Прожиточный минимум рб
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум рб (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Новеллы правового регулирования ответственности за неуплату средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей
(Литовченко Т.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Для решения проблемы низкого размера официальной заработной платы (ниже прожиточного минимума при неполной трудовой занятости должника) либо ее отсутствия заслуживает внимания предложение А.М. Коновалова ввести институт принудительного трудоустройства должника как альтернативу административной или уголовной ответственности с целью побуждения последнего к исполнению алиментного обязательства <3>. Анализируя правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь, А.М. Коновалов делает вывод о возможности использования данного опыта в российской правовой системе за некоторыми доработками. Так, автор предлагает наделить суды полномочиями по разрешению вопросов принудительного трудоустройства при вынесении решения суда о взыскании алиментов, указывая в резолютивной части решения на то, что в случае образования у ответчика задолженности в определенном размере вне зависимости от причин ее возникновения ответчик при отсутствии у него средств для ее погашения в разумный срок подлежит принудительному трудоустройству. В отношении ранее вынесенных решений вопрос о принудительном трудоустройстве неплательщика автор предлагает оставить на разрешение судом путем изменения порядка или способа исполнения судебного акта <4>.
(Литовченко Т.А.)
("Семейное и жилищное право", 2023, N 2)Для решения проблемы низкого размера официальной заработной платы (ниже прожиточного минимума при неполной трудовой занятости должника) либо ее отсутствия заслуживает внимания предложение А.М. Коновалова ввести институт принудительного трудоустройства должника как альтернативу административной или уголовной ответственности с целью побуждения последнего к исполнению алиментного обязательства <3>. Анализируя правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь, А.М. Коновалов делает вывод о возможности использования данного опыта в российской правовой системе за некоторыми доработками. Так, автор предлагает наделить суды полномочиями по разрешению вопросов принудительного трудоустройства при вынесении решения суда о взыскании алиментов, указывая в резолютивной части решения на то, что в случае образования у ответчика задолженности в определенном размере вне зависимости от причин ее возникновения ответчик при отсутствии у него средств для ее погашения в разумный срок подлежит принудительному трудоустройству. В отношении ранее вынесенных решений вопрос о принудительном трудоустройстве неплательщика автор предлагает оставить на разрешение судом путем изменения порядка или способа исполнения судебного акта <4>.
Статья: Оценочные понятия как часть понятийного аппарата права социального обеспечения и их влияние на эффективность норм законодательства о социальном обеспечении
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Во-первых, право на получение нового пособия было поставлено в зависимость от размера среднедушевого дохода семьи, который не может превышать величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) заявителя, которая определяется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <21>.
(Астаева М.Г.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 1)Во-первых, право на получение нового пособия было поставлено в зависимость от размера среднедушевого дохода семьи, который не может превышать величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания, фактического проживания) заявителя, которая определяется в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <21>.
Нормативные акты
Протокольное решение Экономического совета СНГ
"Об информационно-аналитических и справочных материалах"
(Вместе с <Информациями о реализации в 2022 - 2023 годах Перечня совместных мер, о реализации Комплекса совместных действий по профилактике бешенством, Комплекса совместных мер по профилактике и борьбе с ящуром, об организации бухгалтерского учета цифровых активов и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, о состоянии дел в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, о выполнении решений>, "Обзором торговой политики Республики Беларусь")
(Принято в г. Москве 20.09.2024)Средний размер назначенных пенсий составил 692,5 белорусского рубля, что в 2,5 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров.
"Об информационно-аналитических и справочных материалах"
(Вместе с <Информациями о реализации в 2022 - 2023 годах Перечня совместных мер, о реализации Комплекса совместных действий по профилактике бешенством, Комплекса совместных мер по профилактике и борьбе с ящуром, об организации бухгалтерского учета цифровых активов и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, о состоянии дел в сфере охраны и защиты интеллектуальной собственности, о выполнении решений>, "Обзором торговой политики Республики Беларусь")
(Принято в г. Москве 20.09.2024)Средний размер назначенных пенсий составил 692,5 белорусского рубля, что в 2,5 раза превышает бюджет прожиточного минимума для пенсионеров.
"Постатейный комментарий к главе 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса РФ"
(Борисов А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 14-ФЗ "О ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество";
(Борисов А.Н.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2006)Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 14-ФЗ "О ратификации соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество";
Статья: Минимальный размер алиментов: направления совершенствования законодательства на основе зарубежного опыта
(Усачева Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2014, N 6)В соответствии со ст. 92, 103.5 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье размер алиментов на несовершеннолетних детей, определенный сторонами в соглашении об уплате алиментов, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке, а именно: на одного ребенка - 25%, на двух детей - 33%, на трех и более детей - 50% заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50% на одного ребенка, 75% - на двух детей, 100% - на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения <7>.
(Усачева Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2014, N 6)В соответствии со ст. 92, 103.5 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье размер алиментов на несовершеннолетних детей, определенный сторонами в соглашении об уплате алиментов, не может быть ниже размера алиментов, которые они могли бы получить при взыскании алиментов в судебном порядке, а именно: на одного ребенка - 25%, на двух детей - 33%, на трех и более детей - 50% заработка и (или) иного дохода родителей в месяц. При этом для трудоспособных родителей минимальный размер алиментов в месяц должен составлять не менее 50% на одного ребенка, 75% - на двух детей, 100% - на трех и более детей бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения <7>.
Статья: Право социального обеспечения стран ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства (общее и особенное)
(Шайхатдинов В.Ш.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2010, N 3)В белорусском законе интерес представляет то, что он предусматривает назначение государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, а также по уходу за ребенком до трех лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Весьма своеобразно в Республике Беларусь определяется размер пособия по беременности и родам. Так, женщинам, работающим на основе трудовых договоров, размер пособия составляет 100% среднедневного заработка, но за каждый календарный месяц не более 3-кратной величины средней заработной платы в Республике и не менее минимального размера этого пособия. Минимальный размер данного пособия равен в месяц 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума на душу населения. Оригинально в Белоруссии определяется и размер пособия в связи с рождением ребенка. При рождении первого ребенка размер пособия составляет 5-кратную наибольшую величину бюджета прожиточного минимума, при рождении второго и последующих детей - 7-кратную величину. От бюджета прожиточного минимума исчисляется и размер пособия по уходу за ребенком до трех лет: 80% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Нельзя не сказать и о белорусском пособии на детей старше трех лет. Его размер дифференцируется в зависимости от дохода семьи. В размере 30% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пособие назначается, если средний совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 60% бюджета прожиточного минимума. Пособие составляет 50% указанного выше размера, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает 80% бюджета прожиточного минимума.
(Шайхатдинов В.Ш.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2010, N 3)В белорусском законе интерес представляет то, что он предусматривает назначение государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет, а также по уходу за ребенком до трех лет и ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Весьма своеобразно в Республике Беларусь определяется размер пособия по беременности и родам. Так, женщинам, работающим на основе трудовых договоров, размер пособия составляет 100% среднедневного заработка, но за каждый календарный месяц не более 3-кратной величины средней заработной платы в Республике и не менее минимального размера этого пособия. Минимальный размер данного пособия равен в месяц 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума на душу населения. Оригинально в Белоруссии определяется и размер пособия в связи с рождением ребенка. При рождении первого ребенка размер пособия составляет 5-кратную наибольшую величину бюджета прожиточного минимума, при рождении второго и последующих детей - 7-кратную величину. От бюджета прожиточного минимума исчисляется и размер пособия по уходу за ребенком до трех лет: 80% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума. Нельзя не сказать и о белорусском пособии на детей старше трех лет. Его размер дифференцируется в зависимости от дохода семьи. В размере 30% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума пособие назначается, если средний совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 60% бюджета прожиточного минимума. Пособие составляет 50% указанного выше размера, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает 80% бюджета прожиточного минимума.
Статья: Практические проблемы взыскания алиментных обязательств
(Воронов Е.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2013, N 3)<9> Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. N 278-З // URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=HK9900278&p2={NRPA}.
(Воронов Е.Н.)
("Семейное и жилищное право", 2013, N 3)<9> Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. N 278-З // URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=HK9900278&p2={NRPA}.
Вопрос: Моя мать - почетный донор СССР. Проживает в России. Планирую ее забрать к себе в Беларусь и соответственно оформить ей вид на жительство. В связи с этим хотелось бы знать, какие льготы и преференции имеют в Беларуси почетные доноры?
("Юрист спешит на помощь", 2015, N 8)Ответ: Донорам, награжденным знаками "Почетный донор Республики Беларусь", "Почетный донор СССР" и "Почетный донор Общества Красного Креста БССР", производится повышение независимо от вида получаемой пенсии по достижении мужчинами 60-ти, женщинами 55 лет. Прибавка начисляется в размере 40% минимальной пенсии по возрасту, которая равна четверти наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты за два последних квартала, и пересматривается четыре раза в год. В марте 2015 года минимальный размер пенсии по возрасту в Беларуси составляет 357 025 белорусских рублей, или около 24 долл. Следовательно, размер повышения пенсии донорам составит 142 810 белорусских рублей, или немногим более 9 долл. в месяц.
("Юрист спешит на помощь", 2015, N 8)Ответ: Донорам, награжденным знаками "Почетный донор Республики Беларусь", "Почетный донор СССР" и "Почетный донор Общества Красного Креста БССР", производится повышение независимо от вида получаемой пенсии по достижении мужчинами 60-ти, женщинами 55 лет. Прибавка начисляется в размере 40% минимальной пенсии по возрасту, которая равна четверти наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Министерством труда и социальной защиты за два последних квартала, и пересматривается четыре раза в год. В марте 2015 года минимальный размер пенсии по возрасту в Беларуси составляет 357 025 белорусских рублей, или около 24 долл. Следовательно, размер повышения пенсии донорам составит 142 810 белорусских рублей, или немногим более 9 долл. в месяц.
"Социальная защита семьи: совершенствование механизма правового регулирования"
(под ред. О.Н. Петюковой)
("Деловой двор", 2015)Среди актов законодательства, в частности, следует выделить Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. N 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" <1> (далее - Закон об основах государственного социального страхования), Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. N 239-З "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" <2> (далее - Закон о прожиточном минимуме), Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. N 124-З "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" <3> (далее - Закон о минимальной заработной плате), Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 N 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" <4> (далее - Закон о государственных пособиях), Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. N 278-З <5> (далее - Кодекс о браке и семье), Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. N 2570-XII "О правах ребенка" <6> (далее - Закон о правах ребенка).
(под ред. О.Н. Петюковой)
("Деловой двор", 2015)Среди актов законодательства, в частности, следует выделить Закон Республики Беларусь от 31 января 1995 г. N 3563-XII "Об основах государственного социального страхования" <1> (далее - Закон об основах государственного социального страхования), Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. N 239-З "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" <2> (далее - Закон о прожиточном минимуме), Закон Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. N 124-З "Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы" <3> (далее - Закон о минимальной заработной плате), Закон Республики Беларусь от 29.12.2012 N 7-З "О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей" <4> (далее - Закон о государственных пособиях), Кодекс Республики Беларусь о браке и семье от 9 июля 1999 г. N 278-З <5> (далее - Кодекс о браке и семье), Закон Республики Беларусь от 19 ноября 1993 г. N 2570-XII "О правах ребенка" <6> (далее - Закон о правах ребенка).
Статья: О некоторых правовых вопросах социального обеспечения в странах ЕврАзЭС: проблемы науки и законодательства
(Шайхатдинов В.Ш.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 5)В белорусском Законе важно то, что он предусматривает назначение государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также по уходу за ребенком до трех лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Весьма своеобразно в Республике Беларусь определяется размер пособия по беременности и родам. Так, для женщин, работающих на основе трудовых договоров, размер пособия составляет 100% среднедневного заработка, но за каждый календарный месяц не более 3-кратной величины средней заработной платы в Республике и не менее минимального размера этого пособия. Минимальный размер данного пособия составляет 50% наибольшей величины прожиточного минимума на душу населения. Оригинально в Белоруссии устанавливается и размер пособия в связи с рождением ребенка. При рождении первого ребенка он составляет наибольшую величину прожиточного минимума в 5-кратном размере, при рождении второго и последующих детей - в 7-кратном. Исходя из прожиточного минимума исчисляется и размер пособия по уходу за ребенком до трех лет: 80% наибольшей величины прожиточного минимума. Нельзя не сказать и о белорусском пособии на детей старше трех лет. Его размер дифференцируется в зависимости от дохода семьи. В размере 30% наибольшей величины прожиточного минимума пособие назначается, если средний совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 60% прожиточного минимума. Пособие составляет 50% указанного размера, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает 80% прожиточного минимума.
(Шайхатдинов В.Ш.)
("Российский юридический журнал", 2012, N 5)В белорусском Законе важно то, что он предусматривает назначение государственного пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, а также по уходу за ребенком до трех лет и ребенком-инвалидом до 18 лет в случае болезни матери либо другого лица, фактически осуществляющего уход за ребенком. Весьма своеобразно в Республике Беларусь определяется размер пособия по беременности и родам. Так, для женщин, работающих на основе трудовых договоров, размер пособия составляет 100% среднедневного заработка, но за каждый календарный месяц не более 3-кратной величины средней заработной платы в Республике и не менее минимального размера этого пособия. Минимальный размер данного пособия составляет 50% наибольшей величины прожиточного минимума на душу населения. Оригинально в Белоруссии устанавливается и размер пособия в связи с рождением ребенка. При рождении первого ребенка он составляет наибольшую величину прожиточного минимума в 5-кратном размере, при рождении второго и последующих детей - в 7-кратном. Исходя из прожиточного минимума исчисляется и размер пособия по уходу за ребенком до трех лет: 80% наибольшей величины прожиточного минимума. Нельзя не сказать и о белорусском пособии на детей старше трех лет. Его размер дифференцируется в зависимости от дохода семьи. В размере 30% наибольшей величины прожиточного минимума пособие назначается, если средний совокупный доход на члена семьи в месяц не превышает 60% прожиточного минимума. Пособие составляет 50% указанного размера, если средний совокупный доход на члена семьи не превышает 80% прожиточного минимума.
Статья: Необлагаемый минимум как основа применения стандартного вычета по подоходному налогу
(Булгак Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2016, N 4)Бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения рассчитывается на основании Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. N 865 "Об утверждении прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам в среднем на душу населения" [17]. В связи с вступлением в силу с 17 сентября 2014 года в действие изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" [14] уточнен порядок определения, утверждения и пересмотра прожиточного минимума. Кроме того, установлено, что вместо Правительства Республики Беларусь бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждает Министерство труда и социальной защиты республики. В настоящее время на основании Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 июля 2015 г. N 45 "Об установлении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах июня 2015 года в расчете на месяц" [16] для трудоспособного населения он составляет 1719890 руб.
(Булгак Д.В.)
("Налоги" (журнал), 2016, N 4)Бюджет прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения рассчитывается на основании Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам и в среднем на душу населения, утвержденного Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2014 г. N 865 "Об утверждении прожиточного минимума для основных социально-демографических групп населения и Положения о порядке расчета бюджета прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам в среднем на душу населения" [17]. В связи с вступлением в силу с 17 сентября 2014 года в действие изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь от 6 января 1999 г. "О прожиточном минимуме в Республике Беларусь" [14] уточнен порядок определения, утверждения и пересмотра прожиточного минимума. Кроме того, установлено, что вместо Правительства Республики Беларусь бюджет прожиточного минимума ежеквартально утверждает Министерство труда и социальной защиты республики. В настоящее время на основании Постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20 июля 2015 г. N 45 "Об установлении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в ценах июня 2015 года в расчете на месяц" [16] для трудоспособного населения он составляет 1719890 руб.
"Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)В области социального обеспечения граждан действует целый ряд двусторонних договоров: Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.; Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г. и др.
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Менкенов А.В., Антонова Н.В., Богатырева Н.В., Слесарев С.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018)В области социального обеспечения граждан действует целый ряд двусторонних договоров: Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Монгольской Народной Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 6 апреля 1981 г.; Договор между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24 января 2006 г.; Договор между Российской Федерацией и Латвийской Республикой о сотрудничестве в области социального обеспечения от 18 декабря 2007 г. и др.
Вопрос: В организации работает гражданин Республики Беларусь. Он принес исполнительный лист на алименты, в котором указано, что алименты удерживаются в размере 25% от дохода, но не менее 50% от прожиточного минимума, установленного в Республике Беларусь. Имеет ли право организация принимать исполнительный лист другого государства? Каким образом их переводить по безналичному расчету в Республику Беларусь?
(Консультация эксперта, 2011)Вопрос: В организации работает гражданин Республики Беларусь. Он принес исполнительный лист на алименты, в котором указано, что алименты удерживаются в размере 25% от дохода, но не менее 50% от прожиточного минимума, установленного в Республике Беларусь. Имеет ли право организация принимать исполнительный лист другого государства? Каким образом их переводить по безналичному расчету в Республику Беларусь?
(Консультация эксперта, 2011)Вопрос: В организации работает гражданин Республики Беларусь. Он принес исполнительный лист на алименты, в котором указано, что алименты удерживаются в размере 25% от дохода, но не менее 50% от прожиточного минимума, установленного в Республике Беларусь. Имеет ли право организация принимать исполнительный лист другого государства? Каким образом их переводить по безналичному расчету в Республику Беларусь?