Прожиточный минимум для трудоспособного населения 2023



Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум для трудоспособного населения 2023 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 05.08.2024 N 88-26428/2024 (УИД 50RS0036-01-2023-004914-62)
Процессуальные вопросы: Принято определение о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Решение: Определение отменено.
Исходя из вышеуказанного, суд кассационной инстанции, вопреки доводам кассационной жалобы о наличии оснований для отсрочки, полагает выводы суда апелляционной инстанции обоснованными, не противоречащими процессуальному законодательству и установленным конкретным обстоятельствам, поскольку представленные в материалы дела ФИО2 документы наряду с заявлением о предоставлении отсрочки и приведенные им в заявлении доводы не исключают возможность исполнения решения суда, не свидетельствуют о крайней затруднительности исполнения решения суда при сохранении должнику необходимого уровня существования (средняя месячная зарплата за 2023 г. - 73 349 руб., при том, что ежемесячные общие кредитные выплаты - 10 780 руб., прожиточный минимум с 1 января 2023 г. для трудоспособного населения - 18 832 руб., для детей - 16 795 руб.). Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции о том, что указанные заявителем основания не подпадают под обстоятельства, которые носят исключительный характер, являются правомерными.
Апелляционное определение Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 30.08.2023 N 66а-837/2023 (УИД 74OS0000-01-2023-000022-66)
Об отмене решения Челябинского областного суда от 25.05.2023 в части и прекращении производства по делу о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 22.11.2022 N 98/10 "Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую ООО "ТСИ" в 2022 году потребителям Челябинского городского округа".
Вопреки доводам апелляционной жалобы Министерства, буквальное толкование приведенных положений коллективного трудового договора от 31 августа 2022 года, Положения о материальном стимулировании работников ООО "ТСИ" от 22 августа 2022 года не исключают выплаты стимулирующего характера (премии) работникам ООО "ТСИ", напротив указанные нормы прямо относят такие выплаты к обязанностям работодателя и устанавливают минимальный размер - не менее уровня прожиточного минимума трудоспособного населения, а максимальный размер выплат соответствующим пункту 2.8.2.5 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы, т.е. в пределах 33% тарифной составляющей расходов, направленных на оплату труда (3,96 должностного оклада за полный год).
показать больше документов

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Зарубежный опыт налогообложения доходов физических лиц и возможность его применения в России
(Измайлова М.О.)
("Финансы", 2023, N 11)
В России же размер стандартного налогового вычета не только не зависит от уровня дохода, но и установлен в минимально возможном размере. Например, вычет на себя предоставляется лишь отдельным категориям граждан в размере 500 и 3 000 руб., что составляет 3,2 и 19% от прожиточного минимума для трудоспособного населения в 2023 г. и позволяет сэкономить 65 и 390 руб. в месяц соответственно. Данные стандартные налоговые вычеты не индексируются уже на протяжении многих лет. Вычет в размере 400 руб., который ранее предоставлялся всем налоговым резидентам России, отменен в 2012 г. На наш взгляд, отсутствие не облагаемого НДФЛ минимума для большинства налоговых резидентов, незначительный вычет для отдельных групп физических лиц, носящий, на наш взгляд, формальный характер, вкупе с незначительной дифференциацией установленной налоговой ставки НДФЛ только усиливает неравенство доходов населения нашей страны и не способствует обеспечению социальной справедливости. Вместе с этим имеется и положительный опыт установления не облагаемого налогом минимума в СССР. Тогда Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25.12.1972 был введен необлагаемый минимум в размере 70 руб. в месяц, что составляло 57% от среднемесячной заработной платы в народном хозяйстве на момент введения и 32% от среднемесячной заработной платы в народном хозяйстве в 1988 г. [2].
Статья: Программа долгосрочных сбережений: современные факторы и ограничения развития
(Янова С.Ю., Стоноженко И.В.)
("Финансы", 2024, N 8)
Основной проблемой при повторном внедрении дополнительных накопительных пенсий является достижение соответствия предлагаемых условий интересам и возможностям основной целевой аудитории - будущих пенсионеров. Внутреннее противоречие новой реформы субсидируемых накопительных пенсий, препятствующее их широкому распространению, заключается в отсутствии достаточного количества свободных денег для целей долгосрочных инвестиций именно у тех граждан, которым предлагаемый пенсионный план был бы ощутимым доходом в старости. По результатам опроса исследовательской группы РОМИР, проведенного в конце 2023 г., 52% российских семей не имели вообще никаких сбережений [5]. Социологические данные в целом соответствуют имеющимся статистическим индикаторам о падении реальных доходов населения и продолжающейся концентрации доходов у населения последней квантильной группы. За 10 лет коэффициент Джини практически не изменился и остается на достаточно высоком уровне (0,405 в 2023 г.). Несмотря на то что доля населения с доходами выше 100 тыс. руб. с 2013 г. по 2023 г. увеличилась более чем в 7 раз, а доля населения с доходами выше 75 тыс. руб. - в 4 раза, среднедушевой доход в 2023 г. составил только 53,1 тыс. руб., а медианный - 40,1 тыс. руб., что всего в 2,6 раза превышает среднероссийский уровень прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в конце 2023 г. (15 453 руб.) [6]. При этом высшая по доходам 20%-ная группа граждан на протяжении последних 20 лет уверенно держала 46 - 47% всех денежных доходов населения. В 2023 г. доход свыше 100 тыс. руб. имело 11,2% населения, а от 75 до 100 тыс. руб. - 9,0%: как раз в сумме 20% населения.
показать больше документов

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2025)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.10.2025)
Одной из таких мер социальной поддержки является ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, основания и порядок выплаты которой урегулированы Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей". Право на получение названной ежемесячной выплаты возникает в случае, если первый ребенок рожден (усыновлен) в период с 1 января 2018 г. до 1 января 2023 г. и среднедушевой доход семьи не превышает 2-кратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Российской Федерации. Для расчета среднедушевого дохода семьи учитываются определенные виды доходов, полученные членами семьи в денежной форме за 12 календарных месяцев. Среди таких доходов - заработная плата, пенсии, пособия, денежное довольствие военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и других правоохранительных органов.
Постановление Конституционного Суда РФ от 05.03.2025 N 10-П
"По делу о проверке конституционности абзаца пятого части первой статьи 21, абзаца седьмого части второй статьи 22, части четвертой статьи 60.2, части третьей статьи 93, статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1, а также частей первой и второй статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина Е.В. Неверова"
Поскольку возможность собственным трудом обеспечить себе и своим близким средства к существованию представляет собой, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, естественное благо, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности, Конституция Российской Федерации предусматривает в числе основных прав и свобод, неотчуждаемых и принадлежащих каждому, не только свободу труда, право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, но и право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 17, часть 2; статья 37, части 1 и 3) (постановления от 6 октября 2021 года N 43-П, от 11 апреля 2023 года N 16-П и др.). При этом государством гарантируется минимальный размер оплаты труда не менее величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации (статья 75, часть 5, Конституции Российской Федерации).
показать больше документов