Проверки мсп в 2020
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверки мсп в 2020 (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.08.2021 N Ф09-5297/21 по делу N А60-59416/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.08.2021 N Ф09-5297/21 по делу N А60-59416/2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
Последние изменения: Проверки Роспотребнадзора (осуществление Роспотребнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Изменились условия проверок малого и среднего бизнеса в 2020 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Изменились условия проверок малого и среднего бизнеса в 2020 г.
Нормативные акты
Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1.1. Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(ред. от 26.12.2024)
"О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)1.1. Если иное не установлено Правительством Российской Федерации, проверки в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, не проводятся с 1 апреля по 31 декабря 2020 года включительно, за исключением проверок, основаниями для проведения которых являются причинение вреда или угроза причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В силу подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В силу подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Одной из таких мер для субъектов малого и среднего предпринимательства стал мораторий на проведение части проверок, установленный в соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на период с 1 января 2019 г. по 1 апреля 2020 г. для поддержки малого и среднего предпринимательства и развития экономики.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Одной из таких мер для субъектов малого и среднего предпринимательства стал мораторий на проведение части проверок, установленный в соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на период с 1 января 2019 г. по 1 апреля 2020 г. для поддержки малого и среднего предпринимательства и развития экономики.
Готовое решение: Как действовать арендодателю государственного и муниципального имущества в условиях распространения коронавируса COVID-19 (актуально до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)На достижение соглашения об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора отводится 14 рабочих дней с момента обращения арендатора (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2022)На достижение соглашения об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора отводится 14 рабочих дней с момента обращения арендатора (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ).
Статья: Определяя размер недоимки, налоговый орган обязан самостоятельно (без обращения налогоплательщика) применять пониженные налоговые ставки и тарифы, императивно установленные законом. При рассмотрении материалов проверки плательщик должен быть уведомлен о наличии не использованной им льготы
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По результатам камеральной проверки расчета по страховым взносам за 2020 г. обществу были доначислены страховые взносы на суммы, выплаченные работникам в качестве компенсации за использование личного имущества. Несмотря на то что законом тариф страховых взносов для субъектов МСП с 01.04.2020 снижен до 15%, инспекция осуществила доначисление по тарифу 30%, полагая, что пониженный страховой тариф - это налоговая льгота, применение которой носит заявительный характер. А поскольку такого заявления не поступало, налоговый орган был лишен возможности применить его самостоятельно.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)По результатам камеральной проверки расчета по страховым взносам за 2020 г. обществу были доначислены страховые взносы на суммы, выплаченные работникам в качестве компенсации за использование личного имущества. Несмотря на то что законом тариф страховых взносов для субъектов МСП с 01.04.2020 снижен до 15%, инспекция осуществила доначисление по тарифу 30%, полагая, что пониженный страховой тариф - это налоговая льгота, применение которой носит заявительный характер. А поскольку такого заявления не поступало, налоговый орган был лишен возможности применить его самостоятельно.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Здесь необходимо напомнить о директивных решениях Правительства РФ, вводящих так называемый мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие решения принимались в целях оградить бизнес от назойливого внимания инспекторов и тем самым поддержать его в условиях пандемии коронавируса в 2020 и 2021 гг. <1> и в связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации в 2022 г. <2>. Специалисты из Института проблем правоприменения зафиксировали резкое - в три с половиной раза - сокращение количества плановых и внеплановых (в сумме) проверок в 2020 г. по сравнению с доковидным 2019 г. В 2021 г. наблюдалось восстановление активности органов контроля (надзора) - число проверок выросло по сравнению с 2020 г. в 1,6 раза. За 11 месяцев 2022 г. общее число проверок сократилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Но в общей массе доля внеплановых проверок и количество профилактических мероприятий растут. В некоторых отраслях отмечается подавляющее превалирование внеплановых проверок (в торговле их в 5 раз, а в строительстве - в 43 раза больше, чем плановых) <3>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Здесь необходимо напомнить о директивных решениях Правительства РФ, вводящих так называемый мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие решения принимались в целях оградить бизнес от назойливого внимания инспекторов и тем самым поддержать его в условиях пандемии коронавируса в 2020 и 2021 гг. <1> и в связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации в 2022 г. <2>. Специалисты из Института проблем правоприменения зафиксировали резкое - в три с половиной раза - сокращение количества плановых и внеплановых (в сумме) проверок в 2020 г. по сравнению с доковидным 2019 г. В 2021 г. наблюдалось восстановление активности органов контроля (надзора) - число проверок выросло по сравнению с 2020 г. в 1,6 раза. За 11 месяцев 2022 г. общее число проверок сократилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Но в общей массе доля внеплановых проверок и количество профилактических мероприятий растут. В некоторых отраслях отмечается подавляющее превалирование внеплановых проверок (в торговле их в 5 раз, а в строительстве - в 43 раза больше, чем плановых) <3>.
Статья: Обзор новых антикризисных мер в условиях санкций
(Залюбовский К.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.04.2022 N 699 льготная ставка по кредиту не может превышать 11% годовых. Лимит для системообразующей организации увеличен и составляет 30 млрд рублей. Малые и средние предприятия - дочки системообразующих, не имеющие этого статуса - могут получить кредит до 10 млрд рублей. А группа одной системообразующей компании может рассчитывать на кредит в размере не более 30 млрд рублей. В список предприятий, подпадающих под льготы, также добавили предприятия, торгующие автотранспортом, легковыми и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности.
(Залюбовский К.)
("Юридический справочник руководителя", 2022, N 5)Согласно Постановлению Правительства РФ от 19.04.2022 N 699 льготная ставка по кредиту не может превышать 11% годовых. Лимит для системообразующей организации увеличен и составляет 30 млрд рублей. Малые и средние предприятия - дочки системообразующих, не имеющие этого статуса - могут получить кредит до 10 млрд рублей. А группа одной системообразующей компании может рассчитывать на кредит в размере не более 30 млрд рублей. В список предприятий, подпадающих под льготы, также добавили предприятия, торгующие автотранспортом, легковыми и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности.
Статья: Анализ мер поддержки небольших компаний, размещающих облигации на бирже
(Полякова М.Б.)
("Финансы", 2023, N 6)- ПАО Московская Биржа создало специальный сегмент, который назвало "Сектор Роста", для размещения ценных бумаг субъектов МСП. Требования к эмитентам и их размещениям в "Секторе Роста", с одной стороны, позволяют широкому кругу эмитентов торговаться в "Секторе Роста", а с другой - позиционируют размещения как качественные, отвечающие определенным критериям национального проекта. Например, для попадания в "Сектор Роста" эмитент должен вести деятельность более 3 лет, иметь годовую выручку более 120 млн руб., объем размещения должен превышать 50 млн руб., погашения купонных платежей должны осуществляться в срок. Также с ноября 2020 г. у эмитента либо у размещения <1> должен быть рейтинг от хотя бы одного российского рейтингового агентства или обязательно участие в размещении профильного института развития (АО "МСП Банк" и/или АО "Корпорация "МСП") [5]. Таким образом, нахождение ценных бумаг в "Секторе Роста" ПАО Московская Биржа отражает соответствие эмитента и ценных бумаг требованиям национального проекта и позиционирует ценные бумаги как прошедшие определенные проверки;
(Полякова М.Б.)
("Финансы", 2023, N 6)- ПАО Московская Биржа создало специальный сегмент, который назвало "Сектор Роста", для размещения ценных бумаг субъектов МСП. Требования к эмитентам и их размещениям в "Секторе Роста", с одной стороны, позволяют широкому кругу эмитентов торговаться в "Секторе Роста", а с другой - позиционируют размещения как качественные, отвечающие определенным критериям национального проекта. Например, для попадания в "Сектор Роста" эмитент должен вести деятельность более 3 лет, иметь годовую выручку более 120 млн руб., объем размещения должен превышать 50 млн руб., погашения купонных платежей должны осуществляться в срок. Также с ноября 2020 г. у эмитента либо у размещения <1> должен быть рейтинг от хотя бы одного российского рейтингового агентства или обязательно участие в размещении профильного института развития (АО "МСП Банк" и/или АО "Корпорация "МСП") [5]. Таким образом, нахождение ценных бумаг в "Секторе Роста" ПАО Московская Биржа отражает соответствие эмитента и ценных бумаг требованиям национального проекта и позиционирует ценные бумаги как прошедшие определенные проверки;
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Одним из аспектов проверки стали средние зарплаты в Корпорации МСП. Они оказались выше, чем средние зарплаты работников в сфере финансовой и страховой деятельности в Москве в 2018 - 2020 гг.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Одним из аспектов проверки стали средние зарплаты в Корпорации МСП. Они оказались выше, чем средние зарплаты работников в сфере финансовой и страховой деятельности в Москве в 2018 - 2020 гг.
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Такое отграничение имеет важное значение, поскольку, например, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением для некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников возможна только при наличии совокупности приведенных в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ условий, в том числе исключительно в случае, когда административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Соответствующая норма не может применяться, если правонарушение выявлено в ином порядке <12>, в том числе при производстве по делу об административном правонарушении, в ходе административного расследования.
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Такое отграничение имеет важное значение, поскольку, например, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением для некоммерческих организаций, а также являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также их работников возможна только при наличии совокупности приведенных в ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ условий, в том числе исключительно в случае, когда административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. Соответствующая норма не может применяться, если правонарушение выявлено в ином порядке <12>, в том числе при производстве по делу об административном правонарушении, в ходе административного расследования.
Последние изменения: Проверки государственного пожарного надзора (контроль (надзор) за соблюдением законодательства о пожарной безопасности)
(КонсультантПлюс, 2025)Уточнено, что в отношении юрлиц и ИП, не отнесенных к субъектам МСП, включенным в реестр субъектов МСП, среднесписочная численность работников которых за 2019 г. не превышает 200 человек, а также к большинству НКО с такой же численностью работников, плановые проверки проводятся при условии, что деятельность и (или) используемые производственные объекты таких юрлиц и ИП отнесены только к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (пп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438).
(КонсультантПлюс, 2025)Уточнено, что в отношении юрлиц и ИП, не отнесенных к субъектам МСП, включенным в реестр субъектов МСП, среднесписочная численность работников которых за 2019 г. не превышает 200 человек, а также к большинству НКО с такой же численностью работников, плановые проверки проводятся при условии, что деятельность и (или) используемые производственные объекты таких юрлиц и ИП отнесены только к категории чрезвычайно высокого или высокого риска (пп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438).
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В этом вопросе интересно обратить внимание на зарубежный опыт. В целях обеспечения адресности мер поддержки малого бизнеса на базе Европейской комиссии разработаны рекомендации по определению лиц, которые вправе выступать в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства <52>.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В этом вопросе интересно обратить внимание на зарубежный опыт. В целях обеспечения адресности мер поддержки малого бизнеса на базе Европейской комиссии разработаны рекомендации по определению лиц, которые вправе выступать в качестве субъектов малого и среднего предпринимательства <52>.