Проверка соблюдения ограничений и запретов
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка соблюдения ограничений и запретов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Увольнение муниципального служащего
(КонсультантПлюс, 2025)"...в адрес истца было направлено уведомление о начале в отношении него проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных... ФЗ "О противодействии коррупции"...
(КонсультантПлюс, 2025)"...в адрес истца было направлено уведомление о начале в отношении него проверки соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных... ФЗ "О противодействии коррупции"...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Инструменты цифровизации против коррупции: экономико-правовые аспекты применения
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" закреплено положение, согласно которому названная система предназначена "для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования" <5>.
(Рябчикова Л.Н.)
("Современное право", 2025, N 4)Указом Президента РФ от 25.04.2022 N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" закреплено положение, согласно которому названная система предназначена "для информационно-аналитического обеспечения деятельности органов публичной власти и территориальной избирательной комиссии федеральной территории "Сириус", Банка России, иных организаций по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе по проведению с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования" <5>.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Указом Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" утверждено Положение об одноименной государственной информационной системе. Данная система нацелена на информационно-аналитическое обеспечение деятельности ее внутренних и внешних пользователей по проведению анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. К числу ее задач также относится информационное взаимодействие системы "Посейдон" с другими информационными системами, содержащими информацию, которая может быть использована в целях противодействия коррупции.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Указом Президента РФ от 25 апреля 2022 г. N 232 "О государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" утверждено Положение об одноименной государственной информационной системе. Данная система нацелена на информационно-аналитическое обеспечение деятельности ее внутренних и внешних пользователей по проведению анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. К числу ее задач также относится информационное взаимодействие системы "Посейдон" с другими информационными системами, содержащими информацию, которая может быть использована в целях противодействия коррупции.
Нормативные акты
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"13. Не допускается перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе (за исключением перевода в случаях, указанных в пунктах 3 - 6, 9, 10, 13 и 14 части 5 настоящей статьи, на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой не превышает размер должностного оклада по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы) или в другой государственный орган гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка либо проверка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"13. Не допускается перевод на иную должность гражданской службы в том же государственном органе (за исключением перевода в случаях, указанных в пунктах 3 - 6, 9, 10, 13 и 14 части 5 настоящей статьи, на должность гражданской службы, размер должностного оклада по которой не превышает размер должностного оклада по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы) или в другой государственный орган гражданского служащего, в отношении которого проводится служебная проверка либо проверка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"6.1. Генеральная прокуратура Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, взаимодействует с компетентными органами иностранных государств при проведении уполномоченными должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления и организаций проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования.
Статья: Цифровые технологии и искусственный интеллект как средства профилактики проявлений коррупции в контрольной (надзорной) деятельности: отечественный и зарубежный опыт
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)В России действует Положение о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - ГИС "Посейдон") <10>, предназначенной для повышения эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для проведения с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. ГИС "Посейдон" создана для сбора данных в рамках межведомственного взаимодействия о должностных лицах с целью проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства. ГИС "Посейдон" использует информацию нескольких государственных информационных систем (ФНС России, Росимущества, Росфинмониторинга и др.), а также информацию из социальных сетей. Ее применение позволяет сформировать своего рода цифровой профиль проверяемого лица и получить информацию о возможных конфликтах интересов, неформальном общении с представителями подконтрольных граждан и организаций, злоупотреблении полномочиями, сомнительных финансовых операциях и других индикаторах коррупционных рисков.
(Цирин А.М., Артеменко Е.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 3)В России действует Положение о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" (далее - ГИС "Посейдон") <10>, предназначенной для повышения эффективности деятельности по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для проведения с использованием информационно-коммуникационных технологий анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования. ГИС "Посейдон" создана для сбора данных в рамках межведомственного взаимодействия о должностных лицах с целью проверки соблюдения требований антикоррупционного законодательства. ГИС "Посейдон" использует информацию нескольких государственных информационных систем (ФНС России, Росимущества, Росфинмониторинга и др.), а также информацию из социальных сетей. Ее применение позволяет сформировать своего рода цифровой профиль проверяемого лица и получить информацию о возможных конфликтах интересов, неформальном общении с представителями подконтрольных граждан и организаций, злоупотреблении полномочиями, сомнительных финансовых операциях и других индикаторах коррупционных рисков.
Статья: Таможенный представитель как субъект административного правонарушения по статье 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Несомненно, оправдана позиция судов в тех ситуациях, когда таможенный представитель указал в декларации все необходимые сведения в части соблюдения декларантом запретов и ограничений, а впоследствии при проверке выяснилось, что эти требования декларантом фактически не соблюдены или нарушены. Например, таможенный представитель указал в графе 44 декларации на товар сведения о наличии декларации соответствия, которая подтверждает соответствие товара требованиям определенного технического регламента. В ходе таможенного досмотра тем не менее было установлено, что маркировка, нанесенная на упаковку поставленного товара, не соответствует положениям технического регламента [3]. В этой ситуации при оценке деяния и определении субъекта правонарушения следует исходить из того, что отношения таможенного представителя и его доверителя основаны на общих принципах гражданского права, одним из которых является презумпция добросовестности сторон, установленная ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). При передаче декларантом в рамках заключенного с таможенным представителем договора документов, необходимых для заполнения таможенной декларации, у исполнителя нет оснований сомневаться в их подлинности и достоверности указанных в них сведений. Так, следуя правилам определения вины юридического лица, установленным в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в этом случае закономерно привлекать к ответственности декларанта, который допустил нарушения в отношении маркировки товара, а таможенный представитель этими сведениями не располагал.
(Ермолаева Е.В.)
("Вестник Российской таможенной академии", 2023, N 3)Несомненно, оправдана позиция судов в тех ситуациях, когда таможенный представитель указал в декларации все необходимые сведения в части соблюдения декларантом запретов и ограничений, а впоследствии при проверке выяснилось, что эти требования декларантом фактически не соблюдены или нарушены. Например, таможенный представитель указал в графе 44 декларации на товар сведения о наличии декларации соответствия, которая подтверждает соответствие товара требованиям определенного технического регламента. В ходе таможенного досмотра тем не менее было установлено, что маркировка, нанесенная на упаковку поставленного товара, не соответствует положениям технического регламента [3]. В этой ситуации при оценке деяния и определении субъекта правонарушения следует исходить из того, что отношения таможенного представителя и его доверителя основаны на общих принципах гражданского права, одним из которых является презумпция добросовестности сторон, установленная ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ). При передаче декларантом в рамках заключенного с таможенным представителем договора документов, необходимых для заполнения таможенной декларации, у исполнителя нет оснований сомневаться в их подлинности и достоверности указанных в них сведений. Так, следуя правилам определения вины юридического лица, установленным в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в этом случае закономерно привлекать к ответственности декларанта, который допустил нарушения в отношении маркировки товара, а таможенный представитель этими сведениями не располагал.
Статья: О некоторых конституционно-правовых ограничениях в отношении лиц, замещающих государственные должности в органах исполнительной власти Российской Федерации: фактологический анализ
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Следует обратить внимание на то, что получить информацию по движению денежных средств и ценностей, находящихся на зарубежных счетах, вкладах и в банковских ячейках должностных лиц органов исполнительной власти, вне реализации оперативно-разыскных мероприятий уполномоченными органами до 2019 г. было крайне проблематично. В этой связи и ввиду необходимости ужесточения контроля за соблюдением законодательства о финансовых ограничениях Федеральным законом <6> приняты соответствующие изменения в нормативные правовые акты. В результате на Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложены полномочия по взаимодействию с иностранными банками и уполномоченными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по соблюдению финансовых ограничений в соответствии с Законом о финансовых ограничениях <7>. В случае проведения в государственном органе (организации) проверки в отношении должностного лица о финансовых ограничениях уполномоченное лицо имеет право направить запрос в органы прокуратуры Российской Федерации в целях получения информации и (или) документов от иностранного банка, иной иностранной организации либо компетентного органа иностранного государства <8>. Возложение полномочий по контролю за выполнением правовых норм о финансовых ограничениях лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти, на конституционный орган с особым статусом свидетельствует о значимости проблем борьбы с коррупцией в России.
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)Следует обратить внимание на то, что получить информацию по движению денежных средств и ценностей, находящихся на зарубежных счетах, вкладах и в банковских ячейках должностных лиц органов исполнительной власти, вне реализации оперативно-разыскных мероприятий уполномоченными органами до 2019 г. было крайне проблематично. В этой связи и ввиду необходимости ужесточения контроля за соблюдением законодательства о финансовых ограничениях Федеральным законом <6> приняты соответствующие изменения в нормативные правовые акты. В результате на Генеральную прокуратуру Российской Федерации возложены полномочия по взаимодействию с иностранными банками и уполномоченными органами иностранных государств при проведении проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, в том числе по соблюдению финансовых ограничений в соответствии с Законом о финансовых ограничениях <7>. В случае проведения в государственном органе (организации) проверки в отношении должностного лица о финансовых ограничениях уполномоченное лицо имеет право направить запрос в органы прокуратуры Российской Федерации в целях получения информации и (или) документов от иностранного банка, иной иностранной организации либо компетентного органа иностранного государства <8>. Возложение полномочий по контролю за выполнением правовых норм о финансовых ограничениях лицами, замещающими государственные должности в органах исполнительной власти, на конституционный орган с особым статусом свидетельствует о значимости проблем борьбы с коррупцией в России.
Готовое решение: Какие меры по противодействию коррупции предусмотрены законом
(КонсультантПлюс, 2025)с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);
(КонсультантПлюс, 2025)с компетентными органами иностранных государств, когда уполномоченные должностные лица госорганов, органов местного самоуправления и организаций проверяют соблюдение ограничений, запретов и требований в рамках антикоррупционного законодательства (ч. 6.1 ст. 5 Закона о противодействии коррупции);
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В этой связи показательным является пример из судебной практики, свидетельствующий о формальных нарушениях со стороны работодателя. Так, в Павловском городском суде Нижегородской области 05.11.2019 рассматривалось исковое заявление М. к ИФНС России по Нижегородской области о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда <17>. В суде было установлено, что 15 июля 2019 г. работодателем был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в отношении истца, в результате которого М. был уволен со службы в связи с утратой доверия. Решение было принято на основании доклада должностных лиц ИФНС, представленного по результатам проведенной проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)В этой связи показательным является пример из судебной практики, свидетельствующий о формальных нарушениях со стороны работодателя. Так, в Павловском городском суде Нижегородской области 05.11.2019 рассматривалось исковое заявление М. к ИФНС России по Нижегородской области о восстановлении на работе и взыскании компенсации морального вреда <17>. В суде было установлено, что 15 июля 2019 г. работодателем был издан приказ о применении дисциплинарного взыскания в отношении истца, в результате которого М. был уволен со службы в связи с утратой доверия. Решение было принято на основании доклада должностных лиц ИФНС, представленного по результатам проведенной проверки соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом "О противодействии коррупции".
Статья: Защита информации ограниченного доступа, получаемой по цифровым каналам передачи информации о совершаемых коррупционных правонарушениях
(Жарова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<16> В соответствии с п. 9 этого Положения "программно-аппаратный комплекс центрального сегмента системы "Посейдон" предназначен для автоматизации деятельности ее внутренних и внешних пользователей по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для включения информации, представляемой поставщиками информации, в систему "Посейдон", ее сбора, учета, хранения и анализа, для проведения анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования, а также для обеспечения деятельности консультативных и совещательных органов при Президенте Российской Федерации, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов".
(Жарова А.К.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 9)<16> В соответствии с п. 9 этого Положения "программно-аппаратный комплекс центрального сегмента системы "Посейдон" предназначен для автоматизации деятельности ее внутренних и внешних пользователей по профилактике коррупционных и иных правонарушений, в том числе для включения информации, представляемой поставщиками информации, в систему "Посейдон", ее сбора, учета, хранения и анализа, для проведения анализа и проверок соблюдения ограничений, запретов и требований, установленных в целях противодействия коррупции, лицами, на которых распространены такие ограничения, запреты и требования, а также для обеспечения деятельности консультативных и совещательных органов при Президенте Российской Федерации, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов".