ПрокурОрский надзор в сфере защиты прав предпринимателей
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор в сфере защиты прав предпринимателей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2024 N 14АП-1565/2024 по делу N А05-13942/2023
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.Довод управления о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение ввиду того, что нарушение выявлено в рамках прокурорской проверки, а понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, указанное в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), не тождественно понятию прокурорского надзора, подлежит отклонению.
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.Довод управления о невозможности применения к рассматриваемым правоотношениям положений части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены административного штрафа на предупреждение ввиду того, что нарушение выявлено в рамках прокурорской проверки, а понятие государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, указанное в Федеральном законе от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее - Закон N 248-ФЗ) и Федеральном законе от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), не тождественно понятию прокурорского надзора, подлежит отклонению.
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Контрольная закупка Роспотребнадзора
(КонсультантПлюс, 2025)...в прокуратуру... поступило заявление Управления Роспотребнадзора... о согласовании проведения внеплановой контрольной закупки в отношении ООО... осуществляющего предпринимательскую деятельность, с приложением соответствующих документов.
(КонсультантПлюс, 2025)...в прокуратуру... поступило заявление Управления Роспотребнадзора... о согласовании проведения внеплановой контрольной закупки в отношении ООО... осуществляющего предпринимательскую деятельность, с приложением соответствующих документов.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)§ 4. Защита прав предпринимателей органами исполнительной
(том 1)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)§ 4. Защита прав предпринимателей органами исполнительной
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 23.04.2015
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре. При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки, должен иметь Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2015 года"Впредь до внесения надлежащих законодательных изменений разумность этих сроков подтверждается либо опровергается при рассмотрении соответствующих споров судами, имея в виду, что бремя доказывания их разумности лежит на прокуроре. При этом ориентирующее значение при решении вопросов, связанных в том числе с определением сроков представления прокурору документов, необходимых для проведения проверки, должен иметь Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Постановление Конституционного Суда РФ от 17.02.2015 N 2-П
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"Как отмечено в вынесенном в отношении Н.В. Караваевой постановлении мирового судьи судебного участка N 1 по Демскому району города Уфы (оставлено без изменения судом вышестоящей инстанции), предъявленные прокуратурой требования, связанные с получением необходимых для проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму материалов, включая подлежащие хранению первичные бухгалтерские документы, являются законными и обоснованными; на проведение прокурорского надзора не распространяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем проведение в феврале 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности данной некоммерческой организации за 2010 - 2012 годы, которая нарушений не выявила, не препятствует проведению надзорных мероприятий прокуратурой, поскольку она в своей деятельности не подменяет иные государственные органы.
"По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений "Агора", межрегиональной общественной организации "Правозащитный центр "Мемориал", международной общественной организации "Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество "Мемориал", региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам "Гражданское содействие", автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг "Забайкальский правозащитный центр", регионального общественного фонда "Международный стандарт" в Республике Башкортостан и гражданки С.А. Ганнушкиной"Как отмечено в вынесенном в отношении Н.В. Караваевой постановлении мирового судьи судебного участка N 1 по Демскому району города Уфы (оставлено без изменения судом вышестоящей инстанции), предъявленные прокуратурой требования, связанные с получением необходимых для проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму материалов, включая подлежащие хранению первичные бухгалтерские документы, являются законными и обоснованными; на проведение прокурорского надзора не распространяются положения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", в связи с чем проведение в феврале 2013 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан плановой проверки финансово-хозяйственной деятельности данной некоммерческой организации за 2010 - 2012 годы, которая нарушений не выявила, не препятствует проведению надзорных мероприятий прокуратурой, поскольку она в своей деятельности не подменяет иные государственные органы.
Статья: Функции прокурора в гражданском и арбитражном процессе
(Михайлова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)<6> См. подробнее: Михайлова Е.В. Правовое положение прокурора в арбитражном судопроизводстве // Государство и право. 2023. N 6; Михайлова Е.В. Процессуальные средства защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях незаконных санкционных мер // Нотариальный вестник. 2023. N 5; Михайлова Е.В. Некоторые проблемы участия прокурора в цивилистическом процессе // Пролог: журнал о праве. 2023. N 2 (38); Михайлова Е.В. Функции прокурора в сфере гражданской юрисдикции нужно усилить // Законность. 2021. N 8 (1042); Михайлова Е.В. Прокурорский надзор в сфере защиты частных и публичных прав необходимо усилить // Публичное право сегодня. 2020. N 1.
(Михайлова Е.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)<6> См. подробнее: Михайлова Е.В. Правовое положение прокурора в арбитражном судопроизводстве // Государство и право. 2023. N 6; Михайлова Е.В. Процессуальные средства защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в условиях незаконных санкционных мер // Нотариальный вестник. 2023. N 5; Михайлова Е.В. Некоторые проблемы участия прокурора в цивилистическом процессе // Пролог: журнал о праве. 2023. N 2 (38); Михайлова Е.В. Функции прокурора в сфере гражданской юрисдикции нужно усилить // Законность. 2021. N 8 (1042); Михайлова Е.В. Прокурорский надзор в сфере защиты частных и публичных прав необходимо усилить // Публичное право сегодня. 2020. N 1.
"Административно-правовые гарантии обеспечения прав граждан и организаций при осуществлении государственного контроля (надзора): теория и практика: монография"
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)<2> См., напр.: Бут Н.Д. Государственный контроль и защита прав предпринимательства / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.В. Паламарчук. М.: Издательство Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2009. С. 189 - 222; Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: Научно-методическое пособие / под общ ред. А.В. Паламарчука. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. 192 с.; Мицкевич Л.А. Государственный контроль и бизнес. Баланс прав и обязанностей: учебное пособие / Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева. М.: Проспект, 2017. С. 39 - 58; Сыропятова С.Б. Прокурорский надзор за осуществлением предпринимательской деятельности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 2. N 4. С. 120 - 121.
(Фесько Д.С.)
(под науч. ред. В.В. Черникова)
("Проспект", 2023)<2> См., напр.: Бут Н.Д. Государственный контроль и защита прав предпринимательства / Н.Д. Бут, А.Н. Ларьков, А.В. Паламарчук. М.: Издательство Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2009. С. 189 - 222; Прокурорский надзор за исполнением законов о защите прав предпринимателей: Научно-методическое пособие / под общ ред. А.В. Паламарчука. М.: Генеральная прокуратура Российской Федерации: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации, 2014. 192 с.; Мицкевич Л.А. Государственный контроль и бизнес. Баланс прав и обязанностей: учебное пособие / Л.А. Мицкевич, А.Ф. Васильева. М.: Проспект, 2017. С. 39 - 58; Сыропятова С.Б. Прокурорский надзор за осуществлением предпринимательской деятельности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2019. Т. 2. N 4. С. 120 - 121.
Статья: Законность в сфере защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Ключевые слова: законность, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, прокурорский надзор, законодательство.
(Бут Н.Д., Хусяйнова С.Г.)
("Конкурентное право", 2022, N 3)Ключевые слова: законность, защита прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности, прокурорский надзор, законодательство.
Статья: Прокурор: полномочия, основания и порядок деятельности
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей) положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Согласно п. 3 ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей) положения данного Закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Статья: Надзор за соблюдением прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля
(Худякова Н.В.)
("Законность", 2021, N 7)Административное давление, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах всех уровней, "произвол" контролирующих органов, бюрократизация бизнес-процессов, административные барьеры, сложность и изменчивость норм-требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, - все это факторы, негативно влияющие на предпринимательскую активность в нашей стране. Одним из основных факторов низкого уровня предпринимательской инициативы в Российской Федерации являются нарушения прав хозяйствующих субъектов при осуществлении контроля и надзора. Они отрицательно сказываются на действующих предпринимателях. Снижается уровень доверия к государству, как следствие - падает желание не вовлеченного в бизнес населения заниматься хозяйственной деятельностью. Обеспечение свободы экономической деятельности - комплексная задача государственных органов и органов местного самоуправления, в то время как выявление нарушений прав предпринимателей и их устранение - в основном задача органов прокуратуры <3>.
(Худякова Н.В.)
("Законность", 2021, N 7)Административное давление, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах всех уровней, "произвол" контролирующих органов, бюрократизация бизнес-процессов, административные барьеры, сложность и изменчивость норм-требований, предъявляемых к хозяйствующим субъектам, - все это факторы, негативно влияющие на предпринимательскую активность в нашей стране. Одним из основных факторов низкого уровня предпринимательской инициативы в Российской Федерации являются нарушения прав хозяйствующих субъектов при осуществлении контроля и надзора. Они отрицательно сказываются на действующих предпринимателях. Снижается уровень доверия к государству, как следствие - падает желание не вовлеченного в бизнес населения заниматься хозяйственной деятельностью. Обеспечение свободы экономической деятельности - комплексная задача государственных органов и органов местного самоуправления, в то время как выявление нарушений прав предпринимателей и их устранение - в основном задача органов прокуратуры <3>.
"Теория и практика возбуждения уголовного дела: учебное пособие"
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Государством установлены дополнительные процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов предпринимателей по делам о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при возбуждении уголовных дел. См.: п. 1.2 указания Генеральной прокуратуры РФ от 1 декабря 2017 г. N 815/36 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности".
(отв. ред. Л.Н. Масленникова, Т.Ю. Вилкова)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)<1> Государством установлены дополнительные процессуальные гарантии обеспечения прав и законных интересов предпринимателей по делам о преступлениях в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности при возбуждении уголовных дел. См.: п. 1.2 указания Генеральной прокуратуры РФ от 1 декабря 2017 г. N 815/36 "Об усилении прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности на досудебных стадиях уголовного судопроизводства и при осуществлении оперативно-розыскной деятельности", п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2016 г. N 48 "О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности".
Статья: Полномочие прокурора по изъятию объектов при проведении проверок исполнения законов
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2023, N 7)Кроме того, суды признавали законными действия по изъятию объектов в рамках прокурорской проверки специалистами контрольно-надзорных органов в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <8>, а также сотрудниками полиции в рамках УПК РФ <9>. Как указал в первом случае Верховный Суд РФ, участие специалистов в прокурорской проверке не лишает их обязанности при выявлении нарушений законодательства осуществлять контроль за его соблюдением, в рамках компетенции принимать меры по фиксации доказательств выявленных нарушений, а также принимать меры к их пресечению и устранению.
(Шевченко Е.Н.)
("Законность", 2023, N 7)Кроме того, суды признавали законными действия по изъятию объектов в рамках прокурорской проверки специалистами контрольно-надзорных органов в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" <8>, а также сотрудниками полиции в рамках УПК РФ <9>. Как указал в первом случае Верховный Суд РФ, участие специалистов в прокурорской проверке не лишает их обязанности при выявлении нарушений законодательства осуществлять контроль за его соблюдением, в рамках компетенции принимать меры по фиксации доказательств выявленных нарушений, а также принимать меры к их пресечению и устранению.
Статья: Некоторые вопросы прокурорского надзора за соблюдением прав осужденных, заключивших контракт в период мобилизации
(Чебаненко Ю.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Проблемы правового статуса военнослужащих, заключивших контракт с Министерством обороны РФ, военнослужащих, призванных в период мобилизации, защиты их прав средствами прокурорского надзора поднимаются в работах таких авторов, как Д.Р. Беляева <5>, Д.А. Давудов <6>, Н.Н. Карпов <7>, Н.Н. Трофимов <8>, и некоторых других.
(Чебаненко Ю.А.)
("Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление", 2025, N 4)Проблемы правового статуса военнослужащих, заключивших контракт с Министерством обороны РФ, военнослужащих, призванных в период мобилизации, защиты их прав средствами прокурорского надзора поднимаются в работах таких авторов, как Д.Р. Беляева <5>, Д.А. Давудов <6>, Н.Н. Карпов <7>, Н.Н. Трофимов <8>, и некоторых других.
Статья: Роль прокуратуры в инициировании регрессных исков о возмещении ущерба бюджету, причиненного в результате неисполнения государственных и муниципальных контрактов, как мера профилактики нарушений прав предпринимателей
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)<9> Отческая Т.И. Правовые и методологические проблемы организации участия прокурора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства (по законодательству Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья): дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2003. 541 с.; Отческая Т.И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей // Пролог: журнал о праве. 2020. N 2 (26). С. 50.
(Нальгиева Р.М.)
("Юрист", 2025, N 9)<9> Отческая Т.И. Правовые и методологические проблемы организации участия прокурора в арбитражном суде в защиту экономических интересов Российского государства (по законодательству Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья): дис. ... д-ра юрид. наук. Рязань, 2003. 541 с.; Отческая Т.И. Особенности прокурорского надзора за исполнением законодательства о защите прав предпринимателей // Пролог: журнал о праве. 2020. N 2 (26). С. 50.
Статья: К вопросу об увеличении контроля за субъектами малого и среднего предпринимательства как сдерживающий фактор их развития
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Относительно мероприятий данное положение логично, так как они достаточно специфичны, а именно оперативно-розыскные, прокурорский надзор, нарушения антимонопольного законодательства и другие [5, 7]. Нарушения, которые являются основанием для проведения перечисленных мероприятий, существенны, а иногда даже опасны. Это логично, что они регулируются отдельным законодательным актом, который по-особому также защищает права предпринимателей при их проведении.
(Васильева О.Н., Козлова К.Ф.)
("Legal Bulletin", 2023, N 1)Относительно мероприятий данное положение логично, так как они достаточно специфичны, а именно оперативно-розыскные, прокурорский надзор, нарушения антимонопольного законодательства и другие [5, 7]. Нарушения, которые являются основанием для проведения перечисленных мероприятий, существенны, а иногда даже опасны. Это логично, что они регулируются отдельным законодательным актом, который по-особому также защищает права предпринимателей при их проведении.