Прожиточный минимум пенсионера в Архангельской области
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум пенсионера в Архангельской области (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Архангельского областного суда от 10.10.2024 N 33-8079/2024 (УИД 29RS0024-01-2024-000672-94)
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В результате ДТП, произошедшего по вине ответчика, истец, являясь пассажиром автомобиля, получила телесные повреждения. Истец ссылается на то, что в результате действий ответчика она испытала физические и нравственные страдания.
Решение: Удовлетворено в части.Однако, то обстоятельство, что ответчик является пенсионером само по себе о тяжелом имущественном положении ответчика не свидетельствует, поскольку он получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", которая существенно превышает величину прожиточного минимума для пенсионера в г. Архангельске (в 2023 г. - 13 881 руб. в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 8 декабря 2022 г. N 1024-пп).
Категория спора: Причинение вреда жизни и здоровью.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: В результате ДТП, произошедшего по вине ответчика, истец, являясь пассажиром автомобиля, получила телесные повреждения. Истец ссылается на то, что в результате действий ответчика она испытала физические и нравственные страдания.
Решение: Удовлетворено в части.Однако, то обстоятельство, что ответчик является пенсионером само по себе о тяжелом имущественном положении ответчика не свидетельствует, поскольку он получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", которая существенно превышает величину прожиточного минимума для пенсионера в г. Архангельске (в 2023 г. - 13 881 руб. в соответствии с постановлением Правительства Архангельской области от 8 декабря 2022 г. N 1024-пп).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Иждивение через призму межотраслевых правовых связей: универсальный подход или учет отраслевой специфики?
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Верховный Суд РФ обратил внимание на такое толкование, сформулировав правовую позицию о том, что в делах об установлении факта нахождения на иждивении не имеет значения соотношение размера получаемой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. Хотелось бы верить, что на этом будет поставлена точка в указанном вопросе <12>. Как отмечает Т.Я. Хабриева, "ориентир в развитии социального законодательства - сохранение стабильности правового регулирования и вместе с тем корректировка тех правовых решений и конструкций, которые не обеспечивают решение стоящих перед социальным законодательством задач" <13>.
(Гусева Т.С., Низамова Е.А.)
("Журнал российского права", 2024, N 11)Верховный Суд РФ обратил внимание на такое толкование, сформулировав правовую позицию о том, что в делах об установлении факта нахождения на иждивении не имеет значения соотношение размера получаемой пенсии с прожиточным минимумом пенсионера. Хотелось бы верить, что на этом будет поставлена точка в указанном вопросе <12>. Как отмечает Т.Я. Хабриева, "ориентир в развитии социального законодательства - сохранение стабильности правового регулирования и вместе с тем корректировка тех правовых решений и конструкций, которые не обеспечивают решение стоящих перед социальным законодательством задач" <13>.
Статья: Правовое регулирование социального обслуживания граждан в субъектах Российской Федерации
(Аверьянова М.И.)
("Административное и муниципальное право", 2017, N 6)Что касается установления размера предельной величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг для предоставления социальных услуг бесплатно для третьей категории льготников, то такой размер согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона должен устанавливаться законами субъектов РФ. Российская Федерация установила лишь ограничительный порог такого размера - не ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп. Вышеуказанные законы субъектов РФ свидетельствуют, что ни один из рассматриваемых регионов не предусматривает превышения этого минимального порога, устанавливая размер предельной величины среднедушевого дохода, дающий право на бесплатное получение социальных услуг, в размере полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по основным социально-демографическим группам населения. В конкретных суммах на 2017 год этот порог выглядит следующим образом: по Архангельской области - 16 224 руб. (10 816 руб. - прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ (ПМП)), по Ивановской области - 11 965 руб. (7 977 руб. ПМП), по Нижегородской области - 12 123 руб. (8 082 руб. ПМП). При этом по сравнению с показателями 2016 года только в двух указанных регионах было произведено повышение прожиточного минимума пенсионера: в Ивановской области - на 543 рубля и в Нижегородской области - на 90 рублей. В Архангельской области наоборот было произведено достаточно значительное снижение прожиточного минимума пенсионера - на 357 рублей (Архангельская область) [10]. В условиях реального удорожания стоимости жизни такое снижение однозначно не отвечает интересам нуждающихся граждан, противореча конституционному принципу социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.
(Аверьянова М.И.)
("Административное и муниципальное право", 2017, N 6)Что касается установления размера предельной величины среднедушевого дохода получателя социальных услуг для предоставления социальных услуг бесплатно для третьей категории льготников, то такой размер согласно п. 5 ст. 31 Федерального закона должен устанавливаться законами субъектов РФ. Российская Федерация установила лишь ограничительный порог такого размера - не ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп. Вышеуказанные законы субъектов РФ свидетельствуют, что ни один из рассматриваемых регионов не предусматривает превышения этого минимального порога, устанавливая размер предельной величины среднедушевого дохода, дающий право на бесплатное получение социальных услуг, в размере полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ по основным социально-демографическим группам населения. В конкретных суммах на 2017 год этот порог выглядит следующим образом: по Архангельской области - 16 224 руб. (10 816 руб. - прожиточный минимум пенсионера в субъекте РФ (ПМП)), по Ивановской области - 11 965 руб. (7 977 руб. ПМП), по Нижегородской области - 12 123 руб. (8 082 руб. ПМП). При этом по сравнению с показателями 2016 года только в двух указанных регионах было произведено повышение прожиточного минимума пенсионера: в Ивановской области - на 543 рубля и в Нижегородской области - на 90 рублей. В Архангельской области наоборот было произведено достаточно значительное снижение прожиточного минимума пенсионера - на 357 рублей (Архангельская область) [10]. В условиях реального удорожания стоимости жизни такое снижение однозначно не отвечает интересам нуждающихся граждан, противореча конституционному принципу социального государства, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь.
Вопрос: Физлицо, ранее замещавшее муниципальную должность муниципальной службы, получает ежемесячную доплату к трудовой пенсии в соответствии с Законом Архангельской области от 16.04.1998 N 68-15-03 "О муниципальной службе в Архангельской области". Стаж муниципальной службы - более 30 лет. Облагается ли указанная доплата к трудовой пенсии НДФЛ?
(Письмо Минфина РФ от 30.06.2010 N 03-04-05/9-365)С учетом изложенного ежемесячная доплата к пенсии по старости, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по старости, в соответствии с вышеназванным Законом, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
(Письмо Минфина РФ от 30.06.2010 N 03-04-05/9-365)С учетом изложенного ежемесячная доплата к пенсии по старости, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по старости, в соответствии с вышеназванным Законом, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Вопрос: ...В соответствии с Письмом Минфина России от 06.06.2012 N 03-04-06/3-149 ежемесячная доплата к пенсии лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию, подлежит налогообложению НДФЛ. Согласно Обзору судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012, ежемесячные доплаты за выслугу лет к трудовой пенсии муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов, в силу п. 2 ст. 217 НК РФ, не облагаются НДФЛ, так как являются выплатой по государственному пенсионному обеспечению. Облагается ли НДФЛ ежемесячная доплата к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности муниципальной службы в Архангельской области?
(Письма Минфина России от 13.09.2012 N 03-04-06/6-278, от 07.09.2012 N 03-04-05/6-1081)С учетом изложенного ежемесячная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемая в соответствии с вышеназванным Законом муниципальным служащим Архангельской области в связи с выходом на трудовую пенсию, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
(Письма Минфина России от 13.09.2012 N 03-04-06/6-278, от 07.09.2012 N 03-04-05/6-1081)С учетом изложенного ежемесячная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемая в соответствии с вышеназванным Законом муниципальным служащим Архангельской области в связи с выходом на трудовую пенсию, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
Статья: Муниципальные служащие: порядок установления оплаты труда, гарантии, пенсионное обеспечение, стаж муниципальной службы
(Нестеров С.Е.)
("Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 11)С учетом изложенного ежемесячная доплата к пенсии по старости, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по старости, в соответствии с вышеназванным Законом, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом N 178-ФЗ, и пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 НК РФ и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
(Нестеров С.Е.)
("Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", 2011, N 11)С учетом изложенного ежемесячная доплата к пенсии по старости, выплачиваемая лицам, уволенным с муниципальной службы в связи с выходом на пенсию по старости, в соответствии с вышеназванным Законом, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом N 178-ФЗ, и пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 НК РФ и подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
"Комментарий к Федеральному закону от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(постатейный)
(Кухаренко Т.А., Гурина О.А.)
(под ред. Э.Р. Курманова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)- региональная социальная доплата к пенсии, которая устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации; при этом она устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ.
(постатейный)
(Кухаренко Т.А., Гурина О.А.)
(под ред. Э.Р. Курманова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013)- региональная социальная доплата к пенсии, которая устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в случае, если общая сумма его материального обеспечения не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте РФ по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации; при этом она устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте РФ.
Вопрос: ...Согласно ст. 18 Закона Архангельской области от 16.04.1998 N 68-15-ОЗ и Распоряжению Администрации муниципального образования от 12.04.2012 N 143-ра лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, производится ежемесячная доплата к трудовой пенсии. До августа 2012 г. с данных выплат удерживался и перечислялся в бюджет НДФЛ. В июле 2012 г. получены разъяснения, согласно которым удержание НДФЛ с сумм доплат к трудовой пенсии считается неправомерным. Вправе ли пенсионеры получить возврат НДФЛ с сумм доплат к трудовой пенсии?
(Письмо Минфина России от 22.11.2012 N 03-04-06/6-330)С учетом изложенного ежемесячная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемая в соответствии с вышеназванным Законом муниципальным служащим Архангельской области в связи с выходом на трудовую пенсию, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.
(Письмо Минфина России от 22.11.2012 N 03-04-06/6-330)С учетом изложенного ежемесячная доплата к трудовой пенсии, выплачиваемая в соответствии с вышеназванным Законом муниципальным служащим Архангельской области в связи с выходом на трудовую пенсию, не является социальной доплатой к пенсии, выплачиваемой до величины прожиточного минимума пенсионера, как это обусловлено Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ, и не является пенсией за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим, и, соответственно, не подпадает под действие п. 2 ст. 217 Кодекса и подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в общеустановленном порядке.