Протокол об административном правонарушении по закупкам
Подборка наиболее важных документов по запросу Протокол об административном правонарушении по закупкам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 99 "Контроль в сфере закупок" Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд""Из п. 1 ч. 22 ст. 99 Закона о контрактной системе следует, что именно антимонопольный орган вправе составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Закупка у субъектов малого и среднего предпринимательства (СМСП) по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Из протокола [об административном правонарушении - ред.] также не следует, что управлением выявлено неразмещение в ЕИС изменений, внесенных предприятием в план закупки до проведения конкурентных процедур.
(КонсультантПлюс, 2025)Из протокола [об административном правонарушении - ред.] также не следует, что управлением выявлено неразмещение в ЕИС изменений, внесенных предприятием в план закупки до проведения конкурентных процедур.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы судебной практики рассмотрения дел, связанных с оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)В деле N А56-1020/2022 об оспаривании постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ за нарушение срока представления декларации суды учли, что общество закупает спиртосодержащую продукцию для дезинфицирующих нужд (это обусловлено защитой работников от COVID-19), ранее общество к административной ответственности не привлекалось и на момент вынесения протокола об административном правонарушении представило декларацию об объеме закупки спиртосодержащей продукции.
(Докшина А.Ю., Парфенова А.С.)
("Арбитражные споры", 2024, N 4)В деле N А56-1020/2022 об оспаривании постановления о привлечении общества к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ за нарушение срока представления декларации суды учли, что общество закупает спиртосодержащую продукцию для дезинфицирующих нужд (это обусловлено защитой работников от COVID-19), ранее общество к административной ответственности не привлекалось и на момент вынесения протокола об административном правонарушении представило декларацию об объеме закупки спиртосодержащей продукции.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов комиссии по осуществлению закупок должностное лицо ФАС России, уполномоченное на составление протоколов об административных правонарушениях, установило, что непосредственно в ходе изучения членами комиссии по осуществлению закупок содержания Договора в рамках процедуры оценки заявок не представляется возможным прийти к выводу об их недостоверности при отсутствии явных признаков подложности документов.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)При рассмотрении вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении членов комиссии по осуществлению закупок должностное лицо ФАС России, уполномоченное на составление протоколов об административных правонарушениях, установило, что непосредственно в ходе изучения членами комиссии по осуществлению закупок содержания Договора в рамках процедуры оценки заявок не представляется возможным прийти к выводу об их недостоверности при отсутствии явных признаков подложности документов.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2(2015)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
(Извлечение)Следовательно, судья вправе приобщить к материалам дела акт контрольной закупки, который впоследствии должен быть оценен по правилам ст. 26.11 КоАП РФ наряду со всеми иными собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.06.2015)
(Извлечение)Следовательно, судья вправе приобщить к материалам дела акт контрольной закупки, который впоследствии должен быть оценен по правилам ст. 26.11 КоАП РФ наряду со всеми иными собранными по делу доказательствами, в том числе протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями свидетелей и иными документами, к которым в силу ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ могут быть отнесены материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
(ред. от 26.12.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2025)1) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, рассматривать дела о таких административных правонарушениях и принимать меры по их предотвращению в соответствии с законодательством об административных правонарушениях;
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела и составлении протокола об административном правонарушении, установив при этом субъект административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела и составлении протокола об административном правонарушении, установив при этом субъект административного правонарушения.
"Обзор административной практики в сфере размещения заказов для государственных и муниципальных нужд (февраль 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая изложенное, действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, ненадлежащим образом сформировавшей Протокол, нарушают пункт 2 части 6 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Учитывая изложенное, действия комиссии заказчика по осуществлению закупок, ненадлежащим образом сформировавшей Протокол, нарушают пункт 2 части 6 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат состав административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Статья: Субъекты административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях в сфере контрактной системы
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)При выявлении правонарушений в рамках закупок Федеральное казначейство и органы исполнительной власти субъектов вправе возбуждать и рассматривать дела, однако лишь в рамках своих полномочий. В связи с этим к полномочиям данных органов не относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка закупок для муниципальных нужд. Анализ положений КоАП РФ позволяет прийти к выводу об отсутствии указания на конкретный орган, в компетенцию которого входит составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение соответствующих дел по ч. 2 ст. 7.29.3 и ч. 8 - 10 ст. 7.32 КоАП РФ.
(Никитин К.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 8)При выявлении правонарушений в рамках закупок Федеральное казначейство и органы исполнительной власти субъектов вправе возбуждать и рассматривать дела, однако лишь в рамках своих полномочий. В связи с этим к полномочиям данных органов не относится рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка закупок для муниципальных нужд. Анализ положений КоАП РФ позволяет прийти к выводу об отсутствии указания на конкретный орган, в компетенцию которого входит составление протоколов об административных правонарушениях и рассмотрение соответствующих дел по ч. 2 ст. 7.29.3 и ч. 8 - 10 ст. 7.32 КоАП РФ.
Статья: Как налоговики будут проверять применение ККТ в 2024 г.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)В целях оценки исполнения предписания налоговые органы могут инициировать проведение контрольной закупки, документарной или выездной проверки. Если по итогам этих контрольных мероприятий налоговым органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения. Кроме того, в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение первого предписания для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.
(Архаров М.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 17)В целях оценки исполнения предписания налоговые органы могут инициировать проведение контрольной закупки, документарной или выездной проверки. Если по итогам этих контрольных мероприятий налоговым органом будет установлено, что предписание не исполнено или исполнено ненадлежащим образом, он вновь выдает контролируемому лицу предписание с указанием новых сроков его исполнения. Кроме того, в отношении контролируемого лица составляется протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ за неисполнение первого предписания для дальнейшего направления в судебные органы на рассмотрение.
Вопрос: О действиях органа внутреннего государственного финансового контроля субъекта РФ при выявлении нарушений законодательства РФ в сфере закупок в ходе проверки исполнения контрактов.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)Также полагаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
(Письмо Минфина России от 26.01.2024 N 02-09-08/6396)Также полагаем необходимым отметить, что в соответствии со статьей 28.1 КоАП поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, комиссии по осуществлению закупок, оператора электронной площадки при закупке товаров, работ, услуг в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Протокол в ходе проведения Конкурса, нарушают часть 13 статьи 3.2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Таким образом, Комиссия ФАС России пришла к выводу, что действия Заказчика, ненадлежащим образом сформировавшего Протокол в ходе проведения Конкурса, нарушают часть 13 статьи 3.2 Закона о закупках и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 5 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Кроме того, несмотря на неподписание протокола подведения итогов всеми членами комиссии по осуществлению закупок, указанный протокол был направлен заказчиком оператору электронной площадки, вследствие чего был размещен в ЕИС и на электронной площадке. В действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ <17>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Кроме того, несмотря на неподписание протокола подведения итогов всеми членами комиссии по осуществлению закупок, указанный протокол был направлен заказчиком оператору электронной площадки, вследствие чего был размещен в ЕИС и на электронной площадке. В действиях заказчика усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ <17>.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (ноябрь 2020 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, вышеуказанные действия Конкурсной комиссии нарушают часть 4 статьи 54.7 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Таким образом, вышеуказанные действия Конкурсной комиссии нарушают часть 4 статьи 54.7 и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
"Обзор административной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (май 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела и составлении протокола об административном правонарушении, установив при этом субъект административного правонарушения.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Должностное лицо ФАС России, рассмотрев материалы дела, приняло решение о возбуждении дела и составлении протокола об административном правонарушении, установив при этом субъект административного правонарушения.
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (апрель 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)За размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)За размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, предусмотрена административная ответственность.