Проверки СМП
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверки СМП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик ссылается на незаконность проведения налоговым органом в отношении него, являющегося субъектом малого предпринимательства, выездной налоговой проверки, назначенной в конце 2022 года, считая, что инспекцией не учтен введенный в 2022 году мораторий на проведение проверок контролирующими органами в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренный подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520. Суд признал проведение проверки правомерным, отметив, что положения указанного Постановления Правительства РФ к налоговому контролю не применяются, налоговый контроль в силу ст. 2 НК РФ является предметом правового регулирования законодательства о налогах и сборах, мораторий на проведение выездных налоговых проверок в 2022 году не вводился.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик ссылается на незаконность проведения налоговым органом в отношении него, являющегося субъектом малого предпринимательства, выездной налоговой проверки, назначенной в конце 2022 года, считая, что инспекцией не учтен введенный в 2022 году мораторий на проведение проверок контролирующими органами в отношении субъектов малого предпринимательства, предусмотренный подп. "а" п. 1 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520. Суд признал проведение проверки правомерным, отметив, что положения указанного Постановления Правительства РФ к налоговому контролю не применяются, налоговый контроль в силу ст. 2 НК РФ является предметом правового регулирования законодательства о налогах и сборах, мораторий на проведение выездных налоговых проверок в 2022 году не вводился.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 427 "Пониженные тарифы страховых взносов" главы 34 "Страховые взносы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество выплачивало работникам компенсацию за использование личного имущества, в том числе рыболовных снастей, подвесных руль-моторов, лодок и рыбацких костюмов, при этом размер компенсации был напрямую связан с производственными результатами по добыче рыбы (от количества и породы сданной рыбы-сырца) и составлял 50 процентов общей суммы оплаты труда. Налоговый орган доначислил страховые взносы за 2020 год на суммы выплаченных компенсаций по совокупному тарифу 30 процентов. Плательщик оспорил доначисление, указав, что в силу ст. 6 и ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.2020 N 102-ФЗ для общества как для субъекта малого предпринимательства установлены пониженные тарифы страховых взносов начиная с апреля 2020 года (в совокупном размере 15 процентов). Суды признали правомерным доначисление страховых взносов по совокупному тарифу 30 процентов, поскольку применение более низкой ставки является льготой, о применении которой общество должно было заявить посредством представления налоговой декларации. Верховный Суд РФ направил дело на новое рассмотрение, указав, что общество заявляло об ошибочной уплате страховых взносов по тарифу 30 процентов в связи с вступлением в силу изменений в законодательстве, а налоговый орган осуществляет ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, поэтому в рамках налоговой проверки налоговый орган имел возможность самостоятельно сделать вывод о соблюдении плательщиком условия для применения пониженного тарифа, без отдельного упоминания об этом плательщиком взносов. Исполняя обязанность по установлению действительной обязанности налогоплательщика по уплате страховых взносов, налоговый орган должен был самостоятельно применить при исчислении взносов тариф 15, а не 30 процентов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: В какой срок проводятся проверки Роспотребнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие особенности определения сроков установлены для проверок Роспотребнадзора в отношении субъектов малого предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какие особенности определения сроков установлены для проверок Роспотребнадзора в отношении субъектов малого предпринимательства
Вопрос: Какие обязанности по предупреждению электротравматизма возлагаются на работодателя?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Шаг 2. Проверить жизненные функции пострадавшего, оказать первую помощь пострадавшему и вызвать скорую медицинскую помощь
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2025)Шаг 2. Проверить жизненные функции пострадавшего, оказать первую помощь пострадавшему и вызвать скорую медицинскую помощь
Нормативные акты
Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"7. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.
(ред. от 24.06.2025)
"О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"7. Срок проведения выездной проверки не может превышать десять рабочих дней. В отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия, за исключением выездной проверки, основанием для проведения которой является пункт 6 части 1 статьи 57 настоящего Федерального закона и которая для микропредприятия не может продолжаться более сорока часов. Срок проведения выездной проверки в отношении организации, осуществляющей свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, устанавливается отдельно по каждому филиалу, представительству, обособленному структурному подразделению организации или производственному объекту. Сроки проведения выездных проверок в пределах сроков, установленных настоящей статьей, устанавливаются положением о виде контроля.
Статья: Четыре типа хозяйствующих субъектов с позиций аудита
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Теперь о тех ХС, которые на сегодня не являются СОА. В [14, с. 7] было предложено введение обязательного аудита для всех ХС - с учетом опыта Дании, Норвегии, Канады <20>. Это предложение в [4, с. 210] применительно к нашей стране расценивалось как интересное, хотя и небесспорное; но там же в случае его принятия считалась возможной поправка к нему в виде замены для некоторых из ХС (в первую очередь весьма малых) обязательного аудита на обязательные обзорные проверки <21>. Добавим, что в [15, с. 137 - 138] обзорные проверки для организаций малого бизнеса предложены не в порядке обсуждения, а как рациональная во всех отношениях замена традиционному аудиту. Сегодня, на наш взгляд, можно присоединиться к этому предложению, но с одной весьма существенной поправкой. Спустя некоторое время, когда протесты со стороны малого бизнеса по поводу конструкции обзорных проверок поутихнут, а аудит перестанет ему казаться слишком большой финансовой нагрузкой, ввести организации малого бизнеса в число СОА <22>. Мотивация теоретическая: там, где есть бухгалтерская отчетность, должна быть и проверка ее достоверности, поскольку не с близкой к нулю вероятностью могут быть сознательные и несознательные ее искажения. Мотивация практическая: и руководители организаций (в том числе и малого бизнеса), и их контрагенты, и соответствующие контрольные и т.п. органы должны обладать разумной уверенностью - а именно ее должен доставлять, согласно МСА, институт аудита - в отношении достоверности указанной отчетности <23>.
(Гутцайт Е.М.)
("Аудитор", 2022, N 12)Теперь о тех ХС, которые на сегодня не являются СОА. В [14, с. 7] было предложено введение обязательного аудита для всех ХС - с учетом опыта Дании, Норвегии, Канады <20>. Это предложение в [4, с. 210] применительно к нашей стране расценивалось как интересное, хотя и небесспорное; но там же в случае его принятия считалась возможной поправка к нему в виде замены для некоторых из ХС (в первую очередь весьма малых) обязательного аудита на обязательные обзорные проверки <21>. Добавим, что в [15, с. 137 - 138] обзорные проверки для организаций малого бизнеса предложены не в порядке обсуждения, а как рациональная во всех отношениях замена традиционному аудиту. Сегодня, на наш взгляд, можно присоединиться к этому предложению, но с одной весьма существенной поправкой. Спустя некоторое время, когда протесты со стороны малого бизнеса по поводу конструкции обзорных проверок поутихнут, а аудит перестанет ему казаться слишком большой финансовой нагрузкой, ввести организации малого бизнеса в число СОА <22>. Мотивация теоретическая: там, где есть бухгалтерская отчетность, должна быть и проверка ее достоверности, поскольку не с близкой к нулю вероятностью могут быть сознательные и несознательные ее искажения. Мотивация практическая: и руководители организаций (в том числе и малого бизнеса), и их контрагенты, и соответствующие контрольные и т.п. органы должны обладать разумной уверенностью - а именно ее должен доставлять, согласно МСА, институт аудита - в отношении достоверности указанной отчетности <23>.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Но были изменения, устанавливавшие дополнительные гарантии контролируемым лицам. Так, в 2003 г. в Закон N 134-ФЗ было введено положение, запрещающее проводить плановые проверки субъектов малого предпринимательства до истечения трех лет с момента государственной регистрации <1>. Изменение, внесенное в 2005 г., лишило инспекторов права приостанавливать производство (реализацию) товара (выполнение работы, услуги), отзывать товары с рынка с последующим возмещением затрат за счет виновного лица (предпринимателя) <2>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Но были изменения, устанавливавшие дополнительные гарантии контролируемым лицам. Так, в 2003 г. в Закон N 134-ФЗ было введено положение, запрещающее проводить плановые проверки субъектов малого предпринимательства до истечения трех лет с момента государственной регистрации <1>. Изменение, внесенное в 2005 г., лишило инспекторов права приостанавливать производство (реализацию) товара (выполнение работы, услуги), отзывать товары с рынка с последующим возмещением затрат за счет виновного лица (предпринимателя) <2>.
Статья: Контрольные мероприятия ГИТ: к чему должен быть готов кадровик
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Срок такой проверки не может превышать 10 рабочих дней. Общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки для малого предприятия не может превышать 50 часов, а для микропредприятия - 15 часов <22>. Если же в компании несколько филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений или производственных объектов, осуществляющих свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, то срок устанавливается отдельно по каждому из них <23>.
(Маслова А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 7)Срок такой проверки не может превышать 10 рабочих дней. Общий срок взаимодействия в ходе проведения выездной проверки для малого предприятия не может превышать 50 часов, а для микропредприятия - 15 часов <22>. Если же в компании несколько филиалов, представительств, иных обособленных структурных подразделений или производственных объектов, осуществляющих свою деятельность на территории нескольких субъектов РФ, то срок устанавливается отдельно по каждому из них <23>.
Статья: О распространении на самозанятых антимонопольного регулирования
(Полуян Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Во-вторых, на самозанятых следует распространить гарантии и иммунитеты, предоставляемые законодательством для субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день самозанятые не смогут претендовать на все соответствующие гарантии. Так, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <6> (далее - Закон о МСП) не относит самозанятых к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, сам Закон о защите конкуренции разграничивает данные категории лиц, указывая субъектов МСП и самозанятых как различных субъектов преференциальной поддержки (п. 13 и п. 13.2 ч. 1 ст. 19). Таким образом, на самозанятых, в частности, не распространяются гарантии по внеплановым проверкам субъектов малого и среднего предпринимательства, указанные в ч. 5.1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции.
(Полуян Д.А.)
("Конкурентное право", 2024, N 3)Во-вторых, на самозанятых следует распространить гарантии и иммунитеты, предоставляемые законодательством для субъектов малого и среднего предпринимательства. На сегодняшний день самозанятые не смогут претендовать на все соответствующие гарантии. Так, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" <6> (далее - Закон о МСП) не относит самозанятых к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Более того, сам Закон о защите конкуренции разграничивает данные категории лиц, указывая субъектов МСП и самозанятых как различных субъектов преференциальной поддержки (п. 13 и п. 13.2 ч. 1 ст. 19). Таким образом, на самозанятых, в частности, не распространяются гарантии по внеплановым проверкам субъектов малого и среднего предпринимательства, указанные в ч. 5.1 ст. 25.1 Закона о защите конкуренции.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В научной среде широко обсуждались мероприятия реформы, предлагались меры по повышению эффективности контрольной и надзорной деятельности. Так, С.М. Зубарев выделил следующие направления совершенствования контрольно-надзорного законодательства: 1) повышение открытости и улучшение информационного взаимодействия органов публичной власти при проведении проверок; 2) установление моратория на плановые проверки субъектов малого бизнеса; 3) введение рискориентированной модели контрольной (надзорной) деятельности <1>. Однако этих направлений оказалось недостаточно для муниципального контроля. При разработке его концепции были выявлены основные проблемы в сфере муниципального контроля: 1) отсутствие понимания дальнейшего развития муниципального контроля; 2) сложность применения процедур муниципального контроля органами местного самоуправления, которые ограничены в финансовых, кадровых и организационных ресурсах; 3) отсутствие установленного перечня видов муниципального контроля; 4) несовершенство механизма взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти при осуществлении контроля; 5) проблемы соотношения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях <2>. Эти проблемы должны были разрешиться в новом законе о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В научной среде широко обсуждались мероприятия реформы, предлагались меры по повышению эффективности контрольной и надзорной деятельности. Так, С.М. Зубарев выделил следующие направления совершенствования контрольно-надзорного законодательства: 1) повышение открытости и улучшение информационного взаимодействия органов публичной власти при проведении проверок; 2) установление моратория на плановые проверки субъектов малого бизнеса; 3) введение рискориентированной модели контрольной (надзорной) деятельности <1>. Однако этих направлений оказалось недостаточно для муниципального контроля. При разработке его концепции были выявлены основные проблемы в сфере муниципального контроля: 1) отсутствие понимания дальнейшего развития муниципального контроля; 2) сложность применения процедур муниципального контроля органами местного самоуправления, которые ограничены в финансовых, кадровых и организационных ресурсах; 3) отсутствие установленного перечня видов муниципального контроля; 4) несовершенство механизма взаимодействия между органами местного самоуправления и органами государственной власти при осуществлении контроля; 5) проблемы соотношения законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и законодательства об административных правонарушениях <2>. Эти проблемы должны были разрешиться в новом законе о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле.
Готовое решение: Как заполнить и представить форму N П-4
(КонсультантПлюс, 2025)Форму N П-4 должны представлять юрлица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности. Данные по этой форме подают юрлица, кроме субъектов малого предпринимательства, состоящих в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31 декабря 2024 г., в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2024 N 1721 (п. 1 Указаний N 338, п. 1 Указаний N 647). Проверить, относится ли ваша организация к СМП, вы можете на сайте https://rmsp.nalog.ru/.
(КонсультантПлюс, 2025)Форму N П-4 должны представлять юрлица (кроме субъектов малого предпринимательства) всех видов экономической деятельности и форм собственности. Данные по этой форме подают юрлица, кроме субъектов малого предпринимательства, состоящих в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 31 декабря 2024 г., в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.12.2024 N 1721 (п. 1 Указаний N 338, п. 1 Указаний N 647). Проверить, относится ли ваша организация к СМП, вы можете на сайте https://rmsp.nalog.ru/.
Статья: Из-за чего нужно обжаловать результаты внеплановой трудовой проверки
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 6)Случай 8. Трудинспектор нарушил сроки проведения контрольного мероприятия. Например, выездная проверка субъекта малого предпринимательства превысила 50 часов <12>. Мы проконсультировались с представителем Роструда, как проверить, не нарушены ли сроки проведения контрольного мероприятия.
(Кокурина М.А.)
("Главная книга", 2024, N 6)Случай 8. Трудинспектор нарушил сроки проведения контрольного мероприятия. Например, выездная проверка субъекта малого предпринимательства превысила 50 часов <12>. Мы проконсультировались с представителем Роструда, как проверить, не нарушены ли сроки проведения контрольного мероприятия.
Статья: К вопросу об увеличении контроля за субъектами малого и среднего предпринимательства как сдерживающий фактор их развития
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Также приведем положительный пример действия закона [6, 10]. Так, специалисты корпорации МСП предотвратили проведение проверок малого бизнеса в Курганской области. Роспотребнадзор включил в ежегодный план проверки 4 предприятий, относящихся к малому бизнесу, во время действия моратория. Корпорация МСП отстояла права предпринимателей и предотвратила нарушение закона <6>.
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Также приведем положительный пример действия закона [6, 10]. Так, специалисты корпорации МСП предотвратили проведение проверок малого бизнеса в Курганской области. Роспотребнадзор включил в ежегодный план проверки 4 предприятий, относящихся к малому бизнесу, во время действия моратория. Корпорация МСП отстояла права предпринимателей и предотвратила нарушение закона <6>.
Статья: Экспертиза в условиях мораторного режима
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
(Корепина А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 7)Так, установление режима повышенной готовности на территории Российской Федерации в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) повлекло за собой необходимость применения моратория на проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства <25>.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В ч. 9 комментируемой статьи установлены предельные сроки плановых и внеплановых внешних проверок деятельности аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям: по общему правилу проверка не может продолжаться более 40 рабочих дней; в отношении аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, установлено, что проверка не может продолжаться более 20 рабочих дней. О понятии субъектов малого предпринимательства см. комментарий к ст. 5 Закона.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В ч. 9 комментируемой статьи установлены предельные сроки плановых и внеплановых внешних проверок деятельности аудиторской организации, оказывающей аудиторские услуги общественно значимым организациям: по общему правилу проверка не может продолжаться более 40 рабочих дней; в отношении аудиторской организации, являющейся субъектом малого предпринимательства, установлено, что проверка не может продолжаться более 20 рабочих дней. О понятии субъектов малого предпринимательства см. комментарий к ст. 5 Закона.