Противодействие коррупции это
Подборка наиболее важных документов по запросу Противодействие коррупции это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О противодействии коррупции""Но, исходя из пункта 2 ст. 1 Федерального закона N 273-ФЗ, противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 372 "Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов" Трудового кодекса РФ"Кроме того, отклоняя доводы истца о принятии работодателем Кодекса этики и служебного поведения с нарушениями требований статьи 372 Трудового кодекса Российской Федерации без учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, суд апелляционной инстанции указал, что Кодекс этики и служебного поведения работников Федерального бюджетного учреждения Центр реабилитации Фонда социального страхования Российской Федерации "Тараскуль" утвержден приказом от 15 ноября 2017 года N 1077 в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", при этом Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает обязательный учет мнения представительного органа работников при принятии работодателем решения, устанавливающего меры по предупреждению коррупции, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии необходимости учета такого мнения при утверждении данного локального нормативного акта."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Можно ли в должностные обязанности главного бухгалтера или начальника отдела кадров включить обязанность быть ответственным за противодействие коррупции в организации, добавив это в должностную инструкцию? Как это оформить? Нужно ли издать приказ, назначив доплату за это как за увеличение объема работ?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Вопрос: Можно ли в должностные обязанности главного бухгалтера или начальника отдела кадров включить обязанность быть ответственным за противодействие коррупции в организации, добавив это в должностную инструкцию? Как это оформить? Нужно ли издать приказ, назначив доплату за это как за увеличение объема работ?
(Консультация эксперта, Государственная инспекция труда в Нижегородской обл., 2024)Вопрос: Можно ли в должностные обязанности главного бухгалтера или начальника отдела кадров включить обязанность быть ответственным за противодействие коррупции в организации, добавив это в должностную инструкцию? Как это оформить? Нужно ли издать приказ, назначив доплату за это как за увеличение объема работ?
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Разработку документа можно поручить должностному лицу или структурному подразделению, которое будет выполнять функции по профилактике и противодействию коррупции. Это может быть как кадровая служба, так и иное подразделение. К разработке рекомендуется привлекать и иных сотрудников заказчика. Полагаем, что к такой работе целесообразно привлечь сотрудников контрактной службы.
(КонсультантПлюс, 2025)Разработку документа можно поручить должностному лицу или структурному подразделению, которое будет выполнять функции по профилактике и противодействию коррупции. Это может быть как кадровая служба, так и иное подразделение. К разработке рекомендуется привлекать и иных сотрудников заказчика. Полагаем, что к такой работе целесообразно привлечь сотрудников контрактной службы.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
(ред. от 28.12.2024)
"О противодействии коррупции"2) противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В соответствии с п. 18 Положения о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" внутренние и внешние пользователи этой системы при работе с ней обязаны обеспечивать информационную безопасность и защиту информации, содержащейся в системе, от несанкционированного доступа в соответствии с эксплуатационной и технической документацией по защите информации.
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)В соответствии с п. 18 Положения о государственной информационной системе в области противодействия коррупции "Посейдон" внутренние и внешние пользователи этой системы при работе с ней обязаны обеспечивать информационную безопасность и защиту информации, содержащейся в системе, от несанкционированного доступа в соответствии с эксплуатационной и технической документацией по защите информации.
Статья: Правоограничительные административно-правовые средства противодействия коррупции в сфере государственного управления
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Таким образом, правоограничительные административно-правовые средства противодействия коррупции - это совокупность обязанностей, запретов и ограничений, посредством которых обеспечивается регулирование возникающих в пределах государственной службы правоотношений. В связи с этим в целях противодействия коррупции реализация требований по соблюдению основных запретов и ограничений, установленных правовыми актами в сфере прохождения государственной службы, является одним из приоритетных направлений в развитии системы государственного управления.
(Фадеева И.В., Брунер Р.А.)
("Современное право", 2024, N 11)Таким образом, правоограничительные административно-правовые средства противодействия коррупции - это совокупность обязанностей, запретов и ограничений, посредством которых обеспечивается регулирование возникающих в пределах государственной службы правоотношений. В связи с этим в целях противодействия коррупции реализация требований по соблюдению основных запретов и ограничений, установленных правовыми актами в сфере прохождения государственной службы, является одним из приоритетных направлений в развитии системы государственного управления.
Статья: Как работодателю предотвратить конфликт интересов
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Не стоит забывать, что организации должны разрабатывать и принимать необходимые меры по предупреждению коррупции. В определении от 26.03.2020 N 585-О Конституционный Суд РФ подчеркнул, что указанная обязанность возложена законом на все организации вне зависимости от организационно-правовой формы и форм собственности. А Минтруд России разработал Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции <2>. Эти меры могут включать:
(Неретина А.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2024, N 1)Не стоит забывать, что организации должны разрабатывать и принимать необходимые меры по предупреждению коррупции. В определении от 26.03.2020 N 585-О Конституционный Суд РФ подчеркнул, что указанная обязанность возложена законом на все организации вне зависимости от организационно-правовой формы и форм собственности. А Минтруд России разработал Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции <2>. Эти меры могут включать:
Готовое решение: Как создается и работает комиссия по противодействию коррупции
(КонсультантПлюс, 2025)Во многих случаях вы можете не создавать комиссию по противодействию коррупции, потому что это ваше право, а не обязанность.
(КонсультантПлюс, 2025)Во многих случаях вы можете не создавать комиссию по противодействию коррупции, потому что это ваше право, а не обязанность.
"Государственный контроль (надзор): монография"
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Нельзя не отметить и активное, даже в некотором смысле гиперактивное, развитие нормативного правового регулирования деятельности по противодействию коррупции. Т.Я. Хабриева, оценивая эту активность, справедливо указывает на негативные тенденции, возникающие вследствие недостаточной согласованности актов разной юридической силы и отраслевой принадлежности, их лоскутности и разнонаправленности <1>. Нормативное правовое регулирование довольно динамично меняется в поиске наиболее эффективных средств противодействия коррупции. Первые решения были связаны с повышением прозрачности доходов и расходов государственных служащих, усилением ответственности за коррупционные проступки, имплементацией положений актов международного права, в том числе Конвенции ООН против коррупции. Затем акценты были перенесены на разработку антикоррупционных стандартов, карт коррупционных рисков в органах исполнительной власти.
(Зырянов С.М.)
("КОНТРАКТ", 2023)Нельзя не отметить и активное, даже в некотором смысле гиперактивное, развитие нормативного правового регулирования деятельности по противодействию коррупции. Т.Я. Хабриева, оценивая эту активность, справедливо указывает на негативные тенденции, возникающие вследствие недостаточной согласованности актов разной юридической силы и отраслевой принадлежности, их лоскутности и разнонаправленности <1>. Нормативное правовое регулирование довольно динамично меняется в поиске наиболее эффективных средств противодействия коррупции. Первые решения были связаны с повышением прозрачности доходов и расходов государственных служащих, усилением ответственности за коррупционные проступки, имплементацией положений актов международного права, в том числе Конвенции ООН против коррупции. Затем акценты были перенесены на разработку антикоррупционных стандартов, карт коррупционных рисков в органах исполнительной власти.
Статья: Организация внутреннего контроля противодействия коррупции и коррупционных рисков в коммерческих организациях
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Результаты. По результатам исследования определено, что эффективная система внутреннего контроля и антикоррупционная политика, проводимая внутри экономического субъекта, являются неотъемлемой частью борьбы с коррупцией. В связи с этим для коммерческих организаций малого и среднего бизнеса была продуцирована модель по выявлению коррупционных рисков на примере конкретной организации. Предложенные типовые анкеты по вопросам коррупции и антикоррупционной деятельности позволяют контролировать и предотвращать данные виды рисков.
(Сафонова М.Ф., Фельде Е.М.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 3)Результаты. По результатам исследования определено, что эффективная система внутреннего контроля и антикоррупционная политика, проводимая внутри экономического субъекта, являются неотъемлемой частью борьбы с коррупцией. В связи с этим для коммерческих организаций малого и среднего бизнеса была продуцирована модель по выявлению коррупционных рисков на примере конкретной организации. Предложенные типовые анкеты по вопросам коррупции и антикоррупционной деятельности позволяют контролировать и предотвращать данные виды рисков.
Статья: Вопросы развития правового института дисциплины труда. Документирование
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Рассмотрим спор, связанный с наложением дисциплинарного взыскания за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции. В этой связи проанализируем судебное решение об увольнении с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия <14>. Так, П. обратилась в суд с иском к Управлению ФССП по Кемеровской области о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия и восстановлении в прежней должности. Свои исковые требования П. мотивировала тем, что она, занимая должность судебного пристава-исполнителя, в ходе исполнительного производства в отношении должника В., который являлся ее отцом, в устной форме проинформировала начальника отдела судебных приставов о своем родстве с должником.
(Колобова С.В.)
("Делопроизводство", 2023, N 1)Рассмотрим спор, связанный с наложением дисциплинарного взыскания за несоблюдение требований законодательства о противодействии коррупции. В этой связи проанализируем судебное решение об увольнении с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия <14>. Так, П. обратилась в суд с иском к Управлению ФССП по Кемеровской области о признании незаконным увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия и восстановлении в прежней должности. Свои исковые требования П. мотивировала тем, что она, занимая должность судебного пристава-исполнителя, в ходе исполнительного производства в отношении должника В., который являлся ее отцом, в устной форме проинформировала начальника отдела судебных приставов о своем родстве с должником.
"Собственность в гражданском праве"
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Кроме того, понятно, что ограничение по кругу лиц и по видам имущества обеспечивает возможность более эффективного администрирования контроля за доходами и расходами, поскольку указаны точно определенные лица и виды имущества, принадлежность которых закреплена в той или иной мере открытых, в том числе публично доступных системах учета имущества, что также дает возможность обществу принимать участие в борьбе с коррупцией, как это предписывается ст. 13 Конвенции.
(6-е издание, исправленное и дополненное)
(Скловский К.И.)
("Статут", 2023)Кроме того, понятно, что ограничение по кругу лиц и по видам имущества обеспечивает возможность более эффективного администрирования контроля за доходами и расходами, поскольку указаны точно определенные лица и виды имущества, принадлежность которых закреплена в той или иной мере открытых, в том числе публично доступных системах учета имущества, что также дает возможность обществу принимать участие в борьбе с коррупцией, как это предписывается ст. 13 Конвенции.
Статья: Дискуссионные аспекты правоприменительной практики законодательства о противодействии коррупции на муниципальной службе
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В заключение настоящего краткого исследования следует отметить, что главная, магистральная задача законодательства и правоприменительной практики в области противодействия коррупции - это недопущение возникновения случаев самой коррупции, осуществление действенных мер профилактики коррупционных проявлений в системе муниципального управления. Таким образом, именно коррупция, а не люди являются конечной точкой приложения всей системы мер по противодействию коррупции. Вместе с тем и действующая модель правового регулирования вопросов противодействия коррупции, и складывающаяся практика правоприменения Федерального закона N 273 и связанных с ним смежных нормативных правовых актов еще далеки от совершенства, и, как следствие, страдают люди, принявшие на себя обязательства исполнять обязанности по должности, связанной с повышенными коррупционными рисками, и здесь вновь уместно вспомнить слова нашего Президента РФ, высказанные им на заседании Совета при Президенте по развитию местного самоуправления в апреле 2023 г.: "Чтобы эффективно отвечать на запросы людей, нужна прочная кадровая основа местного самоуправления" <23>, а поэтому совершенствование законодательства о противодействии коррупции и практики ее применения - это всего лишь один из маленьких шагов в решении кадровых вопросов накануне реализации четвертой реформы местного самоуправления в РФ в условиях современной российской государственности.
(Кожевников О.А., Алешкова Н.П.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 2)В заключение настоящего краткого исследования следует отметить, что главная, магистральная задача законодательства и правоприменительной практики в области противодействия коррупции - это недопущение возникновения случаев самой коррупции, осуществление действенных мер профилактики коррупционных проявлений в системе муниципального управления. Таким образом, именно коррупция, а не люди являются конечной точкой приложения всей системы мер по противодействию коррупции. Вместе с тем и действующая модель правового регулирования вопросов противодействия коррупции, и складывающаяся практика правоприменения Федерального закона N 273 и связанных с ним смежных нормативных правовых актов еще далеки от совершенства, и, как следствие, страдают люди, принявшие на себя обязательства исполнять обязанности по должности, связанной с повышенными коррупционными рисками, и здесь вновь уместно вспомнить слова нашего Президента РФ, высказанные им на заседании Совета при Президенте по развитию местного самоуправления в апреле 2023 г.: "Чтобы эффективно отвечать на запросы людей, нужна прочная кадровая основа местного самоуправления" <23>, а поэтому совершенствование законодательства о противодействии коррупции и практики ее применения - это всего лишь один из маленьких шагов в решении кадровых вопросов накануне реализации четвертой реформы местного самоуправления в РФ в условиях современной российской государственности.
Статья: Институт укрепления доверия к органам власти
(Хочешева О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Борьба с коррупцией - это не только юридическая, но и моральная задача. Создание независимых антикоррупционных органов, внедрение механизмов контроля за доходами и расходами чиновников, а также неотвратимость наказания за коррупционные преступления - все это способствует формированию атмосферы честности и открытости в органах власти.
(Хочешева О.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 4)Борьба с коррупцией - это не только юридическая, но и моральная задача. Создание независимых антикоррупционных органов, внедрение механизмов контроля за доходами и расходами чиновников, а также неотвратимость наказания за коррупционные преступления - все это способствует формированию атмосферы честности и открытости в органах власти.