Прожиточный минимум 2019
Подборка наиболее важных документов по запросу Прожиточный минимум 2019 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 21 "Порядок установления страховых пенсий, выплаты и доставки страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии" Федерального закона "О страховых пенсиях""В связи с принятием Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" в части внесения изменений в ч. 12 ст. 21 Закона N 400-ФЗ с 01.01.2019 у должника имеется возможность получить исполнительский иммунитет на денежные средства из конкурсной массы в размере величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации (ст. 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), либо страховой пенсии по старости."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с алиментными обязательствами: Получатель алиментов оспаривает постановление Судебного пристава об определении размера задолженности по алиментам
(КонсультантПлюс, 2025)Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2019 по делу N 33а-8753/2019
(КонсультантПлюс, 2025)Апелляционное определение Московского городского суда от 12.12.2019 по делу N 33а-8753/2019
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Конституция Российской Федерации: самобытность, стабильность и развитие (к 30-летию Основного Закона России)
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<27> Ряд конституционных новелл развивают нормы законодательства Российской Федерации, действовавшие еще до реформы, например нормы Федеральных законов от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" и от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", которыми изначально была установлена корреляция величин МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, а затем их полная тождественность. Российская Федерация стала первой из стран СНГ, где институт непрерывного образования закреплен не только в отраслевых законах (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), но и в Конституции (п. "е" ст. 71). Перевод положений законов на конституционный уровень, их "восхождение" в Конституцию, получивший в доктрине название "конституционная легитимация законодательных норм", послужил одним из инструментов осуществления конституционных изменений и показал свою эффективность для целей модернизации Основного Закона.
(Хабриева Т.Я.)
("Журнал российского права", 2023, N 12)<27> Ряд конституционных новелл развивают нормы законодательства Российской Федерации, действовавшие еще до реформы, например нормы Федеральных законов от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения" и от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда", которыми изначально была установлена корреляция величин МРОТ и прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, а затем их полная тождественность. Российская Федерация стала первой из стран СНГ, где институт непрерывного образования закреплен не только в отраслевых законах (п. 8 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), но и в Конституции (п. "е" ст. 71). Перевод положений законов на конституционный уровень, их "восхождение" в Конституцию, получивший в доктрине название "конституционная легитимация законодательных норм", послужил одним из инструментов осуществления конституционных изменений и показал свою эффективность для целей модернизации Основного Закона.
Статья: Минимальный размер алиментов и алиментный фонд: история и современность
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Суд обратил внимание, что семейное законодательство направлено на соблюдение установленных Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка принципов гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны трудоспособных и обеспеченных в достаточной мере членов их семьи и не предполагает чрезмерного и неразумного обременения граждан, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме. Суд установил, что размер алиментов, ранее взысканных с Д.М.Г. на содержание несовершеннолетней дочери, не позволяет сохранять ребенку даже минимальный уровень его обеспечения и существенно нарушает его интересы. Согласно позиции суда, взыскание алиментов в долевом отношении к заработку исходя из оклада в 3 000 гривен не может отвечать интересам несовершеннолетнего ребенка, поскольку размер алиментов будет составлять незначительную сумму по отношению к установленному прожиточному минимуму на детей в Республике Крым, которая не позволит содержать ребенка и обеспечивать его минимальные жизненные потребности, а также ухудшит положение несовершеннолетнего ребенка, так как будет нарушено право на его достойное существование. Учитывая семейное положение плательщика алиментов, нахождение на иждивении матери-пенсионера, отсутствие других несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, суд посчитал необходимым определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно в твердой денежной сумме, поскольку родитель, обязанный уплачивать алименты, получал заработок в иностранной валюте. Суд руководствовался нормой п. 2 ст. 83 СК РФ, в соответствии с которой размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме на несовершеннолетних детей с родителей, определяется судом, исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Поскольку условие того, что материальное содержание ребенка не может быть ниже принятого прожиточного минимума, не противоречит действующему семейному законодательству, суд счел возможным увеличить взыскиваемые с Д.М.Г. алименты до 1/2 величины прожиточного минимума на детей в Республике Крым за III квартал 2019 г. Новый размер алиментов составил 5 529 руб. ежемесячно <26>.
(Леканова Е.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Суд обратил внимание, что семейное законодательство направлено на соблюдение установленных Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка принципов гарантированности и защиты прав и интересов нуждающихся в материальной поддержке граждан со стороны трудоспособных и обеспеченных в достаточной мере членов их семьи и не предполагает чрезмерного и неразумного обременения граждан, осуществляющих алиментные выплаты, взыскиваемые в твердой денежной сумме. Суд установил, что размер алиментов, ранее взысканных с Д.М.Г. на содержание несовершеннолетней дочери, не позволяет сохранять ребенку даже минимальный уровень его обеспечения и существенно нарушает его интересы. Согласно позиции суда, взыскание алиментов в долевом отношении к заработку исходя из оклада в 3 000 гривен не может отвечать интересам несовершеннолетнего ребенка, поскольку размер алиментов будет составлять незначительную сумму по отношению к установленному прожиточному минимуму на детей в Республике Крым, которая не позволит содержать ребенка и обеспечивать его минимальные жизненные потребности, а также ухудшит положение несовершеннолетнего ребенка, так как будет нарушено право на его достойное существование. Учитывая семейное положение плательщика алиментов, нахождение на иждивении матери-пенсионера, отсутствие других несовершеннолетних детей, нетрудоспособных совершеннолетних детей, суд посчитал необходимым определить размер алиментов, взыскиваемых ежемесячно в твердой денежной сумме, поскольку родитель, обязанный уплачивать алименты, получал заработок в иностранной валюте. Суд руководствовался нормой п. 2 ст. 83 СК РФ, в соответствии с которой размер алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме на несовершеннолетних детей с родителей, определяется судом, исходя из максимально возможного сохранения ребенку прежнего уровня его обеспечения с учетом материального и семейного положения сторон и других заслуживающих внимания обстоятельств. Поскольку условие того, что материальное содержание ребенка не может быть ниже принятого прожиточного минимума, не противоречит действующему семейному законодательству, суд счел возможным увеличить взыскиваемые с Д.М.Г. алименты до 1/2 величины прожиточного минимума на детей в Республике Крым за III квартал 2019 г. Новый размер алиментов составил 5 529 руб. ежемесячно <26>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Установив, что размер среднедушевого дохода семьи И., определенный без учета суммы уплаченных ее супругом Н. алиментов на содержание ребенка от предыдущего брака, за период с 1 января по 31 декабря 2019 г., не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в ЕАО за второй квартал 2019 года, суд первой инстанции обязал МФЦ назначить законному представителю несовершеннолетнего А., 2017 года рождения, - И. ежемесячную выплату с 9 января 2020 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)Установив, что размер среднедушевого дохода семьи И., определенный без учета суммы уплаченных ее супругом Н. алиментов на содержание ребенка от предыдущего брака, за период с 1 января по 31 декабря 2019 г., не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в ЕАО за второй квартал 2019 года, суд первой инстанции обязал МФЦ назначить законному представителю несовершеннолетнего А., 2017 года рождения, - И. ежемесячную выплату с 9 января 2020 г.
Статья: Обзор некоторых поправок к Конституции Российской Федерации
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Так, начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года <1>. Индексация социальных пособий также производится регулярно <2>, а вопросам обязательного социального страхования в настоящий момент посвящен целый Федеральный закон <3>.
(Коновалов А.М.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 3)Так, начиная с 1 января 2019 г. и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года <1>. Индексация социальных пособий также производится регулярно <2>, а вопросам обязательного социального страхования в настоящий момент посвящен целый Федеральный закон <3>.
Статья: Индексация заработной платы: право или обязанность?
(Думнова К.В., Кулагина А.В., Прожерина К.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)<7> Головина С.Ю. Индексация заработной платы как государственная гарантия по оплате труда работников // Российский юридический журнал. 2019. N 5. С. 147.
(Думнова К.В., Кулагина А.В., Прожерина К.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 1)<7> Головина С.Ю. Индексация заработной платы как государственная гарантия по оплате труда работников // Российский юридический журнал. 2019. N 5. С. 147.
Статья: Категория обеспечения потребности для выполнения семьей ее экономической функции (на примере алиментирования)
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В настоящее время существует немало научных исследований в области качества жизни. Категория качества жизни рассматривается как с помощью объективных характеристик, так и с использованием субъективного подхода. По линии объективных характеристик используются расчетные показатели, а субъективный подход базируется на субъективном жизнеощущении <6>. Сами показатели, которые используются, имеют значение: стоимость жизни, инфраструктура, здоровье, культура и отдых, свобода и другие. Они свидетельствуют о понятии потребностей в широком их значении, не только с точки зрения материальных потребностей, но гораздо шире. В связи с чем необходимо обратить внимание и на соотношение категорий потребности и потребления. За относительно короткий промежуток времени Россия усвоила систему ценностей общества потребления. Российские граждане стали объектом мощной программы по внедрению в общество новых потребностей. Инструментами влияния здесь являются и средства массовой информации, и образование, и воспитание. Но также и право может являться регулятором сферы личного потребления через законодательную практику обеспечения формирования культуры потребления. Пока мерилом выступают ценности потребительной стоимости (что удовлетворяет потребностям) и меновой стоимости (на что хватает денег). Необходимо проводить работу по воздействию на основные факторы личного потребления (потребности и возможности их удовлетворения). Для этого формировать культуру понимания общественно необходимых потребностей. Такая работа пробуксовывает из-за бедности населения в нашей стране. "В России 23,6% детей в возрасте до 18 лет, по данным на 2019 год, проживало в малоимущих семьях, уровень доходов которых ниже величины прожиточного минимума" <7>. Цели, которые ставит сегодня государство перед российским обществом и перед собой, - это сохранение населения, здоровья и благополучия людей <8>. Для этого в числе прочего необходимо снижение уровня бедности <9>, подключение цифровой трансформации.
(Серебрякова А.А.)
("Гражданское право", 2022, N 5)В настоящее время существует немало научных исследований в области качества жизни. Категория качества жизни рассматривается как с помощью объективных характеристик, так и с использованием субъективного подхода. По линии объективных характеристик используются расчетные показатели, а субъективный подход базируется на субъективном жизнеощущении <6>. Сами показатели, которые используются, имеют значение: стоимость жизни, инфраструктура, здоровье, культура и отдых, свобода и другие. Они свидетельствуют о понятии потребностей в широком их значении, не только с точки зрения материальных потребностей, но гораздо шире. В связи с чем необходимо обратить внимание и на соотношение категорий потребности и потребления. За относительно короткий промежуток времени Россия усвоила систему ценностей общества потребления. Российские граждане стали объектом мощной программы по внедрению в общество новых потребностей. Инструментами влияния здесь являются и средства массовой информации, и образование, и воспитание. Но также и право может являться регулятором сферы личного потребления через законодательную практику обеспечения формирования культуры потребления. Пока мерилом выступают ценности потребительной стоимости (что удовлетворяет потребностям) и меновой стоимости (на что хватает денег). Необходимо проводить работу по воздействию на основные факторы личного потребления (потребности и возможности их удовлетворения). Для этого формировать культуру понимания общественно необходимых потребностей. Такая работа пробуксовывает из-за бедности населения в нашей стране. "В России 23,6% детей в возрасте до 18 лет, по данным на 2019 год, проживало в малоимущих семьях, уровень доходов которых ниже величины прожиточного минимума" <7>. Цели, которые ставит сегодня государство перед российским обществом и перед собой, - это сохранение населения, здоровья и благополучия людей <8>. Для этого в числе прочего необходимо снижение уровня бедности <9>, подключение цифровой трансформации.
Статья: О соразмерности ограничений социально-экономических прав и свобод граждан
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
(Уваров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 4)Еще один способ оценки соразмерности мер по ограничению социально-экономических прав и свобод заложен в самом текущем законодательстве. Неслучайно Конституционный Суд РФ в своих решениях по вопросу о соответствии нормативного правового акта Конституции РФ исходит в том числе из критерия, связанного с местом рассматриваемого акта в системе правовых актов (ст. 74 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <26>). Здесь важно выявить системообразующие связи правовых актов и норм. В смысловом, содержательном значении существуют нормы, представляющие собой некий каркас, на который нанизывается множество других норм. Например, одной из таких норм в социально-экономической сфере является норма о прожиточном минимуме. Ее значение в вопросах правового регулирования социально-экономического положения граждан трудно переоценить, поскольку именно она является исходной для расчетов заработных плат, пенсий, пособий, и т.п. Прожиточный минимум - это эмпирический критерий, по которому должна определяться степень справедливости, равенства, соразмерности, пропорциональности и т.п. в вопросах принятия и применения различных социально-экономических мер, связанных с благосостоянием и доходами нашего населения. Вместо пресловутой потребительской корзины сейчас законодатель ввел понятие медианной зарплаты, исходя из которой теперь будет определяться прожиточный минимум. Медианная зарплата рассчитывается с учетом того, что 50% населения получают доход больше этой величины, а 50% - меньше. Данный показатель позволяет оценивать степень социального неравенства в обществе по доходам (по данным Росстата, среднедушевой доход за 2019 г. составил 26 365 руб.). В силу п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ (ред. 29.12.2020) "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" <27> соотношение величины прожиточного минимума на душу населения в целом по РФ и величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год с 2021 г. устанавливается в размере 44,2% (что составляет 11 653 руб.) Данное соотношение пересматривается не реже одного раза в пять лет исходя из условий социально-экономического развития России. Ясно, что исходные критерии соразмерности ограничений социально-экономических прав обусловлены прежде всего экономическими факторами и закономерностями, вследствие чего в качестве более весомых аргументов здесь выступают экономические расчеты и прогнозы.
Статья: Социальные функции государства: новые векторы развития
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)В последние годы в России были предприняты шаги по уравниванию МРОТ и ПМ на федеральном уровне. Соотношение этих величин было выравнено с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения". МРОТ стал устанавливаться в размере величины ПМ. Окончательное сближение рассматриваемых величин произошло благодаря Федеральному закону от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Теперь с 1 января 2019 г. и далее ежегодно МРОТ устанавливается в размере не ниже величины федерального ПМ.
(Антонова Н.В., Еремина О.Ю.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)В последние годы в России были предприняты шаги по уравниванию МРОТ и ПМ на федеральном уровне. Соотношение этих величин было выравнено с принятием Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения". МРОТ стал устанавливаться в размере величины ПМ. Окончательное сближение рассматриваемых величин произошло благодаря Федеральному закону от 27 декабря 2019 г. N 463-ФЗ "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда". Теперь с 1 января 2019 г. и далее ежегодно МРОТ устанавливается в размере не ниже величины федерального ПМ.
"Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая"
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В п. 1 комментируемой статьи сделана ссылка на минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В частности, для договора хранения между гражданами (пп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ) соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. При этом следует учитывать, что начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (см. Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
(Гришаев С.П., Свит Ю.П., Богачева Т.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В п. 1 комментируемой статьи сделана ссылка на минимальный размер оплаты труда (МРОТ). В частности, для договора хранения между гражданами (пп. 2 п. 1 ст. 161 ГК РФ) соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. При этом следует учитывать, что начиная с 01.01.2019 и далее ежегодно с 1 января соответствующего года МРОТ устанавливается федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал предыдущего года (см. Федеральный закон от 28.12.2017 N 421-ФЗ).
Статья: Модификация принципов трудового права в свете изменений Конституции Российской Федерации
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Лишь в 2019 г. размер МРОТ в России был повышен до величины прожиточного минимума, что можно оценить положительно. Но для практической реализации конституционного принципа уважения человека труда и отраслевого принципа обеспечения достойных условий труда этого явно недостаточно. Очевидно, что МРОТ должен превышать общефедеральный прожиточный минимум для трудоспособного населения. На вопрос о том, насколько это возможно с учетом современного социально-экономического развития страны, должны ответить ученые-экономисты на основе всесторонних исследований.
(Мачульская Е.Е.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Лишь в 2019 г. размер МРОТ в России был повышен до величины прожиточного минимума, что можно оценить положительно. Но для практической реализации конституционного принципа уважения человека труда и отраслевого принципа обеспечения достойных условий труда этого явно недостаточно. Очевидно, что МРОТ должен превышать общефедеральный прожиточный минимум для трудоспособного населения. На вопрос о том, насколько это возможно с учетом современного социально-экономического развития страны, должны ответить ученые-экономисты на основе всесторонних исследований.
Статья: О правовой природе накопительной пенсии
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)О возможности социальной доплаты к накопительной пенсии. На сегодняшний день отсутствует практика назначения социальной доплаты (федеральной или региональной) до уровня прожиточного минимума пенсионера к накопительной пенсии. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, пенсия которому установлена в соответствии с федеральным законодательством, не может быть менее величины прожиточного минимума пенсионера.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)О возможности социальной доплаты к накопительной пенсии. На сегодняшний день отсутствует практика назначения социальной доплаты (федеральной или региональной) до уровня прожиточного минимума пенсионера к накопительной пенсии. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" общая сумма материального обеспечения неработающего пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, пенсия которому установлена в соответствии с федеральным законодательством, не может быть менее величины прожиточного минимума пенсионера.
Статья: Недействительность части сделки как результат оспаривания соглашения об уплате алиментов в деле о банкротстве гражданина
(Чефранова Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Сходным образом были разрешены и другие дела, например: Арбитражный суд Сахалинской области Определением от 6 февраля 2019 г. по делу N А59-2186/2016 признал недействительным соглашение об уплате алиментов, по которому плательщик алиментов обязался предоставлять получателю алиментов содержание на троих несовершеннолетних детей в общем размере 150 000 руб. ежемесячно в части сумм, превышающих величину прожиточного минимума для каждого из несовершеннолетних детей, устанавливаемую ежеквартально постановлением Правительства Сахалинской области. С выводами суда первой инстанции согласились суды вышестоящих инстанций. См.: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 г. по делу N А59-2186/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июля 2019 г. N Ф03-2644/2019 по делу N А59-2186/2016 и Определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2019 г. N 303-ЭС17-12709(2) по делу N А59-2186/2016 // СПС "КонсультантПлюс".
(Чефранова Е.А.)
("Семейное и жилищное право", 2024, N 4)Сходным образом были разрешены и другие дела, например: Арбитражный суд Сахалинской области Определением от 6 февраля 2019 г. по делу N А59-2186/2016 признал недействительным соглашение об уплате алиментов, по которому плательщик алиментов обязался предоставлять получателю алиментов содержание на троих несовершеннолетних детей в общем размере 150 000 руб. ежемесячно в части сумм, превышающих величину прожиточного минимума для каждого из несовершеннолетних детей, устанавливаемую ежеквартально постановлением Правительства Сахалинской области. С выводами суда первой инстанции согласились суды вышестоящих инстанций. См.: Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2019 г. по делу N А59-2186/2016, Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 1 июля 2019 г. N Ф03-2644/2019 по делу N А59-2186/2016 и Определение Верховного Суда РФ от 13 сентября 2019 г. N 303-ЭС17-12709(2) по делу N А59-2186/2016 // СПС "КонсультантПлюс".
Вопрос: ЛНА организации установлена доплата к окладу в связи с разделением рабочего дня на части (ст. 105 ТК РФ). С учетом этой доплаты зарплата работника несколько превышает величину МРОТ, установленного в субъекте РФ. Если же доплату не учитывать, размер зарплаты меньше МРОТ. Правомерно ли это?
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).
(Консультация эксперта, Роструд, 2023)Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации и не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 ТК РФ).