Прожиточный минимум для детей в Хабаровском крае
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум для детей в Хабаровском крае (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2023 N 06АП-1074/2023 по делу N А73-21701/2022
Требование: Об отмене определения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов, утверждении финансового управляющего.
Решение: Определение оставлено без изменения.Так, судом установлено и следует из материалов дела, что должник осуществляет трудовую деятельность в должности оператора котельной ФКП "АПЗ "Вымпел" им. ПВ. Финогенова". Согласно справкам 2 НДФЛ средний доход должника в 2022 году составил 57 140 руб. При этом, величина прожиточного минимума Хабаровскому крае по состоянию на дату судебного заседания, согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 26.12.2022 N 677 в расчете на трудоспособное население составляет 20 895 руб. Должник в браке не состоит, несовершеннолетних детей и иных иждивенцев не имеет. Доказательств наличия на иждивении заявителя иных членов семьи либо иных лиц, а также необходимости несения дополнительных расходов, являющихся необходимыми, также не представлено.
Требование: Об отмене определения о введении в отношении должника процедуры реструктуризации долгов, утверждении финансового управляющего.
Решение: Определение оставлено без изменения.Так, судом установлено и следует из материалов дела, что должник осуществляет трудовую деятельность в должности оператора котельной ФКП "АПЗ "Вымпел" им. ПВ. Финогенова". Согласно справкам 2 НДФЛ средний доход должника в 2022 году составил 57 140 руб. При этом, величина прожиточного минимума Хабаровскому крае по состоянию на дату судебного заседания, согласно постановлению Правительства Хабаровского края от 26.12.2022 N 677 в расчете на трудоспособное население составляет 20 895 руб. Должник в браке не состоит, несовершеннолетних детей и иных иждивенцев не имеет. Доказательств наличия на иждивении заявителя иных членов семьи либо иных лиц, а также необходимости несения дополнительных расходов, являющихся необходимыми, также не представлено.
Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2025 N 58-КГ24-12-К9 (УИД 27RS0001-01-2023-001323-73)
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании ежемесячной денежной выплаты; 2) О признании недействительным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты, возврате полученной суммы.
Обстоятельства: По мнению истца, решение о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как при рассмотрении кассационной жалобы на судебные акты кассационный суд общей юрисдикции проверку правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при разрешении дела по иску не осуществил.<4> Согласно положениям данной нормы право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Хабаровском крае.
Категория спора: Социальные пособия.
Требования заявителя: 1) О взыскании ежемесячной денежной выплаты; 2) О признании недействительным решения о прекращении ежемесячной денежной выплаты, возврате полученной суммы.
Обстоятельства: По мнению истца, решение о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты на каждого ребенка является незаконным.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, так как при рассмотрении кассационной жалобы на судебные акты кассационный суд общей юрисдикции проверку правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права при разрешении дела по иску не осуществил.<4> Согласно положениям данной нормы право на пособие на ребенка имеет один из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Хабаровском крае.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры по алиментам
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2021, N 4; "Административное право", 2021, N 4)Внимания заслуживает и вопрос определения размера алиментов в твердой сумме. Помимо подтверждения расходов на ребенка, можно также привязывать требуемый размер алиментов к прожиточному минимуму. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" Верховный Суд указал, что с учетом положений статей 1 - 3 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", а также равной обязанности родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установление судом алиментов, подлежащих взысканию с одного из родителей ребенка, в размере менее половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей может иметь место в случае, когда материальное и (или) семейное положение плательщика алиментов либо иные заслуживающие внимания обстоятельства объективно не позволяют произвести с него взыскание алиментов в размере половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей.
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2021, N 4; "Административное право", 2021, N 4)Внимания заслуживает и вопрос определения размера алиментов в твердой сумме. Помимо подтверждения расходов на ребенка, можно также привязывать требуемый размер алиментов к прожиточному минимуму. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных со взысканием алиментов" Верховный Суд указал, что с учетом положений статей 1 - 3 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", а также равной обязанности родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установление судом алиментов, подлежащих взысканию с одного из родителей ребенка, в размере менее половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей может иметь место в случае, когда материальное и (или) семейное положение плательщика алиментов либо иные заслуживающие внимания обстоятельства объективно не позволяют произвести с него взыскание алиментов в размере половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей.
Нормативные акты
Определение Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 840-О-О
"По жалобе гражданки Кирьяновой Светланы Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 1 статьи 12.1 и статьи 22 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение ее конституционных прав данными положениями"На уровне субъекта Российской Федерации предусматриваются дополнительные меры социальной защиты матери и ребенка. Так, законами Хабаровского края, на территории которого проживает С.Е. Кирьянова, установлены ежемесячное пособие на ребенка, если среднедушевой доход семьи не превышает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по краю (Закон Хабаровского края от 29 декабря 2004 года N 239 "О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей"), а также единовременное пособие при рождении второго и каждого последующего ребенка (Закон Хабаровского края от 26 мая 2004 года N 183 "О социальной поддержке семей при рождении второго и каждого последующего ребенка в Хабаровском крае").
"По жалобе гражданки Кирьяновой Светланы Евгеньевны на нарушение ее конституционных прав положениями пункта 1 статьи 12.1 и статьи 22 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и жалобе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации на нарушение ее конституционных прав данными положениями"На уровне субъекта Российской Федерации предусматриваются дополнительные меры социальной защиты матери и ребенка. Так, законами Хабаровского края, на территории которого проживает С.Е. Кирьянова, установлены ежемесячное пособие на ребенка, если среднедушевой доход семьи не превышает величины прожиточного минимума в среднем на душу населения по краю (Закон Хабаровского края от 29 декабря 2004 года N 239 "О ежемесячном пособии гражданам, имеющим детей"), а также единовременное пособие при рождении второго и каждого последующего ребенка (Закон Хабаровского края от 26 мая 2004 года N 183 "О социальной поддержке семей при рождении второго и каждого последующего ребенка в Хабаровском крае").
Государственный доклад Минздравсоцразвития РФ
"О положении детей в Российской Федерации. 2010 год"Подобные выплаты при рождении детей также установлены в Республиках Карелия, Адыгея, Дагестан, Удмуртской Республике, в г. Санкт-Петербурге, Красноярском и Хабаровском краях, Владимирской, Калужской, Липецкой, Оренбургской, Рязанской, Тверской областях и ряде других субъектов Российской Федерации.
"О положении детей в Российской Федерации. 2010 год"Подобные выплаты при рождении детей также установлены в Республиках Карелия, Адыгея, Дагестан, Удмуртской Республике, в г. Санкт-Петербурге, Красноярском и Хабаровском краях, Владимирской, Калужской, Липецкой, Оренбургской, Рязанской, Тверской областях и ряде других субъектов Российской Федерации.
"Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2017 г. N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей"
(постатейный)
(Корякин В.М., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Очеретько Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Следует отметить, что в одних регионах величина прожиточного минимума устанавливается губернатором (например, в Хабаровском крае), в других регионах - постановлением правительства или администрации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тамбовская область).
(постатейный)
(Корякин В.М., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Очеретько Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Следует отметить, что в одних регионах величина прожиточного минимума устанавливается губернатором (например, в Хабаровском крае), в других регионах - постановлением правительства или администрации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Тамбовская область).
Статья: Споры по алиментам
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2021, N 4)Внимания заслуживает и вопрос определения размера алиментов в твердой сумме. Помимо подтверждения расходов на ребенка можно также привязывать требуемый размер алиментов к прожиточному минимуму. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов" Верховный Суд указал, что с учетом положений статей 1 - 3 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", а также равной обязанности родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установление судом алиментов, подлежащих взысканию с одного из родителей ребенка, в размере менее половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей может иметь место в случае, когда материальное и (или) семейное положение плательщика алиментов либо иные заслуживающие внимания обстоятельства объективно не позволяют произвести с него взыскание алиментов в размере половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей.
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2021, N 4)Внимания заслуживает и вопрос определения размера алиментов в твердой сумме. Помимо подтверждения расходов на ребенка можно также привязывать требуемый размер алиментов к прожиточному минимуму. В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 56 "О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с взысканием алиментов" Верховный Суд указал, что с учетом положений статей 1 - 3 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", а также равной обязанности родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей установление судом алиментов, подлежащих взысканию с одного из родителей ребенка, в размере менее половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей может иметь место в случае, когда материальное и (или) семейное положение плательщика алиментов либо иные заслуживающие внимания обстоятельства объективно не позволяют произвести с него взыскание алиментов в размере половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей.
Статья: Влияние итогов раздела имущества супругов на отношения по содержанию между бывшими супругами: постановка проблемы и возможные пути решения
(Алейникова В.В.)
("Закон", 2018, N 6)"мировой судья, на основании представленных доказательств и требований закона, обоснованно пришел к выводу о взыскании на содержание в размере 0,23 (доли) величины прожиточного минимума в Хабаровском крае в сумме 3 088 руб. 21 коп. ежемесячно, до достижения ребенком трехлетнего возраста" <12>.
(Алейникова В.В.)
("Закон", 2018, N 6)"мировой судья, на основании представленных доказательств и требований закона, обоснованно пришел к выводу о взыскании на содержание в размере 0,23 (доли) величины прожиточного минимума в Хабаровском крае в сумме 3 088 руб. 21 коп. ежемесячно, до достижения ребенком трехлетнего возраста" <12>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации"
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Литвиненко Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Пример: Ч. оспаривал положения Закона Хабаровского края от 20 декабря 2006 г. N 86 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год", устанавливающие следующие условия назначения социального пособия малоимущим гражданам: доход ниже 75% величины прожиточного минимума и назначение пособия в размере не выше 10% прожиточного минимума. Заявитель считал, что оспариваемые нормы устанавливают ограничительные условия назначения социального пособия малоимущим гражданам, что противоречит ст. 1, 6 комментируемого Закона и Конституции РФ. Суд исходил из того, что установление условий и порядка предоставления адресного социального пособия относится к компетенции субъекта Российской Федерации, помимо того, его размер должен оцениваться с учетом всех предоставляемых видов социальной помощи. В удовлетворении заявления было отказано (подробнее см. решение Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2007 г. N 3-21/07, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2007 г. N 58-Г07-10).
(постатейный)
(Бондарева Э.С., Литвиненко Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Пример: Ч. оспаривал положения Закона Хабаровского края от 20 декабря 2006 г. N 86 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год", устанавливающие следующие условия назначения социального пособия малоимущим гражданам: доход ниже 75% величины прожиточного минимума и назначение пособия в размере не выше 10% прожиточного минимума. Заявитель считал, что оспариваемые нормы устанавливают ограничительные условия назначения социального пособия малоимущим гражданам, что противоречит ст. 1, 6 комментируемого Закона и Конституции РФ. Суд исходил из того, что установление условий и порядка предоставления адресного социального пособия относится к компетенции субъекта Российской Федерации, помимо того, его размер должен оцениваться с учетом всех предоставляемых видов социальной помощи. В удовлетворении заявления было отказано (подробнее см. решение Хабаровского краевого суда от 26 апреля 2007 г. N 3-21/07, Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18 июля 2007 г. N 58-Г07-10).
Статья: Многодетная семья и проблемы ее социального обеспечения
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2014, N 3)Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 (18) лет. С 1 января 2005 г. ст. 16 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который отнес вопросы установления порядка, размеров и условий выплаты пособия к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а финансовое обеспечение - к их расходным обязательствам. Согласно ч. 2 ст. 153 Закона N 122-ФЗ размеры и условия выплаты пособий, вновь устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся на федеральном уровне по состоянию на 31 декабря 2004 г. Поскольку на эту дату право на пособие (назначаемое на ребенка любой очередности) зависело от доходов семьи, оно чаще предоставлялось именно многодетным семьям. При этом размер пособия был настолько низок, что по существу не влиял на уровень материальной обеспеченности детей. В докладе Минздравсоцразвития России говорилось, что практически во всех регионах ежемесячное пособие на детей из многодетных семей выплачивается в повышенном размере. Так, в Республике Карелия при базовом размере пособия, равном 162 руб., на ребенка из многодетной семьи оно составляло 1000 руб., в Тамбовской области - 110 и 300 руб., в Свердловской области - 330 и 1320 руб., в Хабаровском крае - 300 и 1000 руб. соответственно. Как видно, наблюдается произвольное определение как основного, так и повышенного размеров пособий, при том что они во всех случаях крайне незначительны и в среднем составляют примерно 7% прожиточного минимума ребенка. Таким образом, на фоне общего материального неблагополучия многодетных семей крайне неэффективной выглядит и система получаемых ими государственных пособий. Они не могут рассматриваться как реальное подспорье в расходах на содержание детей <9>.
(Азарова Е.Г.)
("Журнал российского права", 2014, N 3)Наиболее массовым видом социальной поддержки бедных семей является ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 16 (18) лет. С 1 января 2005 г. ст. 16 Закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" действует в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ, который отнес вопросы установления порядка, размеров и условий выплаты пособия к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, а финансовое обеспечение - к их расходным обязательствам. Согласно ч. 2 ст. 153 Закона N 122-ФЗ размеры и условия выплаты пособий, вновь устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ, не могут быть ниже размеров и условий, предоставлявшихся на федеральном уровне по состоянию на 31 декабря 2004 г. Поскольку на эту дату право на пособие (назначаемое на ребенка любой очередности) зависело от доходов семьи, оно чаще предоставлялось именно многодетным семьям. При этом размер пособия был настолько низок, что по существу не влиял на уровень материальной обеспеченности детей. В докладе Минздравсоцразвития России говорилось, что практически во всех регионах ежемесячное пособие на детей из многодетных семей выплачивается в повышенном размере. Так, в Республике Карелия при базовом размере пособия, равном 162 руб., на ребенка из многодетной семьи оно составляло 1000 руб., в Тамбовской области - 110 и 300 руб., в Свердловской области - 330 и 1320 руб., в Хабаровском крае - 300 и 1000 руб. соответственно. Как видно, наблюдается произвольное определение как основного, так и повышенного размеров пособий, при том что они во всех случаях крайне незначительны и в среднем составляют примерно 7% прожиточного минимума ребенка. Таким образом, на фоне общего материального неблагополучия многодетных семей крайне неэффективной выглядит и система получаемых ими государственных пособий. Они не могут рассматриваться как реальное подспорье в расходах на содержание детей <9>.
"Комментарий к Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи"
(постатейный)
(Черешева Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)В Определении ВС Российской Федерации от 18 июля 2007 года по делу N 58-Г07-10 нормы Закона Хабаровского края N 86 от 20.12.2006 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год", устанавливающие ограничительные условия назначения социального пособия малоимущим гражданам (доход "ниже 75% величины прожиточного минимума", назначение пособия в размере "не выше 10% прожиточного минимума"), не были признаны судом противоречащими федеральному законодательству. Суд исходил из позиции, что расчет среднедушевого дохода должен проводиться в строгом соответствии с положениями Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", в то время как вопрос определения размера адресного социального пособия относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ВС Российской Федерации в этом Определении еще раз подчеркивает, что решение вопросов величины прожиточного минимума на душу населения и ее учета при оказании социальной поддержки гражданам, условий и порядка социальной поддержки в субъектах Российской Федерации отнесено к полномочиям последних Федеральными законами "О государственной социальной помощи", "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
(постатейный)
(Черешева Е.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007)В Определении ВС Российской Федерации от 18 июля 2007 года по делу N 58-Г07-10 нормы Закона Хабаровского края N 86 от 20.12.2006 "О краевой целевой программе "Социальная поддержка граждан пожилого возраста, инвалидов, семей с детьми, малоимущих и других категорий граждан на 2007 год", устанавливающие ограничительные условия назначения социального пособия малоимущим гражданам (доход "ниже 75% величины прожиточного минимума", назначение пособия в размере "не выше 10% прожиточного минимума"), не были признаны судом противоречащими федеральному законодательству. Суд исходил из позиции, что расчет среднедушевого дохода должен проводиться в строгом соответствии с положениями Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи", в то время как вопрос определения размера адресного социального пособия относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации. ВС Российской Федерации в этом Определении еще раз подчеркивает, что решение вопросов величины прожиточного минимума на душу населения и ее учета при оказании социальной поддержки гражданам, условий и порядка социальной поддержки в субъектах Российской Федерации отнесено к полномочиям последних Федеральными законами "О государственной социальной помощи", "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
"Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации"
(под ред. А.Н. Козырина)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Льгота по родительской плате за содержание несовершеннолетних обучающихся, проживающих в интернатах, предоставляется в размере 100% при приеме в интернат родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного Губернатором Хабаровского края, размер льготы составляет 50% не только при приеме обучающегося в интернат, но и ежеквартально (Положение о порядке расчета, взимания родительской платы за содержание несовершеннолетних обучающихся и предоставления льготы в интернатах при муниципальных учреждениях на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утверждено Постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 22 ноября 2013 г. N 783).
(под ред. А.Н. Козырина)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2015)Льгота по родительской плате за содержание несовершеннолетних обучающихся, проживающих в интернатах, предоставляется в размере 100% при приеме в интернат родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного Губернатором Хабаровского края, размер льготы составляет 50% не только при приеме обучающегося в интернат, но и ежеквартально (Положение о порядке расчета, взимания родительской платы за содержание несовершеннолетних обучающихся и предоставления льготы в интернатах при муниципальных учреждениях на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утверждено Постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 22 ноября 2013 г. N 783).