Противодействие коррупции подарки
Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие коррупции подарки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Подарки муниципальным служащим
(КонсультантПлюс, 2025)...[Суд решил - ред.] Обязать администрацию... муниципального округа... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований Федерального закона... "О противодействии коррупции", разместив информацию, предусмотренную ст. 19 указанного Федерального закона, а именно: актуальную версию Правил передачи подарков, полученных муниципальными служащими администрации муниципального округа в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями; актуальную версию Порядка выдачи разрешения представителем нанимателя (работодателем) на участие муниципальных служащих на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав ее коллегиального органа управления..."
(КонсультантПлюс, 2025)...[Суд решил - ред.] Обязать администрацию... муниципального округа... в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить нарушения требований Федерального закона... "О противодействии коррупции", разместив информацию, предусмотренную ст. 19 указанного Федерального закона, а именно: актуальную версию Правил передачи подарков, полученных муниципальными служащими администрации муниципального округа в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями; актуальную версию Порядка выдачи разрешения представителем нанимателя (работодателем) на участие муниципальных служащих на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией в качестве единоличного исполнительного органа или вхождение в состав ее коллегиального органа управления..."
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Глава местной администрации
(КонсультантПлюс, 2025)...Установлено, что администрацией МО... в целях реализации законодательства о противодействии коррупции не приняты следующие нормативно-правовые акты:
(КонсультантПлюс, 2025)...Установлено, что администрацией МО... в целях реализации законодательства о противодействии коррупции не приняты следующие нормативно-правовые акты:
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в организациях: неопределенность закона в вопросе необходимого и достаточного набора профилактических мер и лучшие антикоррупционные практики российских компаний
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Перечень принимаемых в организациях нормативных документов неодинаков. В одних компаниях он представлен политиками в области комплаенса, по противодействию коррупции и взяточничеству, о подарках и знаках делового гостеприимства, по благотворительности и спонсорской деятельности; кодексами этики, делового поведения, поставщика. Другие компании исходят из принципа "кодифицирования" локальных нормативных актов, когда по вопросам антикоррупционного комплаенса в организации принимается один документ, охватывающий все требуемые вопросы антикоррупционного комплаенса и деловой этики.
(Тухватуллин Т.А., Русецкий А.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 5)Перечень принимаемых в организациях нормативных документов неодинаков. В одних компаниях он представлен политиками в области комплаенса, по противодействию коррупции и взяточничеству, о подарках и знаках делового гостеприимства, по благотворительности и спонсорской деятельности; кодексами этики, делового поведения, поставщика. Другие компании исходят из принципа "кодифицирования" локальных нормативных актов, когда по вопросам антикоррупционного комплаенса в организации принимается один документ, охватывающий все требуемые вопросы антикоррупционного комплаенса и деловой этики.
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 16.08.2021 N 478
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10;
(ред. от 26.06.2023)
"О Национальном плане противодействия коррупции на 2021 - 2024 годы"г) проанализировать практику применения ограничений, касающихся получения подарков отдельными категориями лиц и установленных в целях противодействия коррупции, по итогам проведенного анализа до 10 июня 2023 г. представить предложения по совершенствованию правовой регламентации таких ограничений, гармонизации гражданского законодательства и законодательства о противодействии коррупции в части, касающейся регулирования правоотношений в этой сфере, а также по актуализации Типового положения о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 10;
"Концепция организации системы внутреннего контроля для некредитных финансовых организаций"
(утв. Банком России)- противодействия коррупции, включая, но не ограничиваясь политикой нетерпимости в отношении подарков и представительских расходов;
(утв. Банком России)- противодействия коррупции, включая, но не ограничиваясь политикой нетерпимости в отношении подарков и представительских расходов;
"Конфликт интересов в юридических лицах: монография"
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.11.2013 приводится 12 типовых ситуаций конфликта интересов в организациях <222>. Эти ситуации связаны с полномочиями работника при принятии решений в отношении его родственников и друзей, подконтрольных им организаций, а также организаций, предлагающих ему имущественные выгоды в виде подарков, скидок, предложений о трудоустройстве <223>. Также в организациях должны устанавливаться правила, не допускающие получения работниками дорогостоящих подарков, разглашения конфиденциальной информации <224> и иных злоупотреблений со стороны работников.
(Малкина В.И.)
(под ред. О.А. Беляевой)
("Юстицинформ", 2022)В Методических рекомендациях по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.11.2013 приводится 12 типовых ситуаций конфликта интересов в организациях <222>. Эти ситуации связаны с полномочиями работника при принятии решений в отношении его родственников и друзей, подконтрольных им организаций, а также организаций, предлагающих ему имущественные выгоды в виде подарков, скидок, предложений о трудоустройстве <223>. Также в организациях должны устанавливаться правила, не допускающие получения работниками дорогостоящих подарков, разглашения конфиденциальной информации <224> и иных злоупотреблений со стороны работников.
Статья: Тенденции и ключевые аспекты антикоррупционного комплаенса в странах Ближнего Востока
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Другим аспектом правового регулирования антикоррупционного комплаенса в ОАЭ является законодательство о государственной службе. Базовым является закон <13>, значительная часть дополнений которого направлена именно на противодействие коррупции, включая предписания государственным служащим относительно принятия различных подарков. Существуют уточнения в этот закон, вносимые как на уровне отдельных министерств <14>, так и на уровне Эмиратов <15>. Следует отметить запрет и на платежи для налаживания контактов, причем используется отсылочная норма к Конвенции ООН против коррупции с указанием на неприемлемость любых форм поведения, признаваемых коррупцией на международном уровне.
(Мельникова А.А., Боркеев С.М., Лукьянов А.А.)
("Хозяйство и право", 2024, N 7)Другим аспектом правового регулирования антикоррупционного комплаенса в ОАЭ является законодательство о государственной службе. Базовым является закон <13>, значительная часть дополнений которого направлена именно на противодействие коррупции, включая предписания государственным служащим относительно принятия различных подарков. Существуют уточнения в этот закон, вносимые как на уровне отдельных министерств <14>, так и на уровне Эмиратов <15>. Следует отметить запрет и на платежи для налаживания контактов, причем используется отсылочная норма к Конвенции ООН против коррупции с указанием на неприемлемость любых форм поведения, признаваемых коррупцией на международном уровне.
Вопрос: Как разработать правила и утвердить кодекс корпоративной этики?
(Консультация эксперта, 2025)Противодействие коррупции:
(Консультация эксперта, 2025)Противодействие коррупции:
Статья: К вопросу особенностей реализации государственной антикоррупционной политики в странах Центральной Азии
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Власов В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)Вместе с этим, например, в Республике Таджикистан предусмотрен ряд мер ответственности за коррупционные действия, включающих дисциплинарную и административную ответственность, причем в отношении государственных служащих возможен каждый из видов ответственности за различные составы правонарушений. Использование личного влияния в интересах родственников или умышленное несоблюдение ограничений по совместной службе, согласно ст. 24 Закона Республики Таджикистан "О противодействии коррупции" <4>, признается дисциплинарным проступком. В то же время согласно ст. 25 данного Закона административные правонарушения могут включать принятие подарков или вознаграждений, необоснованное использование преимуществ и другие подобные действия. В этих случаях дисциплинарная ответственность не предусмотрена. Специальных правил рассмотрения дел о коррупционных правонарушениях в Республике Таджикистан не установлено, решение принимается непосредственно руководителем служащего, причем ответственность за любое коррупционное деяние может включать как увольнение, так и выговор <5>.
(Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Власов В.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 5)Вместе с этим, например, в Республике Таджикистан предусмотрен ряд мер ответственности за коррупционные действия, включающих дисциплинарную и административную ответственность, причем в отношении государственных служащих возможен каждый из видов ответственности за различные составы правонарушений. Использование личного влияния в интересах родственников или умышленное несоблюдение ограничений по совместной службе, согласно ст. 24 Закона Республики Таджикистан "О противодействии коррупции" <4>, признается дисциплинарным проступком. В то же время согласно ст. 25 данного Закона административные правонарушения могут включать принятие подарков или вознаграждений, необоснованное использование преимуществ и другие подобные действия. В этих случаях дисциплинарная ответственность не предусмотрена. Специальных правил рассмотрения дел о коррупционных правонарушениях в Республике Таджикистан не установлено, решение принимается непосредственно руководителем служащего, причем ответственность за любое коррупционное деяние может включать как увольнение, так и выговор <5>.
Статья: Дисциплинарная эффективность запретов, связанных с государственной гражданской службой: "утиный тест" (duck-test)
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Ситуация осложняется еще и тем, что многие запреты, закрепленные в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, носят выраженный антикоррупционный характер. Например, к таким запретам можно отнести: запрещение гражданским служащим принимать подарки и прочие вознаграждения от третьих лиц, осуществлять предпринимательскую деятельность, использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, государственное имущество и т.п. Между тем нарушение запретов, установленных в целях противодействия коррупции, согласно ст. 59.1 названного Закона, образует состав коррупционного правонарушения. Причем увольнение с государственной службы в качестве взыскания применяется только за совершение коррупционных правонарушений, прямо перечисленных в ст. 59.2. В остальных же случаях, исходя из буквального смысла Закона, представитель нанимателя может применить только дисциплинарные взыскания, не связанные с расторжением служебного контракта. В нашем примере в случае осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности служебный контракт расторгается, а вот в случае принятия вознаграждений от третьих лиц в связи с осуществлением служебных обязанностей работодатель может применить только замечание, выговор или предупреждение о неполном служебном соответствии. Однако норму п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона никто не отменял, а согласно ей служебный контракт может быть расторгнут, а гражданский служащий уволен со службы в случае нарушения им запретов, связанных с государственной гражданской службой. Налицо явная коллизия норм одного и того же Закона!
(Пресняков М.В.)
("Административное право и процесс", 2021, N 10)Ситуация осложняется еще и тем, что многие запреты, закрепленные в ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, носят выраженный антикоррупционный характер. Например, к таким запретам можно отнести: запрещение гражданским служащим принимать подарки и прочие вознаграждения от третьих лиц, осуществлять предпринимательскую деятельность, использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, государственное имущество и т.п. Между тем нарушение запретов, установленных в целях противодействия коррупции, согласно ст. 59.1 названного Закона, образует состав коррупционного правонарушения. Причем увольнение с государственной службы в качестве взыскания применяется только за совершение коррупционных правонарушений, прямо перечисленных в ст. 59.2. В остальных же случаях, исходя из буквального смысла Закона, представитель нанимателя может применить только дисциплинарные взыскания, не связанные с расторжением служебного контракта. В нашем примере в случае осуществления гражданским служащим предпринимательской деятельности служебный контракт расторгается, а вот в случае принятия вознаграждений от третьих лиц в связи с осуществлением служебных обязанностей работодатель может применить только замечание, выговор или предупреждение о неполном служебном соответствии. Однако норму п. 13 ч. 1 ст. 33 Закона никто не отменял, а согласно ей служебный контракт может быть расторгнут, а гражданский служащий уволен со службы в случае нарушения им запретов, связанных с государственной гражданской службой. Налицо явная коллизия норм одного и того же Закона!
Статья: Правовые предпосылки унификации форм статистической отчетности о результатах реализации мер по противодействию коррупции
(Черепанова Е.В., Матулис С.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)форма 5 "Сведения о работе, проводимой в организации по учету, хранению и реализации подарков, переданных работниками".
(Черепанова Е.В., Матулис С.Н.)
("Журнал российского права", 2020, N 12)форма 5 "Сведения о работе, проводимой в организации по учету, хранению и реализации подарков, переданных работниками".
Статья: Об автоматизации антикоррупционного комплаенса в организациях
(Трунцевский Ю.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Так, Французское агентство по борьбе с коррупцией (AFA) недавно выпустило новое руководство по подаркам и развлечениям, в котором содержатся практические советы о том, как разработать соответствующую политику, чтобы избежать риска коррупции. В обновлениях Sapin II говорится, что все организации должны иметь четкую внутреннюю политику в отношении подарков и развлечений, им рекомендуется создать реестр подарков, чтобы гарантировать прозрачность и отслеживание поведения тех, кто получает и дарит одобренные бизнесом подарки.
(Трунцевский Ю.В.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 4)Так, Французское агентство по борьбе с коррупцией (AFA) недавно выпустило новое руководство по подаркам и развлечениям, в котором содержатся практические советы о том, как разработать соответствующую политику, чтобы избежать риска коррупции. В обновлениях Sapin II говорится, что все организации должны иметь четкую внутреннюю политику в отношении подарков и развлечений, им рекомендуется создать реестр подарков, чтобы гарантировать прозрачность и отслеживание поведения тех, кто получает и дарит одобренные бизнесом подарки.
"Утрата доверия по законодательству Российской Федерации: научно-практическое пособие"
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Сформированный в нормативных правовых актах Республики Казахстан институт прекращения государственной службы по отрицательным мотивам имеет множество сходных черт с отечественным институтом увольнения в связи с утратой доверия. Как известно, в законодательстве Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции <189> увольнение в связи с утратой доверия рассматривается как крайняя антикоррупционная санкция вследствие непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной в котором он является. Вместе с тем казахстанская модель прекращения государственной службы по нереабилитирующему основанию отрицательных мотивов увольнения все же шире. В частности (как показано выше), в Законах Республики Казахстан о государственной службе, о специальных государственных органах и о воинской службе по таким мотивам увольнения представлен более объемный перечень оснований. Закон Республики Казахстан о противодействии коррупции увольнение с государственной службы по отрицательным мотивам связывает с нарушением со стороны государственного служащего антикоррупционных запретов, ограничений и требований. В числе последних указываются, например, занятие деятельностью, несовместимой с выполнением государственных функций, открытие и наличие счетов в иностранных банках за пределами государства, конфликт интересов, принятие материального вознаграждения, подарков или услуг за действия (бездействие) в пользу предоставивших их лиц <190>.
(Трунцевский Ю.В., Цирин А.М. и др.)
(отв. ред. И.И. Кучеров)
("Инфотропик Медиа", 2022)Сформированный в нормативных правовых актах Республики Казахстан институт прекращения государственной службы по отрицательным мотивам имеет множество сходных черт с отечественным институтом увольнения в связи с утратой доверия. Как известно, в законодательстве Российской Федерации о государственной гражданской службе и о противодействии коррупции <189> увольнение в связи с утратой доверия рассматривается как крайняя антикоррупционная санкция вследствие непринятия государственным служащим мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной в котором он является. Вместе с тем казахстанская модель прекращения государственной службы по нереабилитирующему основанию отрицательных мотивов увольнения все же шире. В частности (как показано выше), в Законах Республики Казахстан о государственной службе, о специальных государственных органах и о воинской службе по таким мотивам увольнения представлен более объемный перечень оснований. Закон Республики Казахстан о противодействии коррупции увольнение с государственной службы по отрицательным мотивам связывает с нарушением со стороны государственного служащего антикоррупционных запретов, ограничений и требований. В числе последних указываются, например, занятие деятельностью, несовместимой с выполнением государственных функций, открытие и наличие счетов в иностранных банках за пределами государства, конфликт интересов, принятие материального вознаграждения, подарков или услуг за действия (бездействие) в пользу предоставивших их лиц <190>.
Готовое решение: Какие требования предъявляют к государственным гражданским служащим
(КонсультантПлюс, 2025)Это следует из пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 575 ГК РФ, п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона о противодействии коррупции, п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, п. п. 2, 4, 5, 7 Типового положения о получении госслужащим подарка (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10) (п. п. 3, 10, 17, 29 Разъяснений Минтруда России).
(КонсультантПлюс, 2025)Это следует из пп. 3 п. 1, п. 2 ст. 575 ГК РФ, п. 7 ч. 3 ст. 12.1 Закона о противодействии коррупции, п. 6 ч. 1 ст. 17 Закона о государственной гражданской службе, п. п. 2, 4, 5, 7 Типового положения о получении госслужащим подарка (утв. Постановлением Правительства РФ от 09.01.2014 N 10) (п. п. 3, 10, 17, 29 Разъяснений Минтруда России).
Статья: Антикоррупционные законодательные основы Республики Корея
(Кобец П.Н.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)Кроме того, он способствует борьбе с коррупцией за счет расширения определения государственных должностных лиц и других лиц, подлежащих регулированию; запрещения неправомерных домогательств к публичным должностным лицам независимо от того, сопровождаются ли такие ненадлежащие домогательства предложением оплаты или выплатой денег или ценной вещи; установления относительно низких потолков на подарки, развлечения или иные ценности, которые могут быть предоставлены государственным должностным лицам, независимо от того, была ли такая выплата связана с обязанностями государственного должностного лица; распространения запрета на подарки, развлечения или другие ценности на супругов государственных должностных лиц, если они предоставляются в связи с исполнением должностных обязанностей <9>.
(Кобец П.Н.)
("Международное публичное и частное право", 2023, N 3)Кроме того, он способствует борьбе с коррупцией за счет расширения определения государственных должностных лиц и других лиц, подлежащих регулированию; запрещения неправомерных домогательств к публичным должностным лицам независимо от того, сопровождаются ли такие ненадлежащие домогательства предложением оплаты или выплатой денег или ценной вещи; установления относительно низких потолков на подарки, развлечения или иные ценности, которые могут быть предоставлены государственным должностным лицам, независимо от того, была ли такая выплата связана с обязанностями государственного должностного лица; распространения запрета на подарки, развлечения или другие ценности на супругов государственных должностных лиц, если они предоставляются в связи с исполнением должностных обязанностей <9>.