Проверка подлинности электронной подписи
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка подлинности электронной подписи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Как можно проверить подлинность электронной подписи на ответе организации?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)Вопрос: Как можно проверить подлинность электронной подписи на ответе организации?
("Официальный сайт Ространснадзора", 2020)Вопрос: Как можно проверить подлинность электронной подписи на ответе организации?
Статья: Обзор правовых позиций Федеральной нотариальной палаты по отдельным вопросам, возникшим в нотариальной практике в 2021 году
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. О проверке подлинности квалифицированной электронной
(Буштец Н.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)9. О проверке подлинности квалифицированной электронной
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ
(ред. от 21.04.2025)
"Об электронной подписи"3. При проверке электронной подписи средства электронной подписи должны:
(ред. от 21.04.2025)
"Об электронной подписи"3. При проверке электронной подписи средства электронной подписи должны:
Путеводитель. Что нужно знать о платежном поручении
(КонсультантПлюс, 2025)Для целей бухучета платежные поручения храните не менее пяти лет по окончании отчетного года. Также вы должны хранить электронные программы и иные средства воспроизведения электронных платежных документов и проверки подлинности электронной подписи. Срок хранения для них - пять лет по окончании года, в котором вы использовали их в последний раз (ч. 1, 2 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете, п. 23 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете").
(КонсультантПлюс, 2025)Для целей бухучета платежные поручения храните не менее пяти лет по окончании отчетного года. Также вы должны хранить электронные программы и иные средства воспроизведения электронных платежных документов и проверки подлинности электронной подписи. Срок хранения для них - пять лет по окончании года, в котором вы использовали их в последний раз (ч. 1, 2 ст. 29 Закона о бухгалтерском учете, п. 23 ФСБУ 27/2021 "Документы и документооборот в бухгалтерском учете").
Статья: Уничтожение бухгалтерских и налоговых документов
(Габелли Г.К.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
(Габелли Г.К.)
("Услуги связи: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Пункт 5 рассматриваемых Правил устанавливает, что "подписанный электронной подписью электронный документ должен иметь метку времени - достоверную информацию о моменте его подписания, которая присоединена к указанному электронному документу или иным образом связана с ним". Также участники межведомственного электронного взаимодействия самостоятельно с использованием имеющихся средств электронной подписи или с использованием средств информационной системы головного удостоверяющего центра должны осуществлять проверку подлинности электронной подписи.
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 2)Пункт 5 рассматриваемых Правил устанавливает, что "подписанный электронной подписью электронный документ должен иметь метку времени - достоверную информацию о моменте его подписания, которая присоединена к указанному электронному документу или иным образом связана с ним". Также участники межведомственного электронного взаимодействия самостоятельно с использованием имеющихся средств электронной подписи или с использованием средств информационной системы головного удостоверяющего центра должны осуществлять проверку подлинности электронной подписи.
"Научно-практический постатейный комментарий к Федеральному закону "О персональных данных"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4) электронный документ, подписанный простой электронной подписью в виде СМС. В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) простая электронная подпись - это электронная подпись, которая создается посредством использования кодов, паролей или иных средств и подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Такого рода согласие может быть выражено в виде ввода СМС-кода, отправленного на телефон субъекта персональных данных при регистрации на соответствующем ресурсе. Документ, с которым было выражено согласие в подобной форме, признается судами в качестве подписанного простой электронной подписью (Определение Приморского краевого суда от 7 апреля 2015 г. по делу N 33-2865: "Согласно Оферте СМС-код используется в качестве электронной подписи клиента для формирования им каждого электронного документа. В случае идентичности СМС-кода, направленного банком, и СМС-кода, введенного в форме электронного документа для подтверждения передачи клиентом соответствующего распоряжении/заявления через интернет-банк, такая электронная подпись считается подлинной и предоставленной клиентом"). Крайне важно подчеркнуть, что для обеспечения юридической силы простой электронной подписи необходимо также выполнение требований ст. 6 Закона об электронной подписи, предусматривающих обязательность наличия определенных условий в договоре с пользователем (правила определения лица, подписывающего электронный документ, на основании простой электронной подписи; его обязанность обеспечивать конфиденциальность ключа электронной подписи и порядок проверки подлинности электронной подписи) <5>. В этой связи следует признать противоречащими как положениям законодательства, так и судебной практике разъяснения Роскомнадзора, в которых содержится указание на то, что действующее законодательство не предусматривает возможность получения согласия по СМС <6>;
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Савельев А.И.)
("Статут", 2021)4) электронный документ, подписанный простой электронной подписью в виде СМС. В соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" (далее - Закон об электронной подписи) простая электронная подпись - это электронная подпись, которая создается посредством использования кодов, паролей или иных средств и подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом. Такого рода согласие может быть выражено в виде ввода СМС-кода, отправленного на телефон субъекта персональных данных при регистрации на соответствующем ресурсе. Документ, с которым было выражено согласие в подобной форме, признается судами в качестве подписанного простой электронной подписью (Определение Приморского краевого суда от 7 апреля 2015 г. по делу N 33-2865: "Согласно Оферте СМС-код используется в качестве электронной подписи клиента для формирования им каждого электронного документа. В случае идентичности СМС-кода, направленного банком, и СМС-кода, введенного в форме электронного документа для подтверждения передачи клиентом соответствующего распоряжении/заявления через интернет-банк, такая электронная подпись считается подлинной и предоставленной клиентом"). Крайне важно подчеркнуть, что для обеспечения юридической силы простой электронной подписи необходимо также выполнение требований ст. 6 Закона об электронной подписи, предусматривающих обязательность наличия определенных условий в договоре с пользователем (правила определения лица, подписывающего электронный документ, на основании простой электронной подписи; его обязанность обеспечивать конфиденциальность ключа электронной подписи и порядок проверки подлинности электронной подписи) <5>. В этой связи следует признать противоречащими как положениям законодательства, так и судебной практике разъяснения Роскомнадзора, в которых содержится указание на то, что действующее законодательство не предусматривает возможность получения согласия по СМС <6>;
Статья: Развитие правового регулирования работы с электронной подписью в Российской Федерации
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Ключ электронной подписи - это "уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи", а ключ проверки электронной подписи - это "уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи" <7>.
(Кукарина Ю.М.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Ключ электронной подписи - это "уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи", а ключ проверки электронной подписи - это "уникальная последовательность символов, однозначно связанная с ключом электронной подписи и предназначенная для проверки подлинности электронной подписи" <7>.
"Годовой отчет. Жилищно-коммунальное хозяйство - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)К сведению: ч. 2 ст. 29 Закона о бухучете установлены сроки хранения документов учетной политики, стандартов экономического субъекта, других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, проверку подлинности электронной подписи. Эти документы хранятся экономическим субъектом не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)К сведению: ч. 2 ст. 29 Закона о бухучете установлены сроки хранения документов учетной политики, стандартов экономического субъекта, других документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, проверку подлинности электронной подписи. Эти документы хранятся экономическим субъектом не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии со ст. 29 Закона "О бухгалтерском учете" документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)В соответствии со ст. 29 Закона "О бухгалтерском учете" документы учетной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчетности в последний раз.
Статья: Дистанционное нотариальное удостоверение трансграничных сделок с недвижимостью: анализ перспектив правовой регламентации в странах БРИКС
(Тымчук Ю.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 8)Исследуемая модель совершения нотариального действия полностью в электронном формате и без необходимости явки к нотариусу по бразильскому законодательству заслуживает внимания, однако полагаем, что она встретит сопротивление и недоверие со стороны отечественных правоприменителей. Представляется, что для целей трансграничного оборота недвижимости все же наиболее оптимальной представляется реализация правовой модели, закрепленной в отечественном законодательстве (нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью двумя и более нотариусами, а применительно к трансграничному обороту недвижимости - двумя и более нотариусами, осуществляющими деятельность в различных государствах), поскольку в процессе совершения такого нотариального действия нотариусам двух государств предстоит решить вопросы, которые не возникают в случае совершения нотариального действия (например, вопросы использования доверенной третьей стороны для проверки подлинности электронной подписи сторон сделки и проч.), когда место нахождения всех сторон сделки и недвижимости локализовано в одном государстве. Одновременно с этим полагаем, что отечественному законодателю целесообразно было бы воспринять положительный нормативный опыт Бразилии в части закрепления обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимостью, используя не только субъектный критерий, но и, возможно, стоимостный. Соответствующие изменения возможно внести в статью 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 1 пункта 3 которой изложить в следующей редакции: "3. Сделка, одной из сторон которой является физическое лицо, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена".
(Тымчук Ю.А.)
("Нотариальный вестник", 2022, N 8)Исследуемая модель совершения нотариального действия полностью в электронном формате и без необходимости явки к нотариусу по бразильскому законодательству заслуживает внимания, однако полагаем, что она встретит сопротивление и недоверие со стороны отечественных правоприменителей. Представляется, что для целей трансграничного оборота недвижимости все же наиболее оптимальной представляется реализация правовой модели, закрепленной в отечественном законодательстве (нотариальное удостоверение сделок с недвижимостью двумя и более нотариусами, а применительно к трансграничному обороту недвижимости - двумя и более нотариусами, осуществляющими деятельность в различных государствах), поскольку в процессе совершения такого нотариального действия нотариусам двух государств предстоит решить вопросы, которые не возникают в случае совершения нотариального действия (например, вопросы использования доверенной третьей стороны для проверки подлинности электронной подписи сторон сделки и проч.), когда место нахождения всех сторон сделки и недвижимости локализовано в одном государстве. Одновременно с этим полагаем, что отечественному законодателю целесообразно было бы воспринять положительный нормативный опыт Бразилии в части закрепления обязательной нотариальной формы для сделок с недвижимостью, используя не только субъектный критерий, но и, возможно, стоимостный. Соответствующие изменения возможно внести в статью 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, абзац 1 пункта 3 которой изложить в следующей редакции: "3. Сделка, одной из сторон которой является физическое лицо, влекущая возникновение, изменение или прекращение прав на имущество, которые подлежат государственной регистрации, должна быть нотариально удостоверена".
Статья: Электронный архив суда
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2024, N 1)В Типовых правилах, подготовленным Росархивом, структурирован порядок действий, которые являются основой для включения документов в СЭД. Типовые правила справедливо предусматривают осуществление механизма предварительной фиксации факта поступления документа, в ходе которой производится проверка подлинности электронной подписи, предварительное рассмотрение на предмет возможности его регистрации, с заполнением всех необходимых реквизитов в базах данных. И только после установления факта соответствия необходимым параметрам становится возможным присвоение учетного регистрационного номера и ведение документооборота. При этом СЭД, исходя из Типовых правил, должна позволять каждому ответственному специалисту реализовывать цифровые компетенции, то есть создавать документы на основе электронных шаблонов в автоматизированном режиме. Данный порядок в судах имеет многолетнюю успешную апробацию в ходе ведения учетно-статистических карточек по судебным делам, а также учетно-регистрационных карточек входящей и исходящей корреспонденции. В настоящее время, по крайней мере для судов общей юрисдикции, наибольшую актуальность имеет внедрение практики работы с неунифицированными текстами (файлами) для включения их в СЭД суда, то есть создание проектов электронных документов, их согласование (визирование), подписание (утверждение), а также потоковая оцифровка (сканирование) документов.
(Латышева Н.А.)
("Администратор суда", 2024, N 1)В Типовых правилах, подготовленным Росархивом, структурирован порядок действий, которые являются основой для включения документов в СЭД. Типовые правила справедливо предусматривают осуществление механизма предварительной фиксации факта поступления документа, в ходе которой производится проверка подлинности электронной подписи, предварительное рассмотрение на предмет возможности его регистрации, с заполнением всех необходимых реквизитов в базах данных. И только после установления факта соответствия необходимым параметрам становится возможным присвоение учетного регистрационного номера и ведение документооборота. При этом СЭД, исходя из Типовых правил, должна позволять каждому ответственному специалисту реализовывать цифровые компетенции, то есть создавать документы на основе электронных шаблонов в автоматизированном режиме. Данный порядок в судах имеет многолетнюю успешную апробацию в ходе ведения учетно-статистических карточек по судебным делам, а также учетно-регистрационных карточек входящей и исходящей корреспонденции. В настоящее время, по крайней мере для судов общей юрисдикции, наибольшую актуальность имеет внедрение практики работы с неунифицированными текстами (файлами) для включения их в СЭД суда, то есть создание проектов электронных документов, их согласование (визирование), подписание (утверждение), а также потоковая оцифровка (сканирование) документов.