Прожиточный минимум 2 кв 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум 2 кв 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Минимальный размер алиментов и алиментный фонд: история и современность
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)К примеру, Калининским районным судом города Новосибирска 30 июля 2020 г. рассматривалось дело о взыскании алиментов, согласно материалам которого мужчина имел двух детей от разных матерей. Зарплата ответчика составляла 16 700 руб. На первого ребенка ответчик на основании судебного решения уже уплачивал 1/6 часть зарплаты (2 783,33 руб.). На второго ребенка ответчик просил взыскать алименты в аналогичном размере, а истица - в размере прожиточного минимума для детей. Однако суд обратил внимание на п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 и указал, что 1/6 часть зарплаты ответчика существенно ниже половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей, который в Новосибирской области за II квартал 2020 г. составлял 12 729 руб. Суд посчитал, что установление размера алиментов в долевом отношении не соответствует интересам несовершеннолетнего ребенка, так как размер алиментов должен обеспечивать минимально необходимое содержание несовершеннолетних детей, а размер алиментов, определенный в долевом отношении к заработной плате ответчика, нарушает интересы как взыскателя, так и несовершеннолетнего ребенка, так как недостаточен для содержания. При этом суд отметил и то обстоятельство, что ответчик трудоспособен и не представил согласно ст. 56 ГПК РФ доказательств того, по объективным и уважительным причинам он не имеет возможности получать более высокий доход. Суд решил взыскать с ответчика алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 6 364,50 руб., что соответствует 1/2 прожиточного минимума, установленного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 22.07.2020 N 125 "О прожиточном минимуме в Новосибирской области за II квартал 2020 г. для детей" <21>, с последующей индексацией алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей ежемесячно, начиная с 13 мая 2020 г. и до совершеннолетия ребенка <22>.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)К примеру, Калининским районным судом города Новосибирска 30 июля 2020 г. рассматривалось дело о взыскании алиментов, согласно материалам которого мужчина имел двух детей от разных матерей. Зарплата ответчика составляла 16 700 руб. На первого ребенка ответчик на основании судебного решения уже уплачивал 1/6 часть зарплаты (2 783,33 руб.). На второго ребенка ответчик просил взыскать алименты в аналогичном размере, а истица - в размере прожиточного минимума для детей. Однако суд обратил внимание на п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.12.2017 N 56 и указал, что 1/6 часть зарплаты ответчика существенно ниже половины соответствующей величины прожиточного минимума для детей, который в Новосибирской области за II квартал 2020 г. составлял 12 729 руб. Суд посчитал, что установление размера алиментов в долевом отношении не соответствует интересам несовершеннолетнего ребенка, так как размер алиментов должен обеспечивать минимально необходимое содержание несовершеннолетних детей, а размер алиментов, определенный в долевом отношении к заработной плате ответчика, нарушает интересы как взыскателя, так и несовершеннолетнего ребенка, так как недостаточен для содержания. При этом суд отметил и то обстоятельство, что ответчик трудоспособен и не представил согласно ст. 56 ГПК РФ доказательств того, по объективным и уважительным причинам он не имеет возможности получать более высокий доход. Суд решил взыскать с ответчика алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка в размере 6 364,50 руб., что соответствует 1/2 прожиточного минимума, установленного Постановлением Губернатора Новосибирской области от 22.07.2020 N 125 "О прожиточном минимуме в Новосибирской области за II квартал 2020 г. для детей" <21>, с последующей индексацией алиментов пропорционально росту величины прожиточного минимума для детей ежемесячно, начиная с 13 мая 2020 г. и до совершеннолетия ребенка <22>.
"Обязательства и их исполнение: комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 ноября 2016 г. N 54 "О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации об обязательствах и их исполнении"
(постатейный)
(Сарбаш С.В.)
("М-Логос", 2022)Действительно, в некоторых законах индексация предусматривается по методу, учитывающему названные группы. Например, так обстоят дела с алиментными обязательствами (п. 1 ст. 117 СК). Статья 318 ГК такой вариативности метода индексации выплат не предусматривает. Установленная в законодательстве дифференциация используемых показателей прожиточного минимума может возбуждать вопрос о соответствии Конституции релевантных норм законов. Дело в том, что кредиторы по обязательствам, предусматривающим выплату на непосредственное содержание гражданина, оказываются в неравных условиях, оснований для которых не усматривается. Приведем иллюстрацию на основе наших расчетов. Допустим, в Самарской области проживают два кредитора, один - пенсионер с алиментным требованием, а другой - трудоспособный гражданин с деликтным требованием. Каждому ежемесячно причитается по 20 000 руб. Индексация выплат в связи с ростом прожиточного минимума во втором квартале 2020 г. приведет к тому, что алиментный кредитор получит на 34 руб. в месяц меньше, чем деликтный кредитор. Конечно, как говорится, цена вопроса невелика, но тут дело в принципе, поскольку все равно результат получается несправедливый.
(постатейный)
(Сарбаш С.В.)
("М-Логос", 2022)Действительно, в некоторых законах индексация предусматривается по методу, учитывающему названные группы. Например, так обстоят дела с алиментными обязательствами (п. 1 ст. 117 СК). Статья 318 ГК такой вариативности метода индексации выплат не предусматривает. Установленная в законодательстве дифференциация используемых показателей прожиточного минимума может возбуждать вопрос о соответствии Конституции релевантных норм законов. Дело в том, что кредиторы по обязательствам, предусматривающим выплату на непосредственное содержание гражданина, оказываются в неравных условиях, оснований для которых не усматривается. Приведем иллюстрацию на основе наших расчетов. Допустим, в Самарской области проживают два кредитора, один - пенсионер с алиментным требованием, а другой - трудоспособный гражданин с деликтным требованием. Каждому ежемесячно причитается по 20 000 руб. Индексация выплат в связи с ростом прожиточного минимума во втором квартале 2020 г. приведет к тому, что алиментный кредитор получит на 34 руб. в месяц меньше, чем деликтный кредитор. Конечно, как говорится, цена вопроса невелика, но тут дело в принципе, поскольку все равно результат получается несправедливый.
Нормативные акты
Федеральный закон от 24.10.1997 N 134-ФЗ
(ред. от 29.12.2020, с изм. от 29.10.2024)
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации"На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.
(ред. от 29.12.2020, с изм. от 29.10.2024)
"О прожиточном минимуме в Российской Федерации"На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.
Статья: Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной поддержки семей с детьми. Особая забота со стороны государства была направлена на усиление мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. С 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно <12>. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ <13> изменен порядок определения среднедушевого дохода для определения права малообеспеченных семей на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Так, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются доходы членов семьи, признанных безработными, и суммы новых ежемесячных выплат. Таким образом, право на выплаты было распространено на более широкий круг получателей.
(Акатнова М.И., Благодир А.Л.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 4)Меры социальной поддержки семей с детьми. Особая забота со стороны государства была направлена на усиление мер по поддержанию материального благополучия семей с детьми. С 1 января 2020 г. установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно <12>. Ежемесячная выплата предоставляется в случае, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты. Федеральным законом от 24 апреля 2020 г. N 125-ФЗ <13> изменен порядок определения среднедушевого дохода для определения права малообеспеченных семей на ежемесячную выплату в связи с рождением (усыновлением) первого или второго ребенка. Так, при расчете среднедушевого дохода семьи не учитываются доходы членов семьи, признанных безработными, и суммы новых ежемесячных выплат. Таким образом, право на выплаты было распространено на более широкий круг получателей.
Статья: Индексация как эффективный способ защиты от неисполнения судебного акта и инфляционных потерь
(Кухарь А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приведем пример расчета индексации периодических платежей в рассматриваемом случае. Предположим, что суд в конце 2019 года присудил в пользу взыскателя ежемесячную выплату в условном размере 100 тыс. руб. (всего 1 200 000 руб. в год). Выплата должна производиться с 1-го числа каждого месяца начиная с 2020 года. В 2020 году происходило ежеквартальное (каждые 3 месяца) увеличение прожиточного минимума: в I квартале на 5,76%, во II - 1,2%, в III - 0,2%, в IV - 0,8%. Соответственно размер ежемесячной выплаты в I квартале 2020 года составил 105,76 тыс. руб. (рост на 5,76%), во втором квартале - 106,96 тыс. руб. (1,2%), в третьем - 107,16 тыс. руб. (0,2%), в четвертом - 107,96 тыс. руб. (0,8%). Таким образом, общий размер задолженности за 2020 год составил 1 283,52 тыс. руб.
(Кухарь А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Приведем пример расчета индексации периодических платежей в рассматриваемом случае. Предположим, что суд в конце 2019 года присудил в пользу взыскателя ежемесячную выплату в условном размере 100 тыс. руб. (всего 1 200 000 руб. в год). Выплата должна производиться с 1-го числа каждого месяца начиная с 2020 года. В 2020 году происходило ежеквартальное (каждые 3 месяца) увеличение прожиточного минимума: в I квартале на 5,76%, во II - 1,2%, в III - 0,2%, в IV - 0,8%. Соответственно размер ежемесячной выплаты в I квартале 2020 года составил 105,76 тыс. руб. (рост на 5,76%), во втором квартале - 106,96 тыс. руб. (1,2%), в третьем - 107,16 тыс. руб. (0,2%), в четвертом - 107,96 тыс. руб. (0,8%). Таким образом, общий размер задолженности за 2020 год составил 1 283,52 тыс. руб.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Обратимся к иной статистике. Число зарегистрированных самозанятых достигло 3 млн человек. Среднемесячный доход самозанятых, распределенных по следующим возрастным группам: 57% самозанятых являются представителями поколения Y (1985 - 2003 г.р.), 35% - поколения X (1964 - 1984 г.р.), 5% - поколения беби-бумеров (1963 г.р. и старше), 1% - поколения Z (2004 г.р. и младше), - составляет 25 тыс., 32 тыс., 34 тыс., 10 тыс. рублей соответственно <9>. По разным данным, в России от 11 до 15 млн самозанятых, работающих "в тени" <10>. При этом, по данным Росстата, приведенным за 2 квартал 2021 г., 12,1% россиян проживают за чертой бедности, т.е. их доход ниже прожиточного минимума, в абсолютных цифрах речь идет о 18 млн человек <11>. На момент введения НПД, в 2019 г., 13,1% россиян, т.е. 19,1 млн человек, имели доходы на уровне бедности, а в 2020 г., когда специальный налоговый режим был распространен на всю страну, количество таких россиян возросло на 400 тыс., достигнув 19,6 млн человек (13,3%) <12>.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)Обратимся к иной статистике. Число зарегистрированных самозанятых достигло 3 млн человек. Среднемесячный доход самозанятых, распределенных по следующим возрастным группам: 57% самозанятых являются представителями поколения Y (1985 - 2003 г.р.), 35% - поколения X (1964 - 1984 г.р.), 5% - поколения беби-бумеров (1963 г.р. и старше), 1% - поколения Z (2004 г.р. и младше), - составляет 25 тыс., 32 тыс., 34 тыс., 10 тыс. рублей соответственно <9>. По разным данным, в России от 11 до 15 млн самозанятых, работающих "в тени" <10>. При этом, по данным Росстата, приведенным за 2 квартал 2021 г., 12,1% россиян проживают за чертой бедности, т.е. их доход ниже прожиточного минимума, в абсолютных цифрах речь идет о 18 млн человек <11>. На момент введения НПД, в 2019 г., 13,1% россиян, т.е. 19,1 млн человек, имели доходы на уровне бедности, а в 2020 г., когда специальный налоговый режим был распространен на всю страну, количество таких россиян возросло на 400 тыс., достигнув 19,6 млн человек (13,3%) <12>.
Статья: Защита прав кредитора от возможных злоупотреблений правом со стороны должника и финансового управляющего в деле о банкротстве физического лица
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.
(Кудинова М.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 4)На 2021 год величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации устанавливается субъектом Российской Федерации в размере не ниже величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2020 года.
Вопрос: Плательщик алиментов в Московской области уплачивал алименты по соглашению от 03.02.2012 в твердой сумме без индексации. Судебным приставам соглашение передано 31.03.2023. В каком порядке должны индексироваться алименты? Влияет ли на индексацию алиментов дополнительная материальная поддержка ребенка?
(Консультация эксперта, 2023)Во II квартале 2020 г. прожиточный минимум на детей составил 13 317 руб. (Постановление Правительства МО от 23.09.2020 N 673/30).
(Консультация эксперта, 2023)Во II квартале 2020 г. прожиточный минимум на детей составил 13 317 руб. (Постановление Правительства МО от 23.09.2020 N 673/30).
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)И только спустя 17 лет с 1 января 2019 г. в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. минимальный размер оплаты труда был определен на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Указанным Законом предусматривается, что минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться федеральным законом ежегодно 1 января в размере величины прожиточного минимума за II квартал предыдущего года. Также Закон установил гарантию на тот случай, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал года, предшествующего предыдущему году. В этом случае минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)И только спустя 17 лет с 1 января 2019 г. в соответствие с Федеральным законом от 28 декабря 2017 г. минимальный размер оплаты труда был определен на уровне величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. Указанным Законом предусматривается, что минимальный размер оплаты труда будет устанавливаться федеральным законом ежегодно 1 января в размере величины прожиточного минимума за II квартал предыдущего года. Также Закон установил гарантию на тот случай, если величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал предыдущего года ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за II квартал года, предшествующего предыдущему году. В этом случае минимальный размер оплаты труда устанавливается федеральным законом в размере, установленном с 1 января предыдущего года.