Проверка роспотребнадзора по коронавирусу
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка роспотребнадзора по коронавирусу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 10.07.2024 N 33-938/2024 (УИД 17RS0017-01-2021-005771-67)
Категория: 1) Страховые выплаты по обязательному страхованию; 2) Споры с Роспотребнадзором.
Требования: 1) О признании незаконной санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника, установлении страхового случая; 2) О признании незаконным отказа в назначении страховой выплаты, взыскании выплаты.
Обстоятельства: Дочь истицы работала в больнице врачом, умерла. Ответчик отказал истице в назначении единовременной страховой выплаты ввиду неустановления факта оказания непосредственной медицинской помощи в качестве медицинского работника пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентам с подозрением на эту инфекцию.
Решение: 1) Отказано; 2) Производство по делу прекращено.Из акта о случае профессионального заболевания от 4 декабря 2020 г. следует, что врач-** МРЭ работала на амбулаторном приеме, в ковидной бригаде не состояла. В журнале приема врача-** указаны данные пациентов, которые были на приеме у врача-**. При проверке данных пациентов, указанных в журнале, установлено, что по следующим лицам в Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва поступали экстренные извещения о подтвержденных случаях новой коронавирусной инфекцией: ШВВ, которая была на приеме у врача-** 2 октября 2020 г., экстренное извещение поступило 28 октября 2020 г. (результат лабораторных исследований от 24 октября 2020 г., то есть инкубационный период с 10 октября 2020 г., не может являться источником инфекции для МРЭ.); ОЛТ, которая была на приеме у врача-** 29 сентября 2020 г., экстренное извещение поступило 15 октября 2020 г. (результат лабораторных исследований: вирус не идентифицирован и не может являться источником инфекции для МРЭ). Учитывая пути передачи новой коронавирусной инфекции - воздушно-капельный, воздушно-пылевой и контактный, также с учетом роли инфекции, вызванной 2019-nCoV, как инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи, не исключается инфицирование врача-** МРЭ во время работы в здании поликлиники (4-этажное типовое здание) и помещениях поликлиники (кабинет приема врача-** в составе хирургического отделения, развернутого на N этаже). В домашнем очаге также болел отец - МЭХ с неблагоприятным исходом заболевания. Причиной профессионального заболевания или отравления послужило длительное воздействие на организм человека вредных производственных факторов или веществ во время работы.
Категория: 1) Страховые выплаты по обязательному страхованию; 2) Споры с Роспотребнадзором.
Требования: 1) О признании незаконной санитарно-гигиенической характеристики условий труда работника, установлении страхового случая; 2) О признании незаконным отказа в назначении страховой выплаты, взыскании выплаты.
Обстоятельства: Дочь истицы работала в больнице врачом, умерла. Ответчик отказал истице в назначении единовременной страховой выплаты ввиду неустановления факта оказания непосредственной медицинской помощи в качестве медицинского работника пациентам, у которых подтверждено наличие новой коронавирусной инфекции, и пациентам с подозрением на эту инфекцию.
Решение: 1) Отказано; 2) Производство по делу прекращено.Из акта о случае профессионального заболевания от 4 декабря 2020 г. следует, что врач-** МРЭ работала на амбулаторном приеме, в ковидной бригаде не состояла. В журнале приема врача-** указаны данные пациентов, которые были на приеме у врача-**. При проверке данных пациентов, указанных в журнале, установлено, что по следующим лицам в Управление Роспотребнадзора по Республике Тыва поступали экстренные извещения о подтвержденных случаях новой коронавирусной инфекцией: ШВВ, которая была на приеме у врача-** 2 октября 2020 г., экстренное извещение поступило 28 октября 2020 г. (результат лабораторных исследований от 24 октября 2020 г., то есть инкубационный период с 10 октября 2020 г., не может являться источником инфекции для МРЭ.); ОЛТ, которая была на приеме у врача-** 29 сентября 2020 г., экстренное извещение поступило 15 октября 2020 г. (результат лабораторных исследований: вирус не идентифицирован и не может являться источником инфекции для МРЭ). Учитывая пути передачи новой коронавирусной инфекции - воздушно-капельный, воздушно-пылевой и контактный, также с учетом роли инфекции, вызванной 2019-nCoV, как инфекции, связанной с оказанием медицинской помощи, не исключается инфицирование врача-** МРЭ во время работы в здании поликлиники (4-этажное типовое здание) и помещениях поликлиники (кабинет приема врача-** в составе хирургического отделения, развернутого на N этаже). В домашнем очаге также болел отец - МЭХ с неблагоприятным исходом заболевания. Причиной профессионального заболевания или отравления послужило длительное воздействие на организм человека вредных производственных факторов или веществ во время работы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как учесть при налогообложении расходы, которые возникают в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Но учтите, что размер расходов не может быть произвольным. Количество использованных масок и антисептика должно соотноситься с официальными Рекомендациями по профилактике коронавируса, которыми вы руководствуетесь, например рекомендациями Роспотребнадзора (Главного государственного санитарного врача). При проверке обоснованности расходов инспекторы будут исходить:
(КонсультантПлюс, 2025)Но учтите, что размер расходов не может быть произвольным. Количество использованных масок и антисептика должно соотноситься с официальными Рекомендациями по профилактике коронавируса, которыми вы руководствуетесь, например рекомендациями Роспотребнадзора (Главного государственного санитарного врача). При проверке обоснованности расходов инспекторы будут исходить:
Статья: Участие прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях противодействия распространению новой коронавирусной инфекции
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)В некоторых случаях составленное с нарушениями постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не возвращалось прокурору, и дело поступало для рассмотрения по существу. Например, прокурор не указал в постановлении часть ст. 6.3 КоАП, по которой квалифицировал деяние. Несмотря на этот факт, дело было рассмотрено должностным лицом Роспотребнадзора с прекращением производства за отсутствием состава правонарушения. По протесту прокурора суд отменил постановление и обратил внимание на то, что если в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении нет квалификации деяния по конкретной части ст. 6.3 КоАП, но подробно отражены фактические обстоятельства вменяемого деяния (например, изложены результаты прокурорской проверки исполнения санитарных правил в сфере противодействия COVID-19 в период действия режима повышенной готовности) и на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности за это деяние не истек, то нет оснований прекращать производство за отсутствием состава правонарушения, дело должно быть возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассматривать <7>.
(Стуканов А.П., Соловьева А.К.)
("Законность", 2021, N 6)В некоторых случаях составленное с нарушениями постановление прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении не возвращалось прокурору, и дело поступало для рассмотрения по существу. Например, прокурор не указал в постановлении часть ст. 6.3 КоАП, по которой квалифицировал деяние. Несмотря на этот факт, дело было рассмотрено должностным лицом Роспотребнадзора с прекращением производства за отсутствием состава правонарушения. По протесту прокурора суд отменил постановление и обратил внимание на то, что если в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении нет квалификации деяния по конкретной части ст. 6.3 КоАП, но подробно отражены фактические обстоятельства вменяемого деяния (например, изложены результаты прокурорской проверки исполнения санитарных правил в сфере противодействия COVID-19 в период действия режима повышенной готовности) и на момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности за это деяние не истек, то нет оснований прекращать производство за отсутствием состава правонарушения, дело должно быть возвращено на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному его рассматривать <7>.
Нормативные акты
Обзор: "Перечень мер в связи с коронавирусом (COVID-19)"
(КонсультантПлюс, 2025)Мероприятия налогового контроля, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.), с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и методических рекомендаций Роспотребнадзора, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, осуществляются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Мероприятия налогового контроля, связанные с непосредственным контактом с налогоплательщиками (их сотрудниками, представителями), свидетелями, иными лицами (нахождение проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, осуществление допросов, осмотров, вызовов в налоговый орган, выемок, проведение инвентаризаций и т.п.), с учетом решений высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ и методических рекомендаций Роспотребнадзора, рекомендаций главных государственных санитарных врачей субъектов РФ, осуществляются исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте РФ.
Готовое решение: Как организации учесть расходы, возникающие в связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19 (вирус SARS-CoV-2)
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на закупку средств защиты нужно соотносить с численностью работников, частотой проведения дезинфекций и чистки, а также площадью помещений, нуждающихся в санитарной обработке (Письмо ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@). Также учитывайте Рекомендации по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, направленные Письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24.
(КонсультантПлюс, 2025)Расходы на закупку средств защиты нужно соотносить с численностью работников, частотой проведения дезинфекций и чистки, а также площадью помещений, нуждающихся в санитарной обработке (Письмо ФНС России от 13.08.2020 N СД-4-3/13046@). Также учитывайте Рекомендации по организации работы предприятий в условиях распространения рисков COVID-19, направленные Письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 N 02/7376-2020-24.
"Сложные вопросы изменений трудового законодательства в 2021 году"
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в месте расположения работодателя, но при условии соблюдения требований Минздрава России, Роспотребнадзора, органов госвласти субъектов РФ по профилактике коронавируса.
(Шестакова Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)- в месте расположения работодателя, но при условии соблюдения требований Минздрава России, Роспотребнадзора, органов госвласти субъектов РФ по профилактике коронавируса.
Статья: Специфика правового регулирования туризма в период пандемии
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)В отличие от федерального, региональное нормотворчество, особенно в отношении ограничения свободы передвижений в период самоизоляции, часто носило, как выразился Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) по делу Сергея Пантюхова, "опережающий характер" <30>. И хотя региональные меры имели перед собой благую цель и по содержанию не противоречили федеральным актам, они нарушали сложившуюся еще до коронавируса процедуру принятия решений. Этот аспект изначально ускользнул от внимания федеральных властей, что впоследствии привело к судебным искам граждан, появлению "коронавирусных" обзоров Верховного Суда Российской Федерации и Постановления КС РФ от 25 декабря 2020 г. N 49-П <31>. Безусловно, рассогласованность действий разных государственных органов не могла не привести к попыткам частных лиц получить льготы и преференции, не имея на то реальных оснований. Так, например, на сайте Московской Торгово-промышленной палаты выставлена следующая статистика на 21 сентября 2020 г.: "В МТПП поступило 3 294 заявления о наступлении форс-мажорных обстоятельств по внутрироссийским договорам" <32>, но более чем в 70% случаев информация не подтвердилась. Кроме того, не всегда сами заявители понимали, что именно им нужно и где найти необходимую информацию. Так, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасии в своем отчете за 2020 г. отмечает, что 82% обращений были связаны с коронавирусом, но в 30% случаев вопросы не относились к компетенции Управления <33>.
(Никиташина Н.А., Урмацких В.А.)
("Туризм: право и экономика", 2021, N 1)В отличие от федерального, региональное нормотворчество, особенно в отношении ограничения свободы передвижений в период самоизоляции, часто носило, как выразился Конституционный Суд Российской Федерации (далее - КС РФ) по делу Сергея Пантюхова, "опережающий характер" <30>. И хотя региональные меры имели перед собой благую цель и по содержанию не противоречили федеральным актам, они нарушали сложившуюся еще до коронавируса процедуру принятия решений. Этот аспект изначально ускользнул от внимания федеральных властей, что впоследствии привело к судебным искам граждан, появлению "коронавирусных" обзоров Верховного Суда Российской Федерации и Постановления КС РФ от 25 декабря 2020 г. N 49-П <31>. Безусловно, рассогласованность действий разных государственных органов не могла не привести к попыткам частных лиц получить льготы и преференции, не имея на то реальных оснований. Так, например, на сайте Московской Торгово-промышленной палаты выставлена следующая статистика на 21 сентября 2020 г.: "В МТПП поступило 3 294 заявления о наступлении форс-мажорных обстоятельств по внутрироссийским договорам" <32>, но более чем в 70% случаев информация не подтвердилась. Кроме того, не всегда сами заявители понимали, что именно им нужно и где найти необходимую информацию. Так, Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасии в своем отчете за 2020 г. отмечает, что 82% обращений были связаны с коронавирусом, но в 30% случаев вопросы не относились к компетенции Управления <33>.
Вопрос: В каком порядке осуществляется проверка сертификатов (QR-кодов) лиц, прошедших вакцинацию от коронавируса или переболевших коронавирусной инфекцией (в том числе кто и где может осуществлять такую проверку)?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Тверской области в указанных сферах, предписано организовать проведение профилактических прививок. В срок до 06.11.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 06.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, должно быть привито не менее 80% от общей численности работников, сотрудников (п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18.06.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям"). В каком порядке будет осуществляться проверка наличия сертификатов (QR-кодов) сотрудников, в том числе кто и где должен осуществлять такую проверку, устанавливается ведомственными НПА и локальными актами соответствующих организаций.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Тверской области в указанных сферах, предписано организовать проведение профилактических прививок. В срок до 06.11.2021 первым компонентом или однокомпонентной вакциной, а в срок до 06.12.2021 - вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, должно быть привито не менее 80% от общей численности работников, сотрудников (п. 2.1 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тверской области от 18.06.2021 N 1 "О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям"). В каком порядке будет осуществляться проверка наличия сертификатов (QR-кодов) сотрудников, в том числе кто и где должен осуществлять такую проверку, устанавливается ведомственными НПА и локальными актами соответствующих организаций.