Проверки малого бизнеса в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверки малого бизнеса в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 89 "Выездная налоговая проверка" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным в связи с тем, что он относится к субъектам малого предпринимательства, проверки которых до конца 2020 г. были запрещены постановлением Правительства РФ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")По мнению налогоплательщика, решение о проведении выездной налоговой проверки является незаконным в связи с тем, что он относится к субъектам малого предпринимательства, проверки которых до конца 2020 г. были запрещены постановлением Правительства РФ.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.08.2021 N Ф09-5297/21 по делу N А60-59416/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 27.08.2021 N Ф09-5297/21 по делу N А60-59416/2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Национальная экономика и факторы, определяющие развитие преступности
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
(Васильев Э.А., Болт Ю.А.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 6)Предметное изучение вопроса функционирования предприятий малого и среднего бизнеса показало, что именно в этом направлении была организована практическая помощь предпринимательству Правительством Российской Федерации <19>, определившим первоочередные задачи, направленные на поддержку экономики, среди которых: снижение налоговой нагрузки на субъектов предпринимательства; ослабление административно-надзорной функции государства за деятельностью малого и среднего предпринимательства (в 2020 г. количество проверок субъектов малого и среднего бизнеса снизилось в 15 раз); финансовая помощь предпринимательству в виде льготных кредитов, субсидий, отсрочки по уплате страховых взносов и др. В частности, в период с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. для плательщиков страховых взносов, признаваемых субъектами малого или среднего бизнеса, в отношении части выплат, превышающих величину минимального размера оплаты труда, было решено применять пониженные тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование - 10%; на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - в размере 0%; на обязательное медицинское страхование - в размере 5% <20>.
Последние изменения: Проверки Роспотребнадзора (осуществление Роспотребнадзором контроля (надзора))
(КонсультантПлюс, 2025)Изменились условия проверок малого и среднего бизнеса в 2020 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Изменились условия проверок малого и среднего бизнеса в 2020 г.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2022)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В силу подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.12.2022)В силу подпункта "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 году государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в пункт 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого и среднего предпринимательства, проводятся только внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан и проведение которых согласовано органами прокуратуры.
Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 N 489
(ред. от 08.09.2021)
"Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 - 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.
(ред. от 08.09.2021)
"Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"<5> Заполняется, если проверка в отношении субъектов малого предпринимательства проводится в 2016 - 2020 годах. Указывается информация о постановлении о назначении административного наказания или решении о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии (дата их вынесения (принятия), номер, орган, вынесший постановление или принявший решение, часть и статья федерального закона, являющаяся основанием привлечения к ответственности), дата их вступления в законную силу, дата окончания проведения проверки, по результатам которой вынесено постановление либо принято решение.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)В этот период работа прокуроров по надзору за соблюдением прав предпринимателей была подчинена задаче неукоснительного соблюдения введенного с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. моратория на проведение контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства <13>, который стал ключевым фактором снижения давления на бизнес в условиях пандемии. Факты его несоблюдения выявлялись практически во всех регионах страны. Мораторий продлен и на 2021 г.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)В этот период работа прокуроров по надзору за соблюдением прав предпринимателей была подчинена задаче неукоснительного соблюдения введенного с 1 апреля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. моратория на проведение контролирующими органами проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства <13>, который стал ключевым фактором снижения давления на бизнес в условиях пандемии. Факты его несоблюдения выявлялись практически во всех регионах страны. Мораторий продлен и на 2021 г.
Статья: Дробление бизнеса: понятие, признаки, доказательства и доказывание
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, при проверке соблюдения организацией лимитов по доходу и численности малого предприятия недостаточно учесть доход и численность одной компании. Нужно также принимать во внимание доход и численность компаний-партнеров (partner), доля участия которых составляет от 25 до 50%, - пропорционально доле их участия. А если организация является подконтрольной (linked enterprise) - то есть иной организации принадлежит контрольный пакет акций (долей участия) в уставном капитале компании или иным образом оказывается доминирующее влияние, - то показатели дохода и численности организации должны суммироваться с аналогичными показателями контролирующего лица. Если итоговый показатель превысит лимит в двух следующих подряд отчетных периодах, организация не вправе считать себя субъектом малого и среднего предпринимательства и лишается права на соответствующие преференции.
(Келих Е.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, при проверке соблюдения организацией лимитов по доходу и численности малого предприятия недостаточно учесть доход и численность одной компании. Нужно также принимать во внимание доход и численность компаний-партнеров (partner), доля участия которых составляет от 25 до 50%, - пропорционально доле их участия. А если организация является подконтрольной (linked enterprise) - то есть иной организации принадлежит контрольный пакет акций (долей участия) в уставном капитале компании или иным образом оказывается доминирующее влияние, - то показатели дохода и численности организации должны суммироваться с аналогичными показателями контролирующего лица. Если итоговый показатель превысит лимит в двух следующих подряд отчетных периодах, организация не вправе считать себя субъектом малого и среднего предпринимательства и лишается права на соответствующие преференции.
Готовое решение: Как действовать арендодателю государственного и муниципального имущества в условиях распространения коронавируса COVID-19 (актуально до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)На достижение соглашения об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора отводится 14 рабочих дней с момента обращения арендатора (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2022)На достижение соглашения об уменьшении арендной платы или ином изменении условий договора отводится 14 рабочих дней с момента обращения арендатора (ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ).
Статья: Проблемы реализации конституционного права граждан на предпринимательскую и иную не запрещенную законом экономическую деятельность в период пандемии коронавируса (COVID-2019)
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Одной из таких мер для субъектов малого и среднего предпринимательства стал мораторий на проведение части проверок, установленный в соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на период с 1 января 2019 г. по 1 апреля 2020 г. для поддержки малого и среднего предпринимательства и развития экономики.
(Володина К.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Одной из таких мер для субъектов малого и среднего предпринимательства стал мораторий на проведение части проверок, установленный в соответствии со ст. 26.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на период с 1 января 2019 г. по 1 апреля 2020 г. для поддержки малого и среднего предпринимательства и развития экономики.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Предусмотренные Стратегией мероприятия по анализу функций действующих институтов развития, которые связаны с поддержкой малого и среднего предпринимательства, подготовкой предложений по оптимизации указанных функций в целях повышения эффективности оказания государственной поддержки малым и средним предприятиям и исключения дублирования реализуемых мер, на регулярной основе с 2016 г. не проводились.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Баранов И.В., Ротко С.В., Беляев М.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Предусмотренные Стратегией мероприятия по анализу функций действующих институтов развития, которые связаны с поддержкой малого и среднего предпринимательства, подготовкой предложений по оптимизации указанных функций в целях повышения эффективности оказания государственной поддержки малым и средним предприятиям и исключения дублирования реализуемых мер, на регулярной основе с 2016 г. не проводились.
Последние изменения: Проверки соблюдения антимонопольного законодательства и контроль (надзор) в сфере рекламы (ФАС России)
(КонсультантПлюс, 2025)Изменились условия проверок малого и среднего бизнеса в 2020 г.
(КонсультантПлюс, 2025)Изменились условия проверок малого и среднего бизнеса в 2020 г.
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Обратите внимание! Организации, имеющие право на упрощенные способы учета (малые предприятия и НКО без обязательного аудита), могут не проверять ОС на обесценение, закрепив это решение в бухгалтерской учетной политике (п. 3 ФСБУ 6/2020).
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Обратите внимание! Организации, имеющие право на упрощенные способы учета (малые предприятия и НКО без обязательного аудита), могут не проверять ОС на обесценение, закрепив это решение в бухгалтерской учетной политике (п. 3 ФСБУ 6/2020).
Статья: Административное расследование по делу об административном правонарушении
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Опыт правоприменения свидетельствует также о необходимости обратить внимание на п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о неприменении при проведении административного расследования положений этого законодательного акта, устанавливающих порядок организации и проведения проверок. Аналогичны пределы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", сфера действия которого отграничена от производства по делам об административных правонарушениях (согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 этого Закона).
(Маслов И.А.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2021, N 6)Опыт правоприменения свидетельствует также о необходимости обратить внимание на п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" о неприменении при проведении административного расследования положений этого законодательного акта, устанавливающих порядок организации и проведения проверок. Аналогичны пределы применения Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", сфера действия которого отграничена от производства по делам об административных правонарушениях (согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 этого Закона).
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Благотворно на оздоровлении социально-правового климата в контрольной (надзорной) сфере сказались также решения Правительства Российской Федерации о моратории в условиях распространения коронавирусной инфекции на проверки малого и среднего бизнеса, о переводе механизмов контроля, в связи с этим преимущественно на дистанционные формы, о смягчении форм проверок, сокращении их сроков <1>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Благотворно на оздоровлении социально-правового климата в контрольной (надзорной) сфере сказались также решения Правительства Российской Федерации о моратории в условиях распространения коронавирусной инфекции на проверки малого и среднего бизнеса, о переводе механизмов контроля, в связи с этим преимущественно на дистанционные формы, о смягчении форм проверок, сокращении их сроков <1>.
Статья: Правовое регулирование малого и среднего предпринимательства
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)К федеральным законам, в частности, можно отнести: ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей); НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП); Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета); Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок); Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (устанавливают особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства); Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП); Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального движимого и недвижимого имущества) и др.
(Вайпан В.А.)
("Право и экономика", 2025, N 5)К федеральным законам, в частности, можно отнести: ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей); НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП); Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета); Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок); Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" и Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (устанавливают особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства); Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП); Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального движимого и недвижимого имущества) и др.