Проведение экологической экспертизы
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение экологической экспертизы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Общественная экспертиза
(КонсультантПлюс, 2025)Судом... правомерно не приняты доводы заявителя о неопубликовании информации о начале проведения общественной экспертизы или о сомнениях в наличии объекта экспертизы на дату их проведения, поскольку в силу положений Закона [от 23.11.1995 N 174-ФЗ - ред.]... на органе местного самоуправления лежит обязанность лишь по регистрации заявлений, полномочиями по проверке соблюдения порядка проведения экологической экспертизы администрация не обладает..."
(КонсультантПлюс, 2025)Судом... правомерно не приняты доводы заявителя о неопубликовании информации о начале проведения общественной экспертизы или о сомнениях в наличии объекта экспертизы на дату их проведения, поскольку в силу положений Закона [от 23.11.1995 N 174-ФЗ - ред.]... на органе местного самоуправления лежит обязанность лишь по регистрации заявлений, полномочиями по проверке соблюдения порядка проведения экологической экспертизы администрация не обладает..."
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)1. Споры об ответственности за нарушения в области градостроительной деятельности, обращения с отходами, пестицидами и агрохимикатами, а также в области проведения экологической экспертизы и предоставления экологической информации
(КонсультантПлюс, 2025)1. Споры об ответственности за нарушения в области градостроительной деятельности, обращения с отходами, пестицидами и агрохимикатами, а также в области проведения экологической экспертизы и предоставления экологической информации
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Экологическая безопасность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Обеспечение экологической безопасности в хозяйственной
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)2. Обеспечение экологической безопасности в хозяйственной
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на III квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)До 1 марта 2027 года в состав экспертных комиссий государственной и общественной экологических экспертиз могут включаться эксперты, не аттестованные и не включенные в реестр аттестованных экспертов (05.09.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)До 1 марта 2027 года в состав экспертных комиссий государственной и общественной экологических экспертиз могут включаться эксперты, не аттестованные и не включенные в реестр аттестованных экспертов (05.09.2025)
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Федеральная система должна содержать, в частности, информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке, об обращении с отходами производства и потребления, о состоянии экологической системы озера Байкал, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и пр.
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)Федеральная система должна содержать, в частности, информацию о состоянии и загрязнении окружающей среды, о радиационной обстановке, об обращении с отходами производства и потребления, о состоянии экологической системы озера Байкал, о результатах проведения государственной экологической экспертизы и пр.
"Упрощенка. Практическое пособие для организаций и предпринимателей"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Так, налогоплательщику может потребоваться провести государственную экологическую экспертизу материалов, обосновывающих осуществление предпринимательской деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению опасных отходов, а также на профессиональную переподготовку лиц, допущенных к обращению с опасными отходами.
Статья: Пределы цифровизации правовой охраны окружающей среды и природопользования
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В альтернативном электронном виде в настоящее время предоставляется гораздо больше государственных и муниципальных услуг: 1) организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня; 2) выдача разрешений (на трансграничное перемещение отходов; на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и др.); 3) выдача заключений (на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.); 4) согласования (согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации и др.); 5) регистрационно-учетные действия (государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и др.); и др. <7>
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2024, N 3)В альтернативном электронном виде в настоящее время предоставляется гораздо больше государственных и муниципальных услуг: 1) организация и проведение государственной экологической экспертизы федерального уровня; 2) выдача разрешений (на трансграничное перемещение отходов; на использование объектов животного и растительного мира, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения; на содержание и разведение объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания и др.); 3) выдача заключений (на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции и др.); 4) согласования (согласование нормативов потерь твердых полезных ископаемых (за исключением общераспространенных) и подземных вод (минеральных, промышленных, термальных), превышающих по величине нормативы, утвержденные в составе проектной документации и др.); 5) регистрационно-учетные действия (государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и др.); и др. <7>
Статья: Порядок классификации отходов производства и потребления и побочных продуктов производства: проблемы разграничения
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Минприроды России, помимо программы производственного экологического контроля <37>, прямо не указывает на конкретные виды документов в сфере охраны окружающей среды, которые требуется составить хозяйствующему субъекту для использования побочного продукта в хозяйственном обороте. По мнению названного ведомства, документы должны составляться "с учетом природоохранных требований" <38>. Одними из таких требований являются обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательность проведения проверки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды <39>. Оценка воздействия на окружающую среду и проверка документации осуществляются в рамках проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ). Как следует из ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <40>, объектами ГЭЭ могут быть проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.
(Ильменева В.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 12)Минприроды России, помимо программы производственного экологического контроля <37>, прямо не указывает на конкретные виды документов в сфере охраны окружающей среды, которые требуется составить хозяйствующему субъекту для использования побочного продукта в хозяйственном обороте. По мнению названного ведомства, документы должны составляться "с учетом природоохранных требований" <38>. Одними из таких требований являются обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности и обязательность проведения проверки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды <39>. Оценка воздействия на окружающую среду и проверка документации осуществляются в рамках проведения государственной экологической экспертизы (далее - ГЭЭ). Как следует из ст. 11, 12 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" <40>, объектами ГЭЭ могут быть проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, новые вещества, которые могут поступать в окружающую среду, пестициды и агрохимикаты.
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Проведение государственной экологической экспертизы
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Проведение государственной экологической экспертизы
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основания проведения государственной экологической
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Основания проведения государственной экологической
Статья: Изменение границ, преобразование и ликвидация особо охраняемых природных территорий: проблемы правового регулирования и правоприменения
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу о проверке на соответствие ч. 1 ст. 9, ст. 42, ч. 2 и 3 ст. 55, ст. 58, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ статьи 14.1 Закона Московской области об ООПТ, согласно которой преобразованием ООПТ является изменение их границ, режима, категории и значения; оно осуществляется на основании утвержденной правительством Московской области схемы развития и размещения ООПТ, результатов инвентаризации ООПТ областного значения и поступивших предложений. По мнению заявителя, указанные положения не содержали юридических барьеров, препятствующих изменению границ ООПТ, в них не предусмотрена процедура проведения экологической экспертизы. Поводом для обращения послужило то, что Верховным Судом РФ отказано в признании недействующим Постановления правительства Московской области о реорганизации государственного природного заказника областного значения "Широколиственный лес Подольского лесничества". Конституционный Суд РФ не усмотрел неконституционности Закона Московской области <19>.
(Андреечев И.С.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Конституционный Суд РФ рассмотрел жалобу о проверке на соответствие ч. 1 ст. 9, ст. 42, ч. 2 и 3 ст. 55, ст. 58, ч. 5 ст. 76 Конституции РФ статьи 14.1 Закона Московской области об ООПТ, согласно которой преобразованием ООПТ является изменение их границ, режима, категории и значения; оно осуществляется на основании утвержденной правительством Московской области схемы развития и размещения ООПТ, результатов инвентаризации ООПТ областного значения и поступивших предложений. По мнению заявителя, указанные положения не содержали юридических барьеров, препятствующих изменению границ ООПТ, в них не предусмотрена процедура проведения экологической экспертизы. Поводом для обращения послужило то, что Верховным Судом РФ отказано в признании недействующим Постановления правительства Московской области о реорганизации государственного природного заказника областного значения "Широколиственный лес Подольского лесничества". Конституционный Суд РФ не усмотрел неконституционности Закона Московской области <19>.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Необходимо оговориться, что согласно ст. 10 Закона N 246-ФЗ проектная документация искусственного земельного участка должна предусматривать мероприятия по охране и предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде, включая водные объекты, объекты животного и растительного мира; проектная документация искусственного земельного участка подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе. В литературе отмечалось, что создание искусственных земельных участков нередко приводит к негативным влияниям на окружающую природную среду. Например, прерывание искусственным земельным участком вдоль берегового потока наносов может повлечь низовые размывы берега и пляжа на смежных участках берегов. Попадающие в зону влияния искусственных островов морские пляжи могут потерять свое рекреационное значение, а на акваториях искусственных островов возможно загрязнение морской воды <1>. Однако подготовка проектной документации искусственного земельного участка осуществляется после согласования проекта разрешения, выдачи разрешения, проведения аукциона и заключения договора о создании участка. Указанные процедуры требуют временных и материальных (возможно, бюджетных) затрат, в связи с чем возникает вопрос о рисках и последствиях выявления экспертами негативного влияния работ по сооружению участка на экологическую безопасность. Кроме того, эксперты при выполнении исследования оказываются в сложной ситуации, поскольку на момент проведения экологической экспертизы инициатором создания участка и государственными органами проделан значительный объем работ. Данные факторы могут привести к вынесению необъективного и незаконного заключения, которое, в свою очередь, повлечет экологический ущерб и иные негативные последствия.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Необходимо оговориться, что согласно ст. 10 Закона N 246-ФЗ проектная документация искусственного земельного участка должна предусматривать мероприятия по охране и предотвращению возможного причинения вреда окружающей среде, включая водные объекты, объекты животного и растительного мира; проектная документация искусственного земельного участка подлежит государственной экспертизе и государственной экологической экспертизе. В литературе отмечалось, что создание искусственных земельных участков нередко приводит к негативным влияниям на окружающую природную среду. Например, прерывание искусственным земельным участком вдоль берегового потока наносов может повлечь низовые размывы берега и пляжа на смежных участках берегов. Попадающие в зону влияния искусственных островов морские пляжи могут потерять свое рекреационное значение, а на акваториях искусственных островов возможно загрязнение морской воды <1>. Однако подготовка проектной документации искусственного земельного участка осуществляется после согласования проекта разрешения, выдачи разрешения, проведения аукциона и заключения договора о создании участка. Указанные процедуры требуют временных и материальных (возможно, бюджетных) затрат, в связи с чем возникает вопрос о рисках и последствиях выявления экспертами негативного влияния работ по сооружению участка на экологическую безопасность. Кроме того, эксперты при выполнении исследования оказываются в сложной ситуации, поскольку на момент проведения экологической экспертизы инициатором создания участка и государственными органами проделан значительный объем работ. Данные факторы могут привести к вынесению необъективного и незаконного заключения, которое, в свою очередь, повлечет экологический ущерб и иные негативные последствия.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Резюмируя, отметим, что в населенном пункте, расположенном в границах национального парка, допускается строительство индивидуальных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры, для которых не требуется проведения государственной экологической экспертизы. Разрешение на строительство (уведомление о планируемом строительстве) при этом оформляется в общем порядке (но если границы населенного пункта не внесены в ЕГРН, то есть вероятность, что органы местного самоуправления переадресуют за получением разрешения в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк).
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)Резюмируя, отметим, что в населенном пункте, расположенном в границах национального парка, допускается строительство индивидуальных жилых домов и объектов социальной инфраструктуры, для которых не требуется проведения государственной экологической экспертизы. Разрешение на строительство (уведомление о планируемом строительстве) при этом оформляется в общем порядке (но если границы населенного пункта не внесены в ЕГРН, то есть вероятность, что органы местного самоуправления переадресуют за получением разрешения в федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого находится национальный парк).
Готовое решение: Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о заключении государственной экологической экспертизы и (или) заключении государственной экспертизы проектной документации (при необходимости их проведения);
(КонсультантПлюс, 2025)сведения о заключении государственной экологической экспертизы и (или) заключении государственной экспертизы проектной документации (при необходимости их проведения);