Проверка обеспечения исполнения контракта
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка обеспечения исполнения контракта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.09.2024 N 16АП-2416/2024 по делу N А63-23587/2023
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Проверяя доводы о наличии уважительных причин по не предоставлению обеспечение исполнения контракта в связи с отказами банков, суд исследовал и оценил в совокупности представленные в материалы дела доказательства, и пришел к выводу, что сами по себе отказы банков в выдаче банковской гарантии не свидетельствуют об отсутствии у общества возможности заблаговременно и надлежащим образом оценить перспективы участия в конкурентной процедуре и предпринять подготовительные действия по обеспечению исполнения планируемого к заключению контракта.
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о включении сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Проверяя доводы о наличии уважительных причин по не предоставлению обеспечение исполнения контракта в связи с отказами банков, суд исследовал и оценил в совокупности представленные в материалы дела доказательства, и пришел к выводу, что сами по себе отказы банков в выдаче банковской гарантии не свидетельствуют об отсутствии у общества возможности заблаговременно и надлежащим образом оценить перспективы участия в конкурентной процедуре и предпринять подготовительные действия по обеспечению исполнения планируемого к заключению контракта.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Замена заказчика в ходе исполнения контракта по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)...предоставление банковской гарантии неразрывно связано с обеспечением исполнения государственного контракта, замена государственного заказчика по действующему государственному контракту влечет за собой одновременную уступку... прав бенефициара по независимой банковской гарантии.
(КонсультантПлюс, 2025)...предоставление банковской гарантии неразрывно связано с обеспечением исполнения государственного контракта, замена государственного заказчика по действующему государственному контракту влечет за собой одновременную уступку... прав бенефициара по независимой банковской гарантии.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как назначить контрактного управляющего и организовать его работу
(КонсультантПлюс, 2025)полномочия при заключении контрактов по результатам конкурентных закупок и контрактов с единственным поставщиком. Приведем примеры: проверка предоставленного обеспечения исполнения контракта, рассмотрение протокола разногласий, направление информации для включения в реестр контрактов;
(КонсультантПлюс, 2025)полномочия при заключении контрактов по результатам конкурентных закупок и контрактов с единственным поставщиком. Приведем примеры: проверка предоставленного обеспечения исполнения контракта, рассмотрение протокола разногласий, направление информации для включения в реестр контрактов;
Готовое решение: Как проверить независимую гарантию в рамках Закона N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Проверка независимых гарантий для обеспечения исполнения контракта, а также обеспечения исполнения гарантийных обязательств относится к функциям и полномочиям контрактной службы (контрактного управляющего). Поэтому ответственность за проверку таких гарантий несет либо руководитель контрактной службы, либо ее сотрудник, на которого возложены соответствующие функции и полномочия, либо контрактный управляющий, ответственный за соответствующую закупку (ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п. п. 2.4, 3.3.3, 3.4.1 Типового положения N 158н).
(КонсультантПлюс, 2025)Проверка независимых гарантий для обеспечения исполнения контракта, а также обеспечения исполнения гарантийных обязательств относится к функциям и полномочиям контрактной службы (контрактного управляющего). Поэтому ответственность за проверку таких гарантий несет либо руководитель контрактной службы, либо ее сотрудник, на которого возложены соответствующие функции и полномочия, либо контрактный управляющий, ответственный за соответствующую закупку (ч. 2, п. 4 ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п. п. 2.4, 3.3.3, 3.4.1 Типового положения N 158н).
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.05.2024 N 702
(ред. от 08.10.2025)
"Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета"
(вместе с "Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета", "Правилами принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета", "Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета")п) обязательство организации устанавливать при осуществлении закупок в целях выполнения проектных и (или) изыскательских работ, строительства объектов обеспечение исполнения контракта в соответствии с положениями пункта 6 настоящих Правил;
(ред. от 08.10.2025)
"Об управлении капитальными вложениями, финансовое обеспечение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета"
(вместе с "Положением о порядке формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство (реконструкция, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета", "Правилами принятия решений об осуществлении капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета", "Правилами осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства и приобретение объектов недвижимого имущества за счет средств федерального бюджета")п) обязательство организации устанавливать при осуществлении закупок в целях выполнения проектных и (или) изыскательских работ, строительства объектов обеспечение исполнения контракта в соответствии с положениями пункта 6 настоящих Правил;
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.3. Предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона. При этом:
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1.3. Предусмотренные частью 1 настоящей статьи изменения осуществляются при условии предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с настоящим Федеральным законом обеспечения исполнения контракта, если такие изменения влекут возникновение новых обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), не обеспеченных ранее предоставленным обеспечением исполнения контракта, и если при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) требование обеспечения исполнения контракта установлено в соответствии со статьей 96 настоящего Федерального закона. При этом:
Статья: Правовое регулирование государственных закупок в рамках обеспечения государственных нужд
(Адамян А.А.)
("Современный юрист", 2023, N 4)- размер обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств (при наличии);
(Адамян А.А.)
("Современный юрист", 2023, N 4)- размер обеспечения заявки, исполнения контракта и гарантийных обязательств (при наличии);
"Обзор практики рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (II квартал 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Положения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе об антидемпинговых мерах не применяются при проведении запроса котировок, в связи с чем требование Заказчика в части предоставления Победителем дополнительного обеспечения исполнения контракта неправомерно.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)1. Положения части 2 статьи 37 Закона о контрактной системе об антидемпинговых мерах не применяются при проведении запроса котировок, в связи с чем требование Заказчика в части предоставления Победителем дополнительного обеспечения исполнения контракта неправомерно.
Статья: Обзор изменений, внесенных в Закон N 44-ФЗ в апреле 2022 года
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)3. Предположим, вместо обеспечения исполнения контракта в полуторакратном размере "демпинговавший" участник закупки при заключении контракта предоставит "стандартное" обеспечение исполнения контракта и информацию о своей добросовестности, а эта информация окажется недостоверной. На ком лежит ответственность за установление этого факта?
(Раев К., Гурин О.)
("Прогосзаказ.рф", 2022, N 5)3. Предположим, вместо обеспечения исполнения контракта в полуторакратном размере "демпинговавший" участник закупки при заключении контракта предоставит "стандартное" обеспечение исполнения контракта и информацию о своей добросовестности, а эта информация окажется недостоверной. На ком лежит ответственность за установление этого факта?
Последние изменения: Контрактная служба и контрактный управляющий по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)организация проверки поступления денежных средств от участника, с которым заключается контракт, на счет заказчика, внесенных в целях обеспечения исполнения контракта (п. 3.3.4 Типового Положения).
(КонсультантПлюс, 2025)организация проверки поступления денежных средств от участника, с которым заключается контракт, на счет заказчика, внесенных в целях обеспечения исполнения контракта (п. 3.3.4 Типового Положения).
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (январь 2021 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Готовое решение: Какой предусмотрен порядок предоставления обеспечения гарантийных обязательств от СМП и СОНКО при закупках по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Для освобождения от обязанности обеспечения гарантийных обязательств представьте информацию об исполненных контрактах до заключения контракта. Это нужно сделать в случаях, когда предусмотрено обеспечение исполнения контракта (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
(КонсультантПлюс, 2025)Для освобождения от обязанности обеспечения гарантийных обязательств представьте информацию об исполненных контрактах до заключения контракта. Это нужно сделать в случаях, когда предусмотрено обеспечение исполнения контракта (ч. 8.1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (февраль 2022 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комиссия ФАС России (решение от 28.02.2022 по делу N 28/06/105-428/2022) в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявила нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении заказчиком срока предоставления участником закупки нового обеспечения исполнения государственного контракта, не предусмотренного Законом о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Комиссия ФАС России (решение от 28.02.2022 по делу N 28/06/105-428/2022) в ходе проведения внеплановой проверки в действиях заказчика выявила нарушение Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении заказчиком срока предоставления участником закупки нового обеспечения исполнения государственного контракта, не предусмотренного Законом о контрактной системе.
Последние изменения: Реестр контрактов по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)отрицательный результат проверки не может быть сформирован из-за того, что в реестре контрактов нет информации об обеспечении исполнения контракта (обеспечении гарантийных обязательств) в отношении контракта, заключенного по результатам закупки, участниками которой являлись только СМП и СОНКО (п. 1.2 Письма);
(КонсультантПлюс, 2025)отрицательный результат проверки не может быть сформирован из-за того, что в реестре контрактов нет информации об обеспечении исполнения контракта (обеспечении гарантийных обязательств) в отношении контракта, заключенного по результатам закупки, участниками которой являлись только СМП и СОНКО (п. 1.2 Письма);
Статья: О некоторых вопросах использования независимой гарантии
(Коцоев Т.Т.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Независимая гарантия - наиболее привлекательный способ обеспечения исполнения договора/контракта как для заказчика так и для исполнителя, дающий первому возможность избежать трудностей, связанных с оспариванием требований со стороны исполнителя, второму - возможность не выводить из оборота денежные средства для предоставления обеспечения исполнения договора/контракта. Однако это не отменяет для сторон необходимости внимательно относиться как к условиям невзаимной гарантии (на стадии определения, при проверке независимой гарантии), так и к реализации самой независимой гарантии.
(Коцоев Т.Т.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Независимая гарантия - наиболее привлекательный способ обеспечения исполнения договора/контракта как для заказчика так и для исполнителя, дающий первому возможность избежать трудностей, связанных с оспариванием требований со стороны исполнителя, второму - возможность не выводить из оборота денежные средства для предоставления обеспечения исполнения договора/контракта. Однако это не отменяет для сторон необходимости внимательно относиться как к условиям невзаимной гарантии (на стадии определения, при проверке независимой гарантии), так и к реализации самой независимой гарантии.
Статья: Обзор некоторых актуальных правовых позиций Верховного Суда РФ по делам, связанным с применением Закона N 44-ФЗ
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)Антимонопольный орган полагает, что банку следовало проверять соответствие НГ не только по ч. 2 ст. 45, но и по ч. 8.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, а также Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (далее - ПП РФ N 1005), т.к. соблюдение требований извещения обязательно как при подаче заявок на участие в закупочных процедурах, так и при предоставлении обеспечения исполнения контракта.
(Кравцов А.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 6)Антимонопольный орган полагает, что банку следовало проверять соответствие НГ не только по ч. 2 ст. 45, но и по ч. 8.2 ст. 45 Закона N 44-ФЗ, а также Постановлению Правительства РФ от 08.11.2013 N 1005 (далее - ПП РФ N 1005), т.к. соблюдение требований извещения обязательно как при подаче заявок на участие в закупочных процедурах, так и при предоставлении обеспечения исполнения контракта.