Проведение экспертизы нормативно-правовых актов
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение экспертизы нормативно-правовых актов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 16 "Обязанности эксперта" Федерального закона "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации""Оспаривая данный технический отчет ООО "Центр оценок и экспертиз" от <дата> ответчиком представлена рецензия ООО "Межрегиональный центр проектирования и кадастра" от <дата>, согласно которой в техническом отчете от <дата> N-Э отсутствуют: данные о том, что специалист предупрежден об ответственности по ст. 307 УК РФ; перечень приборов, использованных при проведении экспертизы; перечень нормативно-правовых актов по обследованию и определению технического состояния строительных конструкций зданий и сооружений; технический отчет не соответствует требованиям ст. 25 Федеральному закону от <дата> N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности", СП 13-102-2003 "Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений". При данных обстоятельствах в распоряжении специалиста не было достаточной информации, полученной по результатам всестороннего и полного обследования для дачи достоверных ответов по поставленным вопросам. Следовательно, сделанные специалистом выводы являются необоснованными, недостоверными, а исследование, подтверждающее данные выводы, не проводилось, что является нарушением требований ст. ст. 8 и 16 Федерального закона от <дата> N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности". Технический отчет и работы, произведенные специалистом на объекте исследования выполнены с многочисленными нарушениями действующего законодательства, методик (методических рекомендации) проведении данного вида исследований. В заключении отсутствует общая оценка результатов исследования, ответы на поставленные вопросы не являются исчерпывающими, выводы эксперта исследованием не обоснованы и вызывают сомнения в достоверности, что является основанием для назначения повторной судебной экспертизы (т. 1 л.д. 148 - 175)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Порядок проведения антикоррупционной экспертизы
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-I
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
(ред. от 03.02.2025)
"О прокуратуре Российской Федерации"Статья 9.1. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2) законами, регламентирующими порядок проведения оценки регулирующего воздействия и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (например, Закон Республики Татарстан от 7 марта 2014 г. N 14-ЗРТ (ред. от 30 сентября 2021 г.) "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Татарстан, и экспертизе нормативных правовых актов Республики Татарстан"; Закон Республики Северная Осетия - Алания от 5 ноября 2016 г. N 58-РЗ (ред. от 11 ноября 2021 г.) "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Северная Осетия - Алания, проектов муниципальных нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Северная Осетия - Алания, муниципальных нормативных правовых актах, проведении экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия - Алания, муниципальных нормативных правовых актов"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 августа 2021 г. N 69-оз "Об отдельных вопросах установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; Закон Владимирской области от 5 октября 2016 г. N 114-ОЗ (ред. от 9 ноября 2021 г.) "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Владимирской области, устанавливающих новые, изменяющих или отменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Владимирской области обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, устанавливающих новые, изменяющих или отменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Владимирской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ответственность за нарушение нормативных правовых актов Владимирской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Владимирской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности"; Закон Омской области от 26 декабря 2013 г. N 1602-ОЗ "Об отдельных вопросах оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, экспертизы нормативных правовых актов в Омской области"; Закон Орловской области от 22 декабря 2016 г. N 2057-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Орловской области".
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)2) законами, регламентирующими порядок проведения оценки регулирующего воздействия и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (например, Закон Республики Татарстан от 7 марта 2014 г. N 14-ЗРТ (ред. от 30 сентября 2021 г.) "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Татарстан, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Татарстан, и экспертизе нормативных правовых актов Республики Татарстан"; Закон Республики Северная Осетия - Алания от 5 ноября 2016 г. N 58-РЗ (ред. от 11 ноября 2021 г.) "О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Северная Осетия - Алания, проектов муниципальных нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Республики Северная Осетия - Алания, муниципальных нормативных правовых актах, проведении экспертизы нормативных правовых актов Республики Северная Осетия - Алания, муниципальных нормативных правовых актов"; Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 августа 2021 г. N 69-оз "Об отдельных вопросах установления и оценки применения обязательных требований, устанавливаемых нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"; Закон Владимирской области от 5 октября 2016 г. N 114-ОЗ (ред. от 9 ноября 2021 г.) "О порядке проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Владимирской области, устанавливающих новые, изменяющих или отменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Владимирской области обязательные требования, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, устанавливающих новые, изменяющих или отменяющих ранее предусмотренные нормативными правовыми актами Владимирской области обязанности и запреты для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности, а также устанавливающих, изменяющих или отменяющих ответственность за нарушение нормативных правовых актов Владимирской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, и порядке проведения экспертизы нормативных правовых актов Владимирской области, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности"; Закон Омской области от 26 декабря 2013 г. N 1602-ОЗ "Об отдельных вопросах оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установления и оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, экспертизы нормативных правовых актов в Омской области"; Закон Орловской области от 22 декабря 2016 г. N 2057-ОЗ "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, установлении и оценке применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах, и экспертизе нормативных правовых актов в Орловской области".
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с названным Законом издано Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <193>, которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)В соответствии с названным Законом издано Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" <193>, которым утверждены Правила проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов и методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Статья: О некоторых актуальных вопросах, связанных с правовым регулированием экспертной деятельности в России
(Кропачев Н.М., Низамов В.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)Высокий уровень экспертной деятельности профессионального сообщества СПбГУ отмечен на государственном уровне. СПбГУ регулярно становится исполнителем экспертных работ федерального значения. Например, проведение экспертиз нормативных правовых актов в рамках запуска доменов "ГосТЕх", поручение об организации приведения российского законодательства в соответствие с положениями Указов Президента России N 809 и N 400 и многих другие. Также отметим активное взаимодействие Санкт-Петербургского государственного университета с Министерством юстиции Российской Федерации: сотрудники Университета работают в Экспертном совете при Министерстве юстиции по мониторингу правоприменения в Российской Федерации, в Научно-консультативном совете по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также в иных координационных и совещательных органах.
(Кропачев Н.М., Низамов В.Ю.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 7)Высокий уровень экспертной деятельности профессионального сообщества СПбГУ отмечен на государственном уровне. СПбГУ регулярно становится исполнителем экспертных работ федерального значения. Например, проведение экспертиз нормативных правовых актов в рамках запуска доменов "ГосТЕх", поручение об организации приведения российского законодательства в соответствие с положениями Указов Президента России N 809 и N 400 и многих другие. Также отметим активное взаимодействие Санкт-Петербургского государственного университета с Министерством юстиции Российской Федерации: сотрудники Университета работают в Экспертном совете при Министерстве юстиции по мониторингу правоприменения в Российской Федерации, в Научно-консультативном совете по вопросам международного права при Министерстве юстиции Российской Федерации, а также в иных координационных и совещательных органах.
Статья: Об истоках административного и судебного усмотрения в российской административно-юрисдикционной деятельности
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)В законодательстве РФ термин "дискреция" и сегодня используется редко (например, п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <1>). Преимущественно - в негативном аспекте, как коррупциогенный фактор, на что справедливо обращается внимание в юридической литературе [1, с. 192 - 193]. Однако сегодня мы иногда встречаем в правоохранительных структурах признаки не правового, а именно дискреционного нигилизма. И он вызван, говоря метафорически, своего рода "ослеплением" не одного поколения правоприменителей через ограничение видения ими потенциала собственных полномочий. Конечно, во избежание злоупотреблений. Вместе с тем бороться с коррупцией стоит все же иными мерами. А усмотрение нужно признать не исключением, а важным и неотъемлемым от административной юрисдикции явлением.
(Щепалов С.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2023, N 3)В законодательстве РФ термин "дискреция" и сегодня используется редко (например, п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов <1>). Преимущественно - в негативном аспекте, как коррупциогенный фактор, на что справедливо обращается внимание в юридической литературе [1, с. 192 - 193]. Однако сегодня мы иногда встречаем в правоохранительных структурах признаки не правового, а именно дискреционного нигилизма. И он вызван, говоря метафорически, своего рода "ослеплением" не одного поколения правоприменителей через ограничение видения ими потенциала собственных полномочий. Конечно, во избежание злоупотреблений. Вместе с тем бороться с коррупцией стоит все же иными мерами. А усмотрение нужно признать не исключением, а важным и неотъемлемым от административной юрисдикции явлением.
Статья: Проблемы системы оплаты труда работников воинских частей и организаций Министерства обороны Российской Федерации
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)<6> Подпункт "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2024, N 7)<6> Подпункт "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96.
Статья: Направления законодательного совершенствования действия принципа презумпции невиновности при применении альтернатив уголовному преследованию
(Мухортова Ю.П.)
("Российский судья", 2024, N 5)<2> Приказ ФМС РФ от 22 января 2009 г. N 3 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов в Федеральной миграционной службе на коррупциогенность" // СПС "Гарант". URL: https://base.garant.ru/55171514/c833950df0c886b8cca1bb79bb993eea/ (дата обращения: 08.08.2023).
(Мухортова Ю.П.)
("Российский судья", 2024, N 5)<2> Приказ ФМС РФ от 22 января 2009 г. N 3 "Об утверждении Методических рекомендаций по проведению экспертизы проектов нормативных правовых актов в Федеральной миграционной службе на коррупциогенность" // СПС "Гарант". URL: https://base.garant.ru/55171514/c833950df0c886b8cca1bb79bb993eea/ (дата обращения: 08.08.2023).
Статья: Единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам календарного года
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 7)<7> Приказ МЧС России N 747 указанные отношения никак не регламентирует, что создает предпосылки для широкого толкования и приводит к возникновению коррупциогенного фактора "широта дискреционных полномочий" (подп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96).
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2025, N 7)<7> Приказ МЧС России N 747 указанные отношения никак не регламентирует, что создает предпосылки для широкого толкования и приводит к возникновению коррупциогенного фактора "широта дискреционных полномочий" (подп. "а" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96).
Статья: Антикоррупционный комплаенс: понятие, виды
(Арзамасов Ю.Г.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Термин "антикоррупционный мониторинг" впервые был применен в законодательстве Республики Башкортостан и Республики Мордовия. В дальнейшем его использовали разработчики Модельного закона "Об антикоррупционном мониторинге", который был принят на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 29 ноября 2013 г. N 39-21). Согласно статье 2 данного Закона "антикоррупционный мониторинг - это научно обоснованная комплексная плановая деятельность уполномоченных субъектов и участников по сбору, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционного законодательства и предпринимаемых государством мер против коррупции, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, восприятия и оценки уровня коррупции институтами гражданского общества и гражданами, а также деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов" <11>.
(Арзамасов Ю.Г.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Термин "антикоррупционный мониторинг" впервые был применен в законодательстве Республики Башкортостан и Республики Мордовия. В дальнейшем его использовали разработчики Модельного закона "Об антикоррупционном мониторинге", который был принят на пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 29 ноября 2013 г. N 39-21). Согласно статье 2 данного Закона "антикоррупционный мониторинг - это научно обоснованная комплексная плановая деятельность уполномоченных субъектов и участников по сбору, обобщению, анализу и оценке информации, касающейся эффективности антикоррупционного законодательства и предпринимаемых государством мер против коррупции, состояния правоприменительной практики в сфере противодействия коррупции, восприятия и оценки уровня коррупции институтами гражданского общества и гражданами, а также деятельность по проведению антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов" <11>.
Статья: Современная модель государственной антикоррупционной политики в странах Прибалтики
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)На сегодняшний день во всех странах Прибалтики созданы государственные органы, ответственные за противодействие коррупции. Так, в Латвии в качестве органа исполнительной власти сформировано Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией <9>. Бюро наделено широкими полномочиями как в сфере расследования коррупционных преступлений, так и в отношении предупреждения коррупции, включая, например, организацию обучающих мероприятий, контроль за деятельностью отдельных должностных лиц и отслеживания порядка финансирования политических партий. На этот государственный орган также возложены обязанности по разработке антикоррупционной политики и оценке ее эффективности, проведения экспертизы нормативных правовых актов и участия в международном сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции.
(Шорохов В.Е.)
("Хозяйство и право", 2022, N 10)На сегодняшний день во всех странах Прибалтики созданы государственные органы, ответственные за противодействие коррупции. Так, в Латвии в качестве органа исполнительной власти сформировано Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией <9>. Бюро наделено широкими полномочиями как в сфере расследования коррупционных преступлений, так и в отношении предупреждения коррупции, включая, например, организацию обучающих мероприятий, контроль за деятельностью отдельных должностных лиц и отслеживания порядка финансирования политических партий. На этот государственный орган также возложены обязанности по разработке антикоррупционной политики и оценке ее эффективности, проведения экспертизы нормативных правовых актов и участия в международном сотрудничестве по вопросам противодействия коррупции.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
(том 2)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)- проведение антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.