Проведение медицинских осмотров без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение медицинских осмотров без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка услуг по проведению медосмотров по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта на оказание услуг по проведению медосмотров, если у исполнителя отсутствует лицензия на осуществление требуемой деятельности по указанному в нем адресу
(КонсультантПлюс, 2025)Заказчик вправе отказаться от исполнения контракта на оказание услуг по проведению медосмотров, если у исполнителя отсутствует лицензия на осуществление требуемой деятельности по указанному в нем адресу
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О медосмотрах. Сжато. Подробно. По существу
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Обратите внимание: не следует оформлять медработника по гражданско-правовому договору, поскольку в таком случае это будет предпринимательская деятельность, которую без лицензии вести нельзя, и проводимые медосмотры будут незаконными.
("Практическая бухгалтерия", 2024, N 3)Обратите внимание: не следует оформлять медработника по гражданско-правовому договору, поскольку в таком случае это будет предпринимательская деятельность, которую без лицензии вести нельзя, и проводимые медосмотры будут незаконными.
Статья: Защита чести, достоинства и деловой репутации медицинских организаций (медицинских работников): положения законодательства, проблемные вопросы и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Так, например, медицинская организация обратилась в суд с иском о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию информацию об отсутствии у нее квалифицированных врачей и лицензии на оказание услуг по проведению медицинского осмотра.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Так, например, медицинская организация обратилась в суд с иском о признании не соответствующими действительности и порочащими деловую репутацию информацию об отсутствии у нее квалифицированных врачей и лицензии на оказание услуг по проведению медицинского осмотра.
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В случае отсутствия у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, включающей работы (услуги) по лабораторной диагностике или клинической лабораторной диагностике, такая медицинская организация привлекает на договорной основе к проведению медицинского осмотра медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающую указанные работы (услуги).
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)В случае отсутствия у медицинской организации лицензии на осуществление медицинской деятельности, включающей работы (услуги) по лабораторной диагностике или клинической лабораторной диагностике, такая медицинская организация привлекает на договорной основе к проведению медицинского осмотра медицинскую организацию, имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающую указанные работы (услуги).
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 09.09.2021 N АПЛ21-317
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.06.2021 N АКПИ21-320, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 4 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н>Общество с ограниченной ответственностью "Центр Диагностики ТОМОГРАД", общество с ограниченной ответственностью "Краевой Центр Медосмотров", общество с ограниченной ответственностью "КОНТИНЕНТ", общество с ограниченной ответственностью "СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР", общество с ограниченной ответственностью "Семейный Доктор", общество с ограниченной ответственностью медицинский центр "Здоровье", общество с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр Доктора Дукина плюс" (далее также - административные истцы) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 4 Порядка. В обоснование заявленного требования указали, что проведение периодического осмотра как отдельного вида медицинского осмотра не относится к первичной медико-санитарной помощи, а следовательно, оказание медицинских услуг по его проведению выездными мобильными бригадами в отсутствие соответствующей лицензии противоречит пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), пункту 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее также - Положение о лицензировании медицинской деятельности), создает правовую неопределенность для медицинских организаций, в том числе для административных истцов, нарушает их права и законные интересы на занятие медицинской деятельностью в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан, о лицензировании медицинской деятельности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также права и законные интересы потребителей медицинских услуг в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, может повлечь нанесение ущерба жизни или здоровью граждан.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 28.06.2021 N АКПИ21-320, которым было отказано в удовлетворении заявления о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 4 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом Минздрава России от 28.01.2021 N 29н>Общество с ограниченной ответственностью "Центр Диагностики ТОМОГРАД", общество с ограниченной ответственностью "Краевой Центр Медосмотров", общество с ограниченной ответственностью "КОНТИНЕНТ", общество с ограниченной ответственностью "СЕМЕЙНЫЙ ДОКТОР", общество с ограниченной ответственностью "Семейный Доктор", общество с ограниченной ответственностью медицинский центр "Здоровье", общество с ограниченной ответственностью "Лечебно-диагностический центр Доктора Дукина плюс" (далее также - административные истцы) обратились в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании частично недействующим абзаца третьего пункта 4 Порядка. В обоснование заявленного требования указали, что проведение периодического осмотра как отдельного вида медицинского осмотра не относится к первичной медико-санитарной помощи, а следовательно, оказание медицинских услуг по его проведению выездными мобильными бригадами в отсутствие соответствующей лицензии противоречит пункту 2 статьи 40 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения), части 2 статьи 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан), статье 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности), пункту 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 291 (далее также - Положение о лицензировании медицинской деятельности), создает правовую неопределенность для медицинских организаций, в том числе для административных истцов, нарушает их права и законные интересы на занятие медицинской деятельностью в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан, о лицензировании медицинской деятельности, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, а также права и законные интересы потребителей медицинских услуг в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, может повлечь нанесение ущерба жизни или здоровью граждан.
Статья: Переход на электронные личные медицинские книжки как необходимое условие проактивного надзора
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Важно помнить, что в настоящее время регулятором предусмотрено функционирование трех систем здравоохранения в России: государственной, муниципальной и частной. Кроме того, разрешением на проведение обязательных медицинских осмотров и медицинских освидетельствований обладают учреждения и организации разной подведомственности, что требует их интеграции с ЕГИСЗ и ФГИС. В силу объективных причин информатизация здравоохранения в нашей стране идет не такими темпами, как планировалось: менее половины частных медицинских организаций выполнили требования по подключению в единый контур здравоохранения <27>, а интеграция предполагает наличие значительных финансовых, технических и трудовых ресурсов. Слабое межведомственное взаимодействие и отсутствие единообразия в разработке МИС разными ведомствами вызывают определенные трудности в практической деятельности при оказании медицинских услуг <28>, ставят под угрозу успешное введение в оборот ЭЛМК. Нельзя забывать про интеграцию в единые системы организаций-работодателей, наличие возможности подключения к Интернету отдаленных территорий России, а также вовлечение граждан (работников).
(Воронкова С.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 10)Важно помнить, что в настоящее время регулятором предусмотрено функционирование трех систем здравоохранения в России: государственной, муниципальной и частной. Кроме того, разрешением на проведение обязательных медицинских осмотров и медицинских освидетельствований обладают учреждения и организации разной подведомственности, что требует их интеграции с ЕГИСЗ и ФГИС. В силу объективных причин информатизация здравоохранения в нашей стране идет не такими темпами, как планировалось: менее половины частных медицинских организаций выполнили требования по подключению в единый контур здравоохранения <27>, а интеграция предполагает наличие значительных финансовых, технических и трудовых ресурсов. Слабое межведомственное взаимодействие и отсутствие единообразия в разработке МИС разными ведомствами вызывают определенные трудности в практической деятельности при оказании медицинских услуг <28>, ставят под угрозу успешное введение в оборот ЭЛМК. Нельзя забывать про интеграцию в единые системы организаций-работодателей, наличие возможности подключения к Интернету отдаленных территорий России, а также вовлечение граждан (работников).
Вопрос: Нужна ли лицензия для открытия медицинского кабинета?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С учетом изложенного осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии не допускается. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 4 Положения о лицензировании).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)С учетом изложенного осуществление медицинской деятельности в отсутствие лицензии не допускается. Медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению к Положению о лицензировании, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 4 Положения о лицензировании).
"Гражданско-правовое регулирование взаимоотношений в сфере охраны здоровья: проблемные вопросы и судебная практика: научно-практическое пособие"
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, например, медицинская организация обратилась в суд с иском о признании информации об отсутствии у нее квалифицированных врачей и лицензии на оказание услуг по проведению медицинских осмотров не соответствующей действительности и порочащей ее деловую репутацию, который был удовлетворен в полном объеме <254>.
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Так, например, медицинская организация обратилась в суд с иском о признании информации об отсутствии у нее квалифицированных врачей и лицензии на оказание услуг по проведению медицинских осмотров не соответствующей действительности и порочащей ее деловую репутацию, который был удовлетворен в полном объеме <254>.
Статья: Проблемные вопросы правовой регламентации оказания медицинской помощи (услуг) с применением телемедицинских технологий: законодательство и судебная практика
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ряде иных случаев имело место привлечение организаций к административной ответственности за неправильное использование телемедицинских технологий по статье 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств).
(Старчиков М.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)В ряде иных случаев имело место привлечение организаций к административной ответственности за неправильное использование телемедицинских технологий по статье 12.31.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств).
Вопрос: Об НДС при оказании организацией первичной доврачебной медико-санитарной помощи работникам заказчика-юрлица, проведении предварительных и периодических медосмотров.
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120926)- кроме того, исполнитель производит забор анализов, необходимых для целостности медосмотра (в рамках обязательных исследований по медосмотру, определяемых по факторам, определенным в спецоценке труда работников заказчика. Эти анализы передаются впоследствии для исследования в лабораторию (другую организацию) с соответствующей лицензией, так как у исполнителя отсутствует лицензия на проведение данного рода исследования. Результаты анализов от соисполнителя выставляются исполнителем заказчику с наценкой, но в сумме единого целостного медосмотра составляют часть цены медосмотра). Облагается ли данный вид услуг НДС у исполнителя при выставлении акта выполненных услуг заказчику, если у исполнителя нет лицензии на данный вид услуг, он закупает услуги у другого юридического лица (соисполнителя), имеющего право проводить данного рода исследования, а заказчику лишь продает результат услуг в отношении его работников в рамках целостного медосмотра;
(Письмо Минфина России от 02.12.2024 N 03-07-07/120926)- кроме того, исполнитель производит забор анализов, необходимых для целостности медосмотра (в рамках обязательных исследований по медосмотру, определяемых по факторам, определенным в спецоценке труда работников заказчика. Эти анализы передаются впоследствии для исследования в лабораторию (другую организацию) с соответствующей лицензией, так как у исполнителя отсутствует лицензия на проведение данного рода исследования. Результаты анализов от соисполнителя выставляются исполнителем заказчику с наценкой, но в сумме единого целостного медосмотра составляют часть цены медосмотра). Облагается ли данный вид услуг НДС у исполнителя при выставлении акта выполненных услуг заказчику, если у исполнителя нет лицензии на данный вид услуг, он закупает услуги у другого юридического лица (соисполнителя), имеющего право проводить данного рода исследования, а заказчику лишь продает результат услуг в отношении его работников в рамках целостного медосмотра;