь в отдельных регионах льготы по налогу на имущество предоставляются лицам, среднедушевой доход которых ниже устанавливаемого прожиточного минимума. Так, в г. Томске по отношению к данной категории налогоплательщиков действует пониженная ставка налога по одному принадлежащему плательщику объекту недвижимости: по жилым строениям стоимостью до 500 тыс. руб. и нежилым строениям стоимостью до 200 тыс. руб. ставка налога составляет 0%, при стоимости жилых строений от 500 до 1000 тыс. руб. и нежилых строений от 200 до 300 тыс. руб. - 0,1%.
(Голодова Ж.Г., Голодова Ю.С.)
("Финансы", 2010, N 3)Однако для определенной категории граждан необходимо предусмотреть более существенные меры поддержки в виде налоговых льгот. Поскольку в соответствии с законодательством каждому муниципальному органу предоставлено право введения дополнительных льгот, то в этом аспекте инициативы местных органов власти различаются. Есть регионы (и таких большинство), в которых перечень льгот исчерпывается общефедеральным списком - гг. Барнаул, Йошкар-Ола, Смоленск. В некоторых муниципалитетах - гг. Астрахани, Москве, Нижнем Новгороде, Челябинске и других - от налогообложения освобождаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В отдельных регионах - гг. Астрахани, Новосибирске, Уфе и других - данная льгота предоставлена родителям, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, а также родителям, имеющим детей-инвалидов (гг. Петропавловск-Камчатский, Уфа и др.). Освобождение от уплаты налога может также распространяться на почетных граждан города (гг. Астрахань, Калининград и др.), инвалидов III группы (г. Петропавловск-Камчатский). Лишь в отдельных регионах льготы по налогу на имущество предоставляются лицам, среднедушевой доход которых ниже устанавливаемого прожиточного минимума. Так, в г. Томске по отношению к данной категории налогоплательщиков действует пониженная ставка налога по одному принадлежащему плательщику объекту недвижимости: по жилым строениям стоимостью до 500 тыс. руб. и нежилым строениям стоимостью до 200 тыс. руб. ставка налога составляет 0%, при стоимости жилых строений от 500 до 1000 тыс. руб. и нежилых строений от 200 до 300 тыс. руб. - 0,1%.
Статья: Материнский (семейный) капитал: пути повышения эффективности правового регулирования
(Гусева Т.С.)
("Семейное и жилищное право", 2012, N 6)Довольно интересен опыт правового регулирования материнского (семейного) капитала в субъектах Российской Федерации. Некоторые субъекты по аналогии с федеральным законодательством установили дополнительные меры поддержки семей с детьми на период до 31 декабря 2016 г. <11>, другие ввели региональный материнский (семейный) капитал, не связывая право на его предоставление с рождением (усыновлением) ребенка в определенный период времени. В отдельных субъектах РФ право на региональный материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) второго или последующего ребенка <12>, в большинстве регионов поощряется рождение третьего и последующих детей <13>. В Калининградской и Томской областях право на региональные дополнительные меры поддержки семей с детьми предоставляется только адресно - семьям, в которых среднедушевой доход не превышает два прожиточных минимума в Томской области и 3,5 прожиточного минимума в Калининградской области. Закон Калининградской области лишает права на региональный материнский (семейный) капитал семьи, где оба родителя трудоспособного возраста не работают и не состоят на учете в службе занятости.
(Гусева Т.С.)
("Семейное и жилищное право", 2012, N 6)Довольно интересен опыт правового регулирования материнского (семейного) капитала в субъектах Российской Федерации. Некоторые субъекты по аналогии с федеральным законодательством установили дополнительные меры поддержки семей с детьми на период до 31 декабря 2016 г. <11>, другие ввели региональный материнский (семейный) капитал, не связывая право на его предоставление с рождением (усыновлением) ребенка в определенный период времени. В отдельных субъектах РФ право на региональный материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) второго или последующего ребенка <12>, в большинстве регионов поощряется рождение третьего и последующих детей <13>. В Калининградской и Томской областях право на региональные дополнительные меры поддержки семей с детьми предоставляется только адресно - семьям, в которых среднедушевой доход не превышает два прожиточных минимума в Томской области и 3,5 прожиточного минимума в Калининградской области. Закон Калининградской области лишает права на региональный материнский (семейный) капитал семьи, где оба родителя трудоспособного возраста не работают и не состоят на учете в службе занятости.
Статья: Понятие и признаки нуждаемости в праве социального обеспечения России
(Бутенко Е.И.)
("Российский юридический журнал", 2010, N 1)Принцип адресности, по мнению некоторых ученых, состоит в том, что государство готово обеспечивать только подлинно нуждающихся лиц, стремясь исключить из этой категории тех, кто в состоянии обеспечивать себя сам <15>. Наглядной иллюстрацией воплощения этого принципа на практике является изменение законодателем круга лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Статья 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" была изложена в новой редакции, согласно которой размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона Томской области "О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей" право на ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет). Как видно, пособие теперь выплачивается только малоимущим семьям, т.е. таким, в которых среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума на душу населения по месту проживания семьи на территории Томской области. В результате указанное пособие стало предоставляться в адресном порядке, после проверки нуждаемости в нем.
(Бутенко Е.И.)
("Российский юридический журнал", 2010, N 1)Принцип адресности, по мнению некоторых ученых, состоит в том, что государство готово обеспечивать только подлинно нуждающихся лиц, стремясь исключить из этой категории тех, кто в состоянии обеспечивать себя сам <15>. Наглядной иллюстрацией воплощения этого принципа на практике является изменение законодателем круга лиц, имеющих право на получение ежемесячного пособия на ребенка. Статья 16 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" была изложена в новой редакции, согласно которой размер, порядок назначения, индексации и выплаты ежемесячного пособия на ребенка устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации. Согласно ст. 5 Закона Томской области "О социальной поддержке граждан, имеющих несовершеннолетних детей" право на ежемесячное пособие на ребенка из малоимущей семьи имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста 16 лет (на учащегося общеобразовательного учреждения - до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста 18 лет). Как видно, пособие теперь выплачивается только малоимущим семьям, т.е. таким, в которых среднедушевой доход не превышает величины прожиточного минимума на душу населения по месту проживания семьи на территории Томской области. В результате указанное пособие стало предоставляться в адресном порядке, после проверки нуждаемости в нем.
Статья: Краткий экскурс в региональный МРОТ
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2013, N 23)В ряде субъектов РФ региональный МРОТ установлен не в твердой сумме, а приравнен к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (например, Калужская <18>, Томская <19>, Новгородская <20> области) либо установлен как некий процент или коэффициент к такому минимуму (например, Волгоградская область <21>).
(Суховская М.Г.)
("Главная книга", 2013, N 23)В ряде субъектов РФ региональный МРОТ установлен не в твердой сумме, а приравнен к уровню прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе (например, Калужская <18>, Томская <19>, Новгородская <20> области) либо установлен как некий процент или коэффициент к такому минимуму (например, Волгоградская область <21>).
"Жилищное право"
(12-е издание, переработанное и дополненное)
(Крашенинников П.В.)
("Статут", 2020)<1> См.: Лазарева Е.В. Пожизненная рента в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2005. С. 13 - 14.
(12-е издание, переработанное и дополненное)
(Крашенинников П.В.)
("Статут", 2020)<1> См.: Лазарева Е.В. Пожизненная рента в гражданском праве России: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2005. С. 13 - 14.
"Материнский капитал: как получить и распорядиться"
(выпуск 7)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Маслова Т.А.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)В Томской области региональный материнский капитал распространяется на семьи, в которых рожден (усыновлен) третий или четвертый ребенок. Причем на эту социальную поддержку регионального бюджета могут рассчитывать лишь семьи, среднедушевой доход которых на момент обращения не превышает две величины прожиточного минимума на душу населения по месту проживания семьи на территории Томской области.
(выпуск 7)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Маслова Т.А.)
("Библиотечка "Российской газеты", 2014)В Томской области региональный материнский капитал распространяется на семьи, в которых рожден (усыновлен) третий или четвертый ребенок. Причем на эту социальную поддержку регионального бюджета могут рассчитывать лишь семьи, среднедушевой доход которых на момент обращения не превышает две величины прожиточного минимума на душу населения по месту проживания семьи на территории Томской области.
Статья: Проблемы реализации права на социальное обеспечение семьями, имеющими детей, в Российской Федерации
(Гусева Т.С.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 1)Однако во всех субъектах РФ размер ежемесячного пособия на ребенка невелик (базовый размер пособия в Дагестане составляет 100 руб., в Саратовской области - 225 руб., в Московской области - 1000 руб.) и не восполняет разницу между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом в регионе. Думается, что такой вид социальных выплат, как ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (учащегося - до 18 лет), не утратил общегосударственного значения, ведь стимулирование рождаемости, поддержка семей с детьми называются в числе направлений социальной политики Российского государства, значит, должны гарантироваться на федеральном уровне. К сожалению, для России стало нормой, что суммы пособий значительно ниже прожиточного минимума. Это позволяет сделать вывод, что этот вид пособия как мера государственной социальной помощи не выполняет своего предназначения, важной задачей остается повышение его размера.
(Гусева Т.С.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 1)Однако во всех субъектах РФ размер ежемесячного пособия на ребенка невелик (базовый размер пособия в Дагестане составляет 100 руб., в Саратовской области - 225 руб., в Московской области - 1000 руб.) и не восполняет разницу между среднедушевым доходом семьи и прожиточным минимумом в регионе. Думается, что такой вид социальных выплат, как ежемесячное пособие на ребенка до 16 лет (учащегося - до 18 лет), не утратил общегосударственного значения, ведь стимулирование рождаемости, поддержка семей с детьми называются в числе направлений социальной политики Российского государства, значит, должны гарантироваться на федеральном уровне. К сожалению, для России стало нормой, что суммы пособий значительно ниже прожиточного минимума. Это позволяет сделать вывод, что этот вид пособия как мера государственной социальной помощи не выполняет своего предназначения, важной задачей остается повышение его размера.
Статья: Принцип состязательности и юридическая помощь в гражданском процессе
(Алиэскеров М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 3)Указанное Положение предусматривает бесплатное оказание государственными юридическими бюро гражданам с доходами ниже установленного прожиточного минимума таких видов юридической помощи, как консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, участие работников бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представление интересов граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Несомненным достоинством данного документа является то, что он не ограничивает оказание указанных видов помощи отдельными категориями правовых вопросов и гражданских дел. Переход от эксперимента к масштабной реализации данной идеи может способствовать решению ряда важных вопросов, связанных с обеспечением граждан юридической помощью, в том числе и при рассмотрении гражданских дел в судах.
(Алиэскеров М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2006, N 3)Указанное Положение предусматривает бесплатное оказание государственными юридическими бюро гражданам с доходами ниже установленного прожиточного минимума таких видов юридической помощи, как консультации по правовым вопросам в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера, участие работников бюро в качестве представителей граждан в гражданском судопроизводстве, исполнительном производстве по гражданским делам, а также представление интересов граждан в органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях. Несомненным достоинством данного документа является то, что он не ограничивает оказание указанных видов помощи отдельными категориями правовых вопросов и гражданских дел. Переход от эксперимента к масштабной реализации данной идеи может способствовать решению ряда важных вопросов, связанных с обеспечением граждан юридической помощью, в том числе и при рассмотрении гражданских дел в судах.
"Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник"
(Севостьянов Д.А.)
("ИНФРА-М", 2021)Нетрудно заметить, что стимулирующая функция заработной платы может быть реализована лишь тогда, когда эта заработная плата достаточно велика, чтобы осуществлять воспроизводственную функцию. Если заработная плата не позволяет работнику даже полноценно восстанавливать свою рабочую силу, говорить о ее каком-либо стимулирующем воздействии не приходится. Разумеется, речь идет не только о собственно заработной плате, но и обо всех стимулирующих надбавках к ней (которые в итоге могут и не выполнять стимулирующих функций). В нормальных условиях минимальный уровень оплаты труда должен составлять не менее стоимости набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, включая не только физиологические потребности, но и обеспечение квалификационного роста, и развитие творческого потенциала работника <1>. В качестве минимального порога, по достижении которого воспроизводственная функция заработной платы начинает исполняться, используется прожиточный минимум трудоспособного населения.
(Севостьянов Д.А.)
("ИНФРА-М", 2021)Нетрудно заметить, что стимулирующая функция заработной платы может быть реализована лишь тогда, когда эта заработная плата достаточно велика, чтобы осуществлять воспроизводственную функцию. Если заработная плата не позволяет работнику даже полноценно восстанавливать свою рабочую силу, говорить о ее каком-либо стимулирующем воздействии не приходится. Разумеется, речь идет не только о собственно заработной плате, но и обо всех стимулирующих надбавках к ней (которые в итоге могут и не выполнять стимулирующих функций). В нормальных условиях минимальный уровень оплаты труда должен составлять не менее стоимости набора товаров и услуг, входящих в потребительскую корзину, включая не только физиологические потребности, но и обеспечение квалификационного роста, и развитие творческого потенциала работника <1>. В качестве минимального порога, по достижении которого воспроизводственная функция заработной платы начинает исполняться, используется прожиточный минимум трудоспособного населения.