Проведение государственной экспертизы условий труда
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение государственной экспертизы условий труда (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 213 "Государственная экспертиза условий труда" Трудового кодекса РФ"Вопреки доводов кассационных жалоб о не учете при проведении специальной оценки работодателем всех производственных факторов на рабочих местах истцов, их режима работы, специфики работы такие обстоятельства являлись предметом проверки оценки судов первой и апелляционной инстанций в ходе рассмотрения дела, новая специальная оценка условий труда при несогласии работника сразу не проводится, а сначала проводится государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, фактических условий труда работников."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Требования охраны трудаГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА.
Готовое решение: Как работодателю обеспечить соблюдение требований охраны труда
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для госэкспертизы условий труда может послужить обращение работодателя, работников, представление ГИТ в связи с контрольным (надзорным) мероприятием и др. (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, пп. "а", "в" п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н). Типовые формы документов, необходимых для проведения госэкспертизы условий труда, утверждены Приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н.
(КонсультантПлюс, 2025)Основанием для госэкспертизы условий труда может послужить обращение работодателя, работников, представление ГИТ в связи с контрольным (надзорным) мероприятием и др. (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, пп. "а", "в" п. 2 Порядка, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н). Типовые формы документов, необходимых для проведения госэкспертизы условий труда, утверждены Приказом Минтруда России от 28.10.2021 N 765н.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)Статья 213. Государственная экспертиза условий труда
(ред. от 29.09.2025)Статья 213. Государственная экспертиза условий труда
Приказ Минтруда России от 29.10.2021 N 775н
"Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66436)Зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2021 г. N 66436
"Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда"
(Зарегистрировано в Минюсте России 20.12.2021 N 66436)Зарегистрировано в Минюсте России 20 декабря 2021 г. N 66436
Последние изменения: Гарантии и компенсации за вредные условия труда
(КонсультантПлюс, 2025)Утвержден новый Порядок проведения государственной экспертизы условий труда.
(КонсультантПлюс, 2025)Утвержден новый Порядок проведения государственной экспертизы условий труда.
"Комментарий к разделу X "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Приказом Минтруда от 29.10.2021 N 775н. Порядком установлено (п. п. 5 - 7), что государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, а также в целях оценки фактических условий труда работников осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется:
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Чернусь Н.Ю., Шавин В.А., Беляев М.А., Бикметов Р.И., Загорских С.А., Слесарев С.А., Тимошенко Д.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Порядок проведения государственной экспертизы условий труда утвержден Приказом Минтруда от 29.10.2021 N 775н. Порядком установлено (п. п. 5 - 7), что государственная экспертиза условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, а также в целях оценки фактических условий труда работников осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда, государственная экспертиза условий труда в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда осуществляется:
Статья: Особенности применения трудового законодательства в новых регионах РФ
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)Заключения государственной экспертизы условий труда, проведенной в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территориях новых регионов до 30.09.2022, признаются действительными, при этом обеспечивается их сохранность, а также сохранность иных документов и материалов, полученных для проведения государственной экспертизы условий труда.
(Подкопаев М.В.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 2)Заключения государственной экспертизы условий труда, проведенной в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, которые действовали на территориях новых регионов до 30.09.2022, признаются действительными, при этом обеспечивается их сохранность, а также сохранность иных документов и материалов, полученных для проведения государственной экспертизы условий труда.
Статья: Группа компаний: понятие, особенности правового положения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Прийти к пониманию содержания этого термина возможно путем совокупного толкования ряда правовых норм, в частности ст. 4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), пп. "а" п. 7 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н. По смыслу указанных актов в законодательстве, как и на практике, под группой компаний понимается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, связанных отношениями значительного влияния или контроля.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Прийти к пониманию содержания этого термина возможно путем совокупного толкования ряда правовых норм, в частности ст. 4 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках), пп. "а" п. 7 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда, утв. Приказом Минтруда России от 29.10.2021 N 775н. По смыслу указанных актов в законодательстве, как и на практике, под группой компаний понимается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, связанных отношениями значительного влияния или контроля.
Статья: Безопасность и гигиена труда: правовые новации
(Петров А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
(Петров А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 2)устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
"Охрана труда в Российской Федерации. Научно-практический комментарий к разделу X Трудового кодекса Российской Федерации"
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- порядок проведения государственной экспертизы условий труда, типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда;
(постатейный)
(Серегина Л.В.)
("КОНТРАКТ", 2023)- порядок проведения государственной экспертизы условий труда, типовые формы документов, необходимых для проведения государственной экспертизы условий труда;
Статья: Обоснование включения требования о передаче жилого помещения в реестр требований кредиторов при отсутствии прямых доказательств получения застройщиком оплаты (схемы привлечения денежных средств граждан лицом, не являющимся застройщиком)
(Фролов И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Гражданам, права которых на получение жилых помещений нарушаются, необходимо доказать, что единоличным исполнительным органом должника и его учредителем и одновременно единственным участником организации, принявшим деньги от участника строительства, являются одни и те же лица, что будет свидетельствовать об их аффилированности <12>. При этом следует учитывать, что в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия "группа компаний", но содержание указанного термина возможно уяснить путем системного и совокупного толкования таких правовых норм, как: ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 <13>; п. 7 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда <14>; п. 2.9 формы бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне <15>. Согласно положениям указанных правовых норм под группой компаний понимается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, связанных отношениями значительного влияния или контроля. Помимо этого, подходы к понятию "группа компаний", сформулированному в российской правовой науке <16>, сводятся к тому, что под группой компаний следует понимать несколько юридических лиц (коммерческих организаций), добровольно признающих себя группой и объединенных общим кругом контролирующих владельцев. Судебная практика исходит из того, что в делах о банкротстве застройщика факт наличия группы компаний усматривается в ситуациях, при которых "отдельные виды работ и направлений бизнес-деятельности предприятия не объединены в одну укрупненную компанию, а, напротив, осуществляются (ведутся) с помощью нескольких компаний. В то же время каждая из них остается самостоятельной с юридической точки зрения, и наличие юридической самостоятельности какой-либо компании еще не означает ее экономическую независимость. Если при рассмотрении дела о банкротстве юридических лиц, входящих в группу компаний, возглавляемых одними физическими лицами, установлен факт привлечения денежных средств граждан с использованием определенной схемы, при которой привлечение денежных средств тем или иным способом, в том числе в качестве заемных средств, осуществляет одна компания, не являющаяся застройщиком, при этом договор фактически оформлялся с компанией, являющейся действующим застройщиком" <17>. Судебная практика также обращает внимание на то, что, "если акты зачета оформляются не во всех случаях, а из фактических обстоятельств дела и поведения сторон видно, что воля компаний, входящих в одну группу с организацией-застройщиком, была направлена на привлечение денежных средств граждан для осуществления строительства объекта, а воля граждан, являющихся конечными приобретателями жилых помещений (участников строительства), была направлена на получение квартир в указанном объекте, никаких иных интересов и целей в указанных правоотношениях преследоваться не могло, из чего следует, что соглашение о предоставлении денежных средств аффилированному с организацией-застройщиком (должником) лицу, а также все связанные с ним сделки совершены с пороком воли, в связи с чем являются притворными в силу ст. 170 ГК РФ, прикрывающими сделку по фактическому привлечению застройщиком денежных средств граждан для строительства жилья" <18>. Все это означает, что если при применении застройщиком схемы подконтрольных юридических лиц будет доказана аффилированность лиц, принимающих денежные средства граждан, с организацией-застройщиком, то суд должен прийти к выводу о том, что представленные гражданином-заявителем документы (договор ДДУ, договор цессии, иные договоры и соглашения, на основании которых гражданин оплатил приобретаемое жилое помещение, а также документы, подтверждающие уплату гражданином денежных средств на строительство жилья) позволяют установить факт произведенной оплаты застройщику. Указанные обстоятельства должны быть приняты судом как основания удовлетворения заявленных гражданином требований, что служит основанием разрешения судом разногласий между гражданином и конкурсным управляющим застройщика путем включения требований таких граждан в реестр требований о передаче жилых помещений.
(Фролов И.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2023, N 4)Гражданам, права которых на получение жилых помещений нарушаются, необходимо доказать, что единоличным исполнительным органом должника и его учредителем и одновременно единственным участником организации, принявшим деньги от участника строительства, являются одни и те же лица, что будет свидетельствовать об их аффилированности <12>. При этом следует учитывать, что в российском законодательстве отсутствует легальное определение понятия "группа компаний", но содержание указанного термина возможно уяснить путем системного и совокупного толкования таких правовых норм, как: ст. 4 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 <13>; п. 7 Порядка проведения государственной экспертизы условий труда <14>; п. 2.9 формы бизнес-плана, прилагаемого к заявке на заключение соглашения об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне <15>. Согласно положениям указанных правовых норм под группой компаний понимается не являющееся юридическим лицом объединение юридических лиц, связанных отношениями значительного влияния или контроля. Помимо этого, подходы к понятию "группа компаний", сформулированному в российской правовой науке <16>, сводятся к тому, что под группой компаний следует понимать несколько юридических лиц (коммерческих организаций), добровольно признающих себя группой и объединенных общим кругом контролирующих владельцев. Судебная практика исходит из того, что в делах о банкротстве застройщика факт наличия группы компаний усматривается в ситуациях, при которых "отдельные виды работ и направлений бизнес-деятельности предприятия не объединены в одну укрупненную компанию, а, напротив, осуществляются (ведутся) с помощью нескольких компаний. В то же время каждая из них остается самостоятельной с юридической точки зрения, и наличие юридической самостоятельности какой-либо компании еще не означает ее экономическую независимость. Если при рассмотрении дела о банкротстве юридических лиц, входящих в группу компаний, возглавляемых одними физическими лицами, установлен факт привлечения денежных средств граждан с использованием определенной схемы, при которой привлечение денежных средств тем или иным способом, в том числе в качестве заемных средств, осуществляет одна компания, не являющаяся застройщиком, при этом договор фактически оформлялся с компанией, являющейся действующим застройщиком" <17>. Судебная практика также обращает внимание на то, что, "если акты зачета оформляются не во всех случаях, а из фактических обстоятельств дела и поведения сторон видно, что воля компаний, входящих в одну группу с организацией-застройщиком, была направлена на привлечение денежных средств граждан для осуществления строительства объекта, а воля граждан, являющихся конечными приобретателями жилых помещений (участников строительства), была направлена на получение квартир в указанном объекте, никаких иных интересов и целей в указанных правоотношениях преследоваться не могло, из чего следует, что соглашение о предоставлении денежных средств аффилированному с организацией-застройщиком (должником) лицу, а также все связанные с ним сделки совершены с пороком воли, в связи с чем являются притворными в силу ст. 170 ГК РФ, прикрывающими сделку по фактическому привлечению застройщиком денежных средств граждан для строительства жилья" <18>. Все это означает, что если при применении застройщиком схемы подконтрольных юридических лиц будет доказана аффилированность лиц, принимающих денежные средства граждан, с организацией-застройщиком, то суд должен прийти к выводу о том, что представленные гражданином-заявителем документы (договор ДДУ, договор цессии, иные договоры и соглашения, на основании которых гражданин оплатил приобретаемое жилое помещение, а также документы, подтверждающие уплату гражданином денежных средств на строительство жилья) позволяют установить факт произведенной оплаты застройщику. Указанные обстоятельства должны быть приняты судом как основания удовлетворения заявленных гражданином требований, что служит основанием разрешения судом разногласий между гражданином и конкурсным управляющим застройщика путем включения требований таких граждан в реестр требований о передаче жилых помещений.