Прожиточный минимум и мрот 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум и мрот 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с алиментными обязательствами: Получатель алиментов оспаривает постановление Судебного пристава об определении размера задолженности по алиментам
(КонсультантПлюс, 2025)Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2019 по делу N 33а-8753/2019
(КонсультантПлюс, 2025)Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2019 по делу N 33а-8753/2019
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституция Российской Федерации: самобытность, стабильность и развитие (к 30-летию Основного Закона России)
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<27> Ряд конституционных новелл развивают нормы законодательства Российской Федерации, действовавшие еще до реформы, например нормы Федеральных законов от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" и от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", которыми изначально была установлена корреляция величин МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, а затем их полная тождественность. Российская Федерация стала первой из стран СНГ, где институт непрерывного образования закреплен не только в отраслевых законах (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), но и в Конституции (п. "е" ст. 71). Перевод положений законов на конституционный уровень, их "восхождение" в Конституцию, получивший в доктрине название "конституционная легитимация законодательных норм", послужил одним из инструментов осуществления конституционных изменений и показал свою эффективность для целей модернизации Основного Закона.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<27> Ряд конституционных новелл развивают нормы законодательства Российской Федерации, действовавшие еще до реформы, например нормы Федеральных законов от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" и от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", которыми изначально была установлена корреляция величин МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, а затем их полная тождественность. Российская Федерация стала первой из стран СНГ, где институт непрерывного образования закреплен не только в отраслевых законах (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), но и в Конституции (п. "е" ст. 71). Перевод положений законов на конституционный уровень, их "восхождение" в Конституцию, получивший в доктрине название "конституционная легитимация законодательных норм", послужил одним из инструментов осуществления конституционных изменений и показал свою эффективность для целей модернизации Основного Закона.
Статья: Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Лишь в 2019 г. размер МРОТ в России был повышен до величины прожиточного минимума, что можно оценить положительно. Но для практической реализации конституционного принципа уважения человека труда и отраслевого принципа обеспечения достойных условий труда этого явно недостаточно. Очевидно, что МРОТ должен превышать общефедеральный прожиточный минимум для трудоспособного населения. На вопрос о том, насколько это возможно с учетом современного социально-экономического развития страны, должны ответить ученые-экономисты на основе всесторонних исследований.
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Лишь в 2019 г. размер МРОТ в России был повышен до величины прожиточного минимума, что можно оценить положительно. Но для практической реализации конституционного принципа уважения человека труда и отраслевого принципа обеспечения достойных условий труда этого явно недостаточно. Очевидно, что МРОТ должен превышать общефедеральный прожиточный минимум для трудоспособного населения. На вопрос о том, насколько это возможно с учетом современного социально-экономического развития страны, должны ответить ученые-экономисты на основе всесторонних исследований.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
(ред. от 29.09.2025)Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Статья: Модернизация финансового законодательства в контексте конституционной реформы 2020 года
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)гарантированность минимального размера оплаты труда (МРОТ) не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России (п. 5 ст. 75) <21>;
(Леднева Ю.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)гарантированность минимального размера оплаты труда (МРОТ) не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России (п. 5 ст. 75) <21>;
Вопрос: ЛНА организации установлена доплата к окладу в связи с разделением рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ). С учетом этой доплаты зарплата работника несколько превышает величину МРОТ, установленного в субъекте РФ. Если же доплату не учитывать, размер зарплаты меньше МРОТ. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
Статья: О корреляции социально значимых потребностей и прожиточного минимума
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отметим также, что некоторые социальные выплаты, не соотнесенные прямо с прожиточным минимумом, в настоящее время более активно "привязываются" к МРОТ. Такое соотнесение может быть прямым, как в случае с пособием по временной нетрудоспособности, которое начиная с 1 апреля 2020 г. в расчете за полный календарный месяц не может составлять менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Примером опосредованного соотнесения можно назвать пособие по безработице, максимальный размер которого начиная с 2019 г. (для лиц предпенсионного возраста, с 2020 г. - для всех) устанавливается в размере, который фактически равен МРОТ.
(Иванчина Ю.В., Истомина Е.А.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 1)Отметим также, что некоторые социальные выплаты, не соотнесенные прямо с прожиточным минимумом, в настоящее время более активно "привязываются" к МРОТ. Такое соотнесение может быть прямым, как в случае с пособием по временной нетрудоспособности, которое начиная с 1 апреля 2020 г. в расчете за полный календарный месяц не может составлять менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Примером опосредованного соотнесения можно назвать пособие по безработице, максимальный размер которого начиная с 2019 г. (для лиц предпенсионного возраста, с 2020 г. - для всех) устанавливается в размере, который фактически равен МРОТ.
Статья: Обзор некоторых поправок к Конституции Российской Федерации
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Так, начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года <1>. Индексация социальных пособий также производится регулярно <2>, а вопросам обязательного социального страхования в настоящий момент посвящен целый Федеральный закон <3>.
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Так, начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года <1>. Индексация социальных пособий также производится регулярно <2>, а вопросам обязательного социального страхования в настоящий момент посвящен целый Федеральный закон <3>.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Полагаем, что принцип справедливости, закрепленный в Конституции РФ и международно-правовых актах, требует вернуться к прежней редакции ТК РФ, поскольку установление вознаграждения за труд на уровне МРОТ, зависящего от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, не гарантирует достойного существования ни для самого человека, ни тем более для его семьи с учетом потребностей на современном этапе развития общественно-экономических и социальных отношений.
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Полагаем, что принцип справедливости, закрепленный в Конституции РФ и международно-правовых актах, требует вернуться к прежней редакции ТК РФ, поскольку установление вознаграждения за труд на уровне МРОТ, зависящего от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, не гарантирует достойного существования ни для самого человека, ни тем более для его семьи с учетом потребностей на современном этапе развития общественно-экономических и социальных отношений.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (см. Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)<1> Начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (см. Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
Статья: Проблемы эффективности правового регулирования отношений в сфере содействия занятости населения и социальной защиты безработных в Российской Федерации
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Обратим внимание и на проблему отсутствия какой-либо методики исчисления максимальной и минимальной величин пособия по безработице, в основу которой положены объективные критерии определения этих величин, сейчас эти параметры не привязаны ни к минимальному размеру оплаты труда, ни к прожиточному минимуму. Эти величины не индексируются, их размер, "на глазок" определяемый Правительством РФ, год от года может оставаться неизменным, что негативно отражается на покупательной способности пособия, а в результате на уровне жизни безработных.
(Гусева Т.С., Клепалова Ю.И.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Обратим внимание и на проблему отсутствия какой-либо методики исчисления максимальной и минимальной величин пособия по безработице, в основу которой положены объективные критерии определения этих величин, сейчас эти параметры не привязаны ни к минимальному размеру оплаты труда, ни к прожиточному минимуму. Эти величины не индексируются, их размер, "на глазок" определяемый Правительством РФ, год от года может оставаться неизменным, что негативно отражается на покупательной способности пособия, а в результате на уровне жизни безработных.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В п. 1 комментируемой статьи сделана ссылка на минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В частности, для договора хранения между гражданами (пп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ) соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. При этом следует учитывать, что начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (см. Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В п. 1 комментируемой статьи сделана ссылка на минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В частности, для договора хранения между гражданами (пп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ) соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. При этом следует учитывать, что начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (см. Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
Статья: Отражение конституционно-правовых принципов регулирования оплаты труда в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
(Коршунова Т.Ю., Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Полагаем, что принцип справедливости, закрепленный в Конституции России и международно-правовых актах, требует вернуться к прежней редакции Трудового кодекса РФ, поскольку установление вознаграждения за труд на уровне МРОТ, зависящего от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, не гарантирует достойного существования ни для человека, ни тем более для его семьи с учетом потребностей на современном этапе развития общественно-экономических и социальных отношений.
(Коршунова Т.Ю., Каменская С.В.)
("Журнал российского права", 2021, N 4)Полагаем, что принцип справедливости, закрепленный в Конституции России и международно-правовых актах, требует вернуться к прежней редакции Трудового кодекса РФ, поскольку установление вознаграждения за труд на уровне МРОТ, зависящего от величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, не гарантирует достойного существования ни для человека, ни тем более для его семьи с учетом потребностей на современном этапе развития общественно-экономических и социальных отношений.
Статья: Минимальный размер алиментов и алиментный фонд: история и современность
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В 2019 г. в Государственную Думу был внесен еще один законопроект о минимальном размере алиментов на содержание ребенка в размере одного прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации, где постоянно проживает получатель алиментов. Однако в отличие от предыдущего законопроекта, предусматривались обстоятельства, при которых сумма взыскиваемых алиментов на законных основаниях могла быть ниже минимального размера алиментов. Речь шла о наличии других несовершеннолетних и (или) нетрудоспособных совершеннолетних детей, а также иных лиц, которых плательщик алиментов обязан по закону содержать; о низком доходе плательщика алиментов; о состоянии здоровья плательщика алиментов или ребенка, на содержание которого производится взыскание алиментов, и об иных заслуживающих внимания обстоятельствах <27>.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)В 2019 г. в Государственную Думу был внесен еще один законопроект о минимальном размере алиментов на содержание ребенка в размере одного прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте Российской Федерации, где постоянно проживает получатель алиментов. Однако в отличие от предыдущего законопроекта, предусматривались обстоятельства, при которых сумма взыскиваемых алиментов на законных основаниях могла быть ниже минимального размера алиментов. Речь шла о наличии других несовершеннолетних и (или) нетрудоспособных совершеннолетних детей, а также иных лиц, которых плательщик алиментов обязан по закону содержать; о низком доходе плательщика алиментов; о состоянии здоровья плательщика алиментов или ребенка, на содержание которого производится взыскание алиментов, и об иных заслуживающих внимания обстоятельствах <27>.