Проверка прокурором ИВС
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка прокурором ИВС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 88а-4268/2024 (УИД 65RS0013-01-2023-000093-43)
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он содержался в камере изолятора временного содержания, которая не отвечала требованиям по естественному освещению и инсоляции.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства нарушений условий содержания административного истца в ИВС ответ прокуратуры Смирныховского района от 13 августа 2020 года, поскольку в ходе прокурорской проверки инструментальные измерения уровня освещенности в камере ИВС, в которой содержался Ч., не производились. Сам факт установки на окне металлической сетки, что допускается пунктом 142 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп, законность принятия которого проверена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N ГКПИ11-1817, не свидетельствует о нарушении санитарных норм, установленных для естественного освещения и инсоляции помещений.
Категория спора: Причинение вреда органами власти.
Требования потерпевшего: О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истец указал, что он содержался в камере изолятора временного содержания, которая не отвечала требованиям по естественному освещению и инсоляции.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции обоснованно не принял в качестве доказательства нарушений условий содержания административного истца в ИВС ответ прокуратуры Смирныховского района от 13 августа 2020 года, поскольку в ходе прокурорской проверки инструментальные измерения уровня освещенности в камере ИВС, в которой содержался Ч., не производились. Сам факт установки на окне металлической сетки, что допускается пунктом 142 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 7 марта 2006 года N 140дсп, законность принятия которого проверена вступившим в законную силу решением Верховного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2011 года N ГКПИ11-1817, не свидетельствует о нарушении санитарных норм, установленных для естественного освещения и инсоляции помещений.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 11.05.2023 по делу N 33-3998/2023 (УИД 24RS0022-01-2022-000041-52)
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в спорные периоды он находился в изоляторе временного содержания в ненадлежащих условиях, вследствие чего он испытывал нравственные страдания.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства подтверждаются имеющими в материалах дела и исследованными судом доказательствами, а именно: объяснениями сторон и заинтересованных лиц, техническим паспортом изолятора, книгой покамерного учета, журналами регистрации предложений, заявлений, жалоб подозреваемых и обвиняемых, предоставления прогулок, помывок, актами комиссионного и еженедельного обследования камер, протоколами исследований воды, справками сотрудников медицинской службы, государственными контрактами на оказание услуг по организации горячего трехразового питания, фотографиями, письмом прокурором Ирбейского района от 10 ноября 021 года 3336-2021, подготовленным по результатам прокурорской проверки условий содержания административного истца в изоляторе временного содержания и другими материалами дела, - которым судом дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости и достоверности (ст. 84 КАС РФ).
Категория: Споры с органами ФСИН России.
Требования заявителя: О признании условий содержания ненадлежащими, присуждении компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что в спорные периоды он находился в изоляторе временного содержания в ненадлежащих условиях, вследствие чего он испытывал нравственные страдания.
Решение: Отказано.Данные обстоятельства подтверждаются имеющими в материалах дела и исследованными судом доказательствами, а именно: объяснениями сторон и заинтересованных лиц, техническим паспортом изолятора, книгой покамерного учета, журналами регистрации предложений, заявлений, жалоб подозреваемых и обвиняемых, предоставления прогулок, помывок, актами комиссионного и еженедельного обследования камер, протоколами исследований воды, справками сотрудников медицинской службы, государственными контрактами на оказание услуг по организации горячего трехразового питания, фотографиями, письмом прокурором Ирбейского района от 10 ноября 021 года 3336-2021, подготовленным по результатам прокурорской проверки условий содержания административного истца в изоляторе временного содержания и другими материалами дела, - которым судом дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости и достоверности (ст. 84 КАС РФ).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Организация прокурорского надзора за законностью уголовного преследования субъектов предпринимательской деятельности
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Чтобы исключить воздействие на бизнес путем обвинения в совершении общеуголовных преступлений, необходимо внести корректировки в организацию прокурорского надзора. Во-первых, нужно обязать органы предварительного расследования сообщать в прокуратуру о возбуждении уголовного дела, привлечении в качестве подозреваемого лица, обладающего статусом субъекта предпринимательской деятельности. Если в отношении этого лица применяются меры уголовно-правового характера, особенно связанные с изъятием имущества, об этом также следует незамедлительно сообщать прокурору. Во-вторых, должностным лицам прокуратуры при проверке изоляторов временного содержания надлежит выяснять у задержанных, являются ли они субъектами предпринимательской деятельности. В-третьих, следует вести реестр уголовных дел, возбужденных в отношении субъектов предпринимательской деятельности за совершение преступлений в сфере предпринимательства, с указанием избранной меры пресечения, принятых мер по изъятию и аресту имущества. Кроме того, нужно вести отдельный реестр уголовных дел об общеуголовных преступлениях, совершенных субъектами предпринимательской деятельности. Указанное позволит в режиме реального времени выявлять нарушения прав предпринимателей, особенно связанных со сроками расследования и удержания имущества, и своевременно на них реагировать.
(Калашников В.С.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 6)Чтобы исключить воздействие на бизнес путем обвинения в совершении общеуголовных преступлений, необходимо внести корректировки в организацию прокурорского надзора. Во-первых, нужно обязать органы предварительного расследования сообщать в прокуратуру о возбуждении уголовного дела, привлечении в качестве подозреваемого лица, обладающего статусом субъекта предпринимательской деятельности. Если в отношении этого лица применяются меры уголовно-правового характера, особенно связанные с изъятием имущества, об этом также следует незамедлительно сообщать прокурору. Во-вторых, должностным лицам прокуратуры при проверке изоляторов временного содержания надлежит выяснять у задержанных, являются ли они субъектами предпринимательской деятельности. В-третьих, следует вести реестр уголовных дел, возбужденных в отношении субъектов предпринимательской деятельности за совершение преступлений в сфере предпринимательства, с указанием избранной меры пресечения, принятых мер по изъятию и аресту имущества. Кроме того, нужно вести отдельный реестр уголовных дел об общеуголовных преступлениях, совершенных субъектами предпринимательской деятельности. Указанное позволит в режиме реального времени выявлять нарушения прав предпринимателей, особенно связанных со сроками расследования и удержания имущества, и своевременно на них реагировать.
Статья: Вопросы проведения процессуальной проверки по заявлению о применении недозволенных методов следствия или дознания
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2021, N 4)Из показаний обвиняемого Габбасова следовало, что сотрудники уголовного розыска избили его, принуждая рассказать о совершенных преступлениях. Согласно медицинским документам он поступил в изолятор временного содержания с множественными ушибами и ссадинами. В ходе проверки следователь пришел к выводу, что в действиях сотрудников полиции нет признаков состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, однако обстоятельства получения Габбасовым телесных повреждений не установил.
(Багаутдинов Ф.Н.)
("Законность", 2021, N 4)Из показаний обвиняемого Габбасова следовало, что сотрудники уголовного розыска избили его, принуждая рассказать о совершенных преступлениях. Согласно медицинским документам он поступил в изолятор временного содержания с множественными ушибами и ссадинами. В ходе проверки следователь пришел к выводу, что в действиях сотрудников полиции нет признаков состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, однако обстоятельства получения Габбасовым телесных повреждений не установил.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 08.08.2011 N 237
(ред. от 22.02.2023)
"Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)"3. Транспортным прокурорам проводить проверки изоляторов органов внутренних дел на транспорте, военным прокурорам - изоляторов временного содержания пограничных органов ФСБ России и гауптвахт.
(ред. от 22.02.2023)
"Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства при содержании подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, на гауптвахтах, в конвойных помещениях судов (военных судов)"3. Транспортным прокурорам проводить проверки изоляторов органов внутренних дел на транспорте, военным прокурорам - изоляторов временного содержания пограничных органов ФСБ России и гауптвахт.
Приказ Генпрокуратуры России от 27.11.2007 N 189
(ред. от 19.08.2021)
"Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве"2.3. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов и гауптвахт), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.
(ред. от 19.08.2021)
"Об организации прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве"2.3. Комплексно, не реже одного раза в полугодие, анализировать состояние прокурорского надзора за соблюдением конституционных прав граждан в уголовном судопроизводстве, сопоставляя для этого данные органов прокуратуры (в том числе результаты проверок ИВС), внутренних дел и ФСИН России (в том числе о гражданах, поступивших с телесными повреждениями; об освобожденных из ИВС, следственных изоляторов и гауптвахт), судебного департамента, отчеты правоохранительных органов, сведения, поступающие от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и из правозащитных организаций, жалобы граждан, публикации в средствах массовой информации и пр.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Из показаний обвиняемого Габбасова следовало, что сотрудники уголовного розыска избили его, принуждая рассказать о совершенных преступлениях. Согласно медицинским документам он поступил в изолятор временного содержания с множественными ушибами и ссадинами. В ходе проверки следователь пришел к выводу, что в действиях сотрудников полиции нет признаков состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, однако обстоятельства получения Габбасовым телесных повреждений не установил.
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Из показаний обвиняемого Габбасова следовало, что сотрудники уголовного розыска избили его, принуждая рассказать о совершенных преступлениях. Согласно медицинским документам он поступил в изолятор временного содержания с множественными ушибами и ссадинами. В ходе проверки следователь пришел к выводу, что в действиях сотрудников полиции нет признаков состава преступления, предусмотренного ст. 286 УК РФ, однако обстоятельства получения Габбасовым телесных повреждений не установил.
"Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)3. Генеральный прокурор РФ акцентирует внимание подчиненных прокуроров на том, что решение о выдаче российской стороной иностранных граждан иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора во всех случаях принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, а территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче, предписывает: в течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в Отдел экстрадиции Международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ; получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Россию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, об обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи; проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство, наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (статья 464 УПК), его выдача может быть отсрочена (часть первая статьи 465 УПК) либо лицо может быть выдано на время (часть вторая статьи 465 УПК); до поступления от государств - инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу содержать их в изоляторах временного содержания; при непоступлении документов об аресте - освобождать, уведомляя прокуратуру субъекта РФ; при подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачи указанных лиц и представлении постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах; все материалы экстрадиционной проверки с соответствующими заключениями представлять в течение трех дней после задержания прокурором РФ; освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры после принятия решения об отказе в выдаче, при непоступлении запроса о выдаче, а также по решению суда; при установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать прокурору РФ.
(постатейный)
(16-е издание, переработанное и дополненное)
(Безлепкин Б.Т.)
("Проспект", 2023)3. Генеральный прокурор РФ акцентирует внимание подчиненных прокуроров на том, что решение о выдаче российской стороной иностранных граждан иностранному государству для уголовного преследования или исполнения приговора во всех случаях принимается Генеральным прокурором РФ или его заместителем в соответствии с распределением обязанностей, а территориальным прокурорам по месту задержания и заключения под стражу лиц, подлежащих выдаче, предписывает: в течение 24 часов после задержания таких лиц заполнять лист экспресс-опроса задержанного и по каналам быстрой связи (факсимильной, телеграфной, телетайпной) направлять этот документ в Отдел экстрадиции Международно-правового управления Генеральной прокуратуры РФ; получать у задержанных лиц объяснения о цели их прибытия в Россию, месте и времени проживания и регистрации, гражданстве, предоставлении убежища, об обстоятельствах и мотивах уголовного преследования, возможных препятствиях для их выдачи; проверять подлинность документов, имеющихся у этих лиц, устанавливать их личность и гражданство, наличие и подлинность официальных данных, с учетом которых в выдаче лица может быть отказано (статья 464 УПК), его выдача может быть отсрочена (часть первая статьи 465 УПК) либо лицо может быть выдано на время (часть вторая статьи 465 УПК); до поступления от государств - инициаторов розыска постановлений о заключении задержанных под стражу содержать их в изоляторах временного содержания; при непоступлении документов об аресте - освобождать, уведомляя прокуратуру субъекта РФ; при подтверждении инициаторами розыска их намерения требовать выдачи указанных лиц и представлении постановлений о заключении под стражу, в том числе переданных по почте, телефаксу, телеграфу или телетайпу, арестованных содержать под стражей в следственных изоляторах; все материалы экстрадиционной проверки с соответствующими заключениями представлять в течение трех дней после задержания прокурором РФ; освобождать из-под стражи лиц, подлежащих выдаче, только по указанию Генеральной прокуратуры после принятия решения об отказе в выдаче, при непоступлении запроса о выдаче, а также по решению суда; при установлении обстоятельств, исключающих выдачу задержанных, освобождать их из-под стражи, о чем докладывать прокурору РФ.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)При осуществлении надзора за пенитенциарной системой Федеральной службы исполнения наказания прокурор вправе:
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)При осуществлении надзора за пенитенциарной системой Федеральной службы исполнения наказания прокурор вправе: