ПрокурОрский надзор в сфере образования
Подборка наиболее важных документов по запросу ПрокурОрский надзор в сфере образования (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Исковое заявление об ограничении родительских прав в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...При решении вопроса о принятии заявления прокурора, предъявленного в защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в ряде случаев судьи ошибочно полагали, что прокурор не имеет права на обращение с таким заявлением в суд, если ребенку назначен опекун или попечитель либо если дети помещены под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(КонсультантПлюс, 2025)"...При решении вопроса о принятии заявления прокурора, предъявленного в защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в ряде случаев судьи ошибочно полагали, что прокурор не имеет права на обращение с таким заявлением в суд, если ребенку назначен опекун или попечитель либо если дети помещены под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданский процесс: Исковое заявление о лишении родительских прав в гражданском процессе
(КонсультантПлюс, 2025)"...При решении вопроса о принятии заявления прокурора, предъявленного в защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в ряде случаев судьи ошибочно полагали, что прокурор не имеет права на обращение с таким заявлением в суд, если ребенку назначен опекун или попечитель либо если дети помещены под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(КонсультантПлюс, 2025)"...При решении вопроса о принятии заявления прокурора, предъявленного в защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в ряде случаев судьи ошибочно полагали, что прокурор не имеет права на обращение с таким заявлением в суд, если ребенку назначен опекун или попечитель либо если дети помещены под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Надзор за исполнением законодательства в сфере соблюдения прав детей на получение доступного образования
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)В статье обобщена практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при строительстве объектов образования и передаче их в государственную собственность с целью реализации права каждого ребенка на получение доступного образования.
(Криворучко Н.В.)
("Законность", 2023, N 6)В статье обобщена практика прокурорского надзора за исполнением законодательства при строительстве объектов образования и передаче их в государственную собственность с целью реализации права каждого ребенка на получение доступного образования.
Статья: Надзор за исполнением законодательства на территории закрытых административно-территориальных образований и закрытых военных городков
(Иванченко Е.А., Воротилина Т.В.)
("Законность", 2024, N 4)Правовой режим закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и закрытых военных городков (ЗВГ) обеспечивают два вида специализированных прокуратур: режим ЗАТО - прокуратуры ЗАТО, а режим ЗВГ - военные прокуратуры. Чаще всего существует именно такое распределение поднадзорности объектов. Однако это бывает не во всех случаях. Иногда закрытые военные городки размещаются на территории ЗАТО, но такие случаи, скорее, исключение. Прежде чем перейти к рассмотрению правовых основ деятельности указанных специализированных прокуратур, необходимо подробно рассмотреть правовой статус этих территориальных образований, выступающих объектами прокурорского надзора, так как правовой статус является определяющим для соответствующей организации надлежащей надзорной деятельности в целях поддержания режима законности.
(Иванченко Е.А., Воротилина Т.В.)
("Законность", 2024, N 4)Правовой режим закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) и закрытых военных городков (ЗВГ) обеспечивают два вида специализированных прокуратур: режим ЗАТО - прокуратуры ЗАТО, а режим ЗВГ - военные прокуратуры. Чаще всего существует именно такое распределение поднадзорности объектов. Однако это бывает не во всех случаях. Иногда закрытые военные городки размещаются на территории ЗАТО, но такие случаи, скорее, исключение. Прежде чем перейти к рассмотрению правовых основ деятельности указанных специализированных прокуратур, необходимо подробно рассмотреть правовой статус этих территориальных образований, выступающих объектами прокурорского надзора, так как правовой статус является определяющим для соответствующей организации надлежащей надзорной деятельности в целях поддержания режима законности.
Нормативные акты
Приказ Генпрокуратуры России от 31.08.2023 N 583
(ред. от 01.11.2025)
"Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления"В целях совершенствования организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
(ред. от 01.11.2025)
"Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления"В целях совершенствования организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)При решении вопроса о принятии заявления прокурора, предъявленного в защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в ряде случаев судьи ошибочно полагали, что прокурор не имеет права на обращение с таким заявлением в суд, если ребенку назначен опекун или попечитель, либо если дети помещены под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.07.2011)При решении вопроса о принятии заявления прокурора, предъявленного в защиту прав и интересов несовершеннолетнего, в ряде случаев судьи ошибочно полагали, что прокурор не имеет права на обращение с таким заявлением в суд, если ребенку назначен опекун или попечитель, либо если дети помещены под надзор в образовательные, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с ч. 1 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В соответствии с ч. 1 ст. 77 Закона N 131-ФЗ органы прокуратуры Российской Федерации осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.
Статья: Актуальные вопросы уголовно-правовой политики в сфере противодействия незаконной миграции
(Иванова Е.Л.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Также представляется крайне важным акцентировать внимание на данном направлении прокурорского надзора и в Приказах Генерального прокурора РФ <13>. В юридической литературе в перечень объектов прокурорского надзора в сфере миграции, как правило, включают органы и должностных лиц, реализующих миграционную политику Российской Федерации, а также органы управления и руководителей хозяйствующих субъектов, привлекающих к выполнению трудовой функции работников-мигрантов <14>. Такой подход к выделению объектов прокурорского надзора обусловлен сферами миграционных отношений, где возникает необходимость обеспечения законности. Одновременно с развитием законодательства и предъявлением им новых требований, по нашему мнению, круг объектов прокурорского надзора должен корректироваться. С того момента, как к числу обязательных требований законодательства для проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации и получения ими российского гражданства стало относиться наличие сертификата, на наш взгляд, к объектам прокурорского надзора необходимо также относить деятельность образовательных организаций, проводящих тестирование на наличие таких знаний.
(Иванова Е.Л.)
("Российский следователь", 2024, N 11)Также представляется крайне важным акцентировать внимание на данном направлении прокурорского надзора и в Приказах Генерального прокурора РФ <13>. В юридической литературе в перечень объектов прокурорского надзора в сфере миграции, как правило, включают органы и должностных лиц, реализующих миграционную политику Российской Федерации, а также органы управления и руководителей хозяйствующих субъектов, привлекающих к выполнению трудовой функции работников-мигрантов <14>. Такой подход к выделению объектов прокурорского надзора обусловлен сферами миграционных отношений, где возникает необходимость обеспечения законности. Одновременно с развитием законодательства и предъявлением им новых требований, по нашему мнению, круг объектов прокурорского надзора должен корректироваться. С того момента, как к числу обязательных требований законодательства для проживания иностранных граждан на территории Российской Федерации и получения ими российского гражданства стало относиться наличие сертификата, на наш взгляд, к объектам прокурорского надзора необходимо также относить деятельность образовательных организаций, проводящих тестирование на наличие таких знаний.
Статья: Концепция устойчивого развития и климатическая повестка как аспекты новой парадигмы прокурорского надзора
(Михлина Н.В.)
("Законность", 2025, N 1)Сложность надзора в парадигме новой модели развития экономики может быть преодолена своевременным внедрением в программы обучения и практическую деятельность прокуроров новых образовательных программ и методик, включая программы обмена опытом с зарубежными коллегами. Международный аспект упомянутой Повестки ООН предполагает не только гармонизацию законодательства, но и синхронизацию надзора, что в ближайшем будущем определит новые функции прокуратуры и методы их реализации.
(Михлина Н.В.)
("Законность", 2025, N 1)Сложность надзора в парадигме новой модели развития экономики может быть преодолена своевременным внедрением в программы обучения и практическую деятельность прокуроров новых образовательных программ и методик, включая программы обмена опытом с зарубежными коллегами. Международный аспект упомянутой Повестки ООН предполагает не только гармонизацию законодательства, но и синхронизацию надзора, что в ближайшем будущем определит новые функции прокуратуры и методы их реализации.
Статья: Особенности предоставления права пользования участком недр, в границах которого образованы отходы недропользования, для добычи полезных ископаемых
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Вместе с тем правовые предписания, закрепляющие возможность хозяйствующего субъекта по получению разрешения на право пользования участком недр и лицензии на добычу ПИ и полезных компонентов из отходов недропользования, имеют ряд противоречий и пробелов, что не позволяет в полной мере вовлечь данные объекты в легальный экономический оборот. В юридической литературе указывается на многочисленные нарушения в этой сфере, выявленные при осуществлении прокурорского надзора в части "игнорирования федерального законодательства при лицензировании добычи полезных ископаемых, предоставлении (прекращении) прав пользования недрами" <3>. С учетом этого следует обратить внимание на особенности получения разрешения в отношении участков недр, сформированных в результате образования отходов недропользования.
(Прощалыгин Р.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 9)Вместе с тем правовые предписания, закрепляющие возможность хозяйствующего субъекта по получению разрешения на право пользования участком недр и лицензии на добычу ПИ и полезных компонентов из отходов недропользования, имеют ряд противоречий и пробелов, что не позволяет в полной мере вовлечь данные объекты в легальный экономический оборот. В юридической литературе указывается на многочисленные нарушения в этой сфере, выявленные при осуществлении прокурорского надзора в части "игнорирования федерального законодательства при лицензировании добычи полезных ископаемых, предоставлении (прекращении) прав пользования недрами" <3>. С учетом этого следует обратить внимание на особенности получения разрешения в отношении участков недр, сформированных в результате образования отходов недропользования.
Статья: Роль прокуратуры Российской Федерации в обеспечении прав граждан на занятия физической культурой и спортом
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Важным аспектом является надзор за реализацией образовательных программ в части физического воспитания и формирования здорового образа жизни учащихся. Проверяются организация физвоспитания в школах, соблюдение санитарных норм. Таким образом, прокурорский надзор носит всеобъемлющий характер, охватывая широкий спектр вопросов обеспечения прав граждан на занятия физкультурой и спортом, с акцентом на защиту интересов детей и подростков. Комплексный подход позволяет выявлять системные проблемы и добиваться их устранения на различных уровнях. При этом особое внимание уделяется обеспечению образовательных учреждений необходимым спортивным инвентарем, состоянию спортивных залов и сооружений, квалификации тренерского и преподавательского состава [6].
(Евсеев Е.В., Козин А.П., Токарев И.С.)
("Современное право", 2024, N 10)Важным аспектом является надзор за реализацией образовательных программ в части физического воспитания и формирования здорового образа жизни учащихся. Проверяются организация физвоспитания в школах, соблюдение санитарных норм. Таким образом, прокурорский надзор носит всеобъемлющий характер, охватывая широкий спектр вопросов обеспечения прав граждан на занятия физкультурой и спортом, с акцентом на защиту интересов детей и подростков. Комплексный подход позволяет выявлять системные проблемы и добиваться их устранения на различных уровнях. При этом особое внимание уделяется обеспечению образовательных учреждений необходимым спортивным инвентарем, состоянию спортивных залов и сооружений, квалификации тренерского и преподавательского состава [6].
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Деятельность органов муниципальной власти, будучи подзаконной, является объектом надзора и контроля со стороны государства. Так, в отношении местного самоуправления осуществляется прокурорский надзор. Соответствие уставов муниципальных образований законодательству контролируется Министерством юстиции РФ. Федеральное казначейство контролирует исполнение бюджетных полномочий органов муниципального финансового контроля в структуре местных администраций. Отчеты об исполнении местного бюджета представляются в органы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства <23>. Указанные контрольные полномочия осуществляют в отношении органов местного самоуправления федеральные органы государственной власти.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Деятельность органов муниципальной власти, будучи подзаконной, является объектом надзора и контроля со стороны государства. Так, в отношении местного самоуправления осуществляется прокурорский надзор. Соответствие уставов муниципальных образований законодательству контролируется Министерством юстиции РФ. Федеральное казначейство контролирует исполнение бюджетных полномочий органов муниципального финансового контроля в структуре местных администраций. Отчеты об исполнении местного бюджета представляются в органы Федеральной налоговой службы и Федерального казначейства <23>. Указанные контрольные полномочия осуществляют в отношении органов местного самоуправления федеральные органы государственной власти.
Статья: Прокурорская проверка как средство выявления нарушения закона: проблемы теории и практики
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<1> Синельщиков Ю.П. Правовые средства прокурорского надзора // Настольная книга прокурора / под ред. С.И. Герасимова. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка: Экслит, 2003; Кушнир И.В. Прокурорский надзор. 2010. URL: http://www.be5.biz/pravo/p003/03.htm (дата обращения: 01.02.2025); Ломовский В.Д. О понятии и содержании прокурорской проверки // Правоведение. 1988. N 5. С. 89 - 93; Винокуров Ю.Е., Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учеб. для вузов. 15-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 152 // Образовательная платформа Юрайт: сайт. URL: https://urait.ru/bcode/518896 (дата обращения: 01.02.2025); Ергашев Е.Р., Фирсова А.А. К вопросу об основных требованиях, предъявляемых к организации и проведению прокурорской проверки // Российский юридический журнал. 2013. N 1.
(Ергашев Е.Р., Сагаева А.К.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 2)<1> Синельщиков Ю.П. Правовые средства прокурорского надзора // Настольная книга прокурора / под ред. С.И. Герасимова. М.: НИИ проблем укрепления законности и правопорядка: Экслит, 2003; Кушнир И.В. Прокурорский надзор. 2010. URL: http://www.be5.biz/pravo/p003/03.htm (дата обращения: 01.02.2025); Ломовский В.Д. О понятии и содержании прокурорской проверки // Правоведение. 1988. N 5. С. 89 - 93; Винокуров Ю.Е., Винокуров А.Ю. Прокурорский надзор: учеб. для вузов. 15-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2023. С. 152 // Образовательная платформа Юрайт: сайт. URL: https://urait.ru/bcode/518896 (дата обращения: 01.02.2025); Ергашев Е.Р., Фирсова А.А. К вопросу об основных требованиях, предъявляемых к организации и проведению прокурорской проверки // Российский юридический журнал. 2013. N 1.
Статья: К вопросу о требованиях к уровню образования и профессиональному опыту для представителей отдельных профессий (должностей) правоохранительных и судебных органов в военной сфере
(Вражнов А.С., Никонович С.Л.)
("Российский судья", 2022, N 9)Во-вторых, в условиях стремительного развития информационных технологий лицо, имеющее высшее юридическое образование (уровень бакалавриат/специалитет), полученное им сразу же после окончания школы, зачастую имеет более актуальные навыки в смежных с правом отраслях знаний (например, инвестиционные и медийные инструменты), что позволяет ему более эффективно осуществлять прокурорский надзор в определенных сферах деятельности.
(Вражнов А.С., Никонович С.Л.)
("Российский судья", 2022, N 9)Во-вторых, в условиях стремительного развития информационных технологий лицо, имеющее высшее юридическое образование (уровень бакалавриат/специалитет), полученное им сразу же после окончания школы, зачастую имеет более актуальные навыки в смежных с правом отраслях знаний (например, инвестиционные и медийные инструменты), что позволяет ему более эффективно осуществлять прокурорский надзор в определенных сферах деятельности.
Статья: Роль арбитражных судов в защите публичных интересов
(Милосердов Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)Безусловно, актуальность темы настоящей статьи обусловлена и возрастающей ролью государства в регулировании экономических отношений, в том числе сделок с имущественными комплексами, включая крупные стратегически значимые предприятия металлургической, энергетической и иных видов промышленности, усилением прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономической и предпринимательской деятельности, в частности в области имущественных отношений с участием публично-правовых образований, и необходимостью обеспечения баланса между частными и публичными интересами при отправлении правосудия.
(Милосердов Н.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2025, N 10)Безусловно, актуальность темы настоящей статьи обусловлена и возрастающей ролью государства в регулировании экономических отношений, в том числе сделок с имущественными комплексами, включая крупные стратегически значимые предприятия металлургической, энергетической и иных видов промышленности, усилением прокурорского надзора за исполнением законов в сфере экономической и предпринимательской деятельности, в частности в области имущественных отношений с участием публично-правовых образований, и необходимостью обеспечения баланса между частными и публичными интересами при отправлении правосудия.
Статья: Административно-правовое обеспечение процесса демократизации государственно-служебных отношений в органах прокуратуры
(Смирнов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Дальнейшего совершенствования требует существующая система профессионального обучения прокурорских работников, первостепенное место в которой должен занять непрерывный процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки, осуществляемых не только в ведомственных образовательных организациях, но и в находящихся по месту прохождения службы сторонних гражданских учебных заведениях, специализирующихся на предоставлении профессионального образования в отдельных сферах. Наибольшую актуальность в современных условиях для осуществления качественного прокурорского надзора имеют специальности экономической направленности: бухгалтерский учет, аудит, бюджетирование, управление закупками для государственных и муниципальных нужд <13>. Приобретение таких знаний позволило бы прокурорам самостоятельно осуществлять качественные углубленные проверки соблюдения действующего законодательства в оборонно-промышленном комплексе, при реализации национальных проектов, в бюджетной и других сферах.
(Смирнов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 2)Дальнейшего совершенствования требует существующая система профессионального обучения прокурорских работников, первостепенное место в которой должен занять непрерывный процесс повышения квалификации и профессиональной переподготовки, осуществляемых не только в ведомственных образовательных организациях, но и в находящихся по месту прохождения службы сторонних гражданских учебных заведениях, специализирующихся на предоставлении профессионального образования в отдельных сферах. Наибольшую актуальность в современных условиях для осуществления качественного прокурорского надзора имеют специальности экономической направленности: бухгалтерский учет, аудит, бюджетирование, управление закупками для государственных и муниципальных нужд <13>. Приобретение таких знаний позволило бы прокурорам самостоятельно осуществлять качественные углубленные проверки соблюдения действующего законодательства в оборонно-промышленном комплексе, при реализации национальных проектов, в бюджетной и других сферах.