Проведение антикоррупционной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Проведение антикоррупционной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: О проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых федеральными государственными служащими по предыдущим местам службы.
(Письмо Минтруда России от 25.08.2022 N 28-6/ООГ-1177)Вопрос: Исходя из содержания п. п. 4, 7, 13 и 14 Положения <1>, устанавливающего порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, такая проверка осуществляется соответствующей кадровой службой ФГО <2> либо кадровой службой ТО ФГО <3>, в который государственным служащим представлены сведения (при поступлении на службу или во время ее прохождения).
(Письмо Минтруда России от 25.08.2022 N 28-6/ООГ-1177)Вопрос: Исходя из содержания п. п. 4, 7, 13 и 14 Положения <1>, устанавливающего порядок проверки достоверности и полноты сведений, представляемых федеральными государственными служащими, такая проверка осуществляется соответствующей кадровой службой ФГО <2> либо кадровой службой ТО ФГО <3>, в который государственным служащим представлены сведения (при поступлении на службу или во время ее прохождения).
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"7. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых государственными гражданскими служащими и гражданами, претендующими на включение в федеральный кадровый резерв на государственной гражданской службе Российской Федерации, гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Первое направление касается более строгой регламентации организационных процедур контрольно-надзорной деятельности, повышения их прозрачности, понятности, использования технических средств документирования проведения выездных проверок (аудио- и видеозаписи). Некоторый антикоррупционный эффект должен появиться от более широкого использования контрольными (надзорными) органами системы межведомственного информационного взаимодействия, позволяющего получать необходимые документы и сведения, не обременяя контролируемых лиц необходимостью многократно направлять большие объемы документов по запросам контролирующих органов.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Первое направление касается более строгой регламентации организационных процедур контрольно-надзорной деятельности, повышения их прозрачности, понятности, использования технических средств документирования проведения выездных проверок (аудио- и видеозаписи). Некоторый антикоррупционный эффект должен появиться от более широкого использования контрольными (надзорными) органами системы межведомственного информационного взаимодействия, позволяющего получать необходимые документы и сведения, не обременяя контролируемых лиц необходимостью многократно направлять большие объемы документов по запросам контролирующих органов.
Статья: Проверки достоверности и полноты сведений о доходах
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)Запросы в кредитные организации, налоговые органы РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, направляются (в том числе с использованием системы "Посейдон") руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, перечень которых утвержден Президентом РФ. Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309 утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, при проведении проверок в целях противодействия коррупции. Если руководитель органа, который осуществляет проверку, не входит в данный перечень, то он должен обратиться с просьбой направить определенный запрос к лицу, входящему в данный перечень. Например, руководитель органа местного самоуправления самостоятельно не вправе направлять такие запросы, но он вправе обратиться к высшему должностному лицу с просьбой о направлении определенных запросов.
(Зобова Е.)
("Казенные учреждения: учет, налоги, право", 2024, N 12)Запросы в кредитные организации, налоговые органы РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, направляются (в том числе с использованием системы "Посейдон") руководителями (должностными лицами) федеральных государственных органов, перечень которых утвержден Президентом РФ. Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309 утвержден перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы РФ, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и операторам информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, при проведении проверок в целях противодействия коррупции. Если руководитель органа, который осуществляет проверку, не входит в данный перечень, то он должен обратиться с просьбой направить определенный запрос к лицу, входящему в данный перечень. Например, руководитель органа местного самоуправления самостоятельно не вправе направлять такие запросы, но он вправе обратиться к высшему должностному лицу с просьбой о направлении определенных запросов.
Статья: Дисциплинарная ответственность за неурегулирование конфликта интересов при осуществлении государственных (муниципальных) закупок
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Такая позиция не согласуется с нормами Закона о противодействии коррупции, который не связывает обязанность по уведомлению о конфликте интересов с проведением антикоррупционной проверки и требует уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только служащему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11). Может возникнуть ситуация, когда служащий уведомит о возможности возникновения конфликта интересов после определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения государственного контракта, но до проведения антикоррупционной проверки, что противоречит целям антикоррупционного законодательства и задачам контрактной системы.
(Рерих Л.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 6)Такая позиция не согласуется с нормами Закона о противодействии коррупции, который не связывает обязанность по уведомлению о конфликте интересов с проведением антикоррупционной проверки и требует уведомления о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только служащему станет об этом известно (ч. 2 ст. 11). Может возникнуть ситуация, когда служащий уведомит о возможности возникновения конфликта интересов после определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключения государственного контракта, но до проведения антикоррупционной проверки, что противоречит целям антикоррупционного законодательства и задачам контрактной системы.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)По результатам проведенной проверки региональный Комитет по противодействию коррупции установил факт несоблюдения главным бухгалтером учреждения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Дело в том, что ИП, с которым был заключен контракт на строительство теплицы, доводился главному бухгалтеру зятем. Она очень старалась не афишировать этот факт: в частности, просила руководителя отдела кадров, присутствовавшего на свадьбе ее дочери, никому не показывать фотографии с торжественного мероприятия. Однако все усилия оказались тщетными: женщина была уволена с должности главного бухгалтера на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ <11>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)По результатам проведенной проверки региональный Комитет по противодействию коррупции установил факт несоблюдения главным бухгалтером учреждения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Дело в том, что ИП, с которым был заключен контракт на строительство теплицы, доводился главному бухгалтеру зятем. Она очень старалась не афишировать этот факт: в частности, просила руководителя отдела кадров, присутствовавшего на свадьбе ее дочери, никому не показывать фотографии с торжественного мероприятия. Однако все усилия оказались тщетными: женщина была уволена с должности главного бухгалтера на основании п. 7.1 ст. 81 ТК РФ <11>.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о представлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
(Мурашкин И.Ю.)
("Законность", 2025, N 7)Например, при организации надзорной деятельности в этой области важное значение имеет определение времени проведения проверочных мероприятий. Следует исходить из того, что антикоррупционное законодательство предусматривает обязанность представлять сведения о доходах а) гражданами, претендующими на замещение отдельных категорий должностей; б) лицами, замещающими такие должности. Причем, в последнем случае, определяя время начала прокурорской проверки, следует учитывать не только дату представления сведений о доходах (в том числе уточняющих), но и время, необходимое подразделению или должностному лицу органа государственной власти или местного самоуправления, в чьи обязанности входит профилактика коррупции, для проведения анализа поступивших справок о доходах, проведения антикоррупционным проверок (срок составляет до 60 дней и может быть продлен до 90 дней <1>), период рассмотрения комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных и муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов вопроса о привлечении служащего к ответственности <2>, а также время для принятия решения о привлечении к дисциплинарной ответственности. С другой стороны, следует учитывать, что в случае выявления нарушения антикоррупционного законодательства, ответственность за его совершение наступает не позднее 6 месяцев со дня выявления такого проступка <3>.
Статья: Правовые предпосылки унификации форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции
(Черепанова Е.В., Матулис С.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)сведения о проведении антикоррупционных проверок (количество указанных проверок, количество сотрудников, в отношении которых установлены факты несоблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и т.д.);
(Черепанова Е.В., Матулис С.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)сведения о проведении антикоррупционных проверок (количество указанных проверок, количество сотрудников, в отношении которых установлены факты несоблюдения ограничений и запретов, установленных в целях противодействия коррупции, обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов и т.д.);
Статья: Привлечение к ответственности за совершение коррупционного правонарушения после увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Основным лейтмотивом указанного положения явилось установление порядка продолжения процедуры по проведению антикоррупционной проверки или принятия решения по ее результатам в отношении проверяемого лица в случае его увольнения (прекращения полномочий). Данный юридический факт исключает возможность принятия уполномоченным лицом (например, работодателем) решения по результатам проведенной антикоррупционной проверки о применении взыскания к проверяемому лицу за совершенное им коррупционное правонарушение, так же как и делает невозможным ее дальнейшее продолжение.
(Зайков Д.Е.)
("Право в Вооруженных Силах", 2023, N 8)Основным лейтмотивом указанного положения явилось установление порядка продолжения процедуры по проведению антикоррупционной проверки или принятия решения по ее результатам в отношении проверяемого лица в случае его увольнения (прекращения полномочий). Данный юридический факт исключает возможность принятия уполномоченным лицом (например, работодателем) решения по результатам проведенной антикоррупционной проверки о применении взыскания к проверяемому лицу за совершенное им коррупционное правонарушение, так же как и делает невозможным ее дальнейшее продолжение.
Статья: О некоторых конституционно-правовых ограничениях в отношении лиц, замещающих государственные должности в органах исполнительной власти Российской Федерации: фактологический анализ
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<7> Вступил в силу Закон, наделяющий Генеральную прокуратуру Российской Федерации полномочиями по взаимодействию с иностранными банками и компетентными органами при проведении антикоррупционных проверок // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1670536/ (дата обращения: 12.01.2021).
(Ибрагимов О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 2)<7> Вступил в силу Закон, наделяющий Генеральную прокуратуру Российской Федерации полномочиями по взаимодействию с иностранными банками и компетентными органами при проведении антикоррупционных проверок // Официальный сайт Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/smi/news/genproc/news-1670536/ (дата обращения: 12.01.2021).
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Под антикоррупционным регулированием в отношении публичных должностных лиц предлагаем рассматривать введение ограничений, запретов, требований и обязанностей, устанавливаемых в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционные ограничения), определение мер ответственности за нарушение антикоррупционных ограничений и условий их применения, а также утверждение порядка исполнения антикоррупционных ограничений и обеспечения соблюдения публичными должностными лицами антикоррупционных ограничений, проведения антикоррупционных проверок, контроля за соответствием доходов расходам и применения мер ответственности за коррупционные правонарушения [3, с. 50 - 51].
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Под антикоррупционным регулированием в отношении публичных должностных лиц предлагаем рассматривать введение ограничений, запретов, требований и обязанностей, устанавливаемых в целях противодействия коррупции (далее - антикоррупционные ограничения), определение мер ответственности за нарушение антикоррупционных ограничений и условий их применения, а также утверждение порядка исполнения антикоррупционных ограничений и обеспечения соблюдения публичными должностными лицами антикоррупционных ограничений, проведения антикоррупционных проверок, контроля за соответствием доходов расходам и применения мер ответственности за коррупционные правонарушения [3, с. 50 - 51].