Противодействие коррупции в суде
Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие коррупции в суде (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Представление прокурора
(КонсультантПлюс, 2025)...По данным фактам прокуратурой... внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции...
(КонсультантПлюс, 2025)...По данным фактам прокуратурой... внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции...
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Подарки муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)...судом установлено... незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии вышеуказанных нормативных актов по исполнению законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.
(КонсультантПлюс, 2025)...судом установлено... незаконное бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии вышеуказанных нормативных актов по исполнению законодательства о муниципальной службе и противодействии коррупции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обязанность уведомления о склонении к коррупционным правонарушениям: квест для чиновника
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)К примеру, такого основания не содержит Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". На практике при невыполнении рассматриваемой обязанности делались попытки увольнения допустивших данное правонарушение служащих по п. 9 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (иные случаи, предусмотренные данным Федеральным законом и другими федеральными законами) со ссылкой непосредственно на ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции", однако суды нередко восстанавливали уволенных служащих в должности. В ряде случаев для увольнения гражданских служащих в подобных ситуациях используются нормы, связанные с неисполнением обязанностей о конфликте интересов (см., например, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 г. по делу N 88-7830/2023); однако здесь проблема возникает, если в действиях служащего, не уведомившего о склонении его к совершению коррупционного правонарушения, не было мотива личной заинтересованности, что исключает трактовку данной ситуации как конфликта интересов.
(Чаннов С.Е.)
("Административное право и процесс", 2025, N 10)К примеру, такого основания не содержит Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации". На практике при невыполнении рассматриваемой обязанности делались попытки увольнения допустивших данное правонарушение служащих по п. 9 ч. 1 ст. 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (иные случаи, предусмотренные данным Федеральным законом и другими федеральными законами) со ссылкой непосредственно на ч. 3 ст. 9 Федерального закона "О противодействии коррупции", однако суды нередко восстанавливали уволенных служащих в должности. В ряде случаев для увольнения гражданских служащих в подобных ситуациях используются нормы, связанные с неисполнением обязанностей о конфликте интересов (см., например, Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 4 апреля 2023 г. по делу N 88-7830/2023); однако здесь проблема возникает, если в действиях служащего, не уведомившего о склонении его к совершению коррупционного правонарушения, не было мотива личной заинтересованности, что исключает трактовку данной ситуации как конфликта интересов.
Нормативные акты
показать больше документовСтатья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<14> Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г. // СПС КонсультантПлюс.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)<14> Обзор практики применения судами в 2014 - 2016 годах законодательства Российской Федерации при рассмотрении споров, связанных с наложением дисциплинарных взысканий за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30 ноября 2016 г. // СПС КонсультантПлюс.
Статья: Беспристрастность: от принципа административного судопроизводства к общему принципу административного права
(Курындин П.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Несмотря на ряд особенностей и недостатков, институт конфликта интересов - это фактически единственный законодательно установленный инструмент, который можно задействовать при оценке соблюдения принципа беспристрастности. Отчасти именно поэтому его стараются использовать в различных сферах. Так, в Апелляционных определениях Санкт-Петербургского городского суда от 9 ноября 2017 г. N 33-24504/2017 и от 23 ноября 2017 г. N 33-23904/2017 студенты магистратуры и бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета соответственно оспаривали результаты промежуточной аттестации, поскольку их работы не были зашифрованы. Такая ситуация в их понимании противоречит ФЗ "О противодействии коррупции". Однако суды не нашли оснований для удовлетворения требований, так как не обнаружили объективных доказательств конфликта интересов.
(Курындин П.А.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 4)Несмотря на ряд особенностей и недостатков, институт конфликта интересов - это фактически единственный законодательно установленный инструмент, который можно задействовать при оценке соблюдения принципа беспристрастности. Отчасти именно поэтому его стараются использовать в различных сферах. Так, в Апелляционных определениях Санкт-Петербургского городского суда от 9 ноября 2017 г. N 33-24504/2017 и от 23 ноября 2017 г. N 33-23904/2017 студенты магистратуры и бакалавриата Санкт-Петербургского государственного университета соответственно оспаривали результаты промежуточной аттестации, поскольку их работы не были зашифрованы. Такая ситуация в их понимании противоречит ФЗ "О противодействии коррупции". Однако суды не нашли оснований для удовлетворения требований, так как не обнаружили объективных доказательств конфликта интересов.
Готовое решение: Каков порядок уведомления о приеме на работу бывшего госслужащего
(КонсультантПлюс, 2025)Если должность есть в перечне и двухлетний срок не истек, вы должны сообщить представителю нанимателя по последнему месту службы о заключении трудового договора или гражданско-правового договора (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) при условии, что стоимость работ (услуг) по договору более 100 000 руб. в месяц либо он заключен на срок менее месяца, но его стоимость также превышает данную сумму. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46. Информацию о последнем месте службы вам должен сообщить бывший госслужащий при заключении договора (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
(КонсультантПлюс, 2025)Если должность есть в перечне и двухлетний срок не истек, вы должны сообщить представителю нанимателя по последнему месту службы о заключении трудового договора или гражданско-правового договора (договоров) на выполнение работ (оказание услуг) при условии, что стоимость работ (услуг) по договору более 100 000 руб. в месяц либо он заключен на срок менее месяца, но его стоимость также превышает данную сумму. Это следует из ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона о противодействии коррупции, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46. Информацию о последнем месте службы вам должен сообщить бывший госслужащий при заключении договора (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Закона о противодействии коррупции).
Статья: Соотношение централизации и децентрализации антикоррупционного правового регулирования в отношении публичных должностных лиц
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Порядки проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения лицами, замещающими государственные должности РФ, федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденные Указами Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 и N 1066 (далее соответственно - Порядки N 1065 и 1066), в качестве оснований для осуществления проверки предусматривают достаточную информацию, представленную в письменном виде, в том числе Общественной палатой РФ и общероссийскими средствами массовой информации (пп. "в" и "г" п. 10 Порядка N 1065 и пп. "в" и "г" п. 4 Порядка N 1066). Субъектам РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Указами N 1065 и 1066. В этой связи региональные и муниципальные акты не могут снижать требования к проведению проверок, чем это предусмотрено Порядками N 1065 и N 1066. К примеру, судом признано недействующим постановление губернатора края, которым сужен перечень субъектов, которые могут представить указанную информацию (не включена Общественная палата РФ). В Определении Верховного Суда РФ от 29.08.2012 N 56-АПГ12-11 указано, что такое регулирование означает самоустранение органов государственной власти субъектов РФ от проведения единой государственной политики в области противодействия коррупции. Суд оценивает данные нормы как отказ от взаимодействия с институтами гражданского общества в области противодействия коррупции и снижение эффективности установленных антикоррупционных мер. Такие же доводы изложены в отношении порядка проведения антикоррупционных проверок в отношении депутатов регионального парламента (решение Верховного Суда Республики Мордовия от 31.10.2011 N 3-6/2011).
(Андреечев И.С.)
("Административное и муниципальное право", 2021, N 4)Порядки проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения лицами, замещающими государственные должности РФ, федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденные Указами Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 и N 1066 (далее соответственно - Порядки N 1065 и 1066), в качестве оснований для осуществления проверки предусматривают достаточную информацию, представленную в письменном виде, в том числе Общественной палатой РФ и общероссийскими средствами массовой информации (пп. "в" и "г" п. 10 Порядка N 1065 и пп. "в" и "г" п. 4 Порядка N 1066). Субъектам РФ и органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться Указами N 1065 и 1066. В этой связи региональные и муниципальные акты не могут снижать требования к проведению проверок, чем это предусмотрено Порядками N 1065 и N 1066. К примеру, судом признано недействующим постановление губернатора края, которым сужен перечень субъектов, которые могут представить указанную информацию (не включена Общественная палата РФ). В Определении Верховного Суда РФ от 29.08.2012 N 56-АПГ12-11 указано, что такое регулирование означает самоустранение органов государственной власти субъектов РФ от проведения единой государственной политики в области противодействия коррупции. Суд оценивает данные нормы как отказ от взаимодействия с институтами гражданского общества в области противодействия коррупции и снижение эффективности установленных антикоррупционных мер. Такие же доводы изложены в отношении порядка проведения антикоррупционных проверок в отношении депутатов регионального парламента (решение Верховного Суда Республики Мордовия от 31.10.2011 N 3-6/2011).
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Если же законодатель не склонен к расширению действия Закона о противодействии коррупции, то выход судов за его рамки в отдельных делах, повторим, наносит неприемлемо больший вред публичным интересам. Ведь коррупция, т.е. порча, негодность, состоит, как известно, не только в корыстных деяниях, но и вообще в неправильном осуществлении публичной службы, в том числе нарушении закона или неумении его применять.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Если же законодатель не склонен к расширению действия Закона о противодействии коррупции, то выход судов за его рамки в отдельных делах, повторим, наносит неприемлемо больший вред публичным интересам. Ведь коррупция, т.е. порча, негодность, состоит, как известно, не только в корыстных деяниях, но и вообще в неправильном осуществлении публичной службы, в том числе нарушении закона или неумении его применять.
"Руководство по рассмотрению заявок в соответствии с Законом N 44-ФЗ"
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка суда: согласно законодательству о противодействии коррупции конфликт интересов может быть разрешен различными способами, в т.ч. и отказом от выгоды, порождающей конфликт интересов. Судебной коллегией учитывается, что с целью урегулирования конфликта интересов главой сельского поселения предприняты действия по переходу к безвозмездному оказанию услуг по расчистке улиц в станице, в результате которых его брат возвратил в доход поселенческого бюджета все ранее полученные денежные средства <9>.
(Гурин О.Ю.)
("НОК", "Печатный Двор", 2024)Правовая оценка суда: согласно законодательству о противодействии коррупции конфликт интересов может быть разрешен различными способами, в т.ч. и отказом от выгоды, порождающей конфликт интересов. Судебной коллегией учитывается, что с целью урегулирования конфликта интересов главой сельского поселения предприняты действия по переходу к безвозмездному оказанию услуг по расчистке улиц в станице, в результате которых его брат возвратил в доход поселенческого бюджета все ранее полученные денежные средства <9>.