Противодействие легализации банк
Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие легализации банк (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Перечень важных документов на стадии принятия
("Главная книга", 2025, N 6)Новые правила "антиотмывочного" контроля в банках
("Главная книга", 2025, N 6)Новые правила "антиотмывочного" контроля в банках
Нормативные акты
"КонсультантПлюс: Новости для юриста"Борьба с отмыванием преступных доходов: ЦБ РФ дал банкам рекомендации по операциям с наличными (18.09.2025)
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Статья 57.1. Банк России устанавливает требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитных организаций, в банковских группах, а также квалификационные требования к руководителю службы управления рисками, руководителю службы внутреннего аудита, руководителю службы внутреннего контроля кредитных организаций, специальному должностному лицу, ответственному за реализацию правил внутреннего контроля в кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения (по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма, экстремистской деятельности и финансированию распространения оружия массового уничтожения), головной кредитной организации банковской группы.
Статья: Изменение структуры операций клиентов банков, подлежащих обязательному контролю, как один из вызовов для российской банковской системы
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Ключевые слова: банки, противодействие легализации (отмыванию) доходов, банковская деятельность, финансовая сфера.
(Попова А.В., Волков А.Ю.)
("Финансовое право", 2023, N 6)Ключевые слова: банки, противодействие легализации (отмыванию) доходов, банковская деятельность, финансовая сфера.
Статья: Повышенную банковскую комиссию ВС признал заградительным тарифом
("Главная книга", 2025, N 3)Банк по "антиотмывочному" Закону ограничил доступ компании-клиента к совершению операций с использованием электронных средств платежа. Из-за этого организация была вынуждена использовать бумажные платежки. А комиссия за обработку платежек на бумаге оказалась значительно выше, чем вознаграждение за совершение аналогичной операции по цифровым документам. По итогу банк списал с компании в качестве комиссии более 2 млн руб. Организация обратилась в суд для признания суммы списанной комиссии необоснованным обогащением и взыскания с банка этой суммы с процентами.
("Главная книга", 2025, N 3)Банк по "антиотмывочному" Закону ограничил доступ компании-клиента к совершению операций с использованием электронных средств платежа. Из-за этого организация была вынуждена использовать бумажные платежки. А комиссия за обработку платежек на бумаге оказалась значительно выше, чем вознаграждение за совершение аналогичной операции по цифровым документам. По итогу банк списал с компании в качестве комиссии более 2 млн руб. Организация обратилась в суд для признания суммы списанной комиссии необоснованным обогащением и взыскания с банка этой суммы с процентами.
"Комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г. N 177-ФЗ "О страховании вкладов в банках Российской Федерации"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)лицам, осуществлявшим на день наступления страхового случая и (или) в иной период времени в течение 12 месяцев, предшествующих дню наступления страхового случая, функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, члена совета директоров (наблюдательного совета), руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля банка, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в банке в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (независимо от срока, в течение которого осуществлялись такие функции);
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)лицам, осуществлявшим на день наступления страхового случая и (или) в иной период времени в течение 12 месяцев, предшествующих дню наступления страхового случая, функции единоличного исполнительного органа, его заместителя, члена коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка, члена совета директоров (наблюдательного совета), руководителя службы управления рисками, руководителя службы внутреннего аудита, руководителя службы внутреннего контроля банка, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в банке в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (независимо от срока, в течение которого осуществлялись такие функции);
Готовое решение: Как организации или ИП открыть расчетный счет в банке
(КонсультантПлюс, 2025)Ниже рассмотрим основные документы, которые вам понадобятся. Конкретный перечень документов и форму их представления рекомендуем уточнить в банке, поскольку кредитные организации самостоятельно определяют порядок открытия счета, перечень документов и сведений, необходимых для этого, в банковских правилах (п. п. 1.4, 8.1 Инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И). Кроме того, потребуются дополнительные документы и сведения, которые нужны банку в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Они предусмотрены Приложениями N N 1, 2 к Положению Банка России от 15.10.2015 N 499-П (п. 2.1 этого Положения). Перечень иных документов и сведений, требуемых в указанных целях, банки могут самостоятельно определять в правилах внутреннего контроля (п. 2.1 данного Положения).
(КонсультантПлюс, 2025)Ниже рассмотрим основные документы, которые вам понадобятся. Конкретный перечень документов и форму их представления рекомендуем уточнить в банке, поскольку кредитные организации самостоятельно определяют порядок открытия счета, перечень документов и сведений, необходимых для этого, в банковских правилах (п. п. 1.4, 8.1 Инструкции Банка России от 30.06.2021 N 204-И). Кроме того, потребуются дополнительные документы и сведения, которые нужны банку в целях противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Они предусмотрены Приложениями N N 1, 2 к Положению Банка России от 15.10.2015 N 499-П (п. 2.1 этого Положения). Перечень иных документов и сведений, требуемых в указанных целях, банки могут самостоятельно определять в правилах внутреннего контроля (п. 2.1 данного Положения).
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)157. Указание Центрального банка РФ от 24 декабря 2019 г. N 5372-У "О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)157. Указание Центрального банка РФ от 24 декабря 2019 г. N 5372-У "О внесении изменений в отдельные нормативные акты Банка России в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Статья: Государственное регулирование: понятие, формы и сферы осуществления
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- основными формами государственного регулирования банковской деятельности являются: нормативное регулирование; лицензирование банковской деятельности; утверждение обязательных экономических нормативов (пруденциальное регулирование) и резервных требований Банка России; утверждение правил внутреннего контроля в кредитных организациях, а также правил осуществления деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и др. (Банковское право: учебник для бакалавров / Д.Г. Алексеева, А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова и др.; отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 608 с.).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- основными формами государственного регулирования банковской деятельности являются: нормативное регулирование; лицензирование банковской деятельности; утверждение обязательных экономических нормативов (пруденциальное регулирование) и резервных требований Банка России; утверждение правил внутреннего контроля в кредитных организациях, а также правил осуществления деятельности кредитных организаций по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма и др. (Банковское право: учебник для бакалавров / Д.Г. Алексеева, А.Г. Гузнов, Л.Г. Ефимова и др.; отв. ред. Л.Г. Ефимова, Д.Г. Алексеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2019. 608 с.).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Составить представление о законодательных актах, входящих в законодательство РФ о НПС, позволяет Закон 2011 г. N 162-ФЗ, которым в связи с принятием комментируемого Закона внесены изменения в часть первую и часть вторую НК РФ, БК РФ, КоАП РФ, Законы РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и "О защите прав потребителей", Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (утратил силу), "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", "О связи", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", "О защите конкуренции", "Об исполнительном производстве", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Составить представление о законодательных актах, входящих в законодательство РФ о НПС, позволяет Закон 2011 г. N 162-ФЗ, которым в связи с принятием комментируемого Закона внесены изменения в часть первую и часть вторую НК РФ, БК РФ, КоАП РФ, Законы РФ "О налоговых органах Российской Федерации" и "О защите прав потребителей", Федеральные законы "О банках и банковской деятельности", "О рынке ценных бумаг", "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" (утратил силу), "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации", "О связи", "О валютном регулировании и валютном контроле", "О страховании вкладов в банках Российской Федерации", "О защите конкуренции", "Об исполнительном производстве", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами", "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" и "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
Статья: Блокировка расчетного счета не должна носить произвольного характера
(Луценко С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)Осуществление банком функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах во исполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а не на основании договора с клиентом.
(Луценко С.)
("Банковское обозрение. Приложение "FinLegal", 2024, N 2)Осуществление банком функций контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма производится в публичных интересах во исполнение обязанностей, возложенных Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными актами, а не на основании договора с клиентом.
Статья: Зарубежный опыт предупреждения корпоративной преступности
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 3)Бриджет Боннесен, которая на то момент была главой Swedbank, в начале 2023 года хотели привлечь к уголовной ответственности по статье о манипулировании рынком в связи с ее заявлением о том, что банк занимается борьбой с отмыванием денег в своих прибалтийских отделениях. Суд приговорил Боннесен к 2 годам лишения свободы, но через две недели приговор был отменен решением окружного суда Стокгольма.
(Вильская Н.В., Малахова В.Ю.)
("Современное право", 2025, N 3)Бриджет Боннесен, которая на то момент была главой Swedbank, в начале 2023 года хотели привлечь к уголовной ответственности по статье о манипулировании рынком в связи с ее заявлением о том, что банк занимается борьбой с отмыванием денег в своих прибалтийских отделениях. Суд приговорил Боннесен к 2 годам лишения свободы, но через две недели приговор был отменен решением окружного суда Стокгольма.