Противодействие коррупции судей
Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие коррупции судей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в судейском сообществе Российской Федерации: международный опыт и "особая китайская модель"
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 7)В статье автор дает сравнительный анализ законодательного обеспечения противодействия коррупции в судейском сообществе Российской Федерации и Китайской Народной Республики, отмечает важность выполнения международных обязательств в данной сфере и выделяет государственные мероприятия, направленные на противодействие коррупции судей в стране и их особенности в китайской модели.
(Фоков А.П.)
("Мировой судья", 2021, N 7)В статье автор дает сравнительный анализ законодательного обеспечения противодействия коррупции в судейском сообществе Российской Федерации и Китайской Народной Республики, отмечает важность выполнения международных обязательств в данной сфере и выделяет государственные мероприятия, направленные на противодействие коррупции судей в стране и их особенности в китайской модели.
Статья: Статус судей в Российской Федерации
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судья освобождается от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о статусе судей и (или) Кодексом судейской этики, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном ст. 12.1 Закона о статусе судей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено судьей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей (п. 10 ст. 12.1 Закона о статусе судей).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Судья освобождается от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Законом о статусе судей и (или) Кодексом судейской этики, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств в порядке, предусмотренном ст. 12.1 Закона о статусе судей. Соблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также исполнение таких обязанностей должно быть обеспечено судьей не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению таких ограничений, запретов и требований, а также исполнению таких обязанностей (п. 10 ст. 12.1 Закона о статусе судей).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 09.09.2000 N 1624
(ред. от 26.06.2023)
"Об утверждении Положения о порядке оформления и вручения судьям федеральных судов удостоверения судьи"6. Оформление удостоверения судьи осуществляется Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции. Удостоверение судьи не позднее чем через месяц со дня назначения на должность судьи соответствующего суда направляется Президенту Российской Федерации для подписания.
(ред. от 26.06.2023)
"Об утверждении Положения о порядке оформления и вручения судьям федеральных судов удостоверения судьи"6. Оформление удостоверения судьи осуществляется Управлением Президента Российской Федерации по вопросам государственной службы, кадров и противодействия коррупции. Удостоверение судьи не позднее чем через месяц со дня назначения на должность судьи соответствующего суда направляется Президенту Российской Федерации для подписания.
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами. К лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные федеральным законом о статусе судей в Российской Федерации, федеральным законом о мировых судьях. Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от них обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
(ред. от 31.07.2025)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)3. На лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, федеральными законами. К лицам, замещающим должности мировых судей, предъявляются требования, установленные федеральным законом о статусе судей в Российской Федерации, федеральным законом о мировых судьях. Лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции, в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от них обстоятельств в порядке, предусмотренном частями 3 - 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Статья: Основные обстоятельства, исключающие участие лица в уголовном процессе в определенном качестве. Комментарий к статье 61 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Нами к тому же обнаружены следующие описанные в актах судебной практики случаи непризнания тех или иных обстоятельств основаниями отвода судьи. Не является таким основанием работа супруга судьи в отделе прокуратуры, занимающимся надзором за исполнением законодательства о противодействии коррупции <294>. Не подлежит отводу судья и по тем основаниям, что ранее он принимал участие в качестве государственного обвинителя по делу в отношении свидетеля защиты <295>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Нами к тому же обнаружены следующие описанные в актах судебной практики случаи непризнания тех или иных обстоятельств основаниями отвода судьи. Не является таким основанием работа супруга судьи в отделе прокуратуры, занимающимся надзором за исполнением законодательства о противодействии коррупции <294>. Не подлежит отводу судья и по тем основаниям, что ранее он принимал участие в качестве государственного обвинителя по делу в отношении свидетеля защиты <295>.
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Субъектами декларирования в зарубежных государствах являются члены парламента, государственные служащие, лица, замещающие публичные должности, муниципальные служащие, судьи. В государствах, где эффективно ведется борьба с коррупцией, в частности в Великобритании, Сингапуре, Германии, Японии, США, Австралии и Китае, в отношении членов парламента, а также государственных служащих установлена обязанность представления перед началом исполнения своих обязанностей или при вступлении в должность и далее ежегодно деклараций об имущественном и финансовом положении.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)Субъектами декларирования в зарубежных государствах являются члены парламента, государственные служащие, лица, замещающие публичные должности, муниципальные служащие, судьи. В государствах, где эффективно ведется борьба с коррупцией, в частности в Великобритании, Сингапуре, Германии, Японии, США, Австралии и Китае, в отношении членов парламента, а также государственных служащих установлена обязанность представления перед началом исполнения своих обязанностей или при вступлении в должность и далее ежегодно деклараций об имущественном и финансовом положении.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> См.: п. 3.2.8 Методических рекомендаций по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (утв. решением ВККС РФ от 26.01.2017); решение ВККС РФ от 17.09.2015 (ответ на вопрос 9) // Сайт ВККС РФ. URL: http://www.vkks.ru/publication/31530/ (дата обращения: 15.07.2024); решение ВККС РФ от 30.01.2015 в отношении заместителя председателя окружного военного суда А. // Архив ВККС РФ.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)<1> См.: п. 3.2.8 Методических рекомендаций по реализации квалификационными коллегиями судей норм законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции (утв. решением ВККС РФ от 26.01.2017); решение ВККС РФ от 17.09.2015 (ответ на вопрос 9) // Сайт ВККС РФ. URL: http://www.vkks.ru/publication/31530/ (дата обращения: 15.07.2024); решение ВККС РФ от 30.01.2015 в отношении заместителя председателя окружного военного суда А. // Архив ВККС РФ.