Проведение годовой инвентаризации в 2019 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение годовой инвентаризации в 2019 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2023 N 01АП-5352/2023 по делу N А79-313/2022
Требование: О взыскании стоимости утраченного имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Оценив показания свидетелей, пояснения и объяснения Бибикова Д.Ю., представленные истцом документы, суд первой инстанции обоснованно не признал установленным факт заключения договора поставки между истцом и Бибиковым Д.Ю. именно 15.01.2019; кроме того, истцом не доказан факт реального, а не формального заключения данного договора: истцом не представлено доказательств отражения в его бухгалтерском учете факта приобретения спорного имущества в январе 2019 года, равно как и проведения его инвентаризации за весь период после его получения, при смене руководства и материально ответственных лиц, вплоть до 03.06.2021.
Требование: О взыскании стоимости утраченного имущества.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Оценив показания свидетелей, пояснения и объяснения Бибикова Д.Ю., представленные истцом документы, суд первой инстанции обоснованно не признал установленным факт заключения договора поставки между истцом и Бибиковым Д.Ю. именно 15.01.2019; кроме того, истцом не доказан факт реального, а не формального заключения данного договора: истцом не представлено доказательств отражения в его бухгалтерском учете факта приобретения спорного имущества в январе 2019 года, равно как и проведения его инвентаризации за весь период после его получения, при смене руководства и материально ответственных лиц, вплоть до 03.06.2021.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2025 N 20АП-6640/2024 по делу N А23-9070/2019
Требование: Об отмене определения о взыскании убытков, вызванных незаконным перечислением денежных средств, списанием дебиторской задолженности без представления сведений об обстоятельствах списания и непринятием мер по истребованию неотработанного аванса.
Решение: Определение оставлено без изменения.Суд также пришел к выводу, что заявленные конкурсным управляющим недостачи ТМЦ на сумму 145 825 000 руб. и падеж КРС на сумму 205 328 645,89 руб., выявленные и списанные в 3 квартале 2019 года на основании проведенных в этот период инвентаризации и переоценки основных средств должника, не свидетельствуют о существенной недостоверности бухгалтерской отчетности должника в предыдущие периоды.
Требование: Об отмене определения о взыскании убытков, вызванных незаконным перечислением денежных средств, списанием дебиторской задолженности без представления сведений об обстоятельствах списания и непринятием мер по истребованию неотработанного аванса.
Решение: Определение оставлено без изменения.Суд также пришел к выводу, что заявленные конкурсным управляющим недостачи ТМЦ на сумму 145 825 000 руб. и падеж КРС на сумму 205 328 645,89 руб., выявленные и списанные в 3 квартале 2019 года на основании проведенных в этот период инвентаризации и переоценки основных средств должника, не свидетельствуют о существенной недостоверности бухгалтерской отчетности должника в предыдущие периоды.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести инвентаризацию основных средств и прав пользования активами
(КонсультантПлюс, 2025)Недвижимое имущество, которое приобретено или создано для продажи, не относится к основным средствам. Такое имущество нужно учитывать в качестве запасов. Это следует из п. 4 ФСБУ 6/2020 и пп. "ж" п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы". Инвентаризацию такого имущества обязательно проводить ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (пп. "а" п. 15 ФСБУ 28/2023).
(КонсультантПлюс, 2025)Недвижимое имущество, которое приобретено или создано для продажи, не относится к основным средствам. Такое имущество нужно учитывать в качестве запасов. Это следует из п. 4 ФСБУ 6/2020 и пп. "ж" п. 3 ФСБУ 5/2019 "Запасы". Инвентаризацию такого имущества обязательно проводить ежегодно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (пп. "а" п. 15 ФСБУ 28/2023).
Статья: Околоновогодние вопросы: сверка с контрагентами, декабрьские акты и авансы...
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 2)У нашей организации есть долги перед покупателем за несколько предыдущих лет (с 2016 по 2019 г.). Покупатель, ссылаясь на проведение у себя инвентаризации в конце 2022 г. - начале 2023 г., просит нашего директора и/или главбуха подписать акт сверки взаиморасчетов и подтвердить такие долги. Какие для нас будут последствия в случае, если мы подпишем такой акт? Возвращать эти долги мы не хотим, а планируем списать декабрьскими проводками как безнадежные.
(Елина Л.А.)
("Главная книга", 2023, N 2)У нашей организации есть долги перед покупателем за несколько предыдущих лет (с 2016 по 2019 г.). Покупатель, ссылаясь на проведение у себя инвентаризации в конце 2022 г. - начале 2023 г., просит нашего директора и/или главбуха подписать акт сверки взаиморасчетов и подтвердить такие долги. Какие для нас будут последствия в случае, если мы подпишем такой акт? Возвращать эти долги мы не хотим, а планируем списать декабрьскими проводками как безнадежные.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 11.11.2015 N 1219
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.53. утратил силу с 1 января 2019 года. - Пункт 6 данного Постановления;
(ред. от 24.04.2025)
"Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)5.2.53. утратил силу с 1 января 2019 года. - Пункт 6 данного Постановления;
"Годовой отчет. Бухгалтерская отчетность для коммерческих организаций - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В соответствии с программой разработки новых стандартов, утвержденной Приказом Минфина России от 22.02.2022 N 23н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022 - 2026 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 83н", предполагаемая дата вступления в силу ФСБУ "Инвентаризация" для обязательного применения - 2025 год.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)В соответствии с программой разработки новых стандартов, утвержденной Приказом Минфина России от 22.02.2022 N 23н "Об утверждении программы разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2022 - 2026 гг. и о признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 5 июня 2019 г. N 83н", предполагаемая дата вступления в силу ФСБУ "Инвентаризация" для обязательного применения - 2025 год.
Статья: Сложности администрирования неналоговых доходов в мировой и отечественной практике
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 10)Необходимо отметить, что аналогичное исследование было проведено в 2019 года: по его итогам эксперты Счетной палаты РФ (инициатора проведения мероприятия) пришли к выводу о необходимости законодательного закрепления термина "неналоговый платеж", а также регулярной инвентаризации и оптимизации такого рода платежей, в том числе с целью повышения эффективности их использования.
(Дадаев З.А.)
("Современное право", 2024, N 10)Необходимо отметить, что аналогичное исследование было проведено в 2019 года: по его итогам эксперты Счетной палаты РФ (инициатора проведения мероприятия) пришли к выводу о необходимости законодательного закрепления термина "неналоговый платеж", а также регулярной инвентаризации и оптимизации такого рода платежей, в том числе с целью повышения эффективности их использования.
Типовая ситуация: Запасы: бухгалтерский и налоговый учет
(Издательство "Главная книга", 2025)Инвентаризацию материалов, товаров и готовой продукции проводят ежегодно в рамках годовой инвентаризации. Отдельные ТМЦ инвентаризируют при смене материально ответственных лиц и в некоторых других случаях на основании отдельных приказов. Комиссия проверяет наличие ТМЦ и возможность их использования по назначению. Результаты оформляют описью ИНВ-3 и сличительной ведомостью ИНВ-19.
(Издательство "Главная книга", 2025)Инвентаризацию материалов, товаров и готовой продукции проводят ежегодно в рамках годовой инвентаризации. Отдельные ТМЦ инвентаризируют при смене материально ответственных лиц и в некоторых других случаях на основании отдельных приказов. Комиссия проверяет наличие ТМЦ и возможность их использования по назначению. Результаты оформляют описью ИНВ-3 и сличительной ведомостью ИНВ-19.
"ARS IURIS: сборник научных статей к юбилею Г.А. Гаджиева"
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В Отчете о работе Счетной палаты РФ в 2019 году <3> приведен раздел "Анализ проблем установления и классификации неналоговых платежей и платежей, имеющих признаки налогов". Очередной раз предложено провести инвентаризацию существующих обязательных платежей, по итогам которой создать и вести реестр публично-правовых обязательных платежей, закрепленный нормативным правовым актом. В данном Отчете упомянут тот факт, что Минфином России составлен перечень, содержащий 167 платежей. Также сделаны выводы, что российское законодательство активно использует такие термины, как "налоги", "сборы", "государственная пошлина", "платежи", "плата" и т.д. Столь различная терминология значительно усложняет систематизацию неналоговых платежей в силу того, что указанные платежи даже при наличии сходного объекта регулирования исторически устанавливались актами разной юридической силы и при отсутствии единых требований к установлению таких платежей. Также отмечается, что, как правило, большинство обязательных элементов таких платежей установлено на основании подзаконных нормативных актов; общая сумма поступлений неналоговых доходов в 2018 году - порядка 1,52 трлн р.
(под общ. ред. П.Д. Блохина, А.В. Ильина, Д.В. Тютина)
("Статут", 2023)В Отчете о работе Счетной палаты РФ в 2019 году <3> приведен раздел "Анализ проблем установления и классификации неналоговых платежей и платежей, имеющих признаки налогов". Очередной раз предложено провести инвентаризацию существующих обязательных платежей, по итогам которой создать и вести реестр публично-правовых обязательных платежей, закрепленный нормативным правовым актом. В данном Отчете упомянут тот факт, что Минфином России составлен перечень, содержащий 167 платежей. Также сделаны выводы, что российское законодательство активно использует такие термины, как "налоги", "сборы", "государственная пошлина", "платежи", "плата" и т.д. Столь различная терминология значительно усложняет систематизацию неналоговых платежей в силу того, что указанные платежи даже при наличии сходного объекта регулирования исторически устанавливались актами разной юридической силы и при отсутствии единых требований к установлению таких платежей. Также отмечается, что, как правило, большинство обязательных элементов таких платежей установлено на основании подзаконных нормативных актов; общая сумма поступлений неналоговых доходов в 2018 году - порядка 1,52 трлн р.
Статья: Отчет о промежуточных результатах контрольного мероприятия "Проверка целевого и результативного использования межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, направленных в 2019 - 2022 годах и истекшем периоде 2023 года на реализацию мероприятий федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" национального проекта "Жилье и городская среда", в Республике Башкортостан и Тверской области"
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)Вместе с тем по результатам проведенной в 2019 году Минстроем России инвентаризации <45> в целом по Российской Федерации количество дворовых территорий, требующих благоустройства и включенных в государственные (муниципальные) программы в период 2019 - 2024 годов, составляло 146 384 единицы, невключенных - 160 415 единиц.
(Трунова Н.)
("Бюллетень Счетной палаты РФ", 2024, N 6)Вместе с тем по результатам проведенной в 2019 году Минстроем России инвентаризации <45> в целом по Российской Федерации количество дворовых территорий, требующих благоустройства и включенных в государственные (муниципальные) программы в период 2019 - 2024 годов, составляло 146 384 единицы, невключенных - 160 415 единиц.
"Доверительное управление наследственным имуществом: монография"
("Проспект", 2025)53. Крашенинников П.В. Наследственное право (включая наследственные фонды, наследственные договоры и совместные завещания). 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 302 с. Приводится по СПС "КонсультантПлюс".
("Проспект", 2025)53. Крашенинников П.В. Наследственное право (включая наследственные фонды, наследственные договоры и совместные завещания). 4-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 302 с. Приводится по СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Как определяется срок давности на возврат излишне уплаченного НДФЛ
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 10)Компания посчитала отказ неправомерным. По ее мнению, она узнала о переплате после проведения инвентаризации расчетов перед составлением годовой отчетности, получения акта взаимной сверки расчетов с бюджетом за 2018 г. и представления в налоговый орган первичной декларации за налоговый период. Расчет по НДФЛ за 2018 г. был представлен в инспекцию 25 февраля 2019 г. И именно с этой даты необходимо отсчитывать трехлетний срок на возврат излишне перечисленного НДФЛ.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 10)Компания посчитала отказ неправомерным. По ее мнению, она узнала о переплате после проведения инвентаризации расчетов перед составлением годовой отчетности, получения акта взаимной сверки расчетов с бюджетом за 2018 г. и представления в налоговый орган первичной декларации за налоговый период. Расчет по НДФЛ за 2018 г. был представлен в инспекцию 25 февраля 2019 г. И именно с этой даты необходимо отсчитывать трехлетний срок на возврат излишне перечисленного НДФЛ.
Тематический выпуск: Актуальные вопросы бухгалтерского учета: из практики консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)С апреля 2025 года порядок и условия проведения инвентаризации активов и обязательств будут регулироваться в том числе и положениями ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация" (утв. Приказом Минфина России от 13.01.2023 N 4н; далее - Стандарт).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 11)С апреля 2025 года порядок и условия проведения инвентаризации активов и обязательств будут регулироваться в том числе и положениями ФСБУ 28/2023 "Инвентаризация" (утв. Приказом Минфина России от 13.01.2023 N 4н; далее - Стандарт).
"Годовой отчет для автономных учреждений - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно Письму Минфина России от 22.10.2019 N 02-07-10/81064 проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов.
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)Согласно Письму Минфина России от 22.10.2019 N 02-07-10/81064 проведение инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности ранее 31 декабря допустимо только в отношении нефинансовых активов.
Статья: Правовое регулирование сейсмостойкого строительства: пример России и Турции
(Киль Ю.Э., Аласкарова Л.О. кызы)
("Закон", 2023, N 8)При этом Счетная палата Российской Федерации указывала, что "заявки на участие в мероприятиях ежегодно подают порядка 18 регионов, при этом отбор проходят не более 9. В 2019 - 2021 годах в мероприятиях по сейсмоусилению объектов приняли участие только 11 субъектов Российской Федерации". Кроме того, было отмечено, что "в 2020 году Минстрой России на основании информации регионов определил потребность в сейсмоусилении у более 17 тыс. объектов капстроительства. Однако этот список может быть не полным, так как соответствующая инвентаризация объектов в регионах не проводилась. При такой потребности в период 2016 - 2022 годов в рамках мероприятий по сейсмоусилению было построено или реконструировано только 146 объектов" <21>.
(Киль Ю.Э., Аласкарова Л.О. кызы)
("Закон", 2023, N 8)При этом Счетная палата Российской Федерации указывала, что "заявки на участие в мероприятиях ежегодно подают порядка 18 регионов, при этом отбор проходят не более 9. В 2019 - 2021 годах в мероприятиях по сейсмоусилению объектов приняли участие только 11 субъектов Российской Федерации". Кроме того, было отмечено, что "в 2020 году Минстрой России на основании информации регионов определил потребность в сейсмоусилении у более 17 тыс. объектов капстроительства. Однако этот список может быть не полным, так как соответствующая инвентаризация объектов в регионах не проводилась. При такой потребности в период 2016 - 2022 годов в рамках мероприятий по сейсмоусилению было построено или реконструировано только 146 объектов" <21>.