Промышленный образец и автОрское право
Подборка наиболее важных документов по запросу Промышленный образец и автОрское право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Дизайнерские услуги
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, произведение дизайна, за исключением случаев регистрации такого объекта как промышленного образца, по существу является комплексным объектом авторского права и подлежит правовой защите в зависимости от внешней формы выражения результата дизайнерского искусства - изобразительного, объемно-пространственного, цветового и т.п..."
(КонсультантПлюс, 2025)Таким образом, произведение дизайна, за исключением случаев регистрации такого объекта как промышленного образца, по существу является комплексным объектом авторского права и подлежит правовой защите в зависимости от внешней формы выражения результата дизайнерского искусства - изобразительного, объемно-пространственного, цветового и т.п..."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы столкновения исключительных прав на промышленные образцы и произведения
(Губаева Е.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 11)Одним из недостатков возможности охраны объекта нормами авторского и патентного права некоторые исследователи считают изменение правового режима изделия. Так, высказывается точка зрения, что при регистрации объекта авторского права в качестве промышленного образца срок его охраны измеряется только по ст. 1363 ГК РФ, то есть составляет пять лет, после чего изделие перейдет в общественное достояние [12]. На взгляд автора статьи, подобный вывод неверен. При получении патента на промышленный образец авторское право не аннулируется, а продолжает свое действие наравне с правом патентным. В законодательстве не содержится никаких указаний на аннулирование авторской охраны на объекты, зарегистрированные в качестве промышленных образцов. Соответственно, при истечении срока действия патента на промышленный образец изделие будет охраняться лишь нормами авторского права.
(Губаева Е.А.)
("ИС. Промышленная собственность", 2022, N 11)Одним из недостатков возможности охраны объекта нормами авторского и патентного права некоторые исследователи считают изменение правового режима изделия. Так, высказывается точка зрения, что при регистрации объекта авторского права в качестве промышленного образца срок его охраны измеряется только по ст. 1363 ГК РФ, то есть составляет пять лет, после чего изделие перейдет в общественное достояние [12]. На взгляд автора статьи, подобный вывод неверен. При получении патента на промышленный образец авторское право не аннулируется, а продолжает свое действие наравне с правом патентным. В законодательстве не содержится никаких указаний на аннулирование авторской охраны на объекты, зарегистрированные в качестве промышленных образцов. Соответственно, при истечении срока действия патента на промышленный образец изделие будет охраняться лишь нормами авторского права.
Нормативные акты
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)Статья 1356. Право авторства на изобретение, полезную модель или промышленный образец
(ред. от 23.07.2025)Статья 1356. Право авторства на изобретение, полезную модель или промышленный образец
Статья: Произведения уличной живописи и татуировки: содержание и защита личных неимущественных прав автора
(Сивергин А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)В зарубежных правопорядках можно встретить и иные подходы к соотношению права авторства и права автора на имя. В ст. 77 Закона "Об авторском праве, промышленных образцах и патентах" Великобритании <4> указывается право быть опознанным как автор (right to be identified as author) в случае использования произведения, а ст. 84 того же Закона запрещает ложную атрибуцию (false attribution) - приписывание работы тому, кто не является ее автором. Право авторства, таким образом, не выделяется в качестве самостоятельного, а определяется через право автора на имя. Российское же законодательство тяготеет к австрийской (немецкой) модели соотношения рассматриваемых прав.
(Сивергин А.А.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2024, N 4)В зарубежных правопорядках можно встретить и иные подходы к соотношению права авторства и права автора на имя. В ст. 77 Закона "Об авторском праве, промышленных образцах и патентах" Великобритании <4> указывается право быть опознанным как автор (right to be identified as author) в случае использования произведения, а ст. 84 того же Закона запрещает ложную атрибуцию (false attribution) - приписывание работы тому, кто не является ее автором. Право авторства, таким образом, не выделяется в качестве самостоятельного, а определяется через право автора на имя. Российское же законодательство тяготеет к австрийской (немецкой) модели соотношения рассматриваемых прав.
"Право интеллектуальной собственности в условиях развития новых технологий: монография"
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)В конце 2014 г. несколько компаний (Cartier International AG, Montblanc-Simplo GmbH, Richemont International SA), которые являются правообладателями во многих государствах товарных знаков (в том числе общеизвестных), действующих в отношении предметов роскоши, предъявили требования к интернет-провайдерам Великобритании о блокировке доступа к веб-сайтам, на которых реализуется продажа поддельных товаров с нарушением прав правообладателей на товарный знак, основывая свои требования на положениях разд. s.97A Закона 1988 г. об авторском праве, промышленных образцах и патентах (Copyright, Designs and Patents Act), регламентирующего лишь возможность блокирования сайтов при нарушении авторских прав, но не прав на товарные знаки. Заявители просили Верховный суд вынести соответствующее судебное предписание с учетом расширительного толкования положений Закона, а также обязать провайдеров выплатить компенсацию за допущение возможности распространения информации о продаже товаров с нарушениями прав на товарные знаки. В двух инстанциях требования заявителей были удовлетворены, в то время как Верховный суд отменил решение в части оплаты компенсаций провайдерами за нарушение прав на товарный знак, оценив их действия как непреднамеренные и не содержащие умысла на нарушение прав на товарный знак.
(Моргунова Е.А., Шахназаров Б.А.)
("Норма", "ИНФРА-М", 2023)В конце 2014 г. несколько компаний (Cartier International AG, Montblanc-Simplo GmbH, Richemont International SA), которые являются правообладателями во многих государствах товарных знаков (в том числе общеизвестных), действующих в отношении предметов роскоши, предъявили требования к интернет-провайдерам Великобритании о блокировке доступа к веб-сайтам, на которых реализуется продажа поддельных товаров с нарушением прав правообладателей на товарный знак, основывая свои требования на положениях разд. s.97A Закона 1988 г. об авторском праве, промышленных образцах и патентах (Copyright, Designs and Patents Act), регламентирующего лишь возможность блокирования сайтов при нарушении авторских прав, но не прав на товарные знаки. Заявители просили Верховный суд вынести соответствующее судебное предписание с учетом расширительного толкования положений Закона, а также обязать провайдеров выплатить компенсацию за допущение возможности распространения информации о продаже товаров с нарушениями прав на товарные знаки. В двух инстанциях требования заявителей были удовлетворены, в то время как Верховный суд отменил решение в части оплаты компенсаций провайдерами за нарушение прав на товарный знак, оценив их действия как непреднамеренные и не содержащие умысла на нарушение прав на товарный знак.
Статья: Критерии охраноспособности объектов авторского права
(Титова Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Стоит отметить, что охраноспособность объекта авторского права по-разному определена в нормативных правовых актах различных стран. Сегодня можно заметить, что в зарубежных странах наблюдается тенденция к упрощению подходов к критериям охраноспособности объектов авторского права, например, Кодекс интеллектуальной собственности об авторском праве Франции (Code de la intellectuelle) (далее - Кодекс) "обеспечивает защиту всех произведений разума, независимо от их вида, формы выражения, достоинств или целей" <22>, и в нем содержится закрытый перечень охраняемых объектов (ст. L. 112-2). Согласно немецкому законодательству об авторском праве (Закон об авторском праве и смежных правах (Gesetz Urheberrecht und verwandte Schutzrechte), произведения представляют собой "собственные интеллектуальные творения автора" <23>, которые обеспечиваются защитой закона. В Великобритании, например, в статье 1(1) Закона 1988 года "Об авторском праве, промышленных образцах и патентах" (глава 48) (Copyright, Designs and Patents Act 1988) критерием охраноспособности является оригинальность, а именно то, что произведение создано автором, приложившим необходимые усилия для его создания <24>.
(Титова Н.С.)
("ИС. Авторское право и смежные права", 2025, N 4)Стоит отметить, что охраноспособность объекта авторского права по-разному определена в нормативных правовых актах различных стран. Сегодня можно заметить, что в зарубежных странах наблюдается тенденция к упрощению подходов к критериям охраноспособности объектов авторского права, например, Кодекс интеллектуальной собственности об авторском праве Франции (Code de la intellectuelle) (далее - Кодекс) "обеспечивает защиту всех произведений разума, независимо от их вида, формы выражения, достоинств или целей" <22>, и в нем содержится закрытый перечень охраняемых объектов (ст. L. 112-2). Согласно немецкому законодательству об авторском праве (Закон об авторском праве и смежных правах (Gesetz Urheberrecht und verwandte Schutzrechte), произведения представляют собой "собственные интеллектуальные творения автора" <23>, которые обеспечиваются защитой закона. В Великобритании, например, в статье 1(1) Закона 1988 года "Об авторском праве, промышленных образцах и патентах" (глава 48) (Copyright, Designs and Patents Act 1988) критерием охраноспособности является оригинальность, а именно то, что произведение создано автором, приложившим необходимые усилия для его создания <24>.
Статья: Гид по использованию искусственного интеллекта в бухгалтерии
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Еще один риск, который нужно принимать во внимание: чувствительные корпоративные данные. "Финансовые документы, база контрагентов, отчетность по товарным категориям, объекты авторского права, промышленные образцы, секреты производства - все это объекты, для которых могут вводить режим коммерческой тайны и конфиденциальности. Чтобы защитить их от искусственного интеллекта, нужно уже на старте продумать, к каким файлам и данным предоставить доступ", - замечает Владислав Деханд.
("Практическая бухгалтерия", 2025, N 9)Еще один риск, который нужно принимать во внимание: чувствительные корпоративные данные. "Финансовые документы, база контрагентов, отчетность по товарным категориям, объекты авторского права, промышленные образцы, секреты производства - все это объекты, для которых могут вводить режим коммерческой тайны и конфиденциальности. Чтобы защитить их от искусственного интеллекта, нужно уже на старте продумать, к каким файлам и данным предоставить доступ", - замечает Владислав Деханд.
"Организационные авторские права"
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)<5> Напр., понятие "моральные права" (moral rights) в Великобритании закреплено Законом 1988 г. "Об авторском праве, промышленных образцах и патентах" (п. 2 разд. 2, гл. IV и т.д.). В США нематериальные блага и неимущественные интересы творцов защищаются на основании норм о диффамации, запретов на вмешательство в частную жизнь, честной конкуренции и т.п. Ссылки на иностранную литературу в поддержку идеи моральных прав сделаны в начале этого параграфа. См. доп.: Интеллектуальная собственность в современном мире / Под ред. И.А. Близнеца. С. 170 (авторы главы - К.Б. Леонтьев, О.Ю. Митин).
(Братусь Д.В.)
(под общ. ред. Б.М. Гонгало)
("Статут", 2022)<5> Напр., понятие "моральные права" (moral rights) в Великобритании закреплено Законом 1988 г. "Об авторском праве, промышленных образцах и патентах" (п. 2 разд. 2, гл. IV и т.д.). В США нематериальные блага и неимущественные интересы творцов защищаются на основании норм о диффамации, запретов на вмешательство в частную жизнь, честной конкуренции и т.п. Ссылки на иностранную литературу в поддержку идеи моральных прав сделаны в начале этого параграфа. См. доп.: Интеллектуальная собственность в современном мире / Под ред. И.А. Близнеца. С. 170 (авторы главы - К.Б. Леонтьев, О.Ю. Митин).