Проверки бизнеса коронавирус
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверки бизнеса коронавирус (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Интервью: Административное право до сих пор базируется на советских подходах
("Закон", 2024, N 3)- Изменения сейчас точно не нужны, так как реформа контрольно-надзорной деятельности шла около десяти лет и недавно завершилась принятием двух новых Законов <3>. Идеологами этой реформы были политики и чиновники, но не научные умы. Ученые уже вслед реформе пытаются ее обосновать и придать ей воспринимаемый облик. Главное и радикальное изменение состоит в том, что контрольно-надзорная деятельность сейчас переходит от идеи "найти и наказать" к идее "предупредить". Это позитивный, на мой взгляд, момент, и совершенно другой подход, основанный на иных методах и принципах деятельности. Вспомним эпидемию коронавируса, когда был наложен мораторий на проверки: ничего страшного не случилось, и бизнес до сих пор проверяется очень щадяще. Реализация этого нового подхода основывается на использовании цифровых технологий. Как можно предупредить нарушение? Только получив необходимую информацию. Как получить информацию? Посредством мониторинга, т.е. непрерывного наблюдения и сбора информации. Мониторинг сейчас предусмотрен во многих отраслевых законах, он везде разный, но основное заключается в том, что это - наблюдение, накопление информации, на основании которой должны приниматься меры, предупреждающие совершение правонарушения. Это совершенно другой подход с точки зрения административно-управленческих решений. Для его внедрения надо перестроить мозги и контролирующим органам, и контрольным объектам.
("Закон", 2024, N 3)- Изменения сейчас точно не нужны, так как реформа контрольно-надзорной деятельности шла около десяти лет и недавно завершилась принятием двух новых Законов <3>. Идеологами этой реформы были политики и чиновники, но не научные умы. Ученые уже вслед реформе пытаются ее обосновать и придать ей воспринимаемый облик. Главное и радикальное изменение состоит в том, что контрольно-надзорная деятельность сейчас переходит от идеи "найти и наказать" к идее "предупредить". Это позитивный, на мой взгляд, момент, и совершенно другой подход, основанный на иных методах и принципах деятельности. Вспомним эпидемию коронавируса, когда был наложен мораторий на проверки: ничего страшного не случилось, и бизнес до сих пор проверяется очень щадяще. Реализация этого нового подхода основывается на использовании цифровых технологий. Как можно предупредить нарушение? Только получив необходимую информацию. Как получить информацию? Посредством мониторинга, т.е. непрерывного наблюдения и сбора информации. Мониторинг сейчас предусмотрен во многих отраслевых законах, он везде разный, но основное заключается в том, что это - наблюдение, накопление информации, на основании которой должны приниматься меры, предупреждающие совершение правонарушения. Это совершенно другой подход с точки зрения административно-управленческих решений. Для его внедрения надо перестроить мозги и контролирующим органам, и контрольным объектам.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Благотворно на оздоровлении социально-правового климата в контрольной (надзорной) сфере сказались также решения Правительства Российской Федерации о моратории в условиях распространения коронавирусной инфекции на проверки малого и среднего бизнеса, о переводе механизмов контроля, в связи с этим преимущественно на дистанционные формы, о смягчении форм проверок, сокращении их сроков <1>.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Благотворно на оздоровлении социально-правового климата в контрольной (надзорной) сфере сказались также решения Правительства Российской Федерации о моратории в условиях распространения коронавирусной инфекции на проверки малого и среднего бизнеса, о переводе механизмов контроля, в связи с этим преимущественно на дистанционные формы, о смягчении форм проверок, сокращении их сроков <1>.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Приостановление и особенности проведения проверок бизнеса в связи с распространением коронавируса.
(КонсультантПлюс, 2025)Приостановление и особенности проведения проверок бизнеса в связи с распространением коронавируса.
<Письмо> Минэкономразвития России от 14.04.2020 N Д13и-11420
"О направлении разъяснений"В части подтверждения факта отнесения деятельности заемщика к сфере деятельности, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", сообщаем, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) запустила сервис, с помощью которого можно проверить основной вид экономической деятельности в Едином государственном реестре ЮЛ или ИП, ответить на вопросы и узнать, какие конкретные меры поддержки распространяются на бизнес. Указанным сервисом можно воспользоваться, открыв вкладку "Коронавирус: меры поддержки бизнеса".
"О направлении разъяснений"В части подтверждения факта отнесения деятельности заемщика к сфере деятельности, определенной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 434 "Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции", сообщаем, что ФНС России на своем официальном сайте (www.nalog.ru) запустила сервис, с помощью которого можно проверить основной вид экономической деятельности в Едином государственном реестре ЮЛ или ИП, ответить на вопросы и узнать, какие конкретные меры поддержки распространяются на бизнес. Указанным сервисом можно воспользоваться, открыв вкладку "Коронавирус: меры поддержки бизнеса".
"Перемена лиц в обязательстве и ответственность за нарушение обязательства: комментарий к статьям 330 - 333, 380 - 381, 382 - 406.1 Гражданского кодекса Российской Федерации"
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Ни одно даже самое драматическое событие (включая первых трех всадников Апокалипсиса в виде эпидемии, войны и голода) не является абстрактно непреодолимой силой, в каждом конкретном случае необходимо проверять то, как это событие влияет на реализацию программы конкретных договорных правоотношений. Так, эпидемия одним компаниям создаст непредотвратимые препятствия для ведения бизнеса, которые их разорят, а другим откроет путь на вершины биржевых индексов. Локдаун, введенный в ряде регионов России на фоне эпидемии коронавируса в апреле - мае 2020 г., был абсолютно непредвидим при заключении договора, скажем, в 2018 г., но если договор заключался, скажем, в первых числах марта 2020 г., когда перспектива такого шага бурно обсуждалась и аналогичные шаги уже принимались во многих странах, говорить о непредвидимости введенного позднее локдауна сложно. В каждом конкретном случае необходимо проверять наличие всех трех признаков непреодолимой силы. На это прямо и справедливо указывает ВС РФ: "...Признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.)" (ответ на вопрос N 7 из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом ВС РФ 21 апреля 2020 г.)).
(отв. ред. А.Г. Карапетов)
("М-Логос", 2022)Ни одно даже самое драматическое событие (включая первых трех всадников Апокалипсиса в виде эпидемии, войны и голода) не является абстрактно непреодолимой силой, в каждом конкретном случае необходимо проверять то, как это событие влияет на реализацию программы конкретных договорных правоотношений. Так, эпидемия одним компаниям создаст непредотвратимые препятствия для ведения бизнеса, которые их разорят, а другим откроет путь на вершины биржевых индексов. Локдаун, введенный в ряде регионов России на фоне эпидемии коронавируса в апреле - мае 2020 г., был абсолютно непредвидим при заключении договора, скажем, в 2018 г., но если договор заключался, скажем, в первых числах марта 2020 г., когда перспектива такого шага бурно обсуждалась и аналогичные шаги уже принимались во многих странах, говорить о непредвидимости введенного позднее локдауна сложно. В каждом конкретном случае необходимо проверять наличие всех трех признаков непреодолимой силы. На это прямо и справедливо указывает ВС РФ: "...Признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учетом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.)" (ответ на вопрос N 7 из Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1 (утв. Президиумом ВС РФ 21 апреля 2020 г.)).
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Здесь необходимо напомнить о директивных решениях Правительства РФ, вводящих так называемый мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие решения принимались в целях оградить бизнес от назойливого внимания инспекторов и тем самым поддержать его в условиях пандемии коронавируса в 2020 и 2021 гг. <1> и в связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации в 2022 г. <2>. Специалисты из Института проблем правоприменения зафиксировали резкое - в три с половиной раза - сокращение количества плановых и внеплановых (в сумме) проверок в 2020 г. по сравнению с доковидным 2019 г. В 2021 г. наблюдалось восстановление активности органов контроля (надзора) - число проверок выросло по сравнению с 2020 г. в 1,6 раза. За 11 месяцев 2022 г. общее число проверок сократилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Но в общей массе доля внеплановых проверок и количество профилактических мероприятий растут. В некоторых отраслях отмечается подавляющее превалирование внеплановых проверок (в торговле их в 5 раз, а в строительстве - в 43 раза больше, чем плановых) <3>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Здесь необходимо напомнить о директивных решениях Правительства РФ, вводящих так называемый мораторий на проведение проверок в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. Такие решения принимались в целях оградить бизнес от назойливого внимания инспекторов и тем самым поддержать его в условиях пандемии коронавируса в 2020 и 2021 гг. <1> и в связи с введением экономических санкций в отношении Российской Федерации в 2022 г. <2>. Специалисты из Института проблем правоприменения зафиксировали резкое - в три с половиной раза - сокращение количества плановых и внеплановых (в сумме) проверок в 2020 г. по сравнению с доковидным 2019 г. В 2021 г. наблюдалось восстановление активности органов контроля (надзора) - число проверок выросло по сравнению с 2020 г. в 1,6 раза. За 11 месяцев 2022 г. общее число проверок сократилось почти вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2021 г. Но в общей массе доля внеплановых проверок и количество профилактических мероприятий растут. В некоторых отраслях отмечается подавляющее превалирование внеплановых проверок (в торговле их в 5 раз, а в строительстве - в 43 раза больше, чем плановых) <3>.
Статья: Правила действия моратория на проверки в 2022 году
(Зуев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Начнем с того, что весна 2020 года была очень неспокойным периодом. Слишком много неизвестных принес с собой коронавирус. Первая на нашей памяти мировая пандемия очень сильно ударила по экономике всех государств. Практически все развитые экономики мира применяли и продолжают применять те или иные виды поддержки своих предпринимателей. Во многих странах мира до сих пор действуют карантинные ограничения. Одним из мероприятий нашего Правительства, находящимся на стыке карантинных ограничений и государственной поддержки бизнеса, стал мораторий на плановые проверки ряда компаний. Запрет плановых проверок в отношении некоторых категорий субъектов предпринимательской деятельности был объявлен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 <1>. С тех пор мораторий продлевался Правительством РФ дважды: Постановление от 30.11.2020 N 1969 <2> определило особенности контроля на 2021 год, а Постановление от 08.09.2021 N 1520 <3> пролонгировало действие моратория на 2022 год. Что же ждет нас в следующем году?
(Зуев С.)
("Юридический справочник руководителя", 2021, N 11)Начнем с того, что весна 2020 года была очень неспокойным периодом. Слишком много неизвестных принес с собой коронавирус. Первая на нашей памяти мировая пандемия очень сильно ударила по экономике всех государств. Практически все развитые экономики мира применяли и продолжают применять те или иные виды поддержки своих предпринимателей. Во многих странах мира до сих пор действуют карантинные ограничения. Одним из мероприятий нашего Правительства, находящимся на стыке карантинных ограничений и государственной поддержки бизнеса, стал мораторий на плановые проверки ряда компаний. Запрет плановых проверок в отношении некоторых категорий субъектов предпринимательской деятельности был объявлен Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 <1>. С тех пор мораторий продлевался Правительством РФ дважды: Постановление от 30.11.2020 N 1969 <2> определило особенности контроля на 2021 год, а Постановление от 08.09.2021 N 1520 <3> пролонгировало действие моратория на 2022 год. Что же ждет нас в следующем году?
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Распространение новой коронавирусной инфекции стало вызовом не только для мировой, но и для российской экономики. Для поддержания бизнеса в этих непростых условиях в 2020 г. в Российской Федерации установлены беспрецедентные ограничения контрольно-надзорной деятельности в части запрета на проведение большинства плановых мероприятий по контролю и обязанности согласования с прокурором внеплановых проверок. Для снижения административного давления на бизнес Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 г. государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномочило прокуроров согласовывать все (выездные и документарные) проверки контролирующих органов.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Распространение новой коронавирусной инфекции стало вызовом не только для мировой, но и для российской экономики. Для поддержания бизнеса в этих непростых условиях в 2020 г. в Российской Федерации установлены беспрецедентные ограничения контрольно-надзорной деятельности в части запрета на проведение большинства плановых мероприятий по контролю и обязанности согласования с прокурором внеплановых проверок. Для снижения административного давления на бизнес Правительство Российской Федерации своим Постановлением от 3 апреля 2020 г. N 438 "Об особенностях осуществления в 2020 г. государственного контроля (надзора), муниципального контроля и о внесении изменения в п. 7 Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномочило прокуроров согласовывать все (выездные и документарные) проверки контролирующих органов.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Тем не менее "надзорные каникулы" были признаны достаточно эффективной мерой, в связи с чем в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) мораторий на проведение плановых проверок, а также ограничения на осуществление внеплановых проверок были распространены с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. на субъектов как малого, так и среднего предпринимательства.
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Тем не менее "надзорные каникулы" были признаны достаточно эффективной мерой, в связи с чем в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) мораторий на проведение плановых проверок, а также ограничения на осуществление внеплановых проверок были распространены с 1 апреля по 31 декабря 2020 г. на субъектов как малого, так и среднего предпринимательства.
Готовое решение: Налоговые каникулы и другие меры налоговой поддержки в условиях пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Оперативные меры приняло Правительство РФ. Они позволили многим организациям и ИП освободиться на время от проверок, позже заплатить налоги и страховые взносы, сдать отчетность и др.
(КонсультантПлюс, 2025)Оперативные меры приняло Правительство РФ. Они позволили многим организациям и ИП освободиться на время от проверок, позже заплатить налоги и страховые взносы, сдать отчетность и др.
Статья: Антикризисные меры поддержки малого бизнеса в современных условиях
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- субсидии, которые получили малые предприятия для преодоления последствий коронавирусной инфекции, тоже попали под налоговые послабления;
(Борисовская Т.А.)
("Хозяйство и право", 2022, N 6)- субсидии, которые получили малые предприятия для преодоления последствий коронавирусной инфекции, тоже попали под налоговые послабления;
Статья: Комплексное реформирование контроля и надзора: отечественный опыт в конституционно-правовом измерении
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)9. Краснов заявил, что Генпрокуратура и Минэкономики могут отменить часть проверок для бизнеса навсегда // Коммерсантъ. 07.09.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5548197 (дата обращения: 10.09.2022).
(Спиридонов А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 10)9. Краснов заявил, что Генпрокуратура и Минэкономики могут отменить часть проверок для бизнеса навсегда // Коммерсантъ. 07.09.2022. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5548197 (дата обращения: 10.09.2022).
Статья: Преодоление последствий пандемии коронавируса в туриндустрии: немецкий опыт
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Федеральный центр компетенций в туризме (нем. Kompetenzzentrum Tourismus des Bundes) создал на своем сайте для туристических объединений, предприятий, индивидуальных предпринимателей, стартапов и других заинтересованных лиц поисковик предложений (финансовой) поддержки (нем. Forderwegweiser) со стороны федерации, земель и Евросоюза. В его основе лежит адаптированный специально для туристической отрасли банк данных, включающий более 500 альтернативных программ, актуальных на данный момент (https://foerderwegweiser-tourismus.de). Меры поддержки, непосредственно связанные с пандемией коронавируса, имеют помету corona. Необходимые данные можно также найти на "корона-навигаторе" (https://corona-navigator.de), который предоставляет своим пользователям только проверенную и достоверную информацию.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)Федеральный центр компетенций в туризме (нем. Kompetenzzentrum Tourismus des Bundes) создал на своем сайте для туристических объединений, предприятий, индивидуальных предпринимателей, стартапов и других заинтересованных лиц поисковик предложений (финансовой) поддержки (нем. Forderwegweiser) со стороны федерации, земель и Евросоюза. В его основе лежит адаптированный специально для туристической отрасли банк данных, включающий более 500 альтернативных программ, актуальных на данный момент (https://foerderwegweiser-tourismus.de). Меры поддержки, непосредственно связанные с пандемией коронавируса, имеют помету corona. Необходимые данные можно также найти на "корона-навигаторе" (https://corona-navigator.de), который предоставляет своим пользователям только проверенную и достоверную информацию.
Статья: Формирование доктрины и законодательства о правовых режимах банковской деятельности
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)<26> Информационное сообщение Банка России от 20 марта 2020 г. "Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса" // Вестник Банка России. 2020. N 25.
(Тарасенко О.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 1)<26> Информационное сообщение Банка России от 20 марта 2020 г. "Банк России утвердил меры по поддержке граждан, экономики и финансового сектора в условиях пандемии коронавируса" // Вестник Банка России. 2020. N 25.