Пропорциональное регулирование
Подборка наиболее важных документов по запросу Пропорциональное регулирование (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Перспективные направления развития рынка микрофинансовых организаций на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Банка России", 2024)2) внедрение пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора (2016 - 2018 гг.);
("Официальный сайт Банка России", 2024)2) внедрение пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора (2016 - 2018 гг.);
Статья: Особенности правового регулирования инфраструктурных организаций финансового рынка в условиях санкционных ограничений
(Александрова А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Банк России осуществляет нормативно-правовое регулирование в рамках концепции пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора, которая устанавливает зависимость объема регуляторных требований от объема рисков, принимаемых организацией <3>. Данная концепция активно применяется Банком России с 2016 г. с целью оптимального использования ресурсов регулятора для реализации гибкой модели взаимодействия с поднадзорными организациями в зависимости от категории, присваиваемой в соответствии с характером, сложностью и масштабом их деятельности. Отнесение организации к какой-либо из категорий определяет ее режим надзора с соответствующим порядком осуществления надзорных мероприятий. Помимо режима надзора организации присваивается риск-профиль, который показывает вероятность наступления неблагоприятных последствий и значение таких последствий для участников рынка. Такой подход в регулировании и надзоре впервые стали использовать в международной практике в стандартах Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения 2012 г., что впоследствии имплементировалось в национальную систему государственного контроля (надзора) <4>.
(Александрова А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2023, N 4)Банк России осуществляет нормативно-правовое регулирование в рамках концепции пропорционального регулирования и риск-ориентированного надзора, которая устанавливает зависимость объема регуляторных требований от объема рисков, принимаемых организацией <3>. Данная концепция активно применяется Банком России с 2016 г. с целью оптимального использования ресурсов регулятора для реализации гибкой модели взаимодействия с поднадзорными организациями в зависимости от категории, присваиваемой в соответствии с характером, сложностью и масштабом их деятельности. Отнесение организации к какой-либо из категорий определяет ее режим надзора с соответствующим порядком осуществления надзорных мероприятий. Помимо режима надзора организации присваивается риск-профиль, который показывает вероятность наступления неблагоприятных последствий и значение таких последствий для участников рынка. Такой подход в регулировании и надзоре впервые стали использовать в международной практике в стандартах Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения 2012 г., что впоследствии имплементировалось в национальную систему государственного контроля (надзора) <4>.
Нормативные акты
Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2022 N 4355-р
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>Работа Банка России по повышению устойчивости финансового рынка также включала и иные меры, в частности создание и развитие механизма финансового оздоровления кредитных организаций, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Фонда консолидации банковского сектора, Фонда консолидации страхового сектора и Фонда консолидации пенсионного сектора. Кроме того, Банк России активно развивал пропорциональное банковское регулирование, направленное в том числе на выравнивание конкурентных условий и создание оптимального регулятивного режима для небольших банков, поведенческое регулирование и поведенческий надзор, нацеленные прежде всего на сферу взаимодействия финансовых посредников с их клиентами.
(ред. от 21.12.2023)
<Об утверждении Стратегии развития финансового рынка РФ до 2030 года>Работа Банка России по повышению устойчивости финансового рынка также включала и иные меры, в частности создание и развитие механизма финансового оздоровления кредитных организаций, страховых компаний и негосударственных пенсионных фондов с участием государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", Фонда консолидации банковского сектора, Фонда консолидации страхового сектора и Фонда консолидации пенсионного сектора. Кроме того, Банк России активно развивал пропорциональное банковское регулирование, направленное в том числе на выравнивание конкурентных условий и создание оптимального регулятивного режима для небольших банков, поведенческое регулирование и поведенческий надзор, нацеленные прежде всего на сферу взаимодействия финансовых посредников с их клиентами.
Интервью: Конкуренция на страховом рынке: факторы и тенденции
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)Но вот внедрить пропорциональные подходы к регулированию на постоянной основе пока не получилось, хотя на финансовом рынке реализован показательный кейс в банковской сфере. Мы неоднократно обращали на это внимание регулятора и считаем, что для небольших страховых компаний без обязательных видов страхования вполне допустимы упрощенные методы регулирования.
("Современные страховые технологии", 2023, N 4)Но вот внедрить пропорциональные подходы к регулированию на постоянной основе пока не получилось, хотя на финансовом рынке реализован показательный кейс в банковской сфере. Мы неоднократно обращали на это внимание регулятора и считаем, что для небольших страховых компаний без обязательных видов страхования вполне допустимы упрощенные методы регулирования.
Статья: Эффективность правового регулирования финансового рынка
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2023, N 2)Банк России неоднократно обращался к проблематике банковских экосистем в своих докладах для общественных консультаций. В апреле 2021 г. Банк России опубликовал доклад для общественных консультаций "Экосистемы: подходы к регулированию" <17>. В рамках данного документа Банк России предполагал введение регуляторных требований через выделение нового субъекта регулирования (цифровой платформы, экосистемы) и установление на законодательном уровне квалифицирующих признаков такого субъекта, а также регуляторного органа, в полномочия которого будет входить ведение соответствующего реестра. При этом Банк России предлагал применять принцип пропорционального регулирования, смысл которых бы сводился к тому, что основные требования должны устанавливаться к крупным игрокам, исходя из их системной значимости в экономике и потенциальных рисков от их деятельности. Как было отмечено в связи с рассмотрением вопроса о посреднической и непрофильной деятельности банков, в июне 2021 г. им был опубликован доклад для общественных слушаний "Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы" <18>, где под экосистемой понимается построенная на основе данных о клиентах совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, позволяющих пользователям в рамках единого процесса получать широкий спектр продуктов и услуг. В этой связи можно заметить, что еще в 2007 г. в докладе сотрудников Всемирного банка отмечалась фундаментальная проблема, состоящая в том, что финансовые инновации в банковском деле, особенно в области внебалансовых инструментов, могут иметь последствия в виде концентрации риска и повышения неустойчивости банковской системы в целом <19>. Анализируя последствия международного финансово-экономического кризиса 2008 г., Е.В. Борисова также отмечала, что "без эффективного надзора за финансовыми конгломератами риск "заражения" одного сектора другим существенно повышается, происходит неадекватное капиталу перераспределение рисков между секторами финансового рынка, а определенная часть финансовых рисков может вообще выйти из-под надзора (что по естественным причинам происходит с наиболее рисковыми операциями)" <20>.
(Белицкая А.В., Лаутс Е.Б.)
("Право и бизнес", 2023, N 2)Банк России неоднократно обращался к проблематике банковских экосистем в своих докладах для общественных консультаций. В апреле 2021 г. Банк России опубликовал доклад для общественных консультаций "Экосистемы: подходы к регулированию" <17>. В рамках данного документа Банк России предполагал введение регуляторных требований через выделение нового субъекта регулирования (цифровой платформы, экосистемы) и установление на законодательном уровне квалифицирующих признаков такого субъекта, а также регуляторного органа, в полномочия которого будет входить ведение соответствующего реестра. При этом Банк России предлагал применять принцип пропорционального регулирования, смысл которых бы сводился к тому, что основные требования должны устанавливаться к крупным игрокам, исходя из их системной значимости в экономике и потенциальных рисков от их деятельности. Как было отмечено в связи с рассмотрением вопроса о посреднической и непрофильной деятельности банков, в июне 2021 г. им был опубликован доклад для общественных слушаний "Регулирование рисков участия банков в экосистемах и вложений в иммобилизованные активы" <18>, где под экосистемой понимается построенная на основе данных о клиентах совокупность сервисов, в том числе платформенных решений, позволяющих пользователям в рамках единого процесса получать широкий спектр продуктов и услуг. В этой связи можно заметить, что еще в 2007 г. в докладе сотрудников Всемирного банка отмечалась фундаментальная проблема, состоящая в том, что финансовые инновации в банковском деле, особенно в области внебалансовых инструментов, могут иметь последствия в виде концентрации риска и повышения неустойчивости банковской системы в целом <19>. Анализируя последствия международного финансово-экономического кризиса 2008 г., Е.В. Борисова также отмечала, что "без эффективного надзора за финансовыми конгломератами риск "заражения" одного сектора другим существенно повышается, происходит неадекватное капиталу перераспределение рисков между секторами финансового рынка, а определенная часть финансовых рисков может вообще выйти из-под надзора (что по естественным причинам происходит с наиболее рисковыми операциями)" <20>.
Статья: На главных направлениях совершенствования финансового законодательства
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 5)В основу законопроекта положен принцип пропорционального регулирования деятельности некредитных финансовых организаций в зависимости от характера и масштаба совершаемых ими операций, уровня и сочетания принимаемых рисков. Это позволяет избежать излишней регуляторной нагрузки для "средних" и "малых" некредитных финансовых организаций, гармонизировать, оптимизировать регулирование крупных некредитных финансовых организаций, а также некредитных финансовых организаций, совмещающих несколько видов деятельности на финансовом рынке, в том числе финансовых организаций, совмещающих деятельность некредитной финансовой организации с деятельностью кредитной организации.
(Смирнов Е.Е.)
("Аудитор", 2024, N 5)В основу законопроекта положен принцип пропорционального регулирования деятельности некредитных финансовых организаций в зависимости от характера и масштаба совершаемых ими операций, уровня и сочетания принимаемых рисков. Это позволяет избежать излишней регуляторной нагрузки для "средних" и "малых" некредитных финансовых организаций, гармонизировать, оптимизировать регулирование крупных некредитных финансовых организаций, а также некредитных финансовых организаций, совмещающих несколько видов деятельности на финансовом рынке, в том числе финансовых организаций, совмещающих деятельность некредитной финансовой организации с деятельностью кредитной организации.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- реализация концепции пропорционального регулирования (для ББЛ установлен меньший объем представления отчетности);
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- реализация концепции пропорционального регулирования (для ББЛ установлен меньший объем представления отчетности);
Статья: Местные банки в банковской системе России
(Кукушкин В.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Даже этот, достаточно скромный, анализ показывает, что имеются основания для того, чтобы дискутировать о развитии местных и региональных банков. Необходимо напомнить, что в 2016 г. Банк России начал обсуждение вопроса о пропорциональном регулировании в банковской сфере применительно к перспективам для региональных банков. Предлагалось закрепление понятия "региональный банк", но завершился этот процесс в 2017 г. лишь внесением изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" <24>, предусматривающих разграничение банковских лицензий на базовые и универсальные.
(Кукушкин В.М.)
("Предпринимательское право", 2023, N 1)Даже этот, достаточно скромный, анализ показывает, что имеются основания для того, чтобы дискутировать о развитии местных и региональных банков. Необходимо напомнить, что в 2016 г. Банк России начал обсуждение вопроса о пропорциональном регулировании в банковской сфере применительно к перспективам для региональных банков. Предлагалось закрепление понятия "региональный банк", но завершился этот процесс в 2017 г. лишь внесением изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" <24>, предусматривающих разграничение банковских лицензий на базовые и универсальные.
"Правовые формы отрицания недобросовестного поведения"
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- задачей права является уравновешивание интересов в обществе, поддержание справедливого баланса естественных прав или "равновесия естественно-правовых статусов" <2> субъектов правоотношений, для чего правовое регулирование должно устанавливать пропорциональные, соразмерные и адекватные ограничения прав;
(Седова Ж.И.)
("Статут", 2023)- задачей права является уравновешивание интересов в обществе, поддержание справедливого баланса естественных прав или "равновесия естественно-правовых статусов" <2> субъектов правоотношений, для чего правовое регулирование должно устанавливать пропорциональные, соразмерные и адекватные ограничения прав;
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо этого, в Белой книге отмечается, что было бы непропорционально и неэффективно относить все системы ИИ, использующиеся, например, в критической инфраструктуре, к категории высокого риска. Таким образом, предлагается, что применяемый в стране контекстно-ориентированный подход к классификации рисков позволит регулирующим органам пропорционально реагировать на риски, которые представляют системы ИИ [575].
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Помимо этого, в Белой книге отмечается, что было бы непропорционально и неэффективно относить все системы ИИ, использующиеся, например, в критической инфраструктуре, к категории высокого риска. Таким образом, предлагается, что применяемый в стране контекстно-ориентированный подход к классификации рисков позволит регулирующим органам пропорционально реагировать на риски, которые представляют системы ИИ [575].
Статья: Современная модель надзора за некредитными финансовыми организациями
(Чистюхин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Статья посвящена исследованию основополагающих начал современной модели надзора за некредитными финансовыми организациями. По результатам проведенного исследования автор приходит к выводу, что надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в настоящее время представляет собой сложное, многоаспектное явление, основными характеристиками которого выступают риск-ориентированность, макропруденциальная направленность, применение мотивированного (профессионального) суждения, пропорциональное регулирование, осуществление надзора за соблюдением прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, а также сочетание различных форм контрольно-надзорной деятельности. Подобная модель надзора за некредитными финансовыми организациями, основанная на лучшей мировой практике, позволяет обеспечить эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, полноту и своевременность выполнения некредитными финансовыми организациями возложенных на них обязательств, защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.
(Чистюхин В.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 1)Статья посвящена исследованию основополагающих начал современной модели надзора за некредитными финансовыми организациями. По результатам проведенного исследования автор приходит к выводу, что надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в настоящее время представляет собой сложное, многоаспектное явление, основными характеристиками которого выступают риск-ориентированность, макропруденциальная направленность, применение мотивированного (профессионального) суждения, пропорциональное регулирование, осуществление надзора за соблюдением прав и законных интересов потребителей финансовых услуг, а также сочетание различных форм контрольно-надзорной деятельности. Подобная модель надзора за некредитными финансовыми организациями, основанная на лучшей мировой практике, позволяет обеспечить эффективное управление рисками, возникающими на финансовых рынках, полноту и своевременность выполнения некредитными финансовыми организациями возложенных на них обязательств, защиту прав и законных интересов потребителей финансовых услуг.