Противопаводковые мероприятия
Подборка наиболее важных документов по запросу Противопаводковые мероприятия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Так, например, в Примерном перечне мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном Приказом Минприроды России от 22 октября 2020 г. N 846, и в Методических указаниях по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод, утвержденных Приказом Минприроды России от 22 октября 2020 г. N 845, в состав мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий включены: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения); 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов; 4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)<1> Так, например, в Примерном перечне мероприятий по осуществлению отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденном Приказом Минприроды России от 22 октября 2020 г. N 846, и в Методических указаниях по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности и полностью расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, а также в отношении внутренних морских вод, утвержденных Приказом Минприроды России от 22 октября 2020 г. N 845, в состав мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий включены: 1) предпаводковое и послепаводковое обследование паводкоопасных территорий и водных объектов, включая приобретение гидрометеорологической информации (за исключением информации в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнений окружающей среды общего назначения); 2) ледокольные, ледорезные и иные работы по ослаблению прочности льда и ликвидации ледовых заторов; 3) противопаводковые мероприятия, в том числе по увеличению пропускной способности русел рек, их дноуглублению и спрямлению, расчистке водных объектов от завалов; 4) мероприятия по предотвращению разрушения берегов, в том числе по уполаживанию берегов водных объектов, их биогенному закреплению, укреплению песчано-гравийной и каменной наброской, террасированию склонов.
Статья: Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)- с привлечением контролирующих органов проводить проверки исполнения законодательства в части обеспечения безопасности опасных производственных объектов, при расходовании бюджетных средств, выделенных в том числе в виде субвенций и субсидий, на противопожарные и противопаводковые мероприятия. Оценивать соблюдение принципа адресности и целевого использования бюджетных средств, а также требований законодательства о закупках, добиваться устранения нарушений в указанной сфере, в том числе возмещения причиненного вреда в судебном порядке. При проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в каждом случае давать принципиальную оценку бездействию уполномоченных правоохранительных и контролирующих органов, не принявших исчерпывающих мер для устранения нарушений;
(Ларин А.И.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2024, N 6)- с привлечением контролирующих органов проводить проверки исполнения законодательства в части обеспечения безопасности опасных производственных объектов, при расходовании бюджетных средств, выделенных в том числе в виде субвенций и субсидий, на противопожарные и противопаводковые мероприятия. Оценивать соблюдение принципа адресности и целевого использования бюджетных средств, а также требований законодательства о закупках, добиваться устранения нарушений в указанной сфере, в том числе возмещения причиненного вреда в судебном порядке. При проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в каждом случае давать принципиальную оценку бездействию уполномоченных правоохранительных и контролирующих органов, не принявших исчерпывающих мер для устранения нарушений;
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 N 794
(ред. от 30.09.2025)
"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов;
(ред. от 30.09.2025)
"О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"противопаводковых мероприятий и безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в ведении Росводресурсов;
"Методические рекомендации по организации подготовки и сопровождения паводкоопасного периода на территории субъекта Российской Федерации"
(утв. МЧС России 09.03.2023 N 2-4-48-3-9)V. Практически выполненные оперативные инженерные противопаводковые мероприятия
(утв. МЧС России 09.03.2023 N 2-4-48-3-9)V. Практически выполненные оперативные инженерные противопаводковые мероприятия
Статья: Проблема возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде, при формировании отвалов вскрышных пород в результате хозяйственной деятельности недропользователя
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В-третьих, пользователь недр в рамках действующего правового поля наделяется правом по определению правового режима вскрышных пород путем проведения первичной геолого-экономической оценки, предметом которой является возможность их отнесения к минеральному сырью <13>. Субъектом РФ разрабатываются и реализуются программы развития и использования минерально-сырьевой базы, совместно с Федеральным агентством по недропользованию формируется региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых. Так, например, в Новосибирской области <14> к числу общераспространенных полезных ископаемых отнесены: галька, валуны, гравий, глины, пески и т.п. Как правило, в состав вскрышных пород входят подобные составляющие компоненты, которые, являясь минеральным сырьем, могут быть использованы для строительства дорог, укрепления дамб, дорожных откосов, для осуществления природоохранных мероприятий, рекультивации земель, противопаводковых мероприятий и т.д. С учетом этого пользователь недр может инициировать проведение экспертизы охраны недр, которая проводится с участием представителя Роснедр, по определению нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных породах и признать их в качестве минерального сырья <15>. В случае положительного результата при условии, если вскрышные породы размещены хозяйствующим субъектом за пределами территории горного отвода, необходимо подать заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в сфере регулирования отношений недропользования, для включения данного участка в перечень участков недр местного значения <16>. После включения участка, на котором расположены вскрышные породы, в соответствующий перечень недропользователь освобождается от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Это связано с тем, что вскрышные породы после проведения экспертизы и постановки на учет приобретают правовой режим участка недр местного значения, содержащего общераспространенные полезные ископаемые, в силу п. 1 ст. 2.3 Закона "О недрах". В данном случае речь идет о том, что в действиях хозяйствующего субъекта отсутствует противоправное поведение как необходимый элемент гражданского правонарушения, так как в рамках законодательства формируется техногенное месторождение общераспространенных полезных ископаемых, включенное в перечень участков недр местного значения, для разработки которого необходимо будет получать новую лицензию. Как верно отмечено в литературных источниках, вовлечение горнопромышленных отходов в хозяйственный оборот является эффективным направлением снижения выбросов загрязняющих веществ и одновременно способом рационального использования ресурсного потенциала техногенного минерального сырья <17>.
(Прощалыгин Р.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 3)В-третьих, пользователь недр в рамках действующего правового поля наделяется правом по определению правового режима вскрышных пород путем проведения первичной геолого-экономической оценки, предметом которой является возможность их отнесения к минеральному сырью <13>. Субъектом РФ разрабатываются и реализуются программы развития и использования минерально-сырьевой базы, совместно с Федеральным агентством по недропользованию формируется региональный перечень общераспространенных полезных ископаемых. Так, например, в Новосибирской области <14> к числу общераспространенных полезных ископаемых отнесены: галька, валуны, гравий, глины, пески и т.п. Как правило, в состав вскрышных пород входят подобные составляющие компоненты, которые, являясь минеральным сырьем, могут быть использованы для строительства дорог, укрепления дамб, дорожных откосов, для осуществления природоохранных мероприятий, рекультивации земель, противопаводковых мероприятий и т.д. С учетом этого пользователь недр может инициировать проведение экспертизы охраны недр, которая проводится с участием представителя Роснедр, по определению нормативов содержания полезных ископаемых во вскрышных породах и признать их в качестве минерального сырья <15>. В случае положительного результата при условии, если вскрышные породы размещены хозяйствующим субъектом за пределами территории горного отвода, необходимо подать заявку в орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в сфере регулирования отношений недропользования, для включения данного участка в перечень участков недр местного значения <16>. После включения участка, на котором расположены вскрышные породы, в соответствующий перечень недропользователь освобождается от возмещения вреда, причиненного окружающей природной среде. Это связано с тем, что вскрышные породы после проведения экспертизы и постановки на учет приобретают правовой режим участка недр местного значения, содержащего общераспространенные полезные ископаемые, в силу п. 1 ст. 2.3 Закона "О недрах". В данном случае речь идет о том, что в действиях хозяйствующего субъекта отсутствует противоправное поведение как необходимый элемент гражданского правонарушения, так как в рамках законодательства формируется техногенное месторождение общераспространенных полезных ископаемых, включенное в перечень участков недр местного значения, для разработки которого необходимо будет получать новую лицензию. Как верно отмечено в литературных источниках, вовлечение горнопромышленных отходов в хозяйственный оборот является эффективным направлением снижения выбросов загрязняющих веществ и одновременно способом рационального использования ресурсного потенциала техногенного минерального сырья <17>.