Прожиточный минимум потребительская корзина
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум потребительская корзина (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации""Кроме того, по смыслу статьи 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" потребительская корзина уже включает в себя все необходимое для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности. Поскольку денежные средства на личные нужды представляют собой часть непродовольственных услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, необходимо признать, что соответствующие расходы уже учтены в величине установленного законодателем прожиточного минимума."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Ключевые слова: социально значимые потребности, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, потребительская корзина, социальное предоставление.
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Ключевые слова: социально значимые потребности, минимальный размер оплаты труда, прожиточный минимум, потребительская корзина, социальное предоставление.
Статья: Категория обеспечения потребности для выполнения семьей ее экономической функции (на примере алиментирования)
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Действующие в настоящее время правила установления прожиточного минимума, определения потребительской корзины, научные дискуссии относительно безусловного базового дохода <1> нуждаются в дальнейшей проработке. В том числе с точки зрения дифференцированного подхода и выстраивания оптимальных потребительских бюджетов под запросы различных категорий граждан, прежде всего детей. В отношениях, осложненных семейными трудностями, непросто установить баланс между их участниками. Однако и такие отношения возможны к выстраиванию с ориентиром на традиционные подходы к ценностям семейной жизни, в частности положительную установку в поведении относительно родственников, часто близких родственников, нуждающихся в помощи. Если супруги принимают решение не сохранять брачный союз и если в таком союзе были рождены дети или дети были рождены вне пределов брачного союза, то выстраивание отношений с заботой об их воспитании и содержании, их социализация, уважение к детям и друг к другу, положительная установка на необходимость материальной помощи и поддержки может также означать приверженность традиционным семейным ценностям, а не пренебрежение ими. Необходимо установить для таких случаев объективные ориентиры.
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)Действующие в настоящее время правила установления прожиточного минимума, определения потребительской корзины, научные дискуссии относительно безусловного базового дохода <1> нуждаются в дальнейшей проработке. В том числе с точки зрения дифференцированного подхода и выстраивания оптимальных потребительских бюджетов под запросы различных категорий граждан, прежде всего детей. В отношениях, осложненных семейными трудностями, непросто установить баланс между их участниками. Однако и такие отношения возможны к выстраиванию с ориентиром на традиционные подходы к ценностям семейной жизни, в частности положительную установку в поведении относительно родственников, часто близких родственников, нуждающихся в помощи. Если супруги принимают решение не сохранять брачный союз и если в таком союзе были рождены дети или дети были рождены вне пределов брачного союза, то выстраивание отношений с заботой об их воспитании и содержании, их социализация, уважение к детям и друг к другу, положительная установка на необходимость материальной помощи и поддержки может также означать приверженность традиционным семейным ценностям, а не пренебрежение ими. Необходимо установить для таких случаев объективные ориентиры.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35
(ред. от 11.05.2007)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.
(ред. от 11.05.2007)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.
"ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения"
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст)
(ред. от 17.10.2013)2.1.10. #Прожиточный минимум#: стоимость потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
(утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст)
(ред. от 17.10.2013)2.1.10. #Прожиточный минимум#: стоимость потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.
Статья: Алиментное соглашение: теоретический и правоприменительный аспекты (на примере супругов и детей)
(Алейникова В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 11)<96> Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум необходим при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
(Алейникова В.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 11)<96> Величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. Прожиточный минимум необходим при установлении гражданам государственных гарантий получения минимальных денежных доходов (ст. 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации").
Статья: Конституционная реформа в России: актуальность, реализация, перспективы. Часть 2. Поправки к Конституции: нерешенные и новые проблемы и вектор дальнейшего реформирования
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)То же касается и поправок, необходимость которых аргументировалась обеспечением принципа социального государства (МРОТ - не ниже прожиточного минимума, принцип солидарности поколений в пенсионной системе, индексация пенсий). Эти положения в основном дублируют нормы, уже имеющиеся в российском законодательстве, а главное, нет никаких гарантий от их выхолащивания низкими размерами прожиточного минимума и пенсий, дальнейшим повышением пенсионного возраста и т.д. И, например, уже сейчас можно наблюдать дискуссию, связанную с предложенным Министерством труда и социальной защиты переходом на новую систему определения размера прожиточного минимума - вместо расчета потребительской корзины установить его равным 44,2% среднедушевого дохода. По мнению ряда известных исследователей уровня жизни населения, это приведет к манипуляциям величиной прожиточного минимума и практически никак не повлияет на бедность: "Представленные цифры показывают, что проценты так "подогнали", чтобы результат был близким к уровню прожиточного минимума, который получался раньше. Увеличение, которое там заложено, - всего примерно 7%. Оно было бы таким же, если бы пересмотрели потребительскую корзину - когда ее пересматривают раз в пять лет, обычно на 5 - 7% она и растет <...> Тот прожиточный минимум, который практически предлагается сохранить, - очень низкий, он не удовлетворяет основных минимальных потребностей" <7>. Что касается нормы о солидарной пенсионной системе, то готовность закрепить ее в Конституции специалисты объясняют тем, что Всемирный банк (по инициативе и на средства которого в России до сих пор проводятся реформы в социальной сфере) признал - после провала в целом ряде стран накопительных пенсионных систем - целесообразность трехуровневой пенсионной системы, но с оговоркой о небольшом размере пенсии, выплачиваемой в рамках солидарной системы (нижний уровень) <8>.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)То же касается и поправок, необходимость которых аргументировалась обеспечением принципа социального государства (МРОТ - не ниже прожиточного минимума, принцип солидарности поколений в пенсионной системе, индексация пенсий). Эти положения в основном дублируют нормы, уже имеющиеся в российском законодательстве, а главное, нет никаких гарантий от их выхолащивания низкими размерами прожиточного минимума и пенсий, дальнейшим повышением пенсионного возраста и т.д. И, например, уже сейчас можно наблюдать дискуссию, связанную с предложенным Министерством труда и социальной защиты переходом на новую систему определения размера прожиточного минимума - вместо расчета потребительской корзины установить его равным 44,2% среднедушевого дохода. По мнению ряда известных исследователей уровня жизни населения, это приведет к манипуляциям величиной прожиточного минимума и практически никак не повлияет на бедность: "Представленные цифры показывают, что проценты так "подогнали", чтобы результат был близким к уровню прожиточного минимума, который получался раньше. Увеличение, которое там заложено, - всего примерно 7%. Оно было бы таким же, если бы пересмотрели потребительскую корзину - когда ее пересматривают раз в пять лет, обычно на 5 - 7% она и растет <...> Тот прожиточный минимум, который практически предлагается сохранить, - очень низкий, он не удовлетворяет основных минимальных потребностей" <7>. Что касается нормы о солидарной пенсионной системе, то готовность закрепить ее в Конституции специалисты объясняют тем, что Всемирный банк (по инициативе и на средства которого в России до сих пор проводятся реформы в социальной сфере) признал - после провала в целом ряде стран накопительных пенсионных систем - целесообразность трехуровневой пенсионной системы, но с оговоркой о небольшом размере пенсии, выплачиваемой в рамках солидарной системы (нижний уровень) <8>.