Проверка права на получение субсидии
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка права на получение субсидии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Субсидии унитарным предприятиям
(КонсультантПлюс, 2025)...Между администрацией и созданным ею предприятием заключены соглашения по предоставлению предприятию субсидий на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства муниципального образования, принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения.
(КонсультантПлюс, 2025)...Между администрацией и созданным ею предприятием заключены соглашения по предоставлению предприятию субсидий на частичное возмещение затрат по содержанию и ремонту объектов внешнего благоустройства муниципального образования, принадлежащих предприятию на праве хозяйственного ведения.
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 21.03.2024 N 77-1042/2024 (УИД 03RS0051-01-2022-001397-16)
Приговор: По ч. 4 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Наличие у супруги осужденного права на получение субсидии, подготовка документов не им, а другим лицом, процедура проверки документов администрацией, не свидетельствуют о невиновности Я., как и расходование полученных им денежных средств по назначению выплаты.
Приговор: По ч. 4 ст. 159.2 УК РФ (мошенничество при получении выплат).
Определение: Приговор оставлен без изменения.Наличие у супруги осужденного права на получение субсидии, подготовка документов не им, а другим лицом, процедура проверки документов администрацией, не свидетельствуют о невиновности Я., как и расходование полученных им денежных средств по назначению выплаты.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Основные вопросы, возникающие при рассмотрении арбитражными судами дел о предоставлении субсидий, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Формальная проверка соответствия лица, претендующего на получение субсидии, положениям нормативного акта, устанавливающего условия получения субсидии (Правила N 576), будет существенно ограничивать право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также может привести к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу предпринимателей, являющихся адресатами субсидии.
(Васильева Е.С.)
("Арбитражные споры", 2022, N 3)Формальная проверка соответствия лица, претендующего на получение субсидии, положениям нормативного акта, устанавливающего условия получения субсидии (Правила N 576), будет существенно ограничивать право на судебную защиту, закрепленное статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации, а также может привести к неправильному распределению мер государственной поддержки, что не соответствует ни обеспечиваемому рассматриваемой субсидией публичному интересу, ни частному интересу предпринимателей, являющихся адресатами субсидии.
Статья: Роль государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства в системе правового регулирования
(Лысых А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)О ненормативности и неимперативности государственных программ свидетельствуют разъяснения Конституционного Суда РФ. Так, Правительством Удмуртской Республики была утверждена Программа поддержки малого и среднего предпринимательства "Положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике". Гражданка Белозерова Галина Васильевна обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод одним из положений программы. Гражданка Белозерова обратилась в орган местного самоуправления за получением субсидии, но ей было отказано, хотя она, как предприниматель, соответствовала всем критериям, установленным для получения субсидии. Конституционный Суд РФ разъяснил, что государственная программа не является нормативным актом, поэтому тот факт, что она соответствует критериям, названным в программе, не говорит о том, что она получает безусловное право на получение субсидии. Кроме того, Конституционный Суд вынес Определение об оставлении жалобы без рассмотрения, так как Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ нормативные правовые акты, а государственная программа не является нормативным актом. Также Конституционный Суд РФ не проверяет конституционность подзаконных нормативных актов, а государственная программа была утверждена подзаконным нормативным актом, изданным правительством субъекта Российской Федерации <16>.
(Лысых А.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)О ненормативности и неимперативности государственных программ свидетельствуют разъяснения Конституционного Суда РФ. Так, Правительством Удмуртской Республики была утверждена Программа поддержки малого и среднего предпринимательства "Положение о предоставлении субсидий на реализацию мероприятий по достижению производства одного миллиона тонн молока в Удмуртской Республике". Гражданка Белозерова Галина Васильевна обратилась в Конституционный Суд РФ с жалобой на нарушение ее конституционных прав и свобод одним из положений программы. Гражданка Белозерова обратилась в орган местного самоуправления за получением субсидии, но ей было отказано, хотя она, как предприниматель, соответствовала всем критериям, установленным для получения субсидии. Конституционный Суд РФ разъяснил, что государственная программа не является нормативным актом, поэтому тот факт, что она соответствует критериям, названным в программе, не говорит о том, что она получает безусловное право на получение субсидии. Кроме того, Конституционный Суд вынес Определение об оставлении жалобы без рассмотрения, так как Конституционный Суд РФ проверяет на соответствие Конституции РФ нормативные правовые акты, а государственная программа не является нормативным актом. Также Конституционный Суд РФ не проверяет конституционность подзаконных нормативных актов, а государственная программа была утверждена подзаконным нормативным актом, изданным правительством субъекта Российской Федерации <16>.
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.06.2020)Действующее правовое регулирование отношений по предоставлению гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяющее механизм реализации гражданами права на получение такой субсидии, не предполагает возможности произвольного применения его норм уполномоченным органом, который обязан проверить все предусмотренные нормативными положениями условия, необходимые для принятия соответствующего решения в сфере оказания гражданам мер социальной поддержки (о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, приостановлении, возобновлении или прекращении предоставления субсидии).
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Ш., и его в том числе, а возлагать на начальника ФГКУ "Западрегионжилье" обязанность по принятию решения о предоставлении истцу и членам его семьи этой субсидии вопреки правам и законным интересам других 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии ранее Ш., недопустимо.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Однако суд должным образом не проверил, достаточно ли поступило денежных средств для обеспечения жилищной субсидией всех очередников, изъявивших желание реализовать свое право на жилище в форме получения такой субсидии ранее Ш., и его в том числе, а возлагать на начальника ФГКУ "Западрегионжилье" обязанность по принятию решения о предоставлении истцу и членам его семьи этой субсидии вопреки правам и законным интересам других 687 человек, претендующих на получение жилищной субсидии ранее Ш., недопустимо.
"Комментарий к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Постановлением Администрации г. Новочеркасска от 18 июля 2018 г. М. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как участник Великой Отечественной войны. М. подал в администрацию г. Новочеркасска заявление о включении его в областной список ветеранов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии.
(постатейный)
(Корякин В.М.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Пример. Постановлением Администрации г. Новочеркасска от 18 июля 2018 г. М. принят на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, как участник Великой Отечественной войны. М. подал в администрацию г. Новочеркасска заявление о включении его в областной список ветеранов, нуждающихся в получении мер социальной поддержки в виде предоставления субсидии.
Статья: Стимулирующие субсидии и действие нормативных правовых актов во времени. Комментарий к Определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 7 февраля 2022 года N 309-ЭС21-18136
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Из этого следует, что право на получение подобного рода субсидий возникает в момент несения производителями затрат на исполнение нормативного правового акта, а значит, дальнейшие изменения этого нормативного правового акта не влияют на право производителей на получение компенсации затрат, понесенных вследствие необходимости исполнения нормативного правового акта в прежней редакции. Установленные бюджетным законодательством административные процедуры подачи заявки на получение такого рода субсидий и принятие по ним решений регламентируют процесс проверки и исполнения уже возникшей к моменту обращения обязанности публичного субъекта компенсировать посредством перечисления субсидии затраты, понесенные производителем, а потому правоустанавливающего характера не имеют. Возникающее из-за неперечисления субсидии право требования компенсации понесенных расходов может быть реализовано производителем непосредственно через суд, минуя административные процедуры, так как оно возникло вследствие необходимости несения затрат, а не как результат административных процедур.
(Ильин А.В.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2022, N 10)Из этого следует, что право на получение подобного рода субсидий возникает в момент несения производителями затрат на исполнение нормативного правового акта, а значит, дальнейшие изменения этого нормативного правового акта не влияют на право производителей на получение компенсации затрат, понесенных вследствие необходимости исполнения нормативного правового акта в прежней редакции. Установленные бюджетным законодательством административные процедуры подачи заявки на получение такого рода субсидий и принятие по ним решений регламентируют процесс проверки и исполнения уже возникшей к моменту обращения обязанности публичного субъекта компенсировать посредством перечисления субсидии затраты, понесенные производителем, а потому правоустанавливающего характера не имеют. Возникающее из-за неперечисления субсидии право требования компенсации понесенных расходов может быть реализовано производителем непосредственно через суд, минуя административные процедуры, так как оно возникло вследствие необходимости несения затрат, а не как результат административных процедур.
Статья: К вопросу о расследовании преступлений, связанных с хищениями бюджетных средств в сфере российского агропромышленного комплекса
(Клещенко Ю.Г.)
("Мировой судья", 2021, N 11)При раскрытии и расследовании хищений бюджетных средств, как и в других сферах, возможны коррупционные связи, которые крайне разнообразны и разноплановы <13>. Они могут быть между лицами из числа контролирующих органов и администрации либо ограничиваться рамками предприятия. Например, между лицами из числа руководства сельхозпредприятия и учредителями. Такие устойчивые связи во многом обуславливают неоднократность и простоту организации преступной схемы по незаконному получению субсидий. Одни при помощи подложных документов оформляют незаконные основания для получения денежных средств. Другие предоставляют преимущественное право в получении денежных средств без осуществления должной проверки. Нередки случаи, когда за предоставление бюджетных средств вымогают взятку. Поэтому сотрудничество с взяткодателем имеет большое значение, чтобы при даче взятки произвести аудио- и видеозапись. Не менее полезной может оказаться запись телефонных разговоров. Раскрытие и расследование рассматриваемых преступлений - задача непростая, и требуется высокий уровень профессионализма, тщательная организация получения соответствующих доказательств и их оформления надлежащим образом.
(Клещенко Ю.Г.)
("Мировой судья", 2021, N 11)При раскрытии и расследовании хищений бюджетных средств, как и в других сферах, возможны коррупционные связи, которые крайне разнообразны и разноплановы <13>. Они могут быть между лицами из числа контролирующих органов и администрации либо ограничиваться рамками предприятия. Например, между лицами из числа руководства сельхозпредприятия и учредителями. Такие устойчивые связи во многом обуславливают неоднократность и простоту организации преступной схемы по незаконному получению субсидий. Одни при помощи подложных документов оформляют незаконные основания для получения денежных средств. Другие предоставляют преимущественное право в получении денежных средств без осуществления должной проверки. Нередки случаи, когда за предоставление бюджетных средств вымогают взятку. Поэтому сотрудничество с взяткодателем имеет большое значение, чтобы при даче взятки произвести аудио- и видеозапись. Не менее полезной может оказаться запись телефонных разговоров. Раскрытие и расследование рассматриваемых преступлений - задача непростая, и требуется высокий уровень профессионализма, тщательная организация получения соответствующих доказательств и их оформления надлежащим образом.
Статья: Какие субсидии может получить работодатель при трудоустройстве участников СВО?
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)В целом порядок оформления субсидии такой.
("Нормативные акты для бухгалтера", 2025, N 10)В целом порядок оформления субсидии такой.
Статья: Обращение прокурора в арбитражный суд в порядке ст. 52 АПК РФ: классификация и судебная практика
(Соловьев А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В случае выявления нарушений вышеназванных требований бюджетного законодательства прокурор вправе поставить вопрос о возврате субсидий в бюджет.
(Соловьев А.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2022, N 6)В случае выявления нарушений вышеназванных требований бюджетного законодательства прокурор вправе поставить вопрос о возврате субсидий в бюджет.
Статья: Цифровые экосистемы: необходимость и содержание законодательного регулирования
(Бурова А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)В-третьих, заинтересованность государства в стимулировании деятельности экосистем, особенно компаний, занимающихся развитием технологических и инновационных направлений: определяются условия, при которых компании имеют право на получение субсидий, налоговых льгот.
(Бурова А.Ю.)
("Журнал российского права", 2024, N 1)В-третьих, заинтересованность государства в стимулировании деятельности экосистем, особенно компаний, занимающихся развитием технологических и инновационных направлений: определяются условия, при которых компании имеют право на получение субсидий, налоговых льгот.
Статья: Стимулирование инновационной и изобретательской деятельности в КНР
(Дарина О.Н., Негуляев Г.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Для реализации концепции стимулирования зарубежного патентования Центральное казначейство учредило специальный фонд для целенаправленного субсидирования патентов, поданных китайскими организациями за рубежом. Право на получение субсидий от данного фонда имеют малые и средние предприятия, государственные учреждения и научно-исследовательские институты. Субсидия предоставляется в два этапа: во-первых, после публикации иностранных патентных заявок при условии, что заявка обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, и во-вторых, после выдачи иностранного патента при условии, что патент имеет стабильный правовой статус. Как правило, местные органы власти несут ответственность за выбор патентов для субсидирования и организацию денежных субсидий, являющихся основным фактором роста числа китайских заявок в рамках Договора о патентной кооперации (РСТ), в котором Китай является ведущим заявителем в последние несколько лет.
(Дарина О.Н., Негуляев Г.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2025, N 4)Для реализации концепции стимулирования зарубежного патентования Центральное казначейство учредило специальный фонд для целенаправленного субсидирования патентов, поданных китайскими организациями за рубежом. Право на получение субсидий от данного фонда имеют малые и средние предприятия, государственные учреждения и научно-исследовательские институты. Субсидия предоставляется в два этапа: во-первых, после публикации иностранных патентных заявок при условии, что заявка обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, и во-вторых, после выдачи иностранного патента при условии, что патент имеет стабильный правовой статус. Как правило, местные органы власти несут ответственность за выбор патентов для субсидирования и организацию денежных субсидий, являющихся основным фактором роста числа китайских заявок в рамках Договора о патентной кооперации (РСТ), в котором Китай является ведущим заявителем в последние несколько лет.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. Заявителями по данному делу выступили лица, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищных субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет, однако в связи с изменением законодателем условий их предоставления (увеличение минимальных требований к стажу до 15 лет) не смогли реализовать его.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Право граждан на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета при переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в другие регионы России установлено законодателем в конституционно значимых целях, связано с реализацией права на жилище, права на вознаграждение за труд, права свободно передвигаться, выбирать место жительства, а также имущественных прав (статья 37, часть 3; статья 40; статья 27, часть 1; статья 35, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) и, следовательно, подлежит государственной, в том числе судебной, защите. Заявителями по данному делу выступили лица, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищных субсидий для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 лет, однако в связи с изменением законодателем условий их предоставления (увеличение минимальных требований к стажу до 15 лет) не смогли реализовать его.