Проверка учетной политики
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка учетной политики (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 252 "Расходы. Группировка расходов" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе выездной налоговой проверки обществом были представлены уточненные налоговые декларации за проверяемые периоды, в которых были скорректированы суммы учитываемых расходов. Общество указало на изменение с 2016 года учетной политики в отношении определения прямых и косвенных расходов. При этом представление уточненных налоговых деклараций объяснено обществом не ретроспективным изменением учетной политики в момент проведения проверки, как полагает налоговый орган, а установлением вновь назначенным бухгалтером ошибочного указания в ранее представленной налоговой отчетности за 2016 - 2018 годы исключительно прямых расходов (до 2016 года все расходы в соответствии с учетной политикой общества относились к прямым, с 2016 года расходы были разделены на прямые и косвенные, но в первичных декларациях за 2016 - 2018 годы ошибочно были учтены как прямые). Суд признал обоснованными внесенные в декларации изменения, отметив, что налоговый орган не представил доказательств того, что учетная политика за 2016 - 2018 годы изменена обществом ретроспективно и применена им в ходе проведения налоговой проверки в измененном виде при представлении уточненных налоговых деклараций, о фальсификации документов налоговый орган не заявлял, более того, приказы об учетной политике были представлены налогоплательщиком в рамках выездной налоговой проверки до представления уточненных деклараций. Суд отклонил довод налогового орган о повторном отражении одних и тех же расходов как в составе прямых расходов, так и в составе косвенных расходов, поскольку установил, что каждый факт хозяйственной жизни по признанию расхода (вне зависимости от того, признан в отчетном периоде или в периоде, в котором реализованы остатки готовой продукции, произведенной ранее) оформлен только один раз. Налоговый орган не представил доказательств, какие конкретно расходы и в каком отчетном периоде одновременно учтены обществом в составе как прямых, так и косвенных расходов. Суд признал доначисление налога на прибыль частично необоснованным.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")В ходе выездной налоговой проверки обществом были представлены уточненные налоговые декларации за проверяемые периоды, в которых были скорректированы суммы учитываемых расходов. Общество указало на изменение с 2016 года учетной политики в отношении определения прямых и косвенных расходов. При этом представление уточненных налоговых деклараций объяснено обществом не ретроспективным изменением учетной политики в момент проведения проверки, как полагает налоговый орган, а установлением вновь назначенным бухгалтером ошибочного указания в ранее представленной налоговой отчетности за 2016 - 2018 годы исключительно прямых расходов (до 2016 года все расходы в соответствии с учетной политикой общества относились к прямым, с 2016 года расходы были разделены на прямые и косвенные, но в первичных декларациях за 2016 - 2018 годы ошибочно были учтены как прямые). Суд признал обоснованными внесенные в декларации изменения, отметив, что налоговый орган не представил доказательств того, что учетная политика за 2016 - 2018 годы изменена обществом ретроспективно и применена им в ходе проведения налоговой проверки в измененном виде при представлении уточненных налоговых деклараций, о фальсификации документов налоговый орган не заявлял, более того, приказы об учетной политике были представлены налогоплательщиком в рамках выездной налоговой проверки до представления уточненных деклараций. Суд отклонил довод налогового орган о повторном отражении одних и тех же расходов как в составе прямых расходов, так и в составе косвенных расходов, поскольку установил, что каждый факт хозяйственной жизни по признанию расхода (вне зависимости от того, признан в отчетном периоде или в периоде, в котором реализованы остатки готовой продукции, произведенной ранее) оформлен только один раз. Налоговый орган не представил доказательств, какие конкретно расходы и в каком отчетном периоде одновременно учтены обществом в составе как прямых, так и косвенных расходов. Суд признал доначисление налога на прибыль частично необоснованным.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Ревизии и проверки государственных (муниципальных) учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)2.2. Проверка применения СГС "Учетная политика"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)2.2. Проверка применения СГС "Учетная политика"
Готовое решение: Прямые и косвенные расходы в налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! При определении состава прямых расходов учитывайте, что ваш выбор должен быть обоснован. То есть порядок отнесения затрат к прямым расходам должен содержать экономически обоснованные показатели и учитывать особенности технологического процесса (Письма Минфина России от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40503, от 22.03.2021 N 03-03-06/1/20225, от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428, от 13.03.2017 N 03-03-06/1/13785, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@). Неправомерное отнесение отдельных затрат, относящихся к прямым расходам, в состав косвенных включено ФНС России в Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю. Рекомендуем вам проверить закрепленный в учетной политике состав прямых расходов с учетом указанных разъяснений Минфина России.
(КонсультантПлюс, 2025)Важно! При определении состава прямых расходов учитывайте, что ваш выбор должен быть обоснован. То есть порядок отнесения затрат к прямым расходам должен содержать экономически обоснованные показатели и учитывать особенности технологического процесса (Письма Минфина России от 03.05.2023 N 03-03-06/1/40503, от 22.03.2021 N 03-03-06/1/20225, от 26.06.2020 N 03-03-07/55268, от 05.09.2018 N 03-03-06/1/63428, от 13.03.2017 N 03-03-06/1/13785, от 19.05.2014 N 03-03-РЗ/23603, ФНС России от 24.02.2011 N КЕ-4-3/2952@). Неправомерное отнесение отдельных затрат, относящихся к прямым расходам, в состав косвенных включено ФНС России в Перечень частых нарушений обязательных требований по налоговому контролю. Рекомендуем вам проверить закрепленный в учетной политике состав прямых расходов с учетом указанных разъяснений Минфина России.
Нормативные акты
"Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности"
(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)Процедура 0.3: Проверка соответствия Учетной политики в части раскрытия способов ведения бухгалтерского учета МПЗ действующему законодательству и иным нормативным актам.
(утв. Минфином РФ 23.04.2004, одобрены Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ, протокол N 25 от 22.04.2004)Процедура 0.3: Проверка соответствия Учетной политики в части раскрытия способов ведения бухгалтерского учета МПЗ действующему законодательству и иным нормативным актам.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Процедуру проверки целесообразно установить в учетной политике организации. В нее можно включить, в частности:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 3)Процедуру проверки целесообразно установить в учетной политике организации. В нее можно включить, в частности:
Готовое решение: Сроки хранения документов по налогам и страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2025)регистры бухгалтерского учета (при условии проведения проверки);
(КонсультантПлюс, 2025)регистры бухгалтерского учета (при условии проведения проверки);
Статья: Государственный финансовый контроль в социальной сфере: теория и практика правоприменения
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Кроме того, следует иметь в виду, что органы исполнительной власти в соответствии с бюджетным законодательством могут создавать специальные структурные подразделения финансового аудита или контроля. Цель создания данных подразделений заключается в том, чтобы они осуществляли внутренний контроль за соблюдением правил составления и исполнения бюджета, бюджетной отчетности и учета, направленный на повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств. Как правило, федеральные министерства и ведомства в качестве подобных подразделений имеют специальные отделы или департаменты. Например, отдел проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений Департамента учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации, Контрольно-ревизионный департамент Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Департамент организации бюджетных процедур планирования и финансового обеспечения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
(Забралова О.С.)
("Финансовое право", 2022, N 10)Кроме того, следует иметь в виду, что органы исполнительной власти в соответствии с бюджетным законодательством могут создавать специальные структурные подразделения финансового аудита или контроля. Цель создания данных подразделений заключается в том, чтобы они осуществляли внутренний контроль за соблюдением правил составления и исполнения бюджета, бюджетной отчетности и учета, направленный на повышение эффективности и экономности использования бюджетных средств. Как правило, федеральные министерства и ведомства в качестве подобных подразделений имеют специальные отделы или департаменты. Например, отдел проверок финансово-хозяйственной деятельности подведомственных учреждений Департамента учетной политики и контроля Министерства здравоохранения Российской Федерации, Контрольно-ревизионный департамент Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Департамент организации бюджетных процедур планирования и финансового обеспечения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2025 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Процедуру проверки целесообразно установить в учетной политике организации. В нее можно включить, в частности:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 3)Процедуру проверки целесообразно установить в учетной политике организации. В нее можно включить, в частности:
"Международные стандарты аудита: учебное пособие для магистратуры"
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)1) инспектирование, включающее изучение записей и документов, как внутренних, так и внешних, а также физический осмотр актива (например, инспектирование записей на предмет их санкционирования, изучение условий исполненного договора в целях выявления учетной политики, применяемой организацией, материальных активов для проверки их наличия).
(2-е издание, пересмотренное)
(Арзуманова Л.Л., Орлова Н.Ю., Соболь О.С., Цареградская Ю.К.)
(отв. ред. Л.Л. Арзуманова, Ю.К. Цареградская)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)1) инспектирование, включающее изучение записей и документов, как внутренних, так и внешних, а также физический осмотр актива (например, инспектирование записей на предмет их санкционирования, изучение условий исполненного договора в целях выявления учетной политики, применяемой организацией, материальных активов для проверки их наличия).
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета на 2024 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Процедуру проверки целесообразно установить в учетной политике организации. В нее можно включить, в частности:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 3)Процедуру проверки целесообразно установить в учетной политике организации. В нее можно включить, в частности: