Проверка коррупционной составляющей
Подборка наиболее важных документов по запросу Проверка коррупционной составляющей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 7 "Конфиденциальность персональных данных" Федерального закона "О персональных данных""Отмена решений об отказе в возбуждении уголовного дела и проведение дополнительных проверочных мероприятий не являются основаниями для возбуждения уголовного дела и не свидетельствуют о совершении должностными лицами ГСУ СК РФ по г. Санкт-Петербургу дисциплинарных проступков, наличии личной заинтересованности или коррупционной составляющей, и не являются основанием для отвода. При этом решение вопросов об организации проведения служебных проверок и аттестаций, привлечении сотрудников СК РФ к дисциплинарной ответственности и их перемещения по службе входят в компетенцию руководителя следственного органа, регулируется трудовым законодательством и ведомственными нормативными актами. Сообщение сведений о мерах дисциплинарного воздействия в отношении конкретных должностных лиц противоречит требованиям статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" и статье 88 Трудового кодекса Российской Федерации."
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Изменение цены договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)...Выполненные ООО... работы по государственному контракту на общую сумму 1976110 руб. 72 коп., что составляет твердую цену договора, были приняты заказчиком по акту приемки выполненных работ...
(КонсультантПлюс, 2025)...Выполненные ООО... работы по государственному контракту на общую сумму 1976110 руб. 72 коп., что составляет твердую цену договора, были приняты заказчиком по акту приемки выполненных работ...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Прежде всего заслуживает внимания положение, которое занимают органы контроля (надзора) в системе органов исполнительной власти <1>, которая отличается чрезвычайной подвижностью, в значительной степени хаотичностью изменений. Не случайно, подводя итоги правительственного часа в Совете Федерации РФ 19 октября 2022 г., В.И. Матвиенко сказала: "Нужно ли нам такое количество контрольно-надзорных органов? На мой взгляд, оно избыточное как на федеральном уровне, так и на региональном, муниципальном. Нужна ли нам такая армия контролеров, ревизоров, надзорщиков? Может быть, стоит сократить до разумного объема и повысить им зарплату, чтобы не было коррупционной составляющей, мотивации с каждой проверки что-то там заработать" <2>.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Прежде всего заслуживает внимания положение, которое занимают органы контроля (надзора) в системе органов исполнительной власти <1>, которая отличается чрезвычайной подвижностью, в значительной степени хаотичностью изменений. Не случайно, подводя итоги правительственного часа в Совете Федерации РФ 19 октября 2022 г., В.И. Матвиенко сказала: "Нужно ли нам такое количество контрольно-надзорных органов? На мой взгляд, оно избыточное как на федеральном уровне, так и на региональном, муниципальном. Нужна ли нам такая армия контролеров, ревизоров, надзорщиков? Может быть, стоит сократить до разумного объема и повысить им зарплату, чтобы не было коррупционной составляющей, мотивации с каждой проверки что-то там заработать" <2>.
Статья: Прокурорский надзор за исполнением экологического законодательства
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Ключевые слова: прокурорский надзор, экологическое законодательство, прокурор, акты прокурорского реагирования, прокурорская проверка, полигон твердых коммунальных отходов (ТКО), земельная и коррупционная составляющие.
(Копылова О.П., Медведева С.В.)
("Экологическое право", 2021, N 3)Ключевые слова: прокурорский надзор, экологическое законодательство, прокурор, акты прокурорского реагирования, прокурорская проверка, полигон твердых коммунальных отходов (ТКО), земельная и коррупционная составляющие.
Нормативные акты
"Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Проверка в отношении В. проводилась в связи с поступлением в управление МВД России по субъекту Российской Федерации представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и о службе в органах внутренних дел. В указанном представлении содержалась информация о составлении В. с использованием своих должностных полномочий по просьбе находившихся с ним в дружеских отношениях А. и Б., подложных документов о дорожно-транспортных происшествиях с целью получения последними страхового возмещения. На основании этих документов страховые компании произвели выплату А. и Б. соответствующих сумм страхового возмещения.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016)Проверка в отношении В. проводилась в связи с поступлением в управление МВД России по субъекту Российской Федерации представления прокурора об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции и о службе в органах внутренних дел. В указанном представлении содержалась информация о составлении В. с использованием своих должностных полномочий по просьбе находившихся с ним в дружеских отношениях А. и Б., подложных документов о дорожно-транспортных происшествиях с целью получения последними страхового возмещения. На основании этих документов страховые компании произвели выплату А. и Б. соответствующих сумм страхового возмещения.
"Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с заключением трудового договора"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 3.2.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста-эксперта территориального отдела Роспотребнадзора, должностные обязанности И. включали в себя в том числе функции осуществления государственного надзора в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения - городской поликлиники (будущего работодателя). В частности, И. составляла протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц городской больницы, участвовала в проведении контрольно-надзорных мероприятий (плановой и внеплановой выездных проверках) в отношении указанной организации, являющейся объектом контроля (надзора) территориального органа Роспотребнадзора. По результатам таких проверок на основании актов, составленных с участием И., должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора выносились предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.04.2022)Судом первой инстанции установлено, что согласно пункту 3.2.1 Должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность главного специалиста-эксперта территориального отдела Роспотребнадзора, должностные обязанности И. включали в себя в том числе функции осуществления государственного надзора в отношении государственного бюджетного учреждения здравоохранения - городской поликлиники (будущего работодателя). В частности, И. составляла протоколы об административных правонарушениях в отношении должностных лиц городской больницы, участвовала в проведении контрольно-надзорных мероприятий (плановой и внеплановой выездных проверках) в отношении указанной организации, являющейся объектом контроля (надзора) территориального органа Роспотребнадзора. По результатам таких проверок на основании актов, составленных с участием И., должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора выносились предписания об устранении выявленных нарушений законодательства.
Статья: Расследование хищений бюджетных средств: вопросы эффективности
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Наша работа, посвященная методике расследования хищений бюджетных средств, полностью подтверждает наличие перечисленных негативных закономерностей. Условно говоря, из 100 изученных уголовных дел названной категории с приговорами судов примерно в 90 - 95 делах предметом судебного разбирательства становятся 1 - 2 эпизода хищений бюджетных средств, совершенных 1 - 2 лицами. Подавляющее большинство осужденных - рядовые сотрудники. Руководителей среднего и высшего звена среди осужденных - единицы. Между тем на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий и доследственных проверок в фокусе внимания правоохранителей часто бывает не 1 - 2, а 10 и более эпизодов преступной деятельности, множество фигурантов. Рассматриваются версии о совершении "верхушечных", многоэпизодных преступлений в составе организованного преступного формирования, с коррупционной составляющей, с причинением ущерба в крупном, особо крупном размере и т.п.
(Чумаков А.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 3)Наша работа, посвященная методике расследования хищений бюджетных средств, полностью подтверждает наличие перечисленных негативных закономерностей. Условно говоря, из 100 изученных уголовных дел названной категории с приговорами судов примерно в 90 - 95 делах предметом судебного разбирательства становятся 1 - 2 эпизода хищений бюджетных средств, совершенных 1 - 2 лицами. Подавляющее большинство осужденных - рядовые сотрудники. Руководителей среднего и высшего звена среди осужденных - единицы. Между тем на стадии проведения оперативно-розыскных мероприятий и доследственных проверок в фокусе внимания правоохранителей часто бывает не 1 - 2, а 10 и более эпизодов преступной деятельности, множество фигурантов. Рассматриваются версии о совершении "верхушечных", многоэпизодных преступлений в составе организованного преступного формирования, с коррупционной составляющей, с причинением ущерба в крупном, особо крупном размере и т.п.
Статья: Противодействие легализации коррупционных доходов: сравнительно-правовой анализ опыта России и Армении
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Антикоррупционный комитет играет ключевую роль в расследовании и предотвращении схем, связанных с легализацией доходов, полученных в результате коррупционных правонарушений. Этот орган занимается сбором, анализом и проверкой информации о подозрительных финансовых операциях, которые могут быть связаны с коррупцией. В своей работе комитет взаимодействует с другими структурами, включая правоохранительные органы, прокуратуру и ЦФМ, что позволяет интегрировать аналитическую и правоохранительную составляющие в борьбе с отмыванием коррупционных доходов.
(Понаморенко В.Е., Минасян К.Х.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)Антикоррупционный комитет играет ключевую роль в расследовании и предотвращении схем, связанных с легализацией доходов, полученных в результате коррупционных правонарушений. Этот орган занимается сбором, анализом и проверкой информации о подозрительных финансовых операциях, которые могут быть связаны с коррупцией. В своей работе комитет взаимодействует с другими структурами, включая правоохранительные органы, прокуратуру и ЦФМ, что позволяет интегрировать аналитическую и правоохранительную составляющие в борьбе с отмыванием коррупционных доходов.
Статья: Электронное взаимодействие контрольных (надзорных) органов и контролируемых лиц как актуальная задача теории, законодательства и практики
(Носенко А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Важным плюсом проверки в рамках дистанционного взаимодействия с контролируемым лицом является возможность снижения коррупционной составляющей. Поэтому эта практика заслуживает всяческой поддержки.
(Носенко А.В.)
("Административное право и процесс", 2025, N 4)Важным плюсом проверки в рамках дистанционного взаимодействия с контролируемым лицом является возможность снижения коррупционной составляющей. Поэтому эта практика заслуживает всяческой поддержки.
Статья: Государственное регулирование индивидуализации гражданского оборота: проблемы и особенности правовой регламентации
(Филимонов А.А., Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)- в-третьих, рассмотрение заявления о признании товарного знака общеизвестным находится в большой зависимости от специалистов, рассматривающих конкретную заявку, на выводы которых влияют не только уровень квалификации, но и коррупционная составляющая.
(Филимонов А.А., Киселева Н.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 4)- в-третьих, рассмотрение заявления о признании товарного знака общеизвестным находится в большой зависимости от специалистов, рассматривающих конкретную заявку, на выводы которых влияют не только уровень квалификации, но и коррупционная составляющая.
Статья: Информационный подход в деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве
(Вандраков С.Ю.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)Поясним нашу позицию простыми примерами. У правоохранительных органов возникли основания подозревать муниципального чиновника в совершении коррупционных действий. Сотрудники правоохранительных органов обратили внимание на повседневный образ жизни данного чиновника, а именно: посещение им дорогих ресторанов, ночных клубов, использование для передвижения личного автомобиля BMW X6, рыночная стоимость которого составляет свыше 3 млн руб. Проверяя и анализируя данную информацию, правоохранительные органы установили, что данный автомобиль оформлен на мать данного чиновника - пенсионерку. Совершенно очевидно, что пенсионерка не может позволить себе приобрести такой автомобиль. А образ жизни чиновника, его расходы на ежедневное посещение дорогих увеселительных заведений никак не согласуются с его заработной платой. Здесь полученная информация об образе жизни чиновника не может рассматриваться как доказательственная информация постольку, поскольку не указывает на эпизоды коррупционных действий, не указывает на конкретные преступные события. Эта информация является лишь основанием для выдвижения версий о предполагаемой (до тех пор, пока не получены доказательства) коррупционной деятельности, так как сама по себе не объясняет предположения о коррупционной деятельности чиновника.
(Вандраков С.Ю.)
("Адвокатская практика", 2022, N 2)Поясним нашу позицию простыми примерами. У правоохранительных органов возникли основания подозревать муниципального чиновника в совершении коррупционных действий. Сотрудники правоохранительных органов обратили внимание на повседневный образ жизни данного чиновника, а именно: посещение им дорогих ресторанов, ночных клубов, использование для передвижения личного автомобиля BMW X6, рыночная стоимость которого составляет свыше 3 млн руб. Проверяя и анализируя данную информацию, правоохранительные органы установили, что данный автомобиль оформлен на мать данного чиновника - пенсионерку. Совершенно очевидно, что пенсионерка не может позволить себе приобрести такой автомобиль. А образ жизни чиновника, его расходы на ежедневное посещение дорогих увеселительных заведений никак не согласуются с его заработной платой. Здесь полученная информация об образе жизни чиновника не может рассматриваться как доказательственная информация постольку, поскольку не указывает на эпизоды коррупционных действий, не указывает на конкретные преступные события. Эта информация является лишь основанием для выдвижения версий о предполагаемой (до тех пор, пока не получены доказательства) коррупционной деятельности, так как сама по себе не объясняет предположения о коррупционной деятельности чиновника.
Статья: Представление гражданами (государственными служащими) сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверка их достоверности (полноты): проблемные вопросы, комментарии и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Во-вторых, законодательством не определено, какой именно документ, составляемый должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, инициирует начало проведения проверки.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Во-вторых, законодательством не определено, какой именно документ, составляемый должностными лицами, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, инициирует начало проведения проверки.
Статья: Незаконная рубка лесных насаждений: некоторые особенности тактики производства следственных действий
(Шуваева М.С., Данилкина В.М.)
("Современное право", 2024, N 6)При допросе подозреваемого, дающего правдивые показания, выясняются все обстоятельства, подлежащие доказыванию. Особое внимание при этом необходимо уделить выяснению сведений, касающихся события преступления: конкретного времени, места и способа его совершения, используемых при этом орудий и средств, наличию правоустанавливающих документов на производство рубки на конкретном лесном участке, характеру и размеру причиненного вреда, количеству соучастников и роли каждого из них, корыстной или иной заинтересованности и осознании ими нарушения законодательства в области лесопользования, предполагаемых мест хранения и переработки заготовленного сырья, наличия коррупционной составляющей и пр. Необходимо выяснить, обладает ли подозреваемый специальными познаниями в области лесного хозяйства, позволяющими исключить версию о том, что он (они) не имел представления о том, что нарушает установленный законом порядок рубки лесных насаждений. Закрепить полученные сведения следует путем выполнения такого следственного действия, как проверка показаний на месте. Правила его производства установлены в ст. 194 УПК РФ.
(Шуваева М.С., Данилкина В.М.)
("Современное право", 2024, N 6)При допросе подозреваемого, дающего правдивые показания, выясняются все обстоятельства, подлежащие доказыванию. Особое внимание при этом необходимо уделить выяснению сведений, касающихся события преступления: конкретного времени, места и способа его совершения, используемых при этом орудий и средств, наличию правоустанавливающих документов на производство рубки на конкретном лесном участке, характеру и размеру причиненного вреда, количеству соучастников и роли каждого из них, корыстной или иной заинтересованности и осознании ими нарушения законодательства в области лесопользования, предполагаемых мест хранения и переработки заготовленного сырья, наличия коррупционной составляющей и пр. Необходимо выяснить, обладает ли подозреваемый специальными познаниями в области лесного хозяйства, позволяющими исключить версию о том, что он (они) не имел представления о том, что нарушает установленный законом порядок рубки лесных насаждений. Закрепить полученные сведения следует путем выполнения такого следственного действия, как проверка показаний на месте. Правила его производства установлены в ст. 194 УПК РФ.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Разница в суммах дохода возникла в связи с данными обстоятельством, а также в связи с займами: на 100 тыс. руб. между ним и его тещей, а также займами, предоставленными другом на ремонт транспортного средства, займы были сразу погашены и не могут являться доходом. Аналогично им не были указаны денежные средства, поступившие на счет ребенка, поскольку данные денежные средства перечислены им для оплаты учебы, учтены в качестве его дохода. Таким образом, в его действиях не было коррупционной составляющей.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Разница в суммах дохода возникла в связи с данными обстоятельством, а также в связи с займами: на 100 тыс. руб. между ним и его тещей, а также займами, предоставленными другом на ремонт транспортного средства, займы были сразу погашены и не могут являться доходом. Аналогично им не были указаны денежные средства, поступившие на счет ребенка, поскольку данные денежные средства перечислены им для оплаты учебы, учтены в качестве его дохода. Таким образом, в его действиях не было коррупционной составляющей.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Новый Закон воспринял предложения ученых и практиков о недопустимости оценки результативности контрольных (надзорных) органов в зависимости от количества проведенных ими проверочных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. Более того, он накладывает запрет на применение этих показателей при оценке эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов (пункт 7 статьи 30 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ). Значит, частота проверок сократится и соответственно этому уменьшатся возможности коррупционной составляющей взаимодействия сторон.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)Новый Закон воспринял предложения ученых и практиков о недопустимости оценки результативности контрольных (надзорных) органов в зависимости от количества проведенных ими проверочных мероприятий, выявленных нарушений и лиц, привлеченных к ответственности. Более того, он накладывает запрет на применение этих показателей при оценке эффективности деятельности контрольных (надзорных) органов (пункт 7 статьи 30 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ). Значит, частота проверок сократится и соответственно этому уменьшатся возможности коррупционной составляющей взаимодействия сторон.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.