Проведение коллективных переговоров
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение коллективных переговоров (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Заключение коллективного договора
(КонсультантПлюс, 2025)При этом законодателем установлено, что коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа, соответствующего требованиям.
(КонсультантПлюс, 2025)При этом законодателем установлено, что коллективные переговоры начинаются на следующий день после получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа, соответствующего требованиям.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Коллективный договор2. Коллективные переговоры
Путеводитель по кадровым вопросам. Профсоюз3. Право профсоюза на ведение коллективных переговоров
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
(ред. от 29.09.2025)Глава 6. КОЛЛЕКТИВНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Статья: Трудовые отношения с работниками филиалов
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)К сведению. А вот возможность заключения коллективного договора в филиале прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 40 ТК РФ. Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ.
(Куревина Л.В.)
("Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)К сведению. А вот возможность заключения коллективного договора в филиале прямо предусмотрена в ч. 4 ст. 40 ТК РФ. Для проведения коллективных переговоров по подготовке, заключению или изменению коллективного договора в филиале работодатель наделяет необходимыми полномочиями руководителя этого подразделения или иное лицо в соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ.
Статья: К вопросу о сторонах социального партнерства: исторические аспекты и современный этап развития
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. Как правило, данную функцию выполняет единоличный орган управления (директор, генеральный директор) <14>.
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2024, N 1)В соответствии с ч. 1 ст. 33 ТК РФ представителями работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора являются руководитель организации или уполномоченные им лица в соответствии с ТК РФ, законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами организации и локальными нормативными актами. Как правило, данную функцию выполняет единоличный орган управления (директор, генеральный директор) <14>.
Статья: Стандарты достойного уровня жизни: современные подходы и судебная практика
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Согласно Директиве минимальная заработная плата считается адекватной, если она справедлива по отношению к распределению заработной платы в соответствующем государстве-члене и обеспечивает достойный уровень жизни работников на основе трудовых отношений с полной занятостью (преамбула). Положения Директивы не направлены на гармонизацию уровня минимальной заработной платы по всему ЕС и не предполагают наличие единого механизма ее реализации. Более того, вопрос о том, насколько определение общих минимальных критериев в области установления уровней заработной платы соответствует принципам автономии в сфере социальной политики государств, входящих в Сообщество, до сих пор дискутируется <23>. Государства-члены продолжают решать вопросы установления минимальной заработной платы по своему усмотрению, самостоятельно определяя способ ее закрепления (законом или путем проведения коллективных переговоров) и ее приемлемый уровень в соответствии со своим национальным законодательством, практикой и особенностями.
(Колотова Н.В.)
("Закон", 2024, N 12)Согласно Директиве минимальная заработная плата считается адекватной, если она справедлива по отношению к распределению заработной платы в соответствующем государстве-члене и обеспечивает достойный уровень жизни работников на основе трудовых отношений с полной занятостью (преамбула). Положения Директивы не направлены на гармонизацию уровня минимальной заработной платы по всему ЕС и не предполагают наличие единого механизма ее реализации. Более того, вопрос о том, насколько определение общих минимальных критериев в области установления уровней заработной платы соответствует принципам автономии в сфере социальной политики государств, входящих в Сообщество, до сих пор дискутируется <23>. Государства-члены продолжают решать вопросы установления минимальной заработной платы по своему усмотрению, самостоятельно определяя способ ее закрепления (законом или путем проведения коллективных переговоров) и ее приемлемый уровень в соответствии со своим национальным законодательством, практикой и особенностями.
Готовое решение: Как составить правила внутреннего трудового распорядка
(КонсультантПлюс, 2025)Если Правила являются приложением к коллективному договору, полагаем, что при их подготовке также следует проводить коллективные переговоры и после утверждения Правил направить их вместе с коллективным договором на уведомительную регистрацию в орган по труду в соответствии с ч. 1 ст. 50 ТК РФ. Такие выводы сделаны с учетом ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 190 ТК РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Если Правила являются приложением к коллективному договору, полагаем, что при их подготовке также следует проводить коллективные переговоры и после утверждения Правил направить их вместе с коллективным договором на уведомительную регистрацию в орган по труду в соответствии с ч. 1 ст. 50 ТК РФ. Такие выводы сделаны с учетом ч. 1 ст. 36, ч. 2 ст. 190 ТК РФ.
Статья: К вопросу об участии работников в управлении организацией: международный и сравнительно-правовой аспект
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Важно отметить, что акты Международной организации труда (МОТ) предусматривают возможность реализации данного права работников главным образом посредством проведения коллективных переговоров и консультаций.
(Кудрин А.С.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2021, N 2)Важно отметить, что акты Международной организации труда (МОТ) предусматривают возможность реализации данного права работников главным образом посредством проведения коллективных переговоров и консультаций.
Статья: Акты социального партнерства и их роль в реализации работниками своих прав на заработную плату
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Работодатель возражал против исковых требований, указывая на то, что соглашение носит для него рекомендательный характер в силу несоблюдения порядка заключения отраслевого соглашения. Ответчик настаивал на неприменении к спорным правоотношениям Федерального отраслевого соглашения на 2020 - 2022 гг. по причине несогласования с ответчиком проекта соглашения, неуведомления его о проведении коллективных переговоров. Хотя ответчик - член Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области, являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации "Российский автотранспортный союз", а значит, сторона, заключившая отраслевое соглашение.
(Козина Е.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 4)Работодатель возражал против исковых требований, указывая на то, что соглашение носит для него рекомендательный характер в силу несоблюдения порядка заключения отраслевого соглашения. Ответчик настаивал на неприменении к спорным правоотношениям Федерального отраслевого соглашения на 2020 - 2022 гг. по причине несогласования с ответчиком проекта соглашения, неуведомления его о проведении коллективных переговоров. Хотя ответчик - член Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области, являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации "Российский автотранспортный союз", а значит, сторона, заключившая отраслевое соглашение.
Статья: Когда в компании профсоюза нет, но мнение представителя работников надо учитывать
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Если обязательные требования соблюдены, работодатель обязан вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны <28>. Таким образом, если вторая сторона не направила ответ в течение 7 дней, такие действия следует рассматривать как уклонение от участия в переговорах, поскольку они не начались в установленный законом срок. На этом основании работодатель может быть привлечен к ответственности <29>.
(Свириденко О.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2025, N 9)Если обязательные требования соблюдены, работодатель обязан вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения предложения. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров ответа от второй стороны <28>. Таким образом, если вторая сторона не направила ответ в течение 7 дней, такие действия следует рассматривать как уклонение от участия в переговорах, поскольку они не начались в установленный законом срок. На этом основании работодатель может быть привлечен к ответственности <29>.
"Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 500 федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. Установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей, подведомственных указанным органам, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.
(постатейный)
(6-е издание)
(под ред. О.А. Шевченко)
("Проспект", 2022)В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 августа 2005 г. N 500 федеральные органы исполнительной власти наделены правом представлять работодателей при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне. Установлено, что федеральные органы исполнительной власти имеют право представлять работодателей, подведомственных указанным органам, при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении отраслевых (межотраслевых) соглашений на федеральном уровне.
Статья: Коллективный договор как организационно-правовой документ
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Проект коллективного договора разрабатывается в процессе коллективных переговоров. В статье 37 ТК РФ установлены лишь рамочные нормы, регулирующие их проведение. Законом также установлено, что для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора, а также для организации контроля за его выполнением на равноправной основе по решению сторон создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. В ее состав включаются наделенные необходимыми полномочиями представители работников и работодателя (ст. 35 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - их участников.
(Коссов И.А.)
("Делопроизводство", 2024, N 1)Проект коллективного договора разрабатывается в процессе коллективных переговоров. В статье 37 ТК РФ установлены лишь рамочные нормы, регулирующие их проведение. Законом также установлено, что для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта и заключения коллективного договора, а также для организации контроля за его выполнением на равноправной основе по решению сторон создается комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора. В ее состав включаются наделенные необходимыми полномочиями представители работников и работодателя (ст. 35 ТК РФ). Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются представителями сторон - их участников.
Готовое решение: Каков порядок проведения общего собрания трудового коллектива (работников)
(КонсультантПлюс, 2025)в период проведения коллективных переговоров давать предварительное согласие на привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя работника, которого собрание уполномочило быть представителем в данных коллективных переговорах. Такое согласие не требуется при увольнении за совершение проступка, например за прогул (ст. 27, ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 39, пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81, п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 192 ТК РФ).
(КонсультантПлюс, 2025)в период проведения коллективных переговоров давать предварительное согласие на привлечение к дисциплинарной ответственности, перевод на другую работу или увольнение по инициативе работодателя работника, которого собрание уполномочило быть представителем в данных коллективных переговорах. Такое согласие не требуется при увольнении за совершение проступка, например за прогул (ст. 27, ч. 1 ст. 31, ч. 3 ст. 39, пп. "а" п. 6 ч. 1 ст. 81, п. 3 ч. 1, ч. 3 ст. 192 ТК РФ).