Проведение государственной итоговой аттестации
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение государственной итоговой аттестации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок действия особенностей проведения ГИА при завершении освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств (31.12.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок действия особенностей проведения ГИА при завершении освоения образовательных программ основного общего и среднего общего образования для граждан, проходивших обучение за рубежом и вынужденных прервать его в связи с недружественными действиями иностранных государств (31.12.2025)
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 59. Итоговая аттестация
(ред. от 15.10.2025)
"Об образовании в Российской Федерации"Статья 59. Итоговая аттестация
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Так, Закон Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2014 г. N 12-ОЗ "Об образовании в Ненецком автономном округе" в ст. 12 предусматривает, что дети, проживающие совместно с родителями, ведущими кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с оленеводством и (или) рыболовством, вывозятся к месту учебы в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, в начале учебного года и обратно в конце учебного года, а также к месту ведения кочевого или полукочевого образа жизни и обратно к месту учебы на период зимних каникул. Кроме того, одному из родителей обучающихся данной категории предоставляется право бесплатного сопровождения к месту учебы в начале учебного года и обратно в конце учебного года, а также к месту ведения кочевого или полукочевого образа жизни, связанного с оленеводством и (или) рыболовством, и обратно на период зимних каникул. Также дети, проживающие в сельских населенных пунктах Ненецкого автономного округа, в которых отсутствуют общеобразовательные организации, вывозятся либо обеспечиваются проездными документами для выезда к месту учебы и обратно, включая период зимних каникул. Бесплатным проездом или бесплатными проездными документами обеспечиваются выпускники общеобразовательных организаций для проезда к местам проведения государственной итоговой аттестации и обратно.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Так, Закон Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2014 г. N 12-ОЗ "Об образовании в Ненецком автономном округе" в ст. 12 предусматривает, что дети, проживающие совместно с родителями, ведущими кочевой или полукочевой образ жизни, связанный с оленеводством и (или) рыболовством, вывозятся к месту учебы в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Ненецкого автономного округа, в начале учебного года и обратно в конце учебного года, а также к месту ведения кочевого или полукочевого образа жизни и обратно к месту учебы на период зимних каникул. Кроме того, одному из родителей обучающихся данной категории предоставляется право бесплатного сопровождения к месту учебы в начале учебного года и обратно в конце учебного года, а также к месту ведения кочевого или полукочевого образа жизни, связанного с оленеводством и (или) рыболовством, и обратно на период зимних каникул. Также дети, проживающие в сельских населенных пунктах Ненецкого автономного округа, в которых отсутствуют общеобразовательные организации, вывозятся либо обеспечиваются проездными документами для выезда к месту учебы и обратно, включая период зимних каникул. Бесплатным проездом или бесплатными проездными документами обеспечиваются выпускники общеобразовательных организаций для проезда к местам проведения государственной итоговой аттестации и обратно.
Ситуация: Какие права у работника, обучающегося дистанционно?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны (п. 1 ч. 17 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных ЧС, введении режима повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ либо на ее части реализация образовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах или в перечне профессий, направлений подготовки, специальностей, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно дистанционных образовательных технологий, если реализация указанных образовательных программ и проведение государственной итоговой аттестации без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны (п. 1 ч. 17 ст. 108 Закона N 273-ФЗ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Отказывая в принятии административного искового заявления, суды исходили из того, что доводы административного истца по существу сводятся к несогласию с итоговой оценкой, полученной им при проведении государственной итоговой аттестации. Между тем суд не вправе оценивать степень и уровень освоения обучающимся образовательной программы, поскольку решение таких вопросов относится к исключительной компетенции административного ответчика. Помимо этого, суды пришли к выводу, что решение апелляционной комиссии не является властно-распорядительным актом, не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, в связи с чем его законность не может быть проверена в порядке административного судопроизводства.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Отказывая в принятии административного искового заявления, суды исходили из того, что доводы административного истца по существу сводятся к несогласию с итоговой оценкой, полученной им при проведении государственной итоговой аттестации. Между тем суд не вправе оценивать степень и уровень освоения обучающимся образовательной программы, поскольку решение таких вопросов относится к исключительной компетенции административного ответчика. Помимо этого, суды пришли к выводу, что решение апелляционной комиссии не является властно-распорядительным актом, не возлагает на заявителя каких-либо обязанностей, в связи с чем его законность не может быть проверена в порядке административного судопроизводства.
Статья: Получение взятки руководителем выпускной квалификационной работы
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Сложнее оценить ситуацию, когда письменную работу студенту "продает" научный руководитель и сопровождает ее положительным отзывом. Отношения между обучающимся и его научным руководителем регулирует Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры". Заметим, что в качестве условия допуска к итоговой аттестации он определяет отсутствие академической задолженности и выполнение учебного плана (п. 2). Что касается выпускной квалификационной работы, то "...требования к ней, порядок ее выполнения и критерии оценки устанавливаются организацией самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований)" (п. 13). Приказ не предусматривает какого-либо порядка принятия решения о допуске работы к защите. Для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся закрепляется руководитель (п. 32), который представляет отзыв о работе выпускника над дипломом (п. 34). Далее "выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия (рецензии) передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты..." (п. 37). Приказ не содержит норм, которые бы предоставляли право представителям образовательной организации препятствовать защите работы обучающихся, допущенных к государственной аттестации.
(Борков В.Н.)
("Уголовное право", 2024, N 1)Сложнее оценить ситуацию, когда письменную работу студенту "продает" научный руководитель и сопровождает ее положительным отзывом. Отношения между обучающимся и его научным руководителем регулирует Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 июня 2015 г. N 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры". Заметим, что в качестве условия допуска к итоговой аттестации он определяет отсутствие академической задолженности и выполнение учебного плана (п. 2). Что касается выпускной квалификационной работы, то "...требования к ней, порядок ее выполнения и критерии оценки устанавливаются организацией самостоятельно в соответствии с требованиями, установленными стандартом (при наличии таких требований)" (п. 13). Приказ не предусматривает какого-либо порядка принятия решения о допуске работы к защите. Для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся закрепляется руководитель (п. 32), который представляет отзыв о работе выпускника над дипломом (п. 34). Далее "выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия (рецензии) передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты..." (п. 37). Приказ не содержит норм, которые бы предоставляли право представителям образовательной организации препятствовать защите работы обучающихся, допущенных к государственной аттестации.
Статья: Персонифицированный учет фармацевтических работников - 2023
(Спицына Т.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Первичное внесение в федеральный регистр записи об обучающемся осуществляется на основании информации, содержащейся в федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и приема).
(Спицына Т.В.)
("Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение", 2022, N 12)Первичное внесение в федеральный регистр записи об обучающемся осуществляется на основании информации, содержащейся в федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования (ФИС ГИА и приема).
Ситуация: Каков порядок обучения по индивидуальному учебному плану?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования создаются условия, учитывающие состояние здоровья и особенности психофизического развития лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому. Основанием для организации экзамена на дому являются, в частности, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (п. п. 13, 49 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 232, Рособрнадзора N 551 от 04.04.2023).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования создаются условия, учитывающие состояние здоровья и особенности психофизического развития лиц, обучающихся по состоянию здоровья на дому. Основанием для организации экзамена на дому являются, в частности, рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (п. п. 13, 49 Порядка, утв. Приказом Минпросвещения России N 232, Рособрнадзора N 551 от 04.04.2023).
Ситуация: Каков порядок получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Условия получения образования детьми с ОВЗ определяются в рекомендациях ПМПК. На основании них образовательные организации создают специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе при проведении государственной итоговой аттестации.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Условия получения образования детьми с ОВЗ определяются в рекомендациях ПМПК. На основании них образовательные организации создают специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, в том числе при проведении государственной итоговой аттестации.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 30"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)<1> См.: п. 12 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2025)<1> См.: п. 12 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636.
Готовое решение: Как организовать оказание платных образовательных услуг
(КонсультантПлюс, 2025)Получить госаккредитацию нужно, если вы хотите обучать по основным образовательным программам (за некоторыми исключениями) и по итогам их освоения проводить государственную итоговую аттестацию и выдавать документы об образовании и квалификации установленного образца (ч. 4 ст. 59, ч. 4 ст. 60, ст. 92 Закона об образовании). В других случаях госаккредитация не требуется. Например, если вы обучаете по дополнительной образовательной программе основам менеджмента. Вы сможете провести итоговую аттестацию и выдать документ об образовании или квалификации по своему образцу (ч. 3 ст. 60 Закона об образовании).
(КонсультантПлюс, 2025)Получить госаккредитацию нужно, если вы хотите обучать по основным образовательным программам (за некоторыми исключениями) и по итогам их освоения проводить государственную итоговую аттестацию и выдавать документы об образовании и квалификации установленного образца (ч. 4 ст. 59, ч. 4 ст. 60, ст. 92 Закона об образовании). В других случаях госаккредитация не требуется. Например, если вы обучаете по дополнительной образовательной программе основам менеджмента. Вы сможете провести итоговую аттестацию и выдать документ об образовании или квалификации по своему образцу (ч. 3 ст. 60 Закона об образовании).