Прожиточный минимум на 2020 год
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум на 2020 год (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Необлагаемый минимум по подоходному налогу в трудах С.Д. Цыпкина и перспективы установления данной льготы в современных условиях
(Соколова С.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 11)В настоящее время российское налоговое законодательство не предусматривает необлагаемый минимум по НДФЛ <8>. Однако это не означает, что современное состояние экономического развития России и доходов населения не требует такой меры поддержки для малообеспеченных лиц. Так, только по данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за 2020 г. составила 17,8 млн человек, что составляет 12,1% от общей численности населения <9>. Таким образом, действующий режим налогообложения физических лиц не учитывает сложившиеся экономические отношения и требует доработки.
(Соколова С.Г.)
("Финансовое право", 2021, N 11)В настоящее время российское налоговое законодательство не предусматривает необлагаемый минимум по НДФЛ <8>. Однако это не означает, что современное состояние экономического развития России и доходов населения не требует такой меры поддержки для малообеспеченных лиц. Так, только по данным Росстата, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума за 2020 г. составила 17,8 млн человек, что составляет 12,1% от общей численности населения <9>. Таким образом, действующий режим налогообложения физических лиц не учитывает сложившиеся экономические отношения и требует доработки.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
Нормативные акты
"Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года"
(разработан Минэкономразвития России)Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
(разработан Минэкономразвития России)Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума
Статья: Европейская социальная хартия: процедуры мониторинга
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<8> В настоящее время МРОТ в РФ составляет 42% от медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, а прожиточный минимум - 44,2% // Федеральные законы от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда" и от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 4)<8> В настоящее время МРОТ в РФ составляет 42% от медианного среднедушевого дохода за предыдущий год, а прожиточный минимум - 44,2% // Федеральные законы от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О минимальном размере оплаты труда" и от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Нарушение требований размера алиментов на несовершеннолетних детей как основание признания соглашения об уплате алиментов недействительным
(Астапова Т.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 2)Вышеуказанные обстоятельства предопределены тем, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" отмечает, что с учетом положений ст. 1 - 3 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", а также равной обязанности родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установление судом алиментов, подлежащих взысканию с одного из родителей ребенка, в размере менее половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей может иметь место в случае, когда материальное и (или) семейное положение плательщика алиментов либо иные заслуживающие внимания обстоятельства объективно не позволяют произвести с него взыскание алиментов в размере половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей <11>.
(Астапова Т.Ю.)
("Нотариус", 2022, N 2)Вышеуказанные обстоятельства предопределены тем, что Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" отмечает, что с учетом положений ст. 1 - 3 Федерального закона от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ (ред. от 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", а также равной обязанности родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установление судом алиментов, подлежащих взысканию с одного из родителей ребенка, в размере менее половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей может иметь место в случае, когда материальное и (или) семейное положение плательщика алиментов либо иные заслуживающие внимания обстоятельства объективно не позволяют произвести с него взыскание алиментов в размере половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей <11>.